Приложение N 2
Порядок и критерии
конкурсного отбора федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16 октября 2009 г. N 423)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения и критерии конкурсного отбора федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - эксперимент).
2. Конкурсный отбор федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - конкурс) проводится с целью:
разработки и апробации на базе федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата (далее - программы прикладного бакалавриата);
отработки условий и технологии организации образовательного процесса при реализации программ прикладного бакалавриата;
апробации форм и условий взаимодействия федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования и работодателей при реализации программ прикладного бакалавриата;
повышения эффективности и качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и повышением коэффициента трудоустройства выпускников.
3. Конкурс является открытым.
Участниками конкурса могут быть федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации по специальностям и (или) направлениям подготовки, входящим в перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в рамках которых разрабатываются и реализуются в период эксперимента программы прикладного бакалавриата, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации, подавшие заявку на участие в конкурсе в соответствии с настоящим Порядком (далее - образовательное учреждение).
К заявке на участие в конкурсе (далее - заявка) прилагается разработанная образовательным учреждением совместно с работодателями программа прикладного бакалавриата, включающая в себя перечень требований к результатам освоения программы прикладного бакалавриата, учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей), а также требования к условиям реализации программы прикладного бакалавриата.
Образовательное учреждение имеет право подать одну заявку.
II. Критерии конкурса
4. Победители конкурса из числа образовательных учреждений - участников конкурса отбираются по следующим критериям:
соответствие разработанной образовательным учреждением совместно с работодателями программы прикладного бакалавриата требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения программ прикладного бакалавриата, установленным настоящим приказом;
существующее состояние качества подготовки специалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями.
5. Соответствие программы прикладного бакалавриата требованиям к структуре, условиям реализации и результатам освоения программ прикладного бакалавриата, установленным настоящим приказом, оценивается по следующим характеристикам:
5.1. Соответствие содержания программы прикладного бакалавриата требованиям к структуре и условиям реализации программ прикладного бакалавриата;
5.2. Соответствие результатов освоения программы прикладного бакалавриата требованиям работодателей, подтвержденное заявками на подготовку кадров, гарантией предоставления мест для прохождения учебной и производственной практик и последующего трудоустройства;
5.3. Использование новых форм и методов организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий, необходимых для реализации программы прикладного бакалавриата;
5.4. Создание системы контроля за реализацией и достижением результатов программы прикладного бакалавриата, в том числе со стороны работодателей;
5.5. Планируемое участие работодателей в образовательном процессе, итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения и аттестации педагогических работников образовательного учреждения.
6. Существующее состояние качества подготовки специалистов и взаимодействия образовательного учреждения с работодателями оценивается по следующим характеристикам:
6.1. Эффективность системы управления и контроля качества в образовательном учреждении;
6.2. Качественный состав педагогических кадров;
6.3. Использование информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательным учреждением;
6.4. Востребованность выпускников на рынке труда;
6.5. Уровень развития договорных отношений с работодателями по предоставлению современных баз практик, мест для проведения практических занятий и производственного обучения, а также мест для стажировок педагогических работников и мастеров производственного обучения; участие работодателей в образовательном процессе, оценке качества подготовки выпускников (итоговой аттестации).
Оценка данного критерия осуществляется в динамике за три года, предшествующих проведению конкурса.
III. Организация проведения конкурса
8. Министерство образования и науки Российской Федерации:
устанавливает сроки проведения конкурса;
объявляет конкурс;
создает конкурсную комиссию и утверждает ее состав;
обеспечивает работу конкурсной комиссии;
на основании решения конкурсной комиссии утверждает перечень образовательных учреждений - победителей конкурса.
9. Федеральное агентство по образованию:
создает экспертную комиссию и утверждает ее состав;
обеспечивает работу экспертной комиссии;
утверждает список сторонних экспертов и организаций, привлекаемых к проведению экспертизы заявок, и обеспечивает их работу;
ведет прием и учет заявок;
обеспечивает сохранность заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальность полученной информации и результатов экспертизы;
извещает о результатах конкурса его победителей.
10. Конкурсная комиссия:
рассматривает и утверждает протоколы экспертной комиссии об итогах приема заявок, об определении участников конкурса;
рассматривает результаты экспертизы, формирует перечень образовательных учреждений - победителей конкурса;
запрашивает в случае необходимости дополнительные сведения у экспертной комиссии, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения.
11. Экспертная комиссия:
осуществляет процедуры вскрытия конвертов с заявками и определения участников конкурса;
организует проведение экспертизы программ прикладного бакалавриата с привлечением сторонних экспертов;
по итогам экспертизы формирует список образовательных учреждений с указанием суммы набранных баллов;
оценивает достоверность данных, представленных образовательными учреждениями;
запрашивает в случае необходимости дополнительные сведения у Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, иных федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении образовательные учреждения;
оформляет протоколы об итогах приема заявок, об определении участников конкурса, результатах экспертизы и передает их на рассмотрение конкурсной комиссии.
12. Число членов конкурсной и экспертной комиссий (далее - комиссии) должно быть нечетным и составлять не менее 9 человек каждая.
13. Комиссии вправе осуществлять свои полномочия, если на их заседаниях присутствует не менее 1/2 от списочного состава.
14. Решения комиссий принимаются простым большинством голосов членов комиссий, присутствующих на заседании.
Решения комиссий оформляются протоколами, которые составляются в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссий, принимавшими участие в заседании. В протоколах указывается особое мнение членов комиссий (при его наличии).
При равенстве голосов членов комиссий решающим является голос председателя комиссии, а при отсутствии председателя - его заместителя, председательствовавшего на заседании.
IV. Процедура проведения конкурса
15. Министерство образования и науки Российской Федерации размещает объявление о проведении конкурса в официальных печатных изданиях Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, а также на официальных сайтах Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию в сети "Интернет" не позднее чем за 30 дней до даты окончания приема заявок.
16. Объявление о проведении конкурса включает:
дату и время начала и окончания приема заявок;
форму заявки, требования к учебным планам, рабочим программам учебных дисциплин и модулей;
адрес приема заявок (с указанием в случае необходимости времени приема, номера комнаты, номера контактного телефона);
дату, время и место вскрытия конвертов с заявками.
17. Образовательное учреждение не допускается к участию в конкурсе, если:
программа прикладного бакалавриата не входит в перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, содержащийся в приложении 1, утвержденном настоящим приказом;
образовательным учреждением представлено более одной заявки;
заявка поступила позже установленного срока окончания приема заявок.
18. По окончании срока приема заявок экспертная комиссия оформляет протоколы:
об итогах приема заявок (содержит полный перечень заявок, включая перечень не допущенных к участию в конкурсе);
об определении участников конкурса (после вскрытия конвертов с заявками и проверки их на соответствие требованиям пункта 17 настоящего Порядка).
Протоколы об итогах приема заявок и об определении участников конкурса утверждаются конкурсной комиссией.
19. После утверждения протокола об определении участников конкурса экспертной комиссией с привлечением сторонних экспертов организуется проведение экспертизы программ прикладного бакалавриата.
На основании результатов экспертизы формируется список образовательных учреждений - участников конкурса с указанием суммы набранных баллов.
Результаты экспертизы программ прикладного бакалавриата оформляются протоколом с приложением списка образовательных учреждений - участников конкурса с указанием суммы набранных баллов.
20. Конкурсная комиссия на основании результатов экспертизы формирует перечень образовательных учреждений - победителей конкурса и представляет его на утверждение Министерству образования и науки Российской Федерации.
Министерство образования и науки Российской Федерации на основании решения конкурсной комиссии утверждает перечень образовательных учреждений - победителей конкурса.
21. Итоги конкурса публикуются Министерством образования и науки Российской Федерации в официальных печатных изданиях Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, а также размещаются на официальных сайтах Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию в сети "Интернет" не позднее 5 дней после утверждения приказом Министерства образования и науки Российской Федерации перечня образовательных учреждений - победителей конкурса.
22. После завершения конкурса Федеральное агентство по образованию по письменному запросу участников конкурса обязано представить им копии экспертных заключений на их заявки без указания фамилий экспертов.