Приказ Минтранса РФ от 25 декабря 2006 г. N 163
"Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий"
5 ноября 2008 г.
Приказом Министерства транспорта РФ от 18 декабря 2014 г. N 344 настоящий приказ признан утратившим силу
О транспортной безопасности см. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169, N 28, ст. 2884) и пунктом 5.2.34 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; N 24, ст. 2601) приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий.
Министр |
И. Левитин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2007 г.
Регистрационный N 8840
Приложение
Положение
о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий
(утв. приказом Минтранса РФ от 25 декабря 2006 г. N 163)
5 ноября 2008 г.
См. Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий в ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 3 апреля 2008 г. N 681р
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий (далее - Положение) в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"* устанавливает порядок служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий.
2. Положение применяется при служебном расследовании и учете транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий, имевших место на железнодорожных путях общего и железнодорожных путях необщего пользования.
II. Служебное расследование транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий
Приказом Минтранса РФ от 5 ноября 2008 г. N 180 в пункт 3 настоящего приложения внесены изменения
О вопросах применения пункта 3 настоящего Положения см. официальные разъяснения Минтранса РФ от 6 сентября 2007 г. N ИЛ-22/6672
3. Руководители инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования (далее - субъекты железнодорожного транспорта) незамедлительно оповещают по телефонным, телеграфным или электронным средствам связи Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор), ее территориальные органы, органы прокуратуры, органы внутренних дел, территориальные органы МЧС России, органы местного самоуправления, владельцев железнодорожного подвижного состава о возникновении на территории указанных субъектов железнодорожного транспорта транспортных происшествий, указанных ниже:
крушения поездов (столкновения пассажирских, почтово-багажных, грузопассажирских, людских, хозяйственных, грузовых или иных поездов с другими поездами или железнодорожным подвижным составом, сходы железнодорожного подвижного состава в пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских, людских, хозяйственных, грузовых или иных поездах на перегонах и станциях, в результате которых:
погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, или повреждены локомотивы, или вагоны до степени исключения их из инвентаря;
либо нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек);
аварии (столкновения пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских, людских, хозяйственных, грузовых или иных поездов с другими поездами или железнодорожным подвижным составом, сходы железнодорожного подвижного состава в пассажирских, почтово-багажных грузо-пассажирских, людских, хозяйственных, грузовых или иных поездов на перегонах и станциях, в результате которых поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта;
столкновения и сходы железнодорожного подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди, или повреждены локомотивы, или вагоны до степени исключения их из инвентаря либо поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта, или нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек);
происшествия, связанные с несанкционированным движением по железнодорожным путям общего пользования и (или) железнодорожным путям необщего пользования автотракторной техники (столкновения поезда, в том числе одиночно следующего локомотива, с автотракторной техникой вне установленных железнодорожных переездов, в результате которых погиб человек или получили тяжкие телесные повреждения пять или более человек; поврежден железнодорожный подвижной состав; возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало десять и более человек либо нарушены условия жизнедеятельности ста и более человек);
происшествия на железнодорожных переездах (столкновения поезда, в том числе одиночно следующего локомотива, с автотракторной техникой, в результате которых погиб или получил тяжкие телесные повреждения человек или получили тяжкие телесные повреждения пять или более человек; поврежден железнодорожный подвижной состав; возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало десять и более человек либо нарушены условия жизнедеятельности ста и более человек; при этом происшествия на железнодорожных переездах, возникшие по вине субъекта железнодорожного транспорта и водителей транспортных средств или пешеходов, учитываются раздельно);
происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны и вызвавшим нанесение ущерба жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, экологической сфере, определяемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера")**.
Приказом Минтранса РФ от 5 ноября 2008 г. N 180 в пункт 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Руководители субъектов железнодорожного транспорта не позднее 3 часов с момента случившегося оповещают по телефонным, телеграфным или электронным средствам связи Ространснадзор, его территориальные органы, владельцев железнодорожного подвижного состава о возникновении на территории субъектов железнодорожного транспорта иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, указанных ниже:
проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора или предельного столбика;
столкновения пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских, людских, хозяйственных, грузовых или иных поездов с другими поездами или железнодорожным подвижным составом по всем причинам, не имеющим последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения, сходы железнодорожного подвижного состава в пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских, людских, хозяйственных, грузовых или иных поездах на перегонах и станциях по всем причинам, не имеющим последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения;
прием поезда на занятый путь;
отправление поезда на занятый перегон;
развал груза в пути следования;
излом оси, осевой шейки или колеса;
излом боковины или надрессорной балки тележки вагона;
обрыв хребтовой балки подвижного состава;
ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью;
неограждение сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;
затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры или подвижного состава, связанные с несоблюдением условий безопасности движения, вызвавших полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из путей на перегоне на один час и более.
Приказом Минтранса РФ от 5 ноября 2008 г. N 180 в пункт 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Руководители субъектов железнодорожного транспорта, на территории которых произошли иные связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта события, указанные в настоящем пункте, ежемесячно информируют Ространснадзор и его территориальные органы об их количестве:
сходы железнодорожного подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, не имеющих последствий, указанных в абзацах втором и третьем пункта 3 Положения;
столкновения железнодорожного подвижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, не имеющих последствий, указанных в абзацах втором и третьем пункта 3 Положения, но при которых повреждены локомотивы в объеме текущих ремонтов или вагоны в объеме текущего отцепочного или деповского видов ремонта;
прием или отправление поезда по неготовому маршруту,
перевод стрелки (под поездом, маневровым составом или локомотивом);
отцепка вагона от пассажирского поезда в пути следования из-за технических неисправностей;
неисправность вагона пригородного поезда (электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсового автобуса), результатом которой явилась его отцепка в пути следования;
неисправность железнодорожного подвижного состава, результатом которой явилась отмена отправления поезда со станции отправления или повлекшая высадку пассажиров из поезда на промежуточной станции;
повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива;
отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;
излом рельса под поездом;
саморасцеп автосцепок в поездах;
отцепка вагона от грузового поезда в пути следования из-за нагрева буксы или других технических неисправностей;
взрез стрелки;
отцепка вагона от поезда на промежуточной станции из-за нарушения технических условий погрузки, угрожающих безопасности движения;
обрыв автосцепки железнодорожного подвижного состава;
падение на путь деталей железнодорожного подвижного состава;
неисправности пути, железнодорожного подвижного состава, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи, контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в результате которых допущена задержка поезда на перегоне хотя бы по одному из путей или на станции сверх времени, установленного графиком движения, на один час и более;
неисправность пути, потребовавшая выдачи поездным диспетчером по заявке начальника вагона-путеизмерителя приказа о закрытии движения на участке или ограничения скорости движения поездов до 15 км/час;
наезд поезда или одиночно следующего локомотива на механизмы, оборудование и посторонние предметы (объекты);
несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон.
Приказом Минтранса РФ от 5 ноября 2008 г. N 180 пункт 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. При получении информации о таких транспортных происшествиях, как крушения и (или) аварии, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также о столкновениях и сходах железнодорожного подвижного состава в пассажирских поездах, не имеющих последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения, для служебного расследования приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта за подписью руководителя Ространснадзора или лица, исполняющего его обязанности, формируется комиссия из числа работников Ространснадзора.
Решения, принятые комиссией, являются обязательными для исполнения субъектами железнодорожного транспорта.
Приказом Минтранса РФ от 5 ноября 2008 г. N 180 пункт 7 настоящего приложения изложен в новой редакции
7. При получении информации о транспортных происшествиях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, субъектом железнодорожного транспорта формируется комиссия по расследованию, в составе которой в зависимости от степени тяжести последствий произошедшего могут участвовать представители Ространснадзора.
8. Задачами служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий являются:
принятие мер по оказанию помощи пострадавшим, восстановлению движения и ликвидации последствий;
оценка соответствия фактического состояния железнодорожного подвижного состава, а также объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность движения;
оценка действий персонала и должностных лиц субъекта железнодорожного транспорта, действия которых привели или способствовали возникновению транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий, с указанием невыполненных положений нормативных документов;
оформление материалов служебного расследования и представление их в 15-дневный срок в Ространснадзор или его территориальные органы, а также другим компетентным органам при необходимости.
9. На месте транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий представителями субъекта железнодорожного транспорта производятся следующие действия:
изымается скоростемерная лента или накопитель информации систем регистрации параметров движения, натурный лист поезда, справка об обеспеченности поезда тормозами, предупреждения об ограничении скорости движения и бортовой журнал локомотива;
составляется схема разрушения пути и расположения подвижного состава, следов схода его с рельсов с привязкой к километру и пикетам, начала схода и места остановки подвижного состава;
производится фотографирование общего вида последствий и повреждений железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования, обнаруженных посторонних предметов, положений деталей и узлов железнодорожного подвижного состава;
составляются документы осмотра места транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий, технического состояния подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования;
берутся письменные (в необходимых случаях с использованием аудио- и видеозаписи) объяснения лиц, причастных к транспортным происшествиям и иным связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событиям, а также других очевидцев;
фиксируются погодные условия на момент транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий.
10. Руководитель субъекта железнодорожного транспорта обязан сохранять документы, элементы верхнего строения пути, детали железнодорожного подвижного состава и другие предметы, которые могут иметь значение при установлении причин транспортного происшествия, в течение всего периода служебного расследования. Решение о направлении указанных документов, деталей и предметов на исследование или испытание и сроках их хранения принимается комиссией, предусмотренной пунктами 6 и 7 настоящего Положения.
11. Комиссии, предусмотренные пунктами 6 и 7 настоящего Положения, выезжают на место транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий и проводят служебное расследование обстоятельств и причин их возникновения.
12. На основе материалов служебного расследования и проведенных проверок руководителем субъекта железнодорожного транспорта разрабатываются и осуществляются мероприятия по предупреждению повторения транспортных происшествий или иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий.
III. Порядок оформления результатов служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий
13. По результатам служебного расследования, но не позднее трех суток с момента случившегося, комиссией составляется техническое заключение о причинах транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий, подписанное всеми членами комиссии.
14. Материалы служебного расследования, указанные в пункте 8 настоящего Положения, должны содержать следующие документы:
акт служебного расследования;
техническое заключение;
список пострадавших с предварительными диагнозами;
акты о повреждении железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования;
материалы, полученные с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации, подтверждающие причины транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий, схемы с указанием имеющихся отступлений от норм содержания и повреждений железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования в результате транспортного происшествия;
результаты расшифровки скоростемерной ленты, модуля памяти или кассеты регистрации параметров движения подвижного состава (с указанием места хранения подлинника документа), имеющего отношение к расследуемому случаю;
акты о состоянии и работе объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования, имеющих отношение к расследуемому случаю;
натурные листы поездов;
результаты проведенных экспериментов и расчеты (если они производились);
копию исполненного графика движения поездов;
выписки из установленных учетно-отчетных форм по использованию железнодорожного подвижного состава и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного пути необщего пользования в части, касающейся причин транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий;
метеорологическую справку;
сведения о лицах, причастных к случившемуся, их объяснения, сведения о режиме труда и отдыха, о результатах последних испытаний в знании правил технической эксплуатации, других нормативных актов и должностных инструкций, а также заключение о медицинском освидетельствовании, необходимость которого определяется в каждом конкретном случае.
IV. Отчетность и учет
15. Транспортные происшествия и иные связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта события учитываются субъектами железнодорожного транспорта в соответствии с причинами, указанными в технических заключениях.
16. Транспортные происшествия, связанные с нанесением ущерба здоровью или жизни людей движущимся подвижным составом в санкционированных и несанкционированных для нахождения людей местах (происшествия, в результате которых погиб или получил тяжкие телесные повреждения один человек; происшествия, в результате которых получили повреждения средней тяжести пять и более человек), учитываются субъектом железнодорожного транспорта, на территории которого произошли указанные в настоящем пункте транспортные происшествия.
17. Руководители субъектов железнодорожного транспорта обязаны представлять в Ространснадзор или его территориальные органы ежемесячные (до 10 числа следующего за отчетным месяца) отчеты по допущенным транспортным происшествиям и иным связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событиям.
18. Руководители субъектов железнодорожного транспорта докладывают в Ространснадзор или его территориальные органы о принятых решениях судебных органов по допущенным транспортным происшествиям.
______________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение устанавливает порядок проведения служебного расследования, а также правила учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, имевших место на железнодорожных путях общего и железнодорожных путях необщего пользования.
Определены обязанности руководителей железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования в части оповещения об указанных происшествиях и событиях, а также последовательность их действий на месте происшествия (события), задачи служебного расследования, процедура формирования комиссий по служебному расследованию и составления материалов служебного расследования.
В случае получения информации о крушении поездов, авариях, происшествиях, связанных с несанкционированным движением по железнодорожным путям автотракторной техники, происшествиях на железнодорожных переездах, происшествиях при перевозке опасных грузов комиссию по служебному расследованию возглавляет уполномоченный представитель Ространснадзора, а ее состав утверждается приказом Ространснадзора. В иных случаях комиссии формируются руководителями железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования, при этом в зависимости от тяжести последствий в состав комиссии могут включаться представители Ространснадзора.
Не позднее трех суток после случившегося комиссией составляется техническое заключение о причинах происшествий (событий), подписанное всеми членами комиссии.
Приказ Минтранса РФ от 25 декабря 2006 г. N 163 "Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2007 г.
Регистрационный N 8840
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 7 февраля 2007 г. N 25, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 февраля 2007 г. N 6
Приказом Министерства транспорта РФ от 18 декабря 2014 г. N 344 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса РФ от 5 ноября 2008 г. N 180
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа