Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Инструкция об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства

Приложение

 

Инструкция
об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства

 

I. Общие положения

 

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок организации деятельности по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - иностранный гражданин, если не оговорено иное) в пограничных органах, а также входящих в их состав подразделениях, должностные лица которых осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений по ним (далее - пограничные органы).

2. Финансирование расходов, связанных с административным выдворением за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, осуществляется в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Правилами расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 769*(1).

3. Административно выдворяемые за пределы Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. На основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, участником которых является Российская Федерация, при исполнении постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина необходимо учитывать, что:

коллективное выдворение иностранных граждан запрещено*(2) без индивидуального принятия решения о выдворении в отношении каждого иностранного гражданина;

иностранный гражданин не высылается в иностранное государство, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. Подтверждением наличия таких оснований является существование в данном иностранном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека*(3);

иностранный гражданин, признанный беженцем, не высылается или не возвращается в иностранное государство, из которого он прибыл, где его жизни или свободе угрожает опасность вследствие его расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Это положение, однако, не может применяться к беженцам, рассматриваемым в силу уважительных причин как угроза безопасности страны, в которой они находятся, или осужденным вошедшим в силу приговором в совершении особенно тяжкого преступления и представляющим общественную угрозу для страны*(4);

иностранный гражданин не выдворяется в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

 

II. Организация деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан

 

5. Административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина (далее - административное выдворение иностранного гражданина, если не оговорено иное), назначаемого судьей, а в случае совершения иностранным гражданином административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - должностным лицом пограничного органа, указанным в части 2 статьи 23.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), предусмотрены частью 2 статьи 18.1 и частью 2 статьи 18.4 КоАП России.

6. При осуществлении производства по делу об административном правонарушении, влекущем назначение административного наказания в виде административного выдворения иностранного гражданина, и исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина должностные лица пограничных органов руководствуются положениями КоАП России.

7. Уполномоченное должностное лицо пограничного органа при выявлении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 или частью 2 статьи 18.4 КоАП России, за которое в качестве меры административного наказания может быть назначено административное выдворение иностранного гражданина, в соответствии со статьей 27.3 КоАП России задерживает иностранного гражданина в административном порядке на установленный статьей 27.5 КоАП России срок, составляет протокол об административном задержании. В связи с тем, что производство по делу об административном правонарушении ведется на русском языке, задержанному иностранному гражданину, не владеющему русским языком, обеспечивается право пользования услугами переводчика, который назначается в порядке, установленном статьей 25.10 КоАП России.

Задержанный иностранный гражданин содержится в специально отведенных для этого помещениях пограничных органов либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении задержанного иностранного гражданина могут применяться иные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

8. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, информация об административном задержании иностранного гражданина направляется должностным лицом пограничного органа, указанным в пункте 7 настоящей Инструкции, в консульское учреждение или дипломатическое представительство иностранного государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного лица. По требованию задержанного иностранного гражданина указанная информация должна быть направлена безотлагательно*(5).

9. В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП России по факту совершения административного правонарушения уполномоченным должностным лицом пограничного органа составляется протокол об административном правонарушении.

10. При совершении иностранным гражданином административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 или частью 2 статьи 18.4 КоАП России, пересекшим государственную границу Российской Федерации при следовании с территории сопредельного государства на территорию Российской Федерации либо прибывшим в пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, и необходимости назначения по вышеуказанным административным правонарушениям дополнительного административного наказания в виде административного выдворения иностранного гражданина, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела передается должностному лицу пограничного органа, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после его составления.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом пограничного органа может быть вынесено постановление о назначении административного наказания и назначено дополнительное административное наказание - административное выдворение иностранного гражданина.

Постановление об административном выдворении иностранного гражданина объявляется ему немедленно по окончании рассмотрения дела об административном правонарушении с вручением выдворяемому копии указанного постановления под расписку (части 1, 2 статьи 29.11 КоАП России).

11. В соответствии со статьей 31.3 КоАП России должностное лицо, вынесшее постановление об административном выдворении иностранного гражданина, направляет его для исполнения уполномоченному должностному лицу пограничного органа.

12. Исполнение постановления об административном выдворении иностранного гражданина, вынесенного должностным лицом пограничного органа, в соответствии со статьей 32.10 КоАП России производится путем:

- официальной передачи иностранного гражданина представителю властей сопредельного государства, на территорию которого указанный гражданин выдворяется;

- контролируемого самостоятельного выезда иностранного гражданина, подлежащего административному выдворению, из пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации на территорию государства, откуда он прибыл в Российскую Федерацию, либо в государство, гражданином которого он является.

В случае если передача иностранного гражданина, подлежащего административному выдворению, представителю властей сопредельного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение указанного гражданина осуществляется в месте, определяемом пограничным органом.

До административного выдворения иностранный гражданин по решению суда может содержаться в помещениях либо учреждениях, указанных в пункте 7 настоящей Инструкции.

13. В случае если между Российской Федерацией и сопредельным государством заключен договор, включающий положения о порядке передачи задержанных граждан, и если подлежащий административному выдворению иностранный гражданин пересек государственную границу Российской Федерации с территории сопредельного государства либо прибыл в пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенный на государственной границе Российской Федерации, то исполнение постановления об административном выдворении иностранного гражданина производится путем официальной передачи его представителю властей сопредельного государства, на территорию которого указанный гражданин выдворяется.

13.1. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством официальную передачу иностранного гражданина, подлежащего административному выдворению, организуют и осуществляют лично пограничные представители Российской Федерации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные), их заместители или помощники. О месте, времени и порядке каждой такой передачи пограничные представители Российской Федерации, их заместители или помощники договариваются с представителями властей сопредельного государства отдельно.

13.2. Если международным договором Российской Федерации не установлен образец акта о приеме-передаче задержанных граждан, то по взаимной договоренности с представителями властей сопредельного государства, на территорию которого указанный гражданин выдворяется, исполнение постановления об административном выдворении иностранного гражданина путем официальной передачи оформляется двусторонним актом приема-передачи иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Вышеуказанный двусторонний акт составляется в двух экземплярах, один из которых обязательно составляется на русском языке и подписывается пограничными представителями или их заместителями, помощниками двух сторон с проставлением печати.

13.3. Иностранный гражданин, подлежащий административному выдворению, а также вещи, документы, находящиеся при нем, и первый экземпляр подписанного двустороннего акта с копией постановления об административном выдворении иностранного гражданина передаются представителям властей принимающего иностранного государства.

14. В случае если Российской Федерацией и сопредельным государством не заключен договор, включающий положения о порядке передачи задержанных граждан, подлежащих административному выдворению, в соответствии с абзацем четвертым пункта 12 настоящей Инструкции, либо в случае если иностранный гражданин въехал в Российскую Федерацию с территории третьего государства, административное выдворение иностранного гражданина осуществляется путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане, в отношении которых принято решение об административном выдворении, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.

14.1. Контролируемый самостоятельный выезд выдворяемого из пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации оформляется односторонним актом об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

Вышеуказанный односторонний акт составляется в двух экземплярах и подписывается не менее чем двумя должностными лицами пограничного органа, непосредственно осуществившими административное выдворение (отправку) иностранного гражданина из пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, с проставлением печати.

14.2. Документы, удостоверяющие личность выдворяемого иностранного гражданина, а также первый экземпляр подписанного одностороннего акта с копией постановления об административном выдворении иностранного гражданина подлежат передаче властям иностранного государства, на (или через) территорию которого выдворяется иностранный гражданин через должностное лицо перевозчика, на транспортном средстве которого выезжает выдворяемый. О выдворении иностранного гражданина из пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого указанный гражданин выдворяется, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством*(6).

15. Материалы дела с постановлением об административном выдворении иностранного гражданина, вынесенным должностным лицом пограничного органа, с отметкой об исполнении административного наказания и со вторым экземпляром соответствующего двустороннего или одностороннего акта хранятся в подразделении процессуальной деятельности пограничного органа в порядке, установленном ведомственными актами.

16. При совершении иностранным гражданином административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 18.1, частью 2 статьи 18.4 КоАП России, не при въезде в Российскую Федерацию, а также в случае, когда должностное лицо пограничного органа, правомочное рассматривать дела об административных правонарушениях, дела об указанных административных правонарушениях передает судье в рамках части 2 статьи 23.1 КоАП России, административное выдворение иностранного гражданина назначается судьей.

17. Для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения судьей дела об административном правонарушении должностные лица пограничного органа осуществляют действия, указанные в пунктах 7-9 настоящей Инструкции.

18. В соответствии с частью 2 статьи 28.8 КоАП России протокол об административном правонарушении с другими материалами дела об административном правонарушении, по которому судьей может быть назначено дополнительное административное наказание в виде административного выдворения иностранного гражданина, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

Начальник пограничного органа обеспечивает немедленное направление дела об административном правонарушении судье, а также личное присутствие в суде иностранного гражданина, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении.

19. Копии документов дела об административном правонарушении, направляемого в суд, а также копии документов, удостоверяющих личность и гражданство (подданство) иностранного гражданина, визы, при необходимости - иных документов, связанных с въездом, пребыванием и выездом иностранного гражданина из Российской Федерации, формируются в дубликат дела об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина, совершившего административное правонарушение, указанное в пункте 16 настоящей Инструкции.

20. В соответствии с частью 1 статьи 31.3 КоАП России судья обращает постановление об административном выдворении иностранного гражданина к исполнению.

В случае если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в пограничный орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.

21. Порядок исполнения постановления об административном выдворении иностранного гражданина, вынесенного судьей, определяется теми же положениями, что указаны в пунктах 13, 14 настоящей Инструкции.

22. В целях исполнения вступившего в законную силу постановления об административном выдворении иностранного гражданина должностное лицо пограничного органа, приводящее в исполнение указанное постановление, определяет, при необходимости по согласованию с МИД России, государство выезда выдворяемого лица и принимает меры для организации его выезда.

23. В случае отсутствия у выдворяемого иностранного гражданина документов, удостоверяющих личность, должностное лицо пограничного органа, приводящее в исполнение постановление об административном выдворении иностранного гражданина, направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания выдворяемого иностранного гражданина обращение о документировании выдворяемого лица в возможно короткие сроки.

Копия такого обращения направляется по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи в соответствующий территориальный департамент МИД России для оказания по дипломатическим каналам содействия в документировании.

24. При необходимости должностное лицо пограничного органа, приводящее в исполнение постановление об административном выдворении иностранного гражданина, направляет в МИД России обращение об оказании по дипломатическим каналам содействия в оформлении дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями соответствующих государств виз, необходимых для транзита и въезда выдворяемого лица в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания.

25. В случае когда документирование выдворяемого иностранного гражданина задерживается либо имеются иные обстоятельства, препятствующие исполнению постановления об административном выдворении иностранного гражданина, должностное лицо пограничного органа, приводящее в исполнение указанное постановление, направляет соответствующие материалы судье для рассмотрения вопроса о продлении срока содержания иностранного гражданина в помещении либо учреждении, указанном в пункте 7 настоящей Инструкции.

26. Постановление об административном выдворении иностранного гражданина с отметкой об исполнении административного наказания и со вторым экземпляром соответствующего двустороннего или одностороннего акта возвращается должностным лицом, приводившим указанное постановление в исполнение, судье, вынесшему данное постановление.

27. Копия постановления об административном выдворении иностранного гражданина с отметкой должностного лица пограничного органа, приводившего указанное постановление в исполнение, о выезде выдворяемого иностранного гражданина из Российской Федерации подшивается в дубликат дела об административном правонарушении в отношении данного иностранного гражданина.

 

III. Обеспечение деятельности пограничных органов по исполнению постановления об административном выдворении иностранных граждан

 

28. На иностранного гражданина, в отношении которого вынесено постановление об административном выдворении, должностным лицом пограничного органа, приводящим в исполнение указанное постановление, составляется учетная карточка на иностранного гражданина, выдворяемого за пределы Российской Федерации в административном порядке (приложение N 2 к настоящей Инструкции), производятся его фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация с последующим направлением полученных сведений в соответствующие банки данных.

29. Срок хранения учетных карточек в пограничных органах на выдворенных в административном порядке за пределы Российской Федерации иностранных граждан составляет пять лет.

По окончании срока хранения указанная учетная карточка приобщается к соответствующему делу (дубликату дела) об административном правонарушении для последующего ее уничтожения с делом (дубликатом дела) по акту по окончании срока хранения дела (дубликата дела) об административном правонарушении.

30. Должностное лицо пограничного органа, приводящее в исполнение постановление об административном выдворении иностранного гражданина, в течение суток после вынесения указанного постановления направляет по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи информацию о вынесенном постановлении в соответствующий департамент МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания иностранного гражданина.

31. В случае вынесения судьей постановления о содержании выдворяемого в административном порядке иностранного гражданина в специально отведенном помещении пограничного органа либо в специальном учреждении, создаваемом в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должностное лицо пограничного органа, приводящее в исполнение постановление об административном выдворении иностранного гражданина, в течение суток после вынесения судьей указанного постановления направляет по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи информацию о содержании иностранного гражданина в указанном помещении либо учреждении в соответствующий департамент МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания иностранного гражданина.

32. Должностное лицо пограничного органа, приводящее в исполнение постановление об административном выдворении иностранного гражданина, в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, проставляет отметку*(7), свидетельствующую о запрещении его въезда в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Кроме того, указанное должностное лицо пограничного органа аннулирует визу выдворяемого иностранного гражданина в порядке, установленном Положением об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 335*(8).

33. Должностное лицо пограничного органа, приводившее в исполнение постановление об административном выдворении иностранного гражданина, в течение трех дней с момента исполнения указанного постановления направляет в соответствующее подразделение ФСБ России информацию, необходимую для учета лиц, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен, в порядке, установленном ведомственными актами.

Одновременно информация об исполнении постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина (приложение N 3 к настоящей Инструкции) направляется по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи в соответствующий департамент МИД России с целью уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания выдворенного иностранного гражданина, а также в Федеральную миграционную службу*(9).

Информация о выдворенном иностранном гражданине, указанная в пункте 3 Правил учета в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), следующих транзитом через территорию Российской Федерации, и взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля при его осуществлении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 77*(10) передается в течение суток в установленном порядке органами пограничного контроля в органы иммиграционного контроля.

 

______________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4275; 2004, N 52 (ч. II), ст. 5501; 2008, N 14, ст. 1412.

*(2) Статья 4 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 20, ст. 2143; 2001, N 2, ст. 163).

*(3) Статья 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (Ведомости ВС СССР, 1987, N 45, ст. 747).

*(4) Статья 33 Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (Бюллетень международных договоров, 1993, N 9, с. 6-28).

*(5) Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. (Сборник международных договоров СССР, Вып. XLV. - М., 1991, с. 124-147).

*(6) Статья 14 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, N 17 ст. 594; 1994, N 16, ст. 1861; 1996, N 50, ст. 5610; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2005, N 10, ст. 763).

*(7) Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 382 "О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27 (ч. II), ст. 2805; 2008, N 14, ст. 1412).

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2329; 2007, N 41, ст. 4903.

*(9) Пункты 3, 4 статьи 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

*(10) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 735.