Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено. - Постановление администрации Петушинского района Владимирской области от 14 октября 2019 г. N 2178
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению
администрации Петушинского района
Владимирской области
от 6 октября 2015 г. N 1549
Муниципальная программа
"Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район" на 2014 - 2020 годы"
13 ноября 2015 г., 14 марта, 8 апреля, 3, 20 июня, 8 августа, 25 ноября 2016 г., 20 февраля, 15 августа, 12 декабря 2017 г., 5 февраля, 28 апреля, 17 августа, 15 ноября 2018 г., 14 октября 2019 г.
Паспорт изменен с 24 марта 2020 г. - Постановление администрации Петушинского района Владимирской области от 14 января 2020 г. N 66
Паспорт
муниципальной программы "Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район"
Наименование программы Петушинского района |
"Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район" |
Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного акта) |
Распоряжение администрации Петушинского района от 07.10.2014 N 74-р "О разработке муниципальной программы "Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район"; постановление администрации Владимирской области от 31.01.2019 N 48 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Развитие образования" |
Ответственный исполнитель программы |
Муниципальное учреждение "Управление образования администрации Петушинского района" |
Соисполнители программы |
Образовательные учреждения, управление экономического развития администрации Петушинского района |
Участники программы |
Муниципальное учреждение "Управление образования администрации Петушинского района"; организации, осуществляющие образовательную деятельность |
Цель программы |
Обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики |
Задачи программы |
1. Создание в системе дошкольного образования детей равных возможностей для получения качественного образования в районе. 2. Обеспечение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям развития экономики района, современным потребностям общества и каждого гражданина. 3. Создание условий для устойчивого развития системы воспитания и дополнительного образования детей, обеспечение ее современного качества, доступности и эффективности. 4. Обеспечение эффективной системы защиты прав и интересов, социализации и самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5. Формирование устойчивой кадровой политики в сфере образования, способствующей инновационному развитию района, системы образования. 6. Участие в современной системе оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. 7. Создание комплексной цифровой инфраструктуры системы образования района. 8. Обеспечение эффективной реализации муниципальной программы "Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район" |
Целевые индикаторы и показатели программы |
1. Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе). 2. Удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организациях. 3. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство)), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в муниципальных учреждениях всех типов. 3.1. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого фонда в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Петушинский район. 4. Удельный вес численности школьников, обучающихся в системе дополнительного образования. 5. Удовлетворенность населения услугами в сфере образования. 6. Удельный вес числа детей и подростков, участвующих в деятельности детских общественных объединений по интересам. 7. Количество школ, имеющих оборудованные: - медицинские кабинеты; - спортивные залы; - спортивные площадки; - кабинеты ОБЖ; - компьютерные классы; - доступ в Интернет. 8. Удельный вес численности школьников, охваченных: - горячим питанием; - оздоровлением, в т.ч. летним отдыхом (лагерь дневного пребывания, МБУЗДОЛ "Дружный", МАУ ЗОЛ "Березка", ППО "КЭМЗ" РОСПРОФПРОМ "Искатель"). 9. Количество школьников - участников массовых мероприятий, в т.ч. спортивных (олимпиады, конкурсы, конференции, выставки, соревнования и т.д.). 10. Количество школьников, обеспеченных бесплатными учебниками и учебными пособиями. 11. Количество учреждений, имеющих: - лицензии на образовательную деятельность; - кнопку экстренного вызова полиции (КЭВП); - ограждения. 12. Удельный вес работников учреждений образования, прошедших курсовую подготовку. 13. Обеспеченность учащихся транспортом при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА). 14. Количество организаций, в которых будут проведены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта. 15. Число общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, обновивших материально-техническую базу для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей. 16. Численность обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей. 17. Количество учителей предметной области "Технология", прошедших курсы повышения квалификации на базе детских технопарков "Кванториум", организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики. 18. Доля обучающихся, вовлеченных в различные формы сопровождения и наставничества. 19. Доля организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в сетевой форме. 20. Доля общеобразовательных организаций, в которых реализуются механизмы вовлечения общественно-деловых объединений и участвуют представители работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием общеобразовательных организаций. 21. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет. 22. Количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, у которых будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом. 23. Число участников открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", "Уроки настоящего" или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектах, направленных на раннюю профориентацию. 24. Доля обучающихся по программам общего образования, дополнительного образования для детей и среднего профессионального образования, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе обучающихся по указанным программам. 25. Доля образовательных организаций, реализующих программы общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе образовательных организаций. 26. Доля педагогических работников общего образования, прошедших повышение квалификации в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием информационного ресурса "одного окна" ("Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"), в общем числе педагогических работников общего образования. 27. Количество детей, обучающихся в 25% общеобразовательных организациях, в основные общеобразовательные программы которых внедрены современные цифровые технологии. 28. Доля образовательных организаций, которые обновили информационное наполнение и функциональные возможности открытых и общедоступных информационных ресурсов |
Сроки и этапы реализации программы |
Срок реализации Программы - 2014 - 2022 годы: 1 этап - 2014 - 2015 годы; 2 этап - 2016 - 2018 годы; 3 этап - 2019 - 2022 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию программы, в том числе по годам и источникам |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы, - 7234327,566 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 27621,2 тыс. руб., из областного бюджета - 4269270,38 тыс. рублей, за счет муниципального бюджета - 2937435,986 тыс. рублей. Объем средств по годам реализации программы (за счет всех источников): 2014 - 646999,4 тыс. рублей; 2015 - 736066,8 тыс. рублей; 2016 - 717366,7 тыс. рублей; 2017 - 761618,546 тыс. рублей; 2018 - 856300,09 тыс. рублей; 2019 - 926506,00 тыс. рублей; 2020 - 874334,57 тыс. рублей; 2021 - 862927,63 тыс. рублей; 2022 - 852207,83 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В системе дошкольного образования: - будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (1,5 года - 3 года); - будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные организации. В системе общего образования: - 99,8% численности населения района в возрасте 7 - 18 лет будет охвачено общим образованием; - 100% обучающимся будет предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями; - отношение среднего балла ЕГЭ в 10% школ с лучшими результатами к среднему баллу ЕГЭ в 10% школ с худшими результатами составит 1,7 (2018); - повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг до 80%; - увеличение удельного веса школьников, обучающихся в системе дополнительного образования; - увеличение удельного веса детей и подростков, участвующих в деятельности детских общественных объединений по интересам; - увеличение количества школ, имеющих оборудованные: - медицинские кабинеты; - спортивные залы; - спортивные площадки; - кабинеты ОБЖ; - компьютерные классы; - доступ в Интернет; - увеличение удельного веса численности школьников, охваченных: - горячим питанием; - оздоровлением, в т.ч. летним отдыхом (лагеря дневного пребывания, муниципальный загородный оздоровительный лагерь "Дружный"); - увеличение количества школьников - участников массовых мероприятий, в т.ч. спортивных (олимпиады, конкурсы, конференции, выставки, соревнования и т.д.); - увеличение количества школьников, обеспеченных бесплатными учебниками и учебными пособиями; - 100-процентная обеспеченность учащихся транспортом при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА); - увеличение количества школ, оборудованных системой контроля управления доступом; - увеличение количества образовательных организаций, в которых будут проведены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта; - увеличится количество общеобразовательных организаций, обновивших материально-техническую базу для занятий физкультурой и спортом; - будут созданы центры образования цифрового и гуманитарного профилей на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах; - будет обновлена материально-техническая база для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков, создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах; - доля общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных технологий, в общей численности общеобразовательных организаций составит не менее 37%; - к 2025 году повысят квалификацию на базе детских технопарков "Кванториум", организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики, не менее 2 учителей предметной области "Технология" ежегодно; - к 2025 году не менее 1,7 тыс. обучающихся будут охвачены основными и дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей; - к 2025 году не менее 70% обучающихся будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества; - к 2025 году не менее 70% организаций реализуют программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в сетевой форме; - к 2025 году в не менее 70% общеобразовательных организаций будут реализовывать механизмы вовлечения общественно-деловых объединений и участвовать представители работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием общеобразовательных организаций; - к 2025 году не менее 4,7 тыс. обучающихся станут участниками открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", "Уроки настоящего" или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектов, направленных на раннюю профориентацию; - к 2025 году не менее 100 детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), в том числе по итогам участия в проекте "Билет в будущее"; - к 2025 году в не менее в 90% организациях общего образования будут применяться ресурсы региональной системы электронного и дистанционного обучения в образовательном процессе; - к 2025 году для не менее чем 1,7 детей, обучающихся в 25% общеобразовательных организаций, в основные общеобразовательные программы будут внедрены современные цифровые технологии; - к 2025 году все образовательные организации обновят информационное наполнение и функциональные возможности открытых и общедоступных информационных ресурсов. В системе воспитания и дополнительного образования детей: - увеличится доля детей, обучающихся по программам дополнительного образования детей в системе образования района, до 80%; - увеличится доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно социализированных, до 85%; - удельный вес детей школьного возраста, подлежащих отдыху в организациях отдыха детей и их оздоровления в каникулярный период за счет средств субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на организацию отдыха детей в каникулярное время (к общему числу детей от 7 до 17 лет), будет на уровне не ниже 48%; - 30% обучающихся в организациях по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования получат возможность участия в экскурсионных поездках в каникулярный период за счет средств субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на организацию отдыха детей в каникулярное время (к общему числу обучающихся 1 - 11 классов в организациях по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования); - доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической и естественнонаучной направленности, составит не менее 18%; - к 2025 году не менее 70% детей в Петушинском районе с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий. В обеспечении защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: - снижение доли детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство)), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов; - сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право на обеспечение жилыми помещениями которых возникло и не реализовано на конец соответствующего года. В развитии кадрового потенциала: - увеличится доля учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций до 18,8%; - средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе; - средняя заработная плата педагогов дошкольных образовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы в сфере общего образования в регионе; - средняя заработная плата работников дополнительного образования детей к 2018 году составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе; - уровень удовлетворенности населения региона качеством услуг в сфере дошкольного, общего, дополнительного составит не менее 80%; - к 2025 году не менее 65% педагогических работников общего образования пройдут повышение квалификации в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием информационного ресурса "одного окна" ("Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации") от общего числа педагогических работников общего образования, привлекаемых к образовательной деятельности. По всем образовательным организациям: - положительная динамика количества образовательных учреждений, не допускающих нарушений лицензионных нормативов и требований; - отсутствие образовательных учреждений, не прошедших аккредитацию в установленные сроки; - повышение удельного веса образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении образованием; - увеличение количества учреждений, имеющих: - кнопку экстренного вызова полиции (КЭВП); - ограждения; - систему контроля управления доступом; - систему видеонаблюдения; - отсутствие работников учреждений образования, не прошедших плановую курсовую подготовку |
I. Общая характеристика сферы реализации программы
Программа "Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район" (далее - Программа) - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых функций системы образования района, достижение приоритетов и целей муниципальной политики в сфере образования района.
Программа сформирована во взаимосвязи с Государственной программой Владимирской области "Развитие образования", утвержденной постановлением администрации Владимирской области от 31.01.2019 N 48.
Программа является организационной основой политики района в сфере образования.
Подраздел 1.1 изменен с 24 марта 2020 г. - Постановление администрации Петушинского района Владимирской области от 14 января 2020 г. N 66
1.1. Характеристика текущего состояния сферы образования района
Главной целью стратегии социального и экономического развития района на период до 2021 года является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения в районе, на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики.
Для реализации стратегических целей развития экономики района потребуется человеческий потенциал высокого качества, с мотивацией на достижение результатов, с высокой "личной капитализацией".
Региональные тенденции в области демографии, процессы внутренней миграции от периферии к центру, а также возрастающая тенденция к внешней миграции наглядно демонстрируют динамику дефицита трудового капитала Петушинского района. Эти процессы указывают на назревшую необходимость изменения подхода к системе образования не только как к социальной системе, но и как к важному участнику социально-экономического развития территории. При этом ключевыми характеристиками эффективности ее работы становятся показатели качества образовательной деятельности и качество всей системы образования в целом.
Таким образом, ключевая проблема, на решение которой будет направлена Программа, заключается в разрыве между необходимостью развития человеческого потенциала как фактора инновационного социально ориентированного развития района, с одной стороны, и наличным состоянием системы образования, направленным на решение ведомственных задач, с другой стороны.
В целях реализации Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с Законом Владимирской области от 28.12.2005 N 201-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрация Петушинского района исполняет отдельные государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования "Петушинский район" (далее - муниципальный список). По состоянию на 1 января 2018 года в муниципальный список было включено 82 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них - 57, у которых возникло право на обеспечение жильем, в том числе - 20 по решению суда.
Для обеспечения жильем данной категории граждан администрацией Петушинского района приобретаются благоустроенные квартиры в городах и поселках городского типа на территории района. Приобретение квартир осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Финансирование расходных обязательств осуществляется из областного бюджета в объемах, предусматриваемых на указанные цели на очередной финансовый год.
Квартиры включаются в специализированный жилищный фонд и предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированного жилого помещения.
В системе образования района 45 образовательных учреждений (1 негосударственное и 44 муниципальных) различных типов и видов с контингентом обучающихся и воспитанников - 9,2 тыс. человек.
В системе дошкольного образования
Система дошкольного образования рассматривается как важнейший фактор улучшения демографической ситуации, обеспечивающей прирост населения, укрепление и сохранение здоровья детей, преемственность ступеней образования.
Основные направления модернизации системы дошкольного образования:
- создание нормативной правовой базы по вопросам дошкольного образования;
- организация взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам развития дошкольного образования, сохранения дошкольной образовательной сети, повышения качества предоставляемых образовательных услуг и развития вариативных форм дошкольного образования, в т.ч. не связанных с оказанием образовательных услуг;
- обеспечение социальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста, в т.ч. детей-инвалидов.
В целях обеспечения населения Петушинского района местами в детских садах и в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в районе принято постановление администрации Петушинского района от 21.02.2013 N 425 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") Петушинского района "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" в редакции постановления администрации Петушинского района от 29.09.2014 N 1898 "О внесении изменений в постановление администрации Петушинского района от 21.02.2013 N 425".
Результатом работы по реализации программных документов на начало 2017 года очередь в дошкольные образовательные организации района ликвидирована полностью.
В целом по району созданная сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обеспечивает дошкольным образованием 3,1 тыс. человек (2017 г. - 3,1 тыс. чел., 2018 - 3,0 тыс. чел.).
В целом по району 28 дошкольников детей-инвалидов получают необходимую помощь в группах общего развития.
Положительная динамика отмечается в обеспечении детей-инвалидов дошкольными услугами. Охват детей-инвалидов дошкольным образованием в группах полного дня составил 28 чел. (2017 - 45%, 2018 г. - 66%, рост - 21%).
В районе определен детский сад, в котором работает консультационный пункт по оказанию методической, консультативной и педагогической помощи родителям, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья детей.
Своевременно принятые меры по обеспечению доступности дошкольных образовательных услуг позволили достичь позитивных изменений в решении социально значимой проблемы:
- все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены дошкольными образовательными услугами, а доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и услугу по их содержанию, в общей численности детей от 3 до 7 лет составила 71,0%;
- повысился уровень удовлетворения потребности населения региона в услугах дошкольного образования, что составляет 91%;
- доля детей в возрасте от 1 года до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, достигла 67,2%;
- доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в ДОУ, в общей численности детей данного возраста составляет 1% (2012 г. - 1%).
Вместе с тем в системе дошкольного образования остаются проблемы, требующие комплексного решения:
- низкие темпы обновления состава педагогических кадров и содержания дошкольного образования;
- медленно формируются компетенции педагогов в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Решение большинства вышеуказанных проблем возможно за счет выполнения основных мероприятий настоящей Программы.
В системе общего образования
Развитие системы общего образования района осуществляется в соответствии с основными направлениями политики через реализацию мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", Комплексов мер по модернизации региональной системы общего образования в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", через участие в других федеральных и областных проектах.
В районе 21 муниципальное и 1 негосударственное общеобразовательное учреждение. 8 из них (36%) расположены в сельской местности, в которых обучается 1008 школьников, что составляет 14,4% от общего количества обучающихся.
Число обучающихся в общеобразовательных учреждениях района на начало 2018/2019 учебного года составило 6979 человек, что несколько меньше, чем в предыдущем учебном году (7060 человека).
В сложившихся условиях необходимо обеспечить высокое качество образования, безопасность и комфортность условий обучения, которые будут являться фактором повышения качества жизни жителей Петушинского района.
В целях обеспечения качества и безопасности образовательного процесса потребуется проведение капитального ремонта ветхих, аварийных общеобразовательных организаций.
Тенденция увеличения количества школьников в городах и уменьшение в селах будет сохраняться. В связи с чем, потребуется строительство новой школы в городе Покров, д. Глубоково.
Важным направлением развития системы общего образования является комплексное обеспечение безопасности обучающихся. Необходимо продолжить работу по снижению риска и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, созданию системы профилактики, жизнеобеспечения и защиты человека в каждой общеобразовательной организации. Это позволит в дальнейшем сократить непредвиденные затраты и расходы из местного бюджета на восстановление нанесенного ущерба.
В целях обеспечения доступности общего образования для детей, проживающих в отдаленных территориях района, создана достаточная сеть школьных маршрутов, на которых эксплуатируется 7 школьных автобусов, численность подвозимых детей составляет 284 человека.
Главным вопросом на повестке дня остается безопасность перевозок школьников. Поэтому актуальным является приобретение новых автобусов, соответствующих требованиям ГОСТ.
С 1 сентября 2014/2015 учебного года 100% обучающихся начальной школы классов общеобразовательных учреждений перешли на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС), реализация которых обеспечивается современным уровнем материально-технического оснащения образовательного процесса. Организационной основой этой деятельности является реализация с 2006 года мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Образование", с 2011 года в рамках ежегодного Комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования. Ежегодное увеличение количества школьников, обучающихся по ФГОС, требует дальнейшей планомерной работы, направленной на формирование в школах современной учебно-материальной базы.
Внедрение новых информационных технологий в систему общего образования района реализовывалось в рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Образование".
Развитие данного направления позволило реализовать в системе общего образования района модели дистанционного обучения, в том числе детей-инвалидов, обучающихся на дому, электронного управления учебно-воспитательным процессом, достигнуть высокого уровня оснащенности школ компьютерным и интерактивным оборудованием, обеспечить доступ к сети Интернет всем общеобразовательным учреждениям.
Препятствующим фактором дальнейшего развития процессов информатизации общего образования является высокая стоимость и низкая скорость доступа к сети Интернет.
Во исполнение требований законодательства в части освоения новых ФГОС требуется качественное обновление и расширение деятельности Центра дистанционного образования детей-инвалидов.
Одним из направлений модернизации общего образования является оценка его качества. В рамках формирования новой модели общероссийской системы оценки качества осуществляется работа по внедрению в районе независимых форм государственной итоговой аттестации выпускников основной и средней школы в форме ЕГЭ и ГИА-9.
Факторами, сдерживающими дальнейшее развитие районной системы оценки качества образования, являются невысокие результаты по ряду предметов обучающихся. Выделяется сегмент школ (как сельских, так и городских), демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. С 2014 года прогнозируется рост численности детей мигрантов с ближнего зарубежья, не владеющих русским языком на достаточном уровне для освоения программ общего образования.
Не только в сельской местности, но и в большинстве городских школ обучающиеся не имеют возможности выбора программы профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями. 49% старшеклассников обучается в профильных классах.
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования осуществляется массовыми школами общего типа. Всего в общеобразовательных учреждениях организовано интегрированное обучение 109 детей-инвалидов и 15 детей с ограниченными возможностями здоровья. Дальнейшее расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях сдерживается следующими факторами:
- архитектурная недоступность школ (пандусы, подъемники, расширенные входные проемы, оборудованные туалетные помещения и др.).
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2014 - 2022 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761, потребует дополнительных муниципальных мер по обеспечению доступа отдельных категорий детей к качественному образованию, созданию в общеобразовательных организациях условий для охраны и укрепления здоровья детей, индивидуализации образовательного процесса и оказания услуг медико-психологической помощи.
Необходимо создать в каждой школе среду, обеспечивающую дальнейшее совершенствование медицинского обслуживания, организацию школьного питания, занятий физической культурой и спортом.
В районе действует система поиска и отбора талантливых детей, сформированная через организацию олимпиад и конкурсов различной направленности.
Препятствующими факторами дальнейшего совершенствования и развития системы выявления, поддержки и последовательного сопровождения одаренных детей в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и Национальной стратегией действий в интересах детей на 2014 - 2021 годы являются:
- зависимость развития системы поддержки одаренных детей от уровня финансирования;
- отсутствие межведомственного взаимодействия и координации действий разных ведомств (спорта, культуры и др.);
- недостаточность нормативного оформления и закрепления экономических механизмов обеспечения работы с одаренными детьми.
Через профессиональную и общественную оценку деятельности педагогов и общеобразовательных организаций в районе формируется система стимулирования качества работы, однако лучшие образцы педагогической практики в профессиональном сообществе продвигаются достаточно медленными темпами.
Внедрение и дальнейшее совершенствование механизмов бюджетного финансирования обусловлено необходимостью обеспечения прозрачности и открытости процедуры распределения бюджетных финансовых средств и повышение экономической самостоятельности общеобразовательных организаций.
В системе воспитания и дополнительного образования детей
В системе образования района функционирует 2 образовательных учреждения дополнительного образования детей, на базе которых обучаются 1675 человек по программам дополнительного образования, что составляет 24% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях района.
В районе сохраняется приоритет бесплатности и равного доступа дополнительного образования детей. Этому способствует кооперация ресурсов учреждений дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями.
Учреждения дополнительного образования не обеспечивают доступ детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, нет подготовленных специалистов, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в образовательные учреждения, отсутствует специальный инвентарь и оборудование.
Учебно-воспитательный процесс в системе дополнительного образования детей осуществляют 35 педагогических работника, из них 18 - внешние совместители. На 1 января 2018 года в учреждениях дополнительного образования детей имеется 1 педагогическая вакансия. 18 педагогов имеют высшее профессиональное образования, 13 - среднее профессиональное, 3 - начальное профессиональное, 7 педагогов - пенсионного возраста. Проблемы с обеспечением системы дополнительного образования детей квалифицированными педагогическими кадрами связаны с низким уровнем оплаты труда педагогов, который в среднем по району составляет на 1 ставку 7816,2 тысячи рублей.
Вместе с тем анализ организации воспитательной деятельности говорит о необходимости повышения профессиональной компетентности специалистов, педагогических работников и снижения уровня их сменяемости.
Требует решения проблема недостаточной оснащенности воспитательного процесса современным оборудованием.
В обеспечении защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проводимая в районе политика семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволила 240 детям обеспечить их основное право - жить и воспитываться в семье.
В районе реализуются различные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Всего 76 детей воспитываются в семьях усыновителей. В территории продолжает сокращаться численность детей, переданных на усыновление в семьи иностранных граждан (2016 г. - 1, 2017 г. - 0, 2018 г. - 0). При этом число детей, переданных на усыновление в семьи российских граждан, стабильно: 2016 - 3; 2017 - 6; 2018 - 3.
89,5% детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в семьях опекунов (в 2016 г. - 56,4% составляли бабушки, 2017 г. - 55,2%, 2018 г. - 56.1%).
В районе обозначился ряд позитивных тенденций в сфере выявления детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройства на различные формы семейного воспитания:
отмечается стабильность численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2016 г. - 305; 2017 г. - 304; 2018 - 306);
увеличилось число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, переданных на семейные формы воспитания (2016 - 77,3%; 2017 - 80%; 2018 - 96.6%);
сокращается число детей, родители которых отказались взять их учреждений здравоохранения: 2016 - 3; 2017 - 0; 2013 - 0.
Вместе с тем, в районе сохраняется проблема, не позволяющая в полном объеме обеспечить реализацию права детей на воспитание в семье:
- 40,8% (по области - 80%) выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети, лишившиеся родительского попечения по "социальным" причинам, причем до 35,2 (по области 52,4) из них старше 10 лет.
Основной причиной роста доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается семейное неблагополучие.
С 01.01.2018 установлены выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), и вознаграждения приемным родителям. Выплаты включают: единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью составляет 16759 рублей 09 коп.; при усыновлении детей-инвалидов, детей старше семи лет, братьев и сестер - 128053 рубля 08 коп.; выплату на содержание одного ребенка, находящегося под опекой, в приемной семье - от 6379 руб. до 8391 руб.; на содержание ребенка инвалида данное пособие увеличивается на 50%; вознаграждения приемному родителю - 8352 руб. При этом вознаграждение опекунов при возмездной форме опеки увеличивается на 30% от ставки при приеме в семью детей, старше 14 лет.
Кроме того, в связи с развитием семейных форм устройства детей обостряется проблема подготовки замещающих родителей к приему детей в семью, так и сопровождение созданных замещающих семей, разрешение кризисных ситуаций, возникающих в замещающих семьях. Проблема является актуальной, т.к. в 2016 - 1; 2017 - 2; 2018 - 1 (опека) отмечаются случаи отмены опеки и расторжения договоров с приемными семьями.
В связи с этим первостепенное значение приобретает качество подготовки кандидатов в приемные родители. Организована и ведется работа по отбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать замещающими родителями: МУ "Управление образования администрации Петушинского района" заключило договор с государственным бюджетным учреждением Владимирской области "Центр психолого-педагогической и социальной поддержки" на прохождение кандидатами в приемные родители и усыновители обучения по программе "Школа приемного родителя".
С 01.09.2012 введено обязательное обучение. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 утверждены требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В среднем за год в районе около 10 кандидатов проходят подготовку.
В связи с ежегодным ростом количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, продолжают формироваться службы сопровождения семейных форм устройства детей-сирот на базе ГКУ ВО "Покровский детский дом".
Для решения проблемы качественной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни необходимо:
- активизировать деятельность по устройству на воспитание этой категории детей в семьи граждан;
- обеспечить своевременное психолого-педагогическое сопровождение семей, взявших на воспитание детей;
- усилить реабилитационную работу с детьми;
- обеспечить постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих самостоятельную жизнь.
II. Приоритеты, цели и задачи
Приоритеты районной политики в сфере образования
Приоритеты развития сферы образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утверждена Указом Президентом Российской Федерации 09.05.2017 N 203);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р);
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики района образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642);
Государственная программа Владимирской области "Развитие образования" (утверждена постановлением администрации Владимирской области от 31.01.2019 N 48);
Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года (утверждена Указом Губернатора Владимирской области от 02.06.2009 N 10);
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования "Петушинский район" Владимирской области до 2020 года и на плановый период до 2030 года и Плана мероприятий до 2020 года по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Петушинский район" Владимирской области до 2020 года и плановый период до 2030 года.
Система образования в области - неотъемлемая часть образовательного пространства Российской Федерации, поэтому стратегия и направления ее развития определяются, с одной стороны, задачами социально-экономического развития области в контексте стратегии перехода экономики России на инновационную социально ориентированную модель развития, с другой стороны, стратегическими ориентирами государственной политики в области образования, особым образом реализующимися в условиях региона.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Владимирской области на период до 2030 года приоритетом государственной политики области в сфере образования является достижение современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.
Основными приоритетами государственной политики области в сфере образования на среднесрочную перспективу должны стать:
- создание условий для обеспечения доступного и качественного образования, отвечающего современным требованиям;
- создание благоприятных условий и возможностей для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;
- обеспечение роста удовлетворенности населения предоставляемыми образовательными организациями услугами;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности;
- создание комплексной цифровой инфраструктуры системы образования Владимирской области, организационных, кадровых, методических условий для реализации современных моделей организации обучения, внедрения новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися цифровых навыков и умений;
- совершенствование профессионального уровня педагогических работников, повышение их заинтересованности в качестве своего труда;
- обеспечение соответствия качества подготовки профессиональных кадров необходимой квалификации потребностям общества и экономики региона;
- развитие эффективной системы дополнительного образования детей, выявления и развития молодых талантов;
- расширение доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная и профессиональная реабилитация;
- успешная адаптация в обществе и на рынке труда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их социальной мобильности;
- формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами инновационного социально-экономического развития района.
Задачи Программы:
первая задача: создание в системе дошкольного образования детей равных возможностей для получения качественного образования в районе;
вторая задача: обеспечение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям развития экономики района, современным потребностям общества и каждого гражданина;
третья задача: создание условий для устойчивого развития системы воспитания и дополнительного образования детей, обеспечение ее современного качества, доступности и эффективности;
четвертая задача: обеспечение эффективной системы защиты прав и интересов, социализации и самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
пятая задача: формирование устойчивой кадровой политики в сфере образования, способствующей инновационному развитию районной системы образования. Она предусматривает стимулирование качественного труда педагогических работников, улучшение и обновление состава и компетенций педагогических кадров и его продуктивности;
шестая задача: участие в современной системе оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
седьмая задача: создание комплексной цифровой инфраструктуры системы образования района;
восьмая задача: обеспечение эффективной реализации муниципальной программы "Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район".
Раздел III изменен с 24 марта 2020 г. - Постановление администрации Петушинского района Владимирской области от 14 января 2020 г. N 66
III. Целевые показатели (индикаторы)
Реализация Программы обеспечит всем жителям района независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития района.
Предварительная оценка ожидаем
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.