Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа
от 22 апреля 2009 г. N 88-п
Стратегия "Новое социальное партнерство в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре на период до 2010 года"
Введение
1.1. Исторические и региональные предпосылки
Закономерности общественного развития свидетельствуют, что гармоничное и неконфликтное развитие общества зависит от согласования интересов государства, предпринимателей и граждан. Оптимальный баланс и реализацию интересов государства, предпринимателей и граждан обеспечивает социальное партнерство.
Основополагающими международно-правовыми актами, определяющими законодательное регулирование социального партнерства, являются Конвенции Международной организации труда, ратифицированные и действующие на территории Российской Федерации.
В эпоху глобализации и связанных с нею вызовов в области устойчивого экономического и социального развития, мировое сообщество вырабатывает новые принципы и стандарты социально ответственного поведения, которые находят отражение в декларациях, конвенциях и инициативах ООН, МОТ, ОЭСР, а также в документах других международных организаций. Формируются новые представления и вводятся в практику новые понятия - "социальные инвестиции", социальная отчетность", - подготавливаются специалисты в сфере социального менеджмента и проектирования.
В 2002 году Глобальный договор ООН призвал руководителей деловых кругов присоединиться к международной инициативе с тем, чтобы объединить усилия компаний, учреждений ООН, трудящихся и гражданского общества по реализации основополагающих принципов в области прав человека, трудовых отношений и охраны окружающей среды.
В отличие от западных стран, в России становление института социального партнерства происходит при активном участии государства, посредством формирования правовой базы и организационной структуры, а также благодаря вовлечению наемных работников и работодателей в социальный диалог.
Социальное партнерство в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре динамично развивается благодаря согласованной работе Правительства автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований, деловых кругов и объединений граждан. Накоплен значительный опыт взаимодействия субъектов социального партнерства: работают трехсторонние комиссии, заключаются коллективные трудовые договоры, активная работа ведется профсоюзными организациями.
С 1992 года на территории автономного округа действует Двухсторонняя комиссия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по регулированию социально-трудовых отношений работников бюджетных отраслей. Результатами работы комиссии явилось заключение и выполнение Межотраслевого тарифного соглашения с окружными профессиональными союзами. На территориальном (муниципальном) уровне заключены и действуют 20 отраслевых (межотраслевых) соглашений, в основном регулирующих социально-трудовые отношения в организациях, относящихся к бюджетной сфере.
С ноября 2002 года осуществляет деятельность Трехсторонняя комиссия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по регулированию социально-трудовых отношений. Заключено и действует Трехстороннее соглашение между органами государственной власти, объединением работодателей и объединением профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В условиях рыночных отношений интерес к коллективному договорному регулированию трудовых отношений объективно растет. Вместе с тем социальное партнерство многими участниками до сих пор воспринимается достаточно узко, почти исключительно как партнерство в области трудовых отношений. Однако глобальные тенденции обязывают расширять объем и масштабировать понятие "социальное партнерство", выводить совместную работу субъектов партнерства на принципиально новый продуктивный уровень взаимодействия.
Благоприятные результаты совместной работы обеспечивают стабильность партнерского формата отношений. Но для улучшения качества жизни граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры всем партнерам необходимо стремиться к эволюции формы и содержания социального партнерства. Необходимо учитывать объективные международные тенденции - распространение практики социального инвестирования, проектный подход в деятельности некоммерческих организаций (далее - НКО), стандартизация социальной отчетности, рост подготовки менеджеров и юристов в области социального проектирования.
Мировой опыт показывает - сбалансированные отношения на основе согласованной политики субъектов социального партнерства обеспечивают новое качество жизни граждан и форсируют развитие территорий.
Совершенствование системы социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре направлено на формирование наилучших условий для развития каждого человека и общества в целом.
1.2. Государственная политика и общественно-политические предпосылки
Развитие социально-партнерских отношений в России в 1990-х годов осложнялось системным кризисом всего строя общественных отношений. Формирование рыночной экономики обусловило изменение подходов к правовому регулированию общественных отношений, прежде всего, возникновение договорных методов.
Для защиты интересов работника в условиях рыночной экономики правительство Российской Федерации инициировало работу по законодательному и нормативному оформлению системы социального партнерства.
Формирование системы социального партнерства остается приоритетным направлением политики государства. Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года так сформулировал тезис о назначении социальной ответственности: "Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ".
Законодательной основой формирования современной системы социального партнерства стали такие акты как указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)", Указ Президента от 24 января 1992 г. N 45 "О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях".
На смену КЗоТ РСФСР 1971 года пришел Трудовой кодекс РФ, принятый в 2001 году, в котором заложено понимание социального партнерства как механизма, способствующего нахождению компромиссных решений с учетом интересов и работодателей и работников.
Принят Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", регламентирующий права и обязанности, а также порядок образования и принципы деятельности объединений работодателей и их членов. В соответствии с этим законом объединения работодателей должны представлять собой некоммерческие организации, основанные на членстве работодателей.
Федеральное законодательство позволило субъектам РФ не только формировать самостоятельные законодательства о социальном партнерстве, но и послужило созданию принципиально новых социально-партнерских отношений в сфере труда. Число организаций, в которых заключаются коллективные договоры, ежегодно увеличивается, коллективно-договорными отношениями охвачено порядка 90% российских работников.
При расширении круга участников общественных отношений в сфере труда складываются социально-трудовые отношения, вытекающие из реализации права человека на труд и распространяющиеся на неопределенный круг лиц. В этом случае механизм замкнутого правоотношения не может быть использован. Именно здесь и возникает социальное партнерство, как принцип взаимодействия участников социально-трудовых отношений.
Социальное партнерство как принцип взаимодействия участников общественных отношений может возникать не только в сфере труда. Предметом социального партнерства могут быть любые общественные отношения, распространяющиеся на неопределенный круг лиц, заинтересованных в социальных инвестициях.
К общественно-политическим предпосылкам социального партнерства следует также отнести рост образованности населения, формирование глобальных рынков труда и глобального информационного мира. Возникновение этих факторов обусловлено усложнением социально-экономической организации общества, усиливающимся влиянием общественных организаций на бизнес.
Активно идет процесс институционализации принципов социальной работы. Представители деловой среды разрабатывают и принимают документы, которые регламентируют реализацию социального партнерства на практике. В течение последних лет такой работой занимается Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
Социальная хартия российского бизнеса, разработанная РСПП в 2005 году, стала серьезным шагом к общему пониманию значения социального партнерства для будущего России. Социальная хартия - это стратегическая инициатива, свод основополагающих принципов социально ответственной деловой практики, которые очерчивают направления и границы социальной компетенции деловых кругов и которые применимы в повседневной деятельности любой организации.
Согласно Хартии, социальная миссия российского бизнеса заключается в устойчивом развитии самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека.
Наряду с корпоративной социальной ответственностью в России получает развитие новая форма взаимодействия власти и бизнеса - государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). Форма государственно-частного партнерства зародилась в начале 1990-х годов в Великобритании, когда на смену традиционному взаимодействию заказчика (государства) и подрядчика (бизнеса), пришла модель частной финансовой инициативы, при которой государство лишь заказывало, но не оплачивало бизнесу капиталоемкие объекты.
Государственно-частное партнерство как институциональный и организационный взаимовыгодный альянс государства и бизнеса в целях реализации совместных проектов стало альтернативой приватизации важных отраслей, объектов.
Развитию государственно-частного партнерства уделено внимание в Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 гг., одобренной Правительством РФ (распоряжение от 25 ноября 2005 г. N 1789-р). Для развития государственно-частного партнерства сформирована правовая база. Приняты законы РФ: от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Социально ориентированными проектами являются и приоритетные национальные проекты, работа над которыми началась в 2003 году. Их реализация предусматривает непосредственное вовлечение деловых кругов и активную поддержку граждан.
1.3. Экономические предпосылки
Современный этап экономических преобразований в Российской Федерации обусловлен усилением социальной ориентации рыночной экономики. В этих условиях принципиально важным становится достижение баланса принципов, факторов, отношений и механизмов реализации экономических и социальных приоритетов, сочетание рыночной эффективности и социальной стабильности.
Переход к социально ориентированной, высокоэффективной рыночной экономике предполагает формирование устойчивой системы экономического и социального партнерства работников, работодателей и государства. В сфере труда партнерство выступает принципом взаимодействия субъектов трудовых отношений, осуществляемым с целью согласования их экономических и социальных интересов.
Возрастающая сложность и интеллектуализация общественного труда обеспечивают возрастание роли человеческого фактора, превращение наемного работника из простого исполнителя в образованного, активного субъекта производства и управления.
Социально ответственная деятельность компании вне зависимости от сферы деловой активности является существенным конкурентным преимуществом по сравнению с другими компаниями, ведущими бизнес на том же рынке. Особенно ощутимо преимущества активной социальной политики проявляются при выходе компании на IPO (Initial Public Offering - сделанное впервые, публичное предложение инвесторам стать акционерами компании), зарубежные рынки. Интеграция политики корпоративной социальной ответственности (далее - КСО) в политику компании повышает качество социальных коммуникаций, позволяет инкорпорировать общественные интересы, усиливая тем самым интерактивность стратегических решений и степень проникновения бизнеса в целевые сегменты.
К социально-экономическим предпосылкам социального партнерства также следует отнести появление новых производственных структур и технологий, усложнение социальной структуры общества, усиление концентрации и централизации капитала с сопутствующим изменением форм организации труда.
I. Характеристика стратегии "Новое социальное партнерство"
1.1. Основные цели, задачи и принципы
Исторический и региональный опыт, общественно-политические и экономические предпосылки к созданию новых механизмов взаимодействия общественных сил, глобальные тенденции повышения социальной и экологической ответственности, объективные потребности экономики - таковы основные условия, предопределяющие разработку и широкую адаптацию Стратегии нового социального партнерства.
Социальное партнерство в современном понимании - это общественный институт, основанный на добровольных соглашениях и принципах взаимовыгодного сотрудничества между государственными структурами, бизнесом и некоммерческими организациями для совместной работы по важнейшим направлениям социально-экономического и общественного развития.
Стратегия нового социального партнерства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предполагает широкую вовлеченность и равенство всех участников, субъектов партнерских отношений. Вместе с тем, каждая сторона принимает на себя определенную ответственность.
Органы государственной власти автономного округа призваны обеспечить максимально комфортные условия для достижения действенных результатов социальной работы бизнеса, для чего намерены осуществлять правовую, организационную и информационную поддержку социально ориентированных инициатив.
В сферу добровольных обязанностей бизнес - сообщества автономного округа входит формирование и реализация социально ответственной политики; развитие практики социальной и экологической отчетности, формирование благоприятных условий труда, другие меры по защите работников.
В обязанности НКО и гражданских организаций автономного округа входит постоянный мониторинг социального пространства, выявление чувствительных точек и своевременное информирование о проблемах; общественные организации также должны уметь разрабатывать и реализовывать проекты в соответствии с современными требованиями менеджмента.
Принимая во внимание различный характер ответственности, необходимо сформулировать главные цели партнеров:
1) объединение ресурсов для улучшения качества жизни граждан автономного округа;
2) преобразование Югры в территорию-лидера партнерства с развитой инфраструктурой сотрудничества и благоприятной средой для социального инвестирования;
3) совместное определение приоритетных направлений социального действия;
4) создание новых социальных кластеров и форматов сотрудничества для устойчивого общественного и территориального развития.
Основными принципами нового социального партнерства провозглашаются:
1) принцип доброй воли - участие в партнерстве является добровольным;
2) принцип равенства - все участники партнерства обладают равными правами и ответственностью;
3) принцип свободного выбора - участники могут осуществлять любые проекты и программы в рамках партнерства;
4) принцип внутреннего стимула - для реализации партнерских программ и действий первичным является моральный, духовно-нравственный и патриотический стимул;
5) принцип расширения круга - партнерство открыто к присоединению любых новых участников, которые пожелают присоединиться к идеологии и программам/проектам партнерства;
6) принцип прозрачности - при осуществлении любых проектов в рамках партнерства вся информация является открытой.
Для соблюдения указанных принципов предполагается решение следующих основных задач:
согласовать процедурный порядок совместной работы;
утвердить ключевые показатели эффективности совместной работы;
координировать усилия в информационном обеспечении.
Важно отметить необходимость регулярной информационной и просветительской работы среди населения. Будущее социального партнерства во многом зависит от гражданской активности, которую важно поощрять и поддерживать совместными усилиями СМИ, ВУЗов, социальных ведомств, органов государственной власти и местного самоуправления, менеджмента компаний.
1.2. Идеология и механизмы реализации
Позитивным признаком современного этапа формирования социально-партнерских отношений в России следует признать прекращение дебатов по теме "социальная ответственность". Российские предприниматели, вслед за своими зарубежными коллегами, признали КСО эффективным инструментом управления нефинансовыми рисками в рамках долгосрочной стратегии развития бизнеса. Для многих представителей бизнеса становится очевидным, что устойчивое развитие компаний, сочетающее экономические, социальные и экологические факторы, ведет к снижению предпринимательских рисков. Тем самым создаются благоприятные условия для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон.
Сотрудничество субъектов социальных отношений, синергия усилий бизнеса, органов власти и гражданских организаций автономного округа является необходимым условием устойчивого развития общества и территории.
Развитие социального партнерства, как современной формы реализации социальных отношений, является одним из наиболее важных направлений социальной политики, осуществляемой в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Политика социального партнерства в автономном округе должна выстраиваться таким образом, чтобы предоставить в распоряжение всех заинтересованных сторон и групп влияния надежный, неконфликтный инструмент достижения стратегических целей и задач, обеспечить необходимые институциональные условия для устойчивого развития гражданского общества, коммерческого успеха и конкурентоспособности компаний.
Деловому сообществу автономного округа перспектива эффективного социального партнерства предоставит новые конкурентные преимущества путем формирования долгосрочной стратегии развития за счет:
повышения лояльности к ним общества и органов власти;
снижения репутационных рисков и рисков конъюнктурных или стратегических ошибок, возможности избежать конфликтных решений;
внедрения новых инструментов корпоративного строительства, сплочения коллектива компании, повышения лояльности и заинтересованности персонала, исключения внутренних конфликтов, трудовых споров и т.д.;
формирования благоприятной и предсказуемой социальной среды окружения, создания комфортных условий ведения бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности компании;
повышения конкурентоспособности среди других работодателей в борьбе за квалифицированные трудовые ресурсы;
существенного дополнения маркетинговых стратегий, позволяя целенаправленно культивировать общественные ценности и лояльность потребителя;
снижения бюрократических издержек развития бизнеса, повышения прозрачности взаимоотношений с органами власти, противодействия коррупции.
Органам исполнительной власти политика социального партнерства позволит форсировать социально-экономическое развитие территорий за счет:
привлечения предпринимательского потенциала и бизнес - ресурсов в процесс разработки и реализации социальной политики и социально-экономических программ;
улучшения инвестиционного, экономического климата и создания благоприятной общественно-политической среды;
снижения проектных рисков при выборе ответственных партнеров или подрядчиков, повышения уровня взаимного доверия;
повышения качества государственных услуг посредством внедрения клиенто-ориентированного подхода;
повышения прозрачности взаимоотношений с деловым сообществом, снижения коррупционного влияния со стороны бизнеса;
предоставления эффективного инструмента решения экологических проблем, формирования благоприятной среды обитания;
повышения безопасности региональных интересов.
Целевым аудиториям политика социального партнерства позволит:
улучшить качество жизни;
получить новые инструменты и каналы эффективного решения социальных проблем;
самостоятельно действовать в своих интересах;
получить дополнительные механизмы социального контроля.
Благодаря возможности регулирования социальных отношений и обеспечения оптимального баланса интересов, реализации совместных проектов, созданию благоприятных экономических, политических и социальных условий для стабильного развития общества и территорий, стратегия социального партнерства должна стать важнейшим фактором повышения качества жизни в автономном округе.
Для успешной реализации задач по регулированию социально-трудовых отношений и социального партнерства в автономном округе создана необходимая ресурсная и правовая база, в том числе:
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2003 года N 53-оз "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе",
Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 февраля 2006 г. N 35-оз "О качестве жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры",
Трехстороннее соглашение между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, объединением организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2009-2011 гг.;
коллективные договоры в организациях.
В ближайшее время в автономном округе, одновременно с продолжением работы по регулированию социально-трудовых отношений, предстоит разработать систему административно-организационных, экономических и правовых мер, стимулирующих развитие инструментария нового формата партнерских отношений между деловыми кругами, гражданами и представителями власти.
Механизм реализации стратегии основывается на создании и развитии новых элементов инфраструктуры сотрудничества и общественного проектирования, а также квалифицированного использования практик социального инвестирования.
Органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры руководствуются принципами паритетных согласований в части определения приоритетных направлений социальных инвестиций и намерены действовать в интересах всех сторон и субъектов нового социального партнерства.
1.3. Социальные инвестиции
1.3.1. Современное понятие и опыт
Социальные инвестиции - прогрессивная форма социально-ответственной политики бизнеса, которая подразумевает реализацию целенаправленной и долгосрочной стратегии. Термин "социальные инвестиции" (далее - СИ) в цивилизованных странах чаще всего применяют к деятельности бизнеса в местном сообществе. Как правило, СИ реализуются в форме совместных социально значимых мероприятий, проектов и программ бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, некоммерческих организаций и граждан.
В России социальными инвестициями называют различные виды долгосрочной социально значимой деятельности бизнес - структур. Тем не менее, понятие СИ не тождественно любым элементам проявления внешней и внутренней социальной политики компаний, эпизодическим благотворительным акциям или ситуационному спонсорству.
Полноценными социальными инвестициями по международным стандартам социальной отчетности могут считаться только системные действия компаний, формирующие условия для роста качества жизни населения. Такие действия, которые дополняют и расширяют возможности бизнеса на осуществление позитивных общественных изменений, снижают возможные риски от бизнес - деятельности.
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, руководствуясь опытом социальной политики последних лет и опираясь на успешные результаты работы в формате социального партнерства, считает социальные инвестиции наиболее предпочтительной формой социально ответственного поведения компаний. Настоящая Стратегия подразумевает формирование высокоорганизованной системы взаимодействия всех субъектов партнерства на основе инвестиционного подхода к проектированию и реализации социальных действий.
Социальное инвестирование в современных компаниях осуществляется по следующим основным направлениям:
ресурсосбережение (охрана окружающей среды, управление издержками, инновационные технологии производства и менеджмента);
добросовестная деловая практика (стандартизация и сертификация, совершенствование отраслевых норм и правил);
развитие персонала (повышение квалификации, образовательные программы, кадровые стратегии);
условия труда и охрана здоровья персонала (техника безопасности, соблюдение трудового законодательства, профилактика профзаболеваний, медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение);
устойчивое развитие - участие в развитии регионального и/или местного сообщества (участие в реализации приоритетных государственных (местных) программ и проектов, разработка законодательных инициатив, благотворительные и спонсорские проекты).
В практике крупных российских компаний используются четыре основных подхода к политике социального инвестирования:
формирование долгосрочных программ/проектов;
комплексное планирование (сопряжение социальных и бизнес - стратегий);
внедрение современных технологий корпоративного менеджмента при реализации программ/проектов;
сегментация и структурирование целевых аудиторий.
1.3.2. Виды и формы социальных инвестиций
Природоохранная деятельность и ресурсосбережение:
Наличие и реализация адекватной экологической политики является серьезным фактором конкурентоспособной экономики.
Ситуация в сфере охраны природы, особенно в "экологически чувствительных" секторах медленно, но неуклонно меняется в позитивную сторону.
В связи с этим, необходимо поощрять практику тех компаний, которые реализуют экологическую политику. Компаний, которые в диалоге с общественными организациями совершенствуют экологическую политику, стандарты и требования которой соответствуют законодательству и подтверждаются независимым аудитом. Особенное доверие и уважение вызывают компании, которые не отступают от публично взятых и значимых обязательств.
Корпоративная экологическая политика складывается из следующих основных составляющих:
1. Соответствие требованиям международного и российского законодательства в области экологии, соблюдение имеющихся национальных и международных стандартов на всех стадиях развертывания бизнеса.
2. Разработка и применение систем управления экологической ответственностью во всех подразделениях компании по всему региону и/или по всей стране.
3. Разработка и применение систем управления в области экологической и промышленной безопасности (включая систему информирования и обучения персонала в данной области).
4. Нацеленность на непрерывное улучшение в вопросах экологически ответственного управления:
сокращение отходов,
сокращение потребляемых природных ресурсов,
внедрение программ по управлению циклов жизнедеятельности произведенной продукции и оказанных услуг.
5. Увеличение доли инновационных и инвестиционных проектов в области экологической безопасности.
6. Внедрение обучающих программ в области социальной экологии и устойчивого развития для персонала и (в случае необходимости) потребителей продукции (услуг).
7. Развитие сотрудничества с другими компаниями, общественными и некоммерческими организациями для улучшения экологического состояния ситуации конкретных территорий.
8. Развитие системы экологического менеджмента и аудита (схема экологического управления и аудита EMAS).
Особенно высоко ценится вовлеченность компаний в проекты по охране окружающей среды на основе стратегических альянсов: союзах корпораций и организаций "зеленых", экологических партнерствах. Также следует отметить, что все более весомое значение для активизации и общественного мониторинга экологической ответственности компаний получают российские рейтинги.
1.3.3. Перспективные практики реализации социальных инвестиций
Социальные альянсы - это стратегические альянсы между бизнес - структурами и общественными организациями, которые подразумевают использование финансового, организационного и кадрового ресурса для реализации социально значимых программ или проектов.
Социальные альянсы серьезно отличаются от традиционных стратегических альянсов по целям и задачам вовлекаемых партнеров. Одна из главных проблем взаимодействия в таких союзах - отсутствие совместного опыта работы и различные (иногда полярные) взгляды на пути разрешения проблем.
Партнеры социальных альянсов для согласования усилий испытывают необходимость во взаимной адаптации на основе обмена навыками и знаниями. Бизнес - специалистам предоставляется возможность изучить на практике социальные технологии НКО. В свою очередь, представители НКО получают возможность освоить бизнес - технологии, получить навыки управленческих компетенций и финансово-экономические знания.
Добровольное участие в социальных альянсах повышает качество стратегического и оперативного менеджмента социальных проектов, решает социальные задачи эффективными рыночными методами. Компании, участвующие в социальных альянсах, получают серьезное репутационное преимущество.
Благотворительная деятельность:
благотворительность в России определяется и регулируется Федеральным законом РФ от 11.08.1995г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях": "Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки".
Также законодательно четко определены и цели благотворительной деятельности:
социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам
содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействие защите материнства, детства и отцовства;
содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
охрана окружающей природной среды и защита животных;
охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
В настоящее время основной акцент в своей благотворительной деятельности отечественный бизнес фокусирует на оказании помощи организациям, работающим с социально уязвимыми группами населения.
Основные направления, по которым бизнес - структуры видят необходимость своей благотворительной активности - целевая поддержка социально незащищенных групп населения, проблемные ситуации в социальной сфере региона и/или муниципальных образований, а также поддержка сферы культуры, искусства, образования и здравоохранения.
К наиболее распространенным мотивациям корпоративной благотворительной деятельности относятся следующие:
репутационная капитализация компании;
продвижение продуктов, товаров или услуг компании;
адресный доступ к определенному рынку и его целевым группам;
улучшение отношений с местной властью;
демонстрация социальной ответственности компании;
соображения престижа;
компенсация социальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельности компании;
воспитание лояльности к компании (часто используется при работе с детьми и молодежью);
организация досуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров (относится к поддержке проектов в области культуры, искусства, спорта);
лоббирование интересов компании.
В свою очередь, представители организаций и граждане, нуждающиеся в благотворительной помощи, наиболее важными ее направлениями считают материальную поддержку социальных учреждений (включая приобретение материалов, оборудования и инвентаря), решение проблем в сфере оказания и оплаты жилищно-коммунальных услуг, организацию досуга (проведение благотворительных акций), оплату лечения и приобретение медоборудования.
Благотворительная активность российского бизнеса сегодня носит скорее "ответный" характер: в большинстве случаев инициатива в запросе на помощь исходит от граждан и организаций, нуждающихся в ней. Инициативные благотворительные практики бизнеса встречаются значительно реже.
Современные технологии и инструменты благотворительной помощи носят эпизодический характер и нуждаются в систематизации. Среди причин, снижающих эффективность благотворительной деятельности бизнеса, первенствуют отсутствие традиций, практики и опыта.
Кроме этого, на сегодняшний день очевидны серьезные инфраструктурные недостатки в сфере осуществления благотворительной деятельности, связанные с неэффективными коммуникациями бизнеса и НКО, их взаимным непониманием и недоверием.
На основе анализа имеющейся ситуации, потребностей и задач социальной политики, приоритетными направлениями благотворительности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры могут являться:
1. Охрана здоровья населения, улучшение демографической ситуации
2. Образование и наука
3. Военно-патриотическое воспитание
4. Кризисные ситуации
5. Разработка и внедрение инновационных технологий
6. Культура и искусство
7. Охрана природы
8. Молодежные инициативы
9. Поддержка детско-юношеского спорта
10. Социально значимые и фундаментальные исследования
11. Формирование и развитие институтов гражданского общества
Спонсорская деятельность
В настоящей стратегии спонсорство понимается как осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.
Спонсорство и благотворительность должны быть четко разделены по их назначению, иметь отличные источники финансирования и критерии оценки.
Преимущественное значение имеют спонсорские проекты и программы, которые отвечают следующим принципам:
соответствие приоритетным направлениям государственной социальной политики;
соответствие спонсорской деятельности логике социального инвестирования;
долгосрочный и комплексный подход в реализации спонсорской деятельности.
Первоочередной реализации подлежат спонсорские проекты, осуществляемые в рамках адресных и целевых спонсорских программ, формируемых в соответствии с приоритетными направлениями спонсорской деятельности на территории Югры:
1. Образование и просвещение
2. Культура и искусство
3. Массовая физическая культура и спорт
4. Спорт высоких достижений
5. Детское и юношеское творчество
Одной из современных форм социального инвестирования является социально-ориентированный маркетинг - инструмент реализации благотворительной и спонсорской политики. Социально-ориентированный маркетинг осуществляется в форме прямого вовлечения клиентов в процесс непосредственного благотворительного пожертвования финансовых средств в пользу тех или иных благотворительных программ.
Программы социально-ориентированного маркетинга позволяют компаниям предлагать клиентам участие в поддержке спонсорских или благотворительных программ путем приобретения продукции или услуг компании.
Ассоциирование кампании продаж непосредственно с поддержкой благотворительного / спонсорского проекта является эффективным инструментом фокусирования внимания потребителей на брэнде или товаре, увеличения объемов продаж и укрепления корпоративного имиджа. При такой форме партнерства на реализацию благотворительных программ перечисляется либо согласованный процент от розничной цены, либо фиксированная сумма.
Государственно-частное партнерство
Привлекательность государственно-частного партнерства для государства обусловлена наличием следующих основных причин:
Решение системных проблем развития - экономический рост часто ограничен неразвитостью инфраструктуры. ГЧП - эффективная и проверенная в мире технология достижения мультипликативного эффекта за счет следующих факторов:
снижение бюджетных затрат за счёт привлечения средств частного капитала
повышение качества и эффективности работ и услуг
увеличение поступлений от налогов и других выплат в бюджет
повышение инвестиционной и инновационной активности
повышение уровня конкуренции, улучшение соотношения "цена/ качество" снижение тарифов
возможность разделить риски/переложить их на партнёров.
Привлекательность государственно-частного партнерства для бизнес - структур:
доступ к традиционно государственной сфере деятельности производства и услуг
прямая государственная административная поддержка и участие государственного капитала
использование успешного зарубежного опыта и технологий
возможность долговременного размещения инвестиций под государственные гарантии
возможность выбора из большого числа проектов.
Активизация государственно-частного партнерства происходит по целому ряду причин, или как результат:
"разгосударствления", новой оценки роли государства, его территориальных органов власти, осуществляющих функции управления и производства услуг;
реализации аутсорсинга как механизма передачи функций с государственного на общественный уровень;
объективной необходимости поиска новых финансово-экономических решений по разгрузке бюджетов путем совместных действий органов власти и предпринимательской инициативы;
постоянной коррекции предоставления социальных услуг населению и организации их выполнения, требующей кооперации с частным сектором;
наметившейся тенденции преодоления существующих предубеждений о том, что частные предприятия преследуют первоочередные коммерческие цели и не несут социальной и общественно-политической ответственности.
Государственно-частное партнерство, как эффективная форма социальных инвестиций может использоваться по следующим моделям:
1. Контракт - на выполнение поставок товаров и услуг, а так же работ для государственных и муниципальных нужд. Эффективное сотрудничество в рамках данной формы предполагает совершенствование нормативной базы контрактного права и соответствующей инфраструктуры.
2. Оператор - передача государством частному предприятию на определенных коммерческих условиях функций использования, управления и финансового обеспечения государственного и муниципального имущества, при сохранении за государством права собственности на это имущество. Основными формами такой модели ГЧП являются аренда, лизинг, соглашение о разделе продукции, концессии. Модель широко используется в добывающем секторе национальной промышленности, в экспериментальном режиме проверяется в ряде регионов для реформирования ЖКХ.
В инновационной деятельности ГЧП может широко использоваться для поддержки инновационной деятельности путем аренды помещений и лизинга необходимого оборудования на льготных условиях.
3. Кооперация - модель совместной проектной компании в собственности, финансировании и управлении которой одновременно участвуют государство и частные инвесторы, используется в сферах, где трудно разделить ответственность между партнерами, например, НИОКР, фундаментальные научные исследования.
В результате социального и государственно-частного партнерства отрабатывается практика работы в режиме интеракционного взаимодействия и новых институционально-ресурсных форм: инвестиционные и венчурные фонды, эндаументы, аутсорсинг, автономные учреждения и др.
Наиболее предпочтительные формы и практики социального инвестирования
N |
Форма |
Критерии социального инвестирования |
Благотворительная деятельность | ||
1.
2. 3. |
Благотворительные денежные и натуральные пожертвования (включая безвозмездную передачу продукции, оборудования и оказание услуг) Денежные гранты и стипендии Корпоративное добровольчество |
1. Соответствие приоритетам государственной и/или региональной социальной политики 2. Возможность интеграции мероприятия в одну из целевых (приоритетных) программ федерального, регионального, местного уровня 3. Долгосрочный патронаж организаций и учреждений, работающих с приоритетными группами благополучателей 4. Реализация собственной инициативной корпоративной программы 5. Соответствие технологии реализации международным и/или национальным стандартам 6. Максимальная вовлеченность сотрудников компаний на исключительно добровольной основе |
Спонсорская деятельность | ||
1.
2.
3. |
Спонсорство мероприятий, проектов и программ федерального, регионального и местного уровня Социально ориентированный маркетинг Социальное спонсорство. |
1. Соответствие приоритетам государственной и/или региональной социальной политики 2. Возможность интеграции мероприятия в одну из целевых (приоритетных) программ федерального, регионального, местного уровня 3. Реализация собственной инициативной спонсорской программы 4. Соответствие технологии реализации международным и/или национальным стандартам 5. Долгосрочные соглашения с организациями и учреждениями, работающими с целевыми группами благополучателей |
Природоохранная деятельность | ||
1.
2. |
Целевые природоохранные проекты и программы федерального, регионального и местного уровня Экологически ответственный менеджмент и инновации |
1.Соответствие приоритетам государственной и/или региональной в сфере природоохранной деятельности 2. Возможность интеграции мероприятия в одну из целевых экологических программ федерального, регионального, местного уровня 3. Реализация собственной инициативной экологической программы 4. Соответствие технологии реализации международным и/или национальным стандартам 5. Долгосрочные соглашения с международными организациями и учреждениями, работающими в сфере охраны окружающей среды и биологического разнообразия |
Государственно-частное партнерство | ||
1. |
Инвестиционные проекты и программы федерального, регионального и местного уровня |
1. Соответствие приоритетам государственной и/или региональной социальной политики 2. Возможность интеграции проекта ГЧП в один из приоритетных национальных проектов или иных целевых программ федерального, регионального, местного уровня 3. Участие в реализации проектов ГЧП на основе соблюдения прав и интересов участников соглашений в установленном порядке |
Внутренняя социальная политика | ||
1.
2. |
Мероприятия и программы по улучшению условий труда и охране здоровья персонала Мероприятия и программы по развитию персонала |
1.Соответствие международным и/или национальным стандартам и нормам в области производства и охраны труда 2. Наличие и выполнение отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров 3. Реализация собственной системы внутрикорпоративных программ/мероприятий по охране здоровья и развитию персонала. |
1.3.4. Целевые аудитории социального инвестирования
Учитывая задачу эффективности социального инвестирования, а также наличие деформаций в формировании конкурентной среды в отдельных секторах социальной сферы (особенно в социально уязвимом сегменте благополучателей), необходимо провести работу по следующим направлениям:
определить четкую структуру охвата благополучателей и структуру аудитории спонсорской помощи
совмещать локальные, адресные акции в отношении конкретных благополучателей с поддержкой социальных учреждений, от эпизодической помощи - к долгосрочному патронажу
осуществить переход от социальных и возрастных категорий адресных групп социального инвестирования с нечеткими границами - к более узким, обладающими определенным признаками или набором характеристик.
В связи с этим, предполагается определить следующий перечень приоритетных целевых групп социального инвестирования:
1. Дети-сироты
2. Дети с ограниченными физическими возможностями
3. Многодетные семьи
4. Люди с ограниченными возможностями
5. Неполные семьи
6. ВИЧ - инфицированные
7. Наркозависимые
8. Вынужденные переселенцы
9. Беспризорники
10. Ветераны войн и локальных конфликтов
11. Ветераны труда
12. Люди пожилого возраста
13. Лица, нуждающиеся в социально-психологической реабилитации
14. Школьники
15. Студенты
16. Молодые ученые/исследователи (до 30 лет)
17. Военнослужащие
18. Детские и юношеские творческие коллективы
19. Лица, находящиеся в местах лишения свободы
20. Общественные некоммерческие организации
На основе списка приоритетных целевых групп социального инвестирования предполагается разработать конкретные перечни целевых аудиторий по направлениям.
1.3.5. Критерии оценки социальных инвестиций
Оценка эффективности социальных затрат компаний необходима для представления о полноценности системы социальных инвестиций. Большинство отечественных и зарубежных экспертов рекомендуют применять три группы критериев для оценки эффективности социальных инвестиций.
I группа - институциональное оформление социальной политики:
наличие специального документа, в котором закреплена социальная политика компании (нормативная централизация социальной политики);
наличие специального подразделения, отвечающего за реализацию социальных проектов/программ (организационная централизация социальной политики);
наличие коллективного договора (нормативная основа социальной политики).
II группа - система учета и отчетности:
наличие ежегодных финансовых отчетов в соответствии с международными стандартами (унификация и стандартизация финансовой информации);
внедрение международных стандартов социальной и экологической отчетности (стандартизация нефинансовой отчетности);
оценка эффективности социальных инвестиций (на основе обратной связи)
примеры социальных программ (информирование общества в целях передачи позитивного опыта, саморекламы и продвижения репутации и имиджа компании).
III группа - комплексность осуществляемых социальных инвестиций:
развитие персонала компании
условия труда и охрана здоровья персонала
природоохранная деятельность и ресурсосбережение
поддержание добросовестной деловой практики
устойчивое развитие - участие в развитии регионального и/или местного сообщества.
1.4. Корпоративная социальная ответственность как органичная часть социального партнерства
Во всем мире нефинансовые риски для компаний и инвесторов играют все возрастающую роль. Корпоративная социальная отчетность, начиная примерно с середины 1990-х годов, объективно показывает, что компания, работающая над экологическими и социальными аспектами своей деятельности, снижает риски социальных конфликтов, экологических санкций и др.
Корпоративная социальная ответственность постепенно становится базовой идеологией корпоративного управления и менеджмента. В России также существует определенный набор основных элементов КСО, однако каждая компания определяет объем понятия КСО через призму собственных стратегических задач и приоритетов, своей корпоративной культуры. Ведущие социально ответственные российские компании выделяют несколько взаимосвязанных характеристик социальной ответственности и отчетности:
КСО - система менеджмента, представляющая собой набор механизмов и инструментария, позволяющих управлять скоординировано и сбалансировано нефинансовыми аспектами деятельности компании;
КСО - комплекс принципов поведения и управления, принимаемых компанией добровольно, основанный на ответственном отношении и учете пожеланий стратегически важных для устойчивого развития бизнеса сторон;
КСО - стратегический бизнес-подход к управлению социальной, экологической и экономической ответственностью компании, который позволяет выявить и сформулировать круг обязательств и направлений ответственности, реализуемых по принципу постоянного улучшения в рамках общей стратегии бизнеса.
Продуманная социальная политика, вовлечение всех заинтересованных сторон в ее разработку и реализацию, позволяют компаниям наладить конструктивный и доверительный диалог о значимости их бизнеса не только для узкого круга собственников, но для общества в целом. При этом корпоративная социальная отчетность предоставляет возможность перевести общие и абстрактные рассуждения о социальной ответственности бизнеса в форму объективной, измеряемой и верифицируемой управленческой информации.
Компании во всем мире практикуют четыре основных стандарта отчетности:
стандарт AccountAbility AA 1000 - опирается на оценку успеха организации в экономической, экологической и социальной среде;
стандарт GRI - описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании;
стандарт ISO 14000 - описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве;
стандарт ответственности SA 8000 - делает акцент на правах человека и здоровье, устанавливает требования к социальным аспектам кадровой политики производителей и поставщиков.
Грамотная комбинация применяемых стандартов создает важные для компаний синергические эффекты. Ряд компаний использует несколько стандартов одновременно: например, при отражении показателей деятельности отчитываются по списку показателей, содержащихся в стандарте GRI, а при подготовке описательной части социального отчета следуют стандартам серии АА 1000.
В силу того, что КСО в России находится на начальной стадии развития, существует недопонимание целостности концепции, апробированных практик и полезности. По-прежнему, КСО продолжает быть ориентированной на ближний круг стейкхолдеров - государство, собственников и персонал, - менее влиятельные стороны, например, местные сообщества, поставщики и др. - не вовлекаются в процесс.
Новое социальное партнерство призвано решать глобальную задачу общественного прогресса и экономического роста. При этом социальное партнерство в содержательном и организационном смысле интегрирует инструментарий КСО в интересах развития сообщества и территории автономного округа.
Для достижения этой цели предполагается разработать и реализовать систему мер по стимулированию распространения практики КСО в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Меры стимулирования должны включать, прежде всего, создание режима максимального административно-организационного и информационного благоприятствования для всех компаний, которые готовят и предъявляют обществу добросовестную социальную отчетность.
При активном участии профессиональных, общественных и политических организаций предстоит сформировать среду, стимулирующую и вознаграждающую компании за приверженность внедрения и расширения практики КСО.
II. Менеджмент и координация деятельности по осуществлению стратегии
2.1. Управление, планирование и реализация стратегии
При создании системы и инструментов управления Стратегией необходимо учитывать повышенную сложность объекта и предметов менеджмента, практическое отсутствие готовых схем и возможные социальные риски. В данном случае необходимо комбинированное сочетание нескольких видов организационных структур, объединенных общим алгоритмом и схемой реализации.
Для надежного обеспечения системы управления необходимо функционирование четырех традиционных блоков:
1. Блок формирования:
законодательное и нормативно-правовое обеспечение;
легализация и формализация организационных структур и процедур принятия решений;
информационно-аналитическое обеспечение (с элементами мониторинга и прогноза);
научно-методическое и экспертное обеспечение.
2. Блок ресурсов:
государственные и муниципальные
общественные
частные ресурсы.
3. Блок реализации
Включает качественно-различные меры, которые объединяются в перспективные и текущие планы мероприятий и иные организационно-распорядительные документы и формы:
административные;
экономические;
организационные;
правовые;
социально-психологические.
4. Блок контроля:
система измерения результатов на основе ключевых показателей эффективности;
независимый аудит (экспертиза).
Блоки системы управления обеспечивают общую схему реализации стратегии с элементами управления по матричному принципу: планирование и операционное управление процессом реализации стратегии осуществляется на основе ежегодных планов, которые разрабатываются и утверждаются в установленном порядке на основе Перспективного комплексного плана по реализации стратегии "Новое социальное партнерство в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2010 года".
2.2. Координация, аудит и экспертиза стратегии
Традиционно социальное партнерство определяют как систему взаимоотношений между работодателями, государственными органами, представителями наемных работников и нуждающихся в помощи граждан, опирающейся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании отношений. При такой интерпретации социального партнерства, главным методом обеспечения согласия субъектов социального партнерства является консенсус, достигаемый в ходе переговоров.
Достижение консенсуса требует условий и определенного формата для ведения переговоров и согласований, создания постоянно функционирующего консультационного органа. Поэтому, в целях развития сотрудничества, обеспечения общественного контроля реализации программ/проектов социального партнерства, предполагается создать региональный (окружной) Общественно-экспертный совет.
В состав совета предлагается включить представителей органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса, НКО, научного сообщества, СМИ, профсоюзов, социальной сферы, экспертного сообщества.
Основные задачи общественно-экспертного Совета по социальному партнерству:
формирование приоритетных направлений социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
экспертиза социальных проектов, конкурсный отбор региональных (окружных) программ/проектов и согласование интересов участников социального партнерства;
согласование новых форм социального партнерства;
осуществление координации и контроля за ходом соглашений и договоров о социальном партнерстве между организациями, предприятиями и органами государственной власти автономного округа;
обеспечение общественного контроля и информирования населения о ходе и результатах реализации стратегии.
Общественно-экспертный совет объединит ключевые управленческие и экспертные компетенции, станет постоянно действующей площадкой для обсуждения проблемных вопросов и коррекции стратегии в интересах всех граждан Ханты-Мансийского автономного округа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
III. Сотрудничество в осуществлении стратегии с некоммерческими, общественными организациями и гражданами
Любые некоммерческие организации, в том числе общественные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, которые готовы взаимодействовать в рамках социальной солидарности по компетентной реализации социально значимых проектов являются естественными союзниками и участниками социального партнерства.
Для реализации стратегии "Новое социальное партнерство" на территории Ханты-Мансийского автономного округа необходимо создавать условия для поддержки и развития разветвленной сети и инфраструктурного обеспечения некоммерческих и в том числе общественных организаций (НКО).
НКО призваны инициировать, планировать и реализовывать социально ориентированные проекты, осуществлять мониторинг социальных проектов. В общем виде схема взаимодействия некоммерческих и общественных организаций, власти и деловых кругов может быть представлена следующим образом:
общественные объединения и граждане фиксируют проблемы и сообщают об этом в соответствующую общественную и/или некоммерческую организацию;
НКО собирают и оценивают поступившие социальные сигналы, обрабатывают и интерпретируют информацию, готовят и направляют необходимую проектную документацию, выстраивают систему коммуникаций и обратной связи;
бизнес - структуры проводят селекцию и конкурсный отбор проектов и программ, которые соответствуют социальной стратегии компании;
органы государственной власти и/или местного самоуправления в целях ситуационной поддержки информируются о совместном решении НКО и бизнес - структур о финансировании и реализации конкретного социально значимого проекта.
Диалог бизнеса, власти и гражданского общества переживает новый этап: многие компании начали реализовать совместные программы вместе с общественными и иными некоммерческими организациями. Примеры такого партнерства имеются на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. К посредничеству НКО в осуществлении благотворительной деятельности обращается до 50% российских компаний. Среди них подавляющее большинство положительно оценивают опыт взаимодействия с общественными и иными некоммерческими организациями.
Основными преимуществами работы с некоммерческими и общественными структурами является то, что многие из этих организаций имеют практические механизмы благотворительной деятельности, прозрачную форму отчетности и развитую систему коммуникаций.
Действующие НКО можно условно разделить на три крупных категории:
корпоративные НКО (благотворительные фонды и организации, созданные крупными Финансово-промышленными группами) - сотрудничество с ними особенно эффективно в рамках общенациональных благотворительных/спонсорских проектов;
международные благотворительные организации (WWF, ЮНИСЕФ, Красный крест, "Мама", CAF и т.п.) - сотрудничество с ними осуществляется в рамках крупных международных проектов: День защиты детей, "Белый цветок" (борьба с туберкулезом), борьба с беспризорностью и безнадзорностью);
НКО, пользующиеся поддержкой государства (БИФ "Помоги. Орг", благотворительные фонды развития регионов, Фонды местных сообществ, Российский детский Фонд) - сотрудничество с ними имеет высокую степень надежности, так как их вектор их деятельности соотносится с государственной идеологией.
Среди других, наиболее предпочтительных партнеров из числа некоммерческих организаций можно отметить профессионально ориентированные структуры, профессиональные ассоциации и союзы, имеющие историю, опыт, развитую филиальную сеть и достаточный авторитет, в том числе: российские инженерные общества, общественные ассоциации юристов, организация "Здоровье и планирование семьи", общественная организация РОСТО ДОСААФ и другие военно-патриотические организации, творческие союзы, общественная организация "Общество слепых" и др.
Технологии и успешный опыт сотрудничества с некоммерческими и общественными организациями как на федеральном, так и на региональном уровне могут и должны быть использованы в интересах населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
IV. Информационная поддержка реализации стратегии
4.1 Основные цели, задачи и принципы информационного обеспечения
Цели информационного обеспечения стратегии:
формирование репутации Югры как территории устойчивого развития и эффективного социального партнерства;
создание благоприятной информационной среды, стимулирующей развитие социальной ответственности бизнеса;
задачи информационного обеспечения стратегии:
формирование у жителей автономного округа представления о социальном партнерстве и социальных инвестициях как о значимых общественных факторах, повышающих качество жизни и обеспечивающих устойчивое развитие территории;
развитие социальной бизнес - журналистики
своевременное и объективное информирование целевых аудиторий о программах и проектах социального инвестирования.
Принципы информационного обеспечения стратегии:
регулярность и оперативность предоставления информации;
достоверность предоставляемой информации;
доступность информации о сфере социального партнерства/социального инвестирования для всех заинтересованных лиц;
согласованность со всеми заинтересованными участниками официальных документов, предназначенных для публичного освещения.
4.2. Формы распространения информационных материалов
по тематике стратегии
Распространение информационных материалов по тематике стратегии осуществляется в следующих средствах массовой информации, видах и формах:
в федеральных и региональных печатных и электронных СМИ;
в корпоративных и ведомственных СМИ (по согласованию с уполномоченными представителями/службами);
экспозиции тематических стендов в органах государственной власти и местного самоуправления, предприятиях и организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (по согласованию);
в форме участия уполномоченных представителей органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в региональных, всероссийских и международных профильных конференциях, "круглых столах" и семинарах, посвященных социальной ответственности бизнеса;
тематические полиграфические материалы;
в форме участия уполномоченных представителей органов государственной власти и местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рейтинговых/экспертных опросах по данной тематике;
в форме публичной презентации ежегодного отчета "Наш социальный год";
в форме организации и проведения других тематических мероприятий по профилю стратегии.
V. Формирование отчетности по осуществлению стратегии
5.1. Цели и задачи формирования отчетности
Целью внедрения практики регулярной отчетности является демонстрация восприятия и учета мнения заинтересованных сторон. Отчетность поможет партнерам установить доверительные отношения и сотрудничать с максимальным эффектом.
Задачи внедрения практики регулярной отчетности:
выявление мнений и ожиданий заинтересованных сторон относительно деятельности региональных (окружных) и местных властей в сфере социального партнерства/социальных инвестиций
на основании отчетности производится внутренняя оценка проектов/программ социального партнерства и их корректировка формируются инструменты планирования и контроля дальнейшей эффективной деятельности в области социальных инвестиций
использование формата "отчета" как эффективного средства разъяснения данной стратегии, донесения информации до граждан автономного округа и адресных аудиторий в целях устойчивого развития, улучшения имиджа и конкурентоспособности
выявление, предупреждение и снижение социальных рисков, формирование положительной репутации территориальных социально ответственных институтов.
5.2. Формирование отчетной документации по стратегии
После утверждения стратегии, разрабатывается и утверждается порядок формирования и ведения объединенной электронной базы документов по направлениям:
нормативное обеспечение стратегии;
организационное обеспечение стратегии;
информационное обеспечение стратегии;
отчетные формы по реализованным отдельным проектам/программам социального инвестирования (включая проекты ГЧП);
иные отчетные документы стратегии.
5.3. Порядок подготовки регионального (окружного) отчета
"Наш социальный год"
Региональный (окружной) отчет (далее - Отчет) готовится на основании сводных отчетов по указанным направлениям электронной базы документов. В Отчет может быть включена информация из утвержденных документов по социальной отчетности организаций и предприятий, работающих на территории автономного округа по согласованию с уполномоченными представителями организаций и предприятий. В целях реализации задач внедрения практики социальной отчетности, ежегодно проводится публичная презентация Отчета. В рамках ежегодной публичной презентации Отчета могут проводиться (по согласованию) публичные презентации социальных отчетов компаний, работающих на территории автономного округа. Социальные отчеты могут иметь следующую спецификацию:
отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с принципами и с использованием показателей результативности Руководства GRI, стандарта АА 1000S и включающий все аспекты социальной и экологической политики;
социальный отчет, составленный в свободной и, как правило, удобной для компаний форме, вне формата международных стандартов КСО;
экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, воздействие на окружающую среду, показатели и затраты на природоохранные мероприятия;
отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности с частичным применением принципов и показателей международных стандартов, включающий наряду с описанием миссии, ценностей и стратегических целей компании ее социальные мероприятия и проекты, осуществляемые по инициативе стейкхолдеров;
специальный раздел в годовом отчете компании.
VI. Ключевые показатели эффективности реализации стратегии
Ключевые показатели эффективности являются основными элементами системы контроля реализации стратегии и подразделяются по критериям использования оценок. Ниже приведена система тактических и стратегических показателей эффективности.
6.1. Внутренние показатели эффективности
Данные показатели эффективности необходимы для контроля качества внутренних организационных и управленческих механизмов реализации стратегии. Результаты оценки по данным показателям предназначены, в основном, для внутреннего административного и экспертно - аналитического использования.
N п/п |
Показатель |
Критерий/инструмент оценки |
Период |
1. |
Разработка планов мероприятий по реализации стратегии на среднесрочную перспективу |
утвержденные документы - перспективный и годовой планы мероприятий |
ежегодно |
2 |
Соответствие мероприятий и результатов реализации документам стратегии |
экспертно - аналитическая оценка |
ежегодно |
3. |
Разработка нормативно-правовых документов по направлениям |
разработанные и утвержденные нормативно-правовые документы в соответствии с годовым планом |
ежегодно |
4. |
Подготовка и заключение отраслевых (межотраслевых) соглашений |
количество |
ежегодно |
5. |
Подготовка и заключение коллективных договоров |
количество, % к общему числу организаций |
ежегодно |
6. |
Разработка новых технологий (механизмов) социального инвестирования в сотрудничестве с представителями бизнеса |
количество, количество мероприятий/проектов |
ежегодно |
7. |
Соответствие фактических процедур, мероприятий и отчетов разработанным регламентам и механизмам |
аудит |
по необходимости |
8. |
Формирование отношения населения автономного круга к сфере социального партнерства/социального инвестирования как к значимому фактору повышения качества жизни и устойчивого развития |
количественное и качественное социологические исследования |
2 раза в год |
9. |
Участие государственных и муниципальных служащих в социальной и благотворительной деятельности |
% участников от общего числа служащих |
ежегодно |
6.2. Внешние показатели эффективности
Внешние показатели эффективности оценивают преимущественно публичные результаты реализации стратегии. Результаты оценки по данным показателям являются фактической основой для подготовки ежегодного регионального отчета "Наш социальный год".
Показатель |
Критерий/инструмент оценки |
Периодичность оценки |
Соответствие стратегии "Новое социальное партнерство" общественному/деловому запросу |
экспертные опросы |
ежегодно |
Подготовка и проведение Всероссийской конференции по регулированию социально-трудовых отношений |
факт проведения конференции |
ежегодно |
Увеличение количества компаний, представляющих ежегодные КСО |
количество |
ежегодно |
Количество реализованных социальных программ/проектов в сотрудничестве с органами государственной власти и местного самоуправления |
количество, оценка динамики, соответствие приоритетам государственной политики |
ежегодно |
Увеличение валового объема социальных инвестиций по направлениям: охрана окружающей среды, социально-трудовые отношения, благотворительность, спонсорство, ГЧП |
валовый объем - в финансовом и/или натуральном выражении |
ежегодно |
Рост удельного веса публикаций и сюжетов в СМИ с упоминанием о реализации стратегии |
% к общему числу позитивных сообщений о жизни автономного округа, мониторинг СМИ, оценка динамики |
ежемесячно |
Оптимизация структуры целевых аудиторий социального инвестирования |
данные КСО, оценка динамики, исследование |
ежегодно |
Увеличение количества сотрудников компаний, вовлеченных в программы социального партнерства/социального инвестирования |
количество |
ежегодно |
Развитие инфраструктуры социального партнерства/социального инвестирования |
количество социальных инноваций, некоммерческих организаций, проектов, наличие и поддержка веб-ресурса |
ежемесячно |
Подготовка и презентация регионального (окружного) отчета "Наш социальный год" |
документ, проведение презентации |
ежегодно |
6.3. Стратегические показатели эффективности
6.3.1. Стратегическим показателем эффективности "Нового социального партнерства" является лидирующая позиция Ханты-Мансийского автономного округа - Югры среди субъектов Российской Федерации в сфере социального партнерства и социального инвестирования.
3.2. Участие в имеющихся общероссийских рейтинговых системах оценки субъектов РФ по эффективности социальной ответственности бизнеса.
3.3. Важным показателем может стать специальная разработка собственной методики рейтинга ROSI (rating of social investition) и использование этой практики в масштабах УрФО и/или России.
3.4. Ключевым критерием признания заслуг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области социального партнерства/социального инвестирования может стать выбор округа в качестве базовой площадки для ежегодной Всероссиийской# конференции по данной тематике.
VII. Список терминов и сокращений
Аутсорсинг - передача непрофильных активов и процессов предприятия в управление внешним подрядчикам (аутсорсинговым компаниям, специализирующимся в соответствующей области).
Благотворительность - добровольная деятельность по безвозмездной передаче нуждающимся лицам имущества, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию поддержки.
Венчурные фонды (venture - рискованное предприятие) - компании, которые инвестируют в новые, либо развивающиеся предприятия путем приобретения доли собственности этих предприятий.
Волонтерская деятельность, волонтеры (происх. от фр. volontaire - доброволец) - широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности, причем денежное вознаграждение не является главным мотивом. Волонтёры - не всегда только альтруисты, они могут работать ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов.
Государственно - частное партнерство (ГЧП) - форма взаимодействия власти и бизнеса в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) - подход к управлению социальной, экологической и экономической ответственностью компании, который позволяет сформулировать круг обязательств и направлений ответственности для их реализации в рамках общей стратегии бизнеса.
Корпоративное гражданство - этическая стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного развития и формирования собственной репутации как "ответственного корпоративного гражданина". В рамках данного подхода бизнес рассматривается как ключевой участник не только рыночных, но и общественных отношений.
Корпоративное добровольчество - добровольная, неоплачиваемая, работа сотрудников в социальных проектах компании.
Корпоративный филантропический альянс - понятие, равнозначное социальному альянсу.
Международные стандарты нефинансовой отчетности - инициативы по мониторингу социальной активности компаний. Международные стандарты отчетности задают минимальные требования к содержанию социальных отчетов и процедурам сбора и агрегирования данных. Наиболее распространены четыре стандарта отчетности: AccountAbility AA 1000, GRI, ISO 14000, SA 8000.
Межсекторное социальное партнерство - конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, НКО) при решении социальных проблем, обеспечивает синергический эффект от сложения ресурсов.
Меценатство - направление благотворительности, связанное с поддержкой культуры, искусства, реже - науки. Как и благотворительность в целом, меценатство не предусматривает запланированной, заранее намеченной выгоды.
Некоммерческие организации (НКО) - к ним относятся благотворительные фонды, природоохранные фонды, общественные объединения.
Социальные инвестиции (СИ) - социальные инвестиции - наиболее предпочтительная форма социальной ответственности, третья и высшая ступень эволюции социально ответственного поведения компаний.
Социальное партнерство - общественный институт, основанный на добровольных соглашениях конструктивное взаимовыгодное сотрудничество между тремя секторами общества - государственными структурами, бизнесом и некоммерческими организациями для совместной работы по важнейшим направлениям социально-экономического и общественного развития
2) система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Социально-ориентированный маркетинг - инструмент реализации благотворительной и спонсорской политики в форме прямого вовлечения клиентов в процесс непосредственного пожертвования финансовых средств.
Социальные альянсы - стратегические альянсы между бизнес - структурами и НКО, которые подразумевают использование финансового, организационного и кадрового ресурса для реализации социально значимых программ или проектов.
Спонсорство - осуществление вклада (в виде предоставления денег, имущества, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого лица на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
Стейкхолдеры - заинтересованные стороны, широкий круг лиц, общественные и государственные организации, имеющие отношение к предприятию, экономические агенты, социальные группы и властные структуры, на которые оказывает влияние бизнес.
Стратегия - способ достижения сложных целей. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели.
Устойчивое развитие - стратегия изменений, в которой эксплуатация ресурсов, направлений инвестиций, ориентация НТР и институциональные преобразования согласованы друг с другом, укрепляют и развивают потенциал для улучшения качества жизни людей.
Фандрайзинг - "фондоискательство", сбор средств. Означает целенаправленный, систематический поиск спонсорских или иных средств для осуществления социально значимых проектов и поддержки социально значимых институтов. Может осуществляться как бизнес, как благотворительная и спонсорская деятельность.
Филантропия - добровольное и бескорыстное участие человека в улучшении общества путем предоставления ресурсов, форма индивидуальной социальной ответственности.
Филантропия венчурная - вид поддержки, при которой донор вкладывает не только значительные средства, но и время, интеллектуальные и другие ресурсы в долгосрочные партнерские отношения с выбранной организацией для достижения конкретных измеримых результатов в обозримом будущем.
Фонд местного сообщества - благотворительный фонд, работающий на конкретной территории (в городе, области, автономном округе) и аккумулирующий местные благотворительные средства предпринимателей, частных жертвователей-граждан, административные и финансовые ресурсы муниципалитетов. Эти ресурсы фонд распределяет на конкурсной основе среди некоммерческих общественных и муниципальных организаций региона, инициативных групп граждан для финансовой поддержки некоммерческих проектов.
Экологический альянс - союз корпораций, НКО и организаций "зеленых".
Экологическое партнерство - форма международного сотрудничество в интересах охраны окружающей среды.
Эндаумент - целевой капитал, фонд, состоящий из совокупности финансовых и иных материальных ценностей, которые переданы учредителями в НКО. Доход от инвестирования используется для осуществления некоммерческих целей.
VII. Приложения
Приложение 1
Перспективный комплексный план по реализации стратегии
"Новое социальное партнерство в Ханты-Мансийском автономном
округе - Югре на период до 2010 года"
N п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Нормативно-правовое обеспечение | |||
1. |
Разработка проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О поддержке благотворительной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
2009 г. |
|
2. |
Разработка проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О государственно-частных партнерствах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
2009 г. |
|
3. |
Разработка проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О формах поддержки некоммерческих организаций в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
2009 г. |
|
4. |
Разработка проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О мерах экономического стимулирования в сфере социального партнерства и/или инвестирования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
2009 г. |
|
5. |
Разработка проекта закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О государственной политике в сфере социального партнерства и/или инвестирования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
2009 г. |
|
6. |
Разработка проекта постановления Правительства автономного округа "Об утверждении порядка и регламента информационного обеспечения стратегии" |
до 1 июня 2009 г. |
|
7. |
Разработка проекта постановления Правительства автономного округа "Об утверждении порядка и регламента информационно-аналитического и научно-консультационной поддержки стратегии" |
до 1 июня 2009 г. |
|
8. |
Разработка проекта постановления Правительства автономного округа "Об утверждении Положения о порядке формирования и ведении электронной базы документов по реализации стратегии" |
до 1 июня 2009 г. |
|
9. |
Разработка проекта постановления Правительства автономного округа "Об утверждении Положения о порядке подготовки проведения публичной презентации регионального (окружного) отчета "Наш социальный год" |
до 1 июня 2009 г. |
|
10. |
Разработка проекта постановления Правительства автономного округа "Об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения программы мероприятий "Социальный марафон" |
до 1 июня 2009 г. |
|
11. |
Разработка проекта постановления Правительства автономного округа "Об утверждении Положения о порядке награждения Почетным знаком "Лидер социального партнерства Югры" |
до 1 июня 2009 г. |
|
Организационно-ресурсное обеспечение | |||
1. |
Организация системы взаимодействия с НКО, бизнесом, профессиональными и общественными организациями, включая: методическая помощь просвещение совместные мероприятия. |
до 1 июня 2009 г. |
|
2. |
Разработка и реализация совместных программ/проектов в сфере социального инвестирования |
постоянно в течение года |
|
3. |
Организация заседаний и обеспечение работы Общественно-экспертного совета |
не реже 1 раза в квартал в течение года |
|
4. |
Организация и поддержка системы информационного обеспечения Стратегии, разработка и проведение специальных информационных акций |
до 1 мая 2009 г., далее - в течение года |
|
5. |
Разработка концепции и архитектуры специального web-ресурса (социальный портал), создание и поддержка сайта |
I этап - до 1 сентября 2009 г., II этап - 2010 г. |
|
6. |
Подготовка и проведение Всероссийской конференции по регулированию социально-трудовых отношений |
октябрь-ноябрь ежегодно |
|
7. |
Организация и проведение благотворительных программ/проектов с вовлечением государственных/муниципальных служащих |
постоянно в течение года |
|
8. |
Подготовка и проведение публичной презентации регионального (окружного) отчета "Наш социальный год" |
февраль-март ежегодно |
|
9. |
Подготовка и проведение мероприятий программы "Социальный Марафон" |
в течение года февраль-март |
|
10. |
Подготовка и проведение Всероссийской конференции-совещания "Социальное партнерство - социальные инвестиции" |
2009 г., далее - ежегодно |
|
11. |
Организация совместных действий с международными организациями по профилю стратегии |
постоянно в течение года |
|
12. |
Организация участия во всероссийских акциях и мероприятиях по профилю стратегии |
постоянно в течение года |
|
13. |
Организация сбора и формирования системы ключевых показателей эффективности реализации стратегии |
дата утверждения стратегии, - постоянно в течение года |
|
14. |
Организация программ социологических исследований по тематике стратегии |
2 раза в год |
|
15. |
Подготовка/коррекция отраслевых (межотраслевых) соглашений |
в течение года |
|
16. |
Подготовка /коррекция коллективных договоров |
в течение года |
|
17. |
Подготовка соглашений (договоров) о сотрудничестве в сфере социального партнерства и/или социального инвестирования |
в течение года |
|
18. |
Разработка модельных актов по обеспечению сотрудничества в сфере социального партнерства и/или социального инвестирования |
2009 - 2010 г.г. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.