Приказ Министерства культуры Челябинской области
от 5 октября 2016 г. N 486
"Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры Челябинской области и обеспеченности населения услугами организаций культуры Челябинской области"
Приказом Министерства культуры Челябинской области от 31 августа 2017 г. N 431 настоящий приказ признан утратившим силу
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по развитию сети организаций культуры Челябинской области и обеспеченности населения услугами организаций культуры Челябинской области (далее - методические рекомендации).
2. Начальникам структурных подразделений Министерства культуры Челябинской области, руководителям областных государственных учреждений культуры руководствоваться в работе методическими рекомендациями, утвержденными настоящим приказом.
3. Органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области рекомендуется разработать и утвердить в срок до 1 декабря 2016 г. методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, расположенных на соответствующих территориях муниципальных образований Челябинской области, с учетом методических рекомендаций, утвержденных настоящим приказом.
4. Старшему инспектору отдела организационно-правовой работы Министерства культуры Челябинской области Поповой Т.В. ознакомить с настоящим приказом:
1) заместителей Министра культуры Челябинской области, начальников структурных подразделений Министерства культуры Челябинской области под роспись;
2) руководителей областных государственных учреждений культуры и руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области путем направления копии приказа по электронной почте;
3) организовать размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства культуры Челябинской области.
5. Организацию выполнения настоящего приказа возложить на начальника управления культурной политики и межтерриториального взаимодействия Министерства культуры Челябинской области Ковалюк Т.А.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр культуры |
А.В. Бетехтин |
Утверждены
приказом Министра культуры
Челябинской области
от 5 октября 2016 г. N 486
Методические рекомендации
по развитию сети организаций культуры Челябинской области и обеспеченности населения услугами организаций культуры Челябинской области
Введение
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации о праве граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также со статьями 1, 12, 30, 37, 39, 40 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", определяющих права граждан на доступ к культурным ценностям, права и обязанности субъектов культурной деятельности, исходя из принципов, определенных в "Основах государственной культурной политики", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808, в Челябинской области необходимо обеспечить:
территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
развитие инфраструктуры культурной деятельности;
создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;
создание библиотечной сети, соответствующей Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки (утвержден Министерством культуры Российской Федерации 31 октября 2014 г.);
создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;
использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
В целях обеспечения доступности услуг организаций культуры необходимо руководствоваться настоящими методическими рекомендациями, что позволит преодолеть диспропорции обеспеченности и создать условия для развития сети организаций культуры Челябинской области.
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по развитию сети организаций культуры Челябинской области и обеспеченности населения услугами организаций культуры Челябинской области разработаны в целях обеспечения доступности организаций культуры Челябинской области путем оптимального размещения сети организаций культуры Челябинской области с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры, где "норма" - это минимально допустимое количество сетевых единиц, а "норматив" - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах), и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.
Под "сетевой единицей" следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктов, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.
2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры Челябинской области устанавливаются органом исполнительной власти Челябинской области, исходя из закрепленных за ним полномочий, и органов местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.
3. Расчет нормативной потребности Челябинской области и муниципальных образований Челябинской области в объектах культуры должен предусматривать:
- вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
- нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления Челябинской области;
- нормативное значение (количество) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры;
- показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).
При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1 000 человек). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1 000 жителей в соответствии с Приложением, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций.
4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:
- существующую обеспеченность населения объектами культуры;
- функциональное многообразие организаций культуры;
- специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения, природно-климатические условия, транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития Челябинской области и муниципального образования;
- прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности Челябинской области и муниципального образования;
- критерии доступности услуг организаций культуры для населения.
Критерии доступности услуг организаций культуры:
- возможность выбора организаций культуры;
- развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;
- возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
- сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
- полноту, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
- наличие организаций культуры для детей и молодёжи;
- наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50 процентов (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности), а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
6. Размещение объектов культуры, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.
Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения Челябинской области и муниципального образования Челябинской области.*(1)
В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно-стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.
7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
II. Нормы и нормативы размещения библиотек
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.
Органы государственной власти Челябинской области и органы местного самоуправления Челябинской области обеспечивают:
финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;
реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
условия доступности для инвалидов областных библиотек и муниципальных библиотек Челябинской области.
Органы местного самоуправления Челябинской области не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек указаны в таблице 1.
|
|
|
|
Таблица 1 |
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Челябинская область |
Универсальная библиотека |
Административный центр с населением от 150 тыс. человек |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня |
Молодежная библиотека |
|
1 |
||
Детская библиотека |
1 |
|||
Библиотека инвалидов по зрению |
1 |
|||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
4 |
|||
Городской округ с количеством населения до 200 тыс. человек |
Общедоступная библиотека |
на 10 тыс. человек |
1 |
Транспортная доступность 30 - 40 минут |
Детская библиотека |
на 5 тыс. детей до 14 лет |
1 |
||
Филиал общедоступной библиотеки в сельских населенных пунктах городских округов |
на 300 жителей и выше |
1 |
||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
|
2 |
||
Городской округ с количеством населения 200 тыс. человек и более |
Общедоступная библиотека и ее филиалы |
на 30 тыс. человек |
1 |
|
Детская библиотека |
на 5 - 7 тыс. детей до 14 лет |
1 |
||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
|
2 |
||
Муниципальный район |
Межпоселенческая библиотека |
Административный центр района |
1 |
Транспортная доступность 30 минут - 1 час |
Детская библиотека |
Административный центр района |
1 |
||
Точек доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
Административный центр района |
1 |
||
Городское поселение |
Общедоступная библиотека |
|
1 |
Шаговая доступность 15 - 30 минут/ Транспортная доступность 15 - 30 минут |
Детская библиотека |
|
1 |
||
Филиал общедоступных библиотек с детским отделением |
в каждом жилом (внутригородском) районе города |
1 |
||
Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
|
1 |
||
Сельское поселение |
Общедоступная библиотека с детским отделением |
Административный центр сельского поселения |
1 |
Шаговая доступность 15 - 30 минут/ Транспортная доступность 15 - 30 минут |
Точек доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
Административный центр сельского поселения |
1 |
||
Филиал общедоступных библиотек с детским отделением |
на 1 тыс. человек |
1 |
Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек должны уточняться с учетом местной специфики населенных пунктов Челябинской области, в соответствии с перечнем факторов влияния, таких как:
- сложность рельефа местности, отнесение территории к горным районам, где затруднено общение между частями поселения и требуются дополнительные усилия и затраты для поддержания библиотечной работы на оптимальном уровне;
- большая протяженность района обслуживания, связанная обычно либо с наличием в составе поселения мелких населенных пунктов, что не позволяет набрать оптимальную норму числа жителей для создания компактного по территории поселения, либо территориальной удаленностью части их от центра поселения в местах слабой заселенности. Этот фактор влияет на норму книгообеспеченности, требует дополнительных затрат труда на организацию библиотечного обслуживания удаленных населенных пунктов;
- многонациональный состав обслуживаемого населения. Наличие этого фактора требует повышения книгообеспеченности и уменьшения нагрузки.
2. Нормы размещения государственных библиотек Челябинской области.
В целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание в Челябинской области, создаются государственные библиотеки, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов, в соответствии с полномочиями органов государственной власти Челябинской области, к которым относится "организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов"*(2).
3. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления Челябинской области по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.
4. Нормы размещения библиотек в городских округах и городских поселениях.
В городском округе и городском поселении создается общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, создания и ведения электронного каталога и специализированных баз данных, методического обеспечения библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения.
В жилых районах городского округа и городского поселения создаются филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения.
5. В городских округах и городских поселениях создается самостоятельная детская библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов, при условии, если количество детей до 14 лет составляет не менее 5 тыс. человек.
При условии меньшего количества детского населения - детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки, как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.
В городском поселении, которое является административным центром муниципального района, нецелесообразно создавать самостоятельную детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района.
Если в состав городского округа входят сельские населенные пункты, в которых проживает более 300 человек, то к расчету принимается 1 сетевая единица на 300 человек, но учет этих библиотек будет осуществлен как библиотек городских округов.
При условии, когда в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 5 тыс. человек, то в таких городских поселениях целесообразно создать самостоятельную детскую библиотеку.
Если у населения городского округа или городского поселения есть объективная потребность в создании молодежной библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодежных организаций), то собственник (учредитель) имеет право создать молодежную библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную общедоступную библиотеку.
6. Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек.
В соответствии с полномочиями муниципального района для библиотечного обслуживания населения создается межпоселенческая библиотека с филиалами в сельских поселениях, если иное (самостоятельная библиотека в сельском поселении) не установлено законом Челябинской области и уставом муниципального района и сельского поселения в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Межпоселенческая библиотека - центральная библиотека муниципального района, которой органами местного самоуправления присвоен статус межпоселенческой.
Межпоселенческая библиотека выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; по формированию универсального фонда документов; по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики. Ввиду вышеизложенных функций, связанных не только с обслуживанием населения, но и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек муниципального района, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального района, межпоселенческая библиотека создается независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе.
Детская библиотека на уровне муниципального района создается в целях качества обслуживания детей, формирования специализированного фонда и методического обеспечения библиотек, обслуживающих детей.
На базе межпоселенческой библиотеки может быть сформирована централизованная библиотечная система, объединяющая библиотеки сельских поселений.
7. Нормы размещения библиотек в сельских поселениях.
Общим требованием к организации размещения библиотек в сельских поселениях является обязательное обеспечение возможности получения информационно-библиотечных услуг во всех населенных пунктах, в том числе посредством пунктов книговыдачи, мобильной библиотеки (библиобусов).
Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением, либо, при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района, филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.
Расчет обеспеченности в сельском поселении осуществляется по каждому поселению исходя из расчета 1 библиотека в административном центре и 1 библиотека на 1 тыс. человек, проживающих в сельском поселении.
Если в сельском поселении проживает более 5 тыс. человек, то к расчету принимается 1 сетевая единица на 3 тысячи человек.
Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) организует работу филиала на базе специализированного помещения или пункта книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.
Филиалы, или структурные подразделения центральной библиотеки, могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях, либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района, принимаются к расчету в качестве сетевых единиц.
Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.*(3)
В целях сохранения уникальной библиотечной системы Челябинской области не рекомендуются к ликвидации именные библиотеки, Павленковские, модельные библиотеки, а также библиотеки семейного чтения.
8. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.*(4) В целях обеспечения доступности услуг библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.
9. Пользователям библиотек независимо от места проживания должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий*(5), для чего рекомендуется на базе универсальной и детской библиотеки субъекта Российской Федерации, центральных библиотек городского округа, городского поселения, муниципального района и сельского поселения организовать точку доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.
Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в сеть Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым может осуществляться на основании лицензионных соглашений (или договоров).
К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся:
- фонды Национальной электронная библиотека, которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. Национальная электронная библиотека включает: каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий; Централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;
- фонды Президентской библиотеки.
III. Нормы и нормативы размещения музеев
1. Нормы и нормативы размещения музеев устанавливаются в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев установлены в таблице 2.
|
|
|
|
Таблица 2 |
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Челябинская область |
Краеведческий музей |
Административный центр с населением от 1 млн. человек |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня |
Художественный музей |
1 |
|||
Тематический музей |
4 |
|||
Краеведческий музей |
Административный центр с населением от 500 до 1 млн. человек |
1 |
||
Художественный музей |
1 |
|||
Тематический музей |
3 |
|||
Краеведческий музей |
Административный центр с населением от 150 до 500 тыс. человек |
1 |
||
Тематический музей |
2 |
|||
Краеведческий музей |
Административный центр с населением до 150 тыс. человек |
1 |
||
Тематический музей |
1 |
|||
Городской округ |
Краеведческий музей |
независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30 - 40 минут |
Тематический музей |
независимо от количества населения |
1 |
||
Муниципальный район |
Тематический музей |
независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30 минут - 1 час |
Городское поселение |
Краеведческий музей |
независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 15 - 30 минут |
2. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть музейного Фонда Российской Федерации.
К расчету сетевых единиц принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности.
Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям.
Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.*(6)
Художественный музей - это исследовательское и научно-просветительское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющее комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Тематические музеи могут быть любой профильной группы: политехнический, мемориальный, военно-исторический, историко-бытовой, археологический, этнографический, литературный, музыкальный, музей науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы.
3. Порядок создания, реорганизация и ликвидация государственных музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.*(7)
Решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации, принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.*(8)
4. Органы местного самоуправления имеют право на создание музеев.*(9)
В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации независимо от количества населения.
В муниципальных образованиях, в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников, могут быть созданы филиалы, или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, которые должны учитываться в качестве сетевой единицы муниципального образования, так как они обслуживают местное население.
В муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах сельских поселений. Филиалы районного музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.
5. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры. Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея или на их основе может быть создан художественный музей (галерея). Самостоятельные художественные музеи муниципальных образований должны приниматься к учету как сетевая единица тематического музея.
6. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется на основе разработанных Министерством культуры Российской Федерации Методических рекомендаций по разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей, направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.
IV. Нормы размещения театров
1. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.
В соответствии с "Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года"*(10), театр - это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства, предусматривающего расширение доступности театрального искусства для различных групп населения.
Рекомендуемы нормы и нормативы оптимального размещения театров установлены в таблице 3.
|
|
|
|
Таблица 3 |
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Челябинская область |
Театр драматический |
Административный центр с населением свыше 1 млн. человек |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня/ Либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
Театр оперы и балета/музыкальный |
1 |
|||
Театр кукол |
1 |
|||
Театр юного зрителя |
1 |
|||
Прочие театры по видам искусств |
3 |
|||
Городской округ |
Театр по видам искусств |
население от 500 тыс. чел. до 1 млн. человек |
1 на 500 тыс. человек |
Транспортная доступность 30 - 40 минут |
Театр по видам искусств |
население от 200 тыс. чел. до 500 тыс. человек |
1 на 200 тыс. человек |
||
Театр по видам искусств |
население от 100 до 200 тыс. человек |
1 |
2. За сетевую единицу принимаются театры (театры-студии), являющиеся юридическими лицами, либо
филиалы театров.
Учитывается в качестве одной сетевой единицы театр, в котором действует несколько театральных трупп (работающих на разных языках или имеющих самостоятельный репертуар), объединенных общей администрацией и представляющих единый баланс.
Если на одной театральной площадке работают театры, различной жанровой направленности, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, то каждый из них учитывается в качестве самостоятельной сетевой единицы.
3. Минимальный перечень подвидов театров составляют театры драмы, музыкальные театры, театры юного зрителя, театры кукол и театры по видам искусств.
Прочие театры по видам искусств (пантомимы, миниатюр, танца, песни, и тому подобное) или по целевой группе (молодежный театр, детский театр) создаются в целях обеспечения доступности населения к различным жанрам театрального искусства.
4. В зависимости от демографических особенностей территории и кадрового потенциала могут создавать как драматические театры отдельных видов (драмы, комедии), так и объединенные по жанрам драматические театры.
В целях выравнивания диспропорций по обеспечению доступности населения к театральному искусству и на основании полномочий муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры в муниципальных образованиях создаются театры.
В городских округах устанавливается норматив количества театров различной направленности, объединяющий несколько жанровых видов (драмы и комедии, музыкально-драматический), при обязательном наличии в репертуаре спектаклей для детей и молодежи.
В городских поселениях органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания театров в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
5. В территориях с высокой плотностью населения и наличием кадрового состава профессиональных театральных актеров (наличием профессионального учебного заведения) количество театров может быть увеличено по решению учредителя.
V. Нормы и нормативы размещения концертных организаций
1. В соответствии с "Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года"*(11) формирование и развитие общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве, расширение аудитории концертов академической музыки для различных категорий и групп населения должно осуществляться путем создания концертных организаций и концертных коллективов академической направленности.
Нормы и нормативы размещения концертных организаций устанавливаются в соответствии с потребностями населения в области академической музыки.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций установлены в таблице 4.
|
|
|
|
Таблица 4 |
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Челябинская область |
Концертный зал |
Административный центр с населением от 500 тыс. человек |
2 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня/ Либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
Филармония |
1 |
|||
Концертный творческий коллектив |
2 |
|||
Городской округ |
Концертный зал |
независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30 - 40 минут |
Концертный творческий коллектив |
независимо от количества населения |
1 |
|
|
Городское поселение |
Концертный творческий коллектив |
независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 15 - 30 минут |
2. Концертная организация - это организация, осуществляющая создание, показ (публичное исполнение) и (или) организацию показа концертных программ.
К концертным организациям относятся:
- филармонии - основной вид концертной организации в области академической музыки, имеющей в своем распоряжении один или несколько филармонических концертных залов и (или) творческих коллективов и организующие гастроли иных творческих коллективов филармонической направленности (оркестры, хоры, ансамбли);
- филармонический концертный зал - специальная площадка, отвечающая акустическим стандартам исполнения академической музыки, или вид концертной организации, выполняющей функции формирования и удовлетворения общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве;
- самостоятельные концертные коллективы, являющиеся юридическими лицами. К концертным коллективам относятся симфонические оркестры, оркестры народных, духовых инструментов, хоровые капеллы, народные хоры, хореографические и фольклорные ансамбли и тому подобное.
3. К расчету сетевых единиц принимаются организации всех форм собственности.
В качестве сетевой единицы концертного зала могут учитываться площадки, отвечающие акустическим стандартам, которые входят в состав иных организаций культуры (филармоний, культурно-досуговых учреждений, специализированных учебных заведений).
4. В целях удовлетворения потребности населения в академической музыке концертные организации осуществляют гастроли.
В соответствии с "Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года", понятие "гастроли" включает в себя показ концертных программ вне места постоянной концертной деятельности исполнителя, в том числе в населенных пунктах собственного региона.
VI. Нормы и нормативы размещения цирков
1. В соответствии с "Концепцией развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года"*(12) государственная поддержка циркового дела должна базироваться на социально-значимых принципах: обеспечение доступности циркового продукта для социально незащищенных слоев, жителей отдаленных регионов и населенных пунктов страны, не имеющих специально оборудованных помещений для показа цирковых программ; создание условий для развития любительского циркового движения и ряде других принципов, определяющих финансово-хозяйственную деятельность цирка.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения цирков установлены в таблице 5.
|
|
|
|
Таблица 5 |
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Челябинская область |
Цирк стационарный |
административный центр с населением свыше 1 млн. человек |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня/ Либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
Цирковая площадка |
административный центр с населением от 500 до 1 млн. человек |
1 |
||
Городской округ |
Цирковая площадка (цирковой коллектив) |
население от 100 до 500 тыс. человек |
1 |
Транспортная доступность 30 - 40 минут |
2. В "Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года" понятие "цирк" определяется как обобщенное наименование всех видов зрелищных номеров, аттракционов, программ, спектаклей, решаемых средствами цирковой выразительности, а также как специальное зрелищное сооружение с куполообразным покрытием и манежем, предназначенное для создания и (или) показа цирковых произведений.
За сетевую единицу принимаются цирки (цирковые коллективы) всех форм собственности.
3. Во исполнение установленных полномочий по поддержке учреждений культуры и искусства субъекты Российской Федерации создают цирковые организации, которые в административных центрах субъектов Российской Федерации с населением свыше 1 тыс. человек должны размещаться в стационарном специализированном помещении.
В городах с населением от 500 тыс. чел. до 1 млн. необходимо предусмотреть специально оборудованную площадку для цирковых представлений.
4. На основании полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры в городских округах с населением от 100 до 500 тыс. человек рекомендуется создать специально оборудованную цирковую площадку или цирковой коллектив на базе действующего объекта культуры.
Строительство специализированного циркового помещения в городских округах с населением менее 500 тыс. человек осуществляется при наличии потребности в таком помещении, утвержденной в нормативах градостроительного проектирования.
5. При наличии потребности в услугах цирковых организаций цирковой коллектив может быть создан в рамках полномочий городских поселений.
VII. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа
1. В соответствии с полномочиями по организации и поддержке учреждений культуры и искусства и на основании полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, и по созданию условий для развития народного художественного творчества создаются учреждения клубного типа, которые действуют на основании Примерного положения о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа (далее именуется - Положение), утвержденного решением Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29.05.2002 г. N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры" с изменениями, внесенными в Положение письмом Министра культуры Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N 43-01-39/01.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа установлены в таблице 6.
|
|
|
|
Таблица 6 |
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Челябинская область |
Дом (центр народного творчества) |
Административный центр независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня |
|
Дворец культуры |
|
1 |
|
Городской округ |
Дом культуры |
население от 500 тыс. человек |
1 на 50 тыс. человек |
Транспортная доступность 30-40 минут |
|
|
население от 200 до 500 тыс. человек |
1 на 100 тыс. человек |
Транспортная доступность 20-40 минут |
|
|
население от 100 до 200 тыс. человек |
1 на 10 тыс. человек |
|
|
|
население от 50 до 100 тыс. человек |
1 на 20 - 30 тыс. человек |
|
|
|
население до 50 тыс. человек |
1 на 3 - 20 тыс. человек |
|
Городские округа, имеющие в составе сельские населенные пункты |
Передвижной многофункциональный культурный центр |
независимо от количества населения |
1 транспортная единица |
|
Муниципальный район |
Дом культуры |
Административный центр муниципального района |
1 |
Транспортная доступность 15-60 минут |
|
Центр культурного развития |
Административный центр муниципального района |
1 |
Транспортная доступность 15-60 минут |
|
Передвижной многофункциональный культурный центр |
Административный центр муниципального района |
1 транспортная единица |
|
Городское поселение |
Дом культуры |
население от 10 тыс. до 50 тыс. человек |
1 на 10 тыс. человек |
Шаговая доступность 15-30 минут/ Транспортная доступность 15-30 минут |
|
|
население менее 10 тыс. человек |
1 |
Шаговая доступность 15-30 минут/ Транспортная доступность 15-30 минут |
Сельское поселение |
Дом культуры |
Административный центр сельского поселения |
1 |
Шаговая доступность 15-30 минут/ Транспортная доступность 15-30 минут |
|
Дома культуры/клуб |
населенные пункты сельского поселения |
не более 1 на населенный пункт |
Шаговая доступность 15-30 минут/ Транспортная доступность 15-30 минут |
2. Под учреждением клубного типа понимается организация, основной деятельностью которой является создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и досугового характера.
За сетевую единицу принимаются учреждения культуры клубного типа всех форм собственности.
3. Минимальный перечень подвидов учреждений культуры клубного типа составляют:
- областной Дом (Центр) народного творчества, который обеспечивает координацию деятельности учреждений культуры клубного типа, действующих на территории Челябинской области, по развитию и сохранению народной культуры. Дом (Центр) народного творчества может иметь филиалы в муниципальных образованиях, являющихся центром бытования особых видов народной культуры;
- областные, муниципальные научно-методические центры, национально-культурные центры, дома дружбы, дома ремесел, дома фольклора, Дома (Центры) культуры
Количество таких учреждений определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Челябинской области исходя из культурного разнообразия территории и уровня бюджетной обеспеченности.
4. Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа на уровне Челябинской области предусматривают наличие Дома (Центра) народного творчества.
Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в городских округах рассчитываются в зависимости от количества и плотности населения, наличия в составе городского округа поселков и сёл. Количество учреждений культуры клубного типа определяется муниципальными образованиями согласно нормативу (таблица 6).
Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа на уровне муниципального района, в целях обеспечения межпоселенческих функций по обеспечению досуга населения и создания условий для развития народного художественного творчества, предусматривают создание районного Дома культуры, обеспечивающего методическое руководство и творческую координацию развития самодеятельного искусства и народного творчества на территории муниципального района.
Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в городских поселениях предусматривают наличие 1 Дома культуры на 10 тыс. человек при населении от 10 до 50 тыс. человек; 1 Дома культуры при населении менее 10 тыс. человек в зависимости от плотности населения и разнообразия культурно-досуговой инфраструктуры населенного пункта (Таблица 6).
Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа в сельских поселениях предусматривают наличие 1 Дома культуры в административном центре сельского поселения, а также его филиалов (Домов культуры/клубов), которые создаются в населенных пунктах сельского населения согласно нормативу (таблица 6) в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания Домов культуры (клубов) в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
5. Центры культурного развития создаются на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. N 2716-р "Об утверждении Программы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации" и согласно Плану мероприятий "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры" (далее именуется - "дорожная карта"), утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. N 2606-р, являются одним из показателей проведения структурных реформ в сфере культуры (раздел II "дорожной карты") в целях выравнивания диспропорций по качеству предоставления и разнообразия услуг в сфере культуры для населения в малых городах и сельской местности обеспечения максимальной вовлеченности населения в культурно-творческую деятельность; создания новых возможностей для творческой самореализации и культурного развития населения; создания условий для межнационального культурного обмена; повышения качества жизни населения.
Данный вид учреждения культуры предусмотрен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, по разделу "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" по коду 90.04.2 "деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания".
Рекомендуется создание центра культурного развития на уровне муниципального района.
Создание Центров культурного развития в городских округах, городских поселениях и сельских поселениях осуществляется при наличии потребности по решению органов местного самоуправления за счет собственных средств.
6. С учетом плотности населения, функциональных задач и технической оснащенности учреждения культуры клубного типа, в пределах одного муниципального образования, могут различаться по мощностным характеристикам.
При наличии потребности в Домах культуры выше рекомендуемого норматива, количество таких учреждений и условия их создания утверждаются в нормативах градостроительного проектирования субъекта Российской Федерации за счет собственных средств.
7. Нормы размещения передвижных многофункциональных культурных центров.
Передвижной многофункциональный культурный центр является организацией культуры клубного типа, созданной для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Комплекс представляет собой передвижную многофункциональную, высокотехнологичную площадку для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности.
Для городских округов устанавливается норма - 1 транспортная единица для обслуживания сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов (либо жилых районов города).
Для муниципального района, устанавливается норма - 1 транспортная единица для обслуживания сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального района, не имеющих стационарных учреждений культуры.
В соответствии с законами субъектов Российской Федерации на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях количество специализированных транспортных средств может быть увеличено, в том числе могут быть предусмотрены транспортные средства со специфической функциональной направленностью (библиомобили, киномобили, автоклубы).
VIII. Нормы и нормативы размещения муниципальных парков культуры и отдыха
1. Органы местного самоуправления, в целях реализации полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения*(13) создают парки культуры и отдыха.
2. Парк культуры - это объект ландшафтной архитектуры, структура которого предусматривает рекреационную зону, зону аттракционов и зону сервиса.
За сетевую единицу принимаются парки культуры и отдыха всех форм собственности.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения парков культуры и отдыха установлены в таблице 7.
|
|
|
|
Таблица 7 |
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Городской округ с числом жителей от 10 до 100 тыс. человек |
Парк культуры и отдыха |
|
1 |
Транспортная доступность 30 - 40 минут |
Городской округ с числом жителей более 100 тыс. человек |
Парк культуры и отдыха |
на 100 тыс. чел. |
1 |
|
Муниципальный район с учётом городских поселений с числом жителей от 10 до 100 тыс. человек |
Парк культуры и отдыха |
|
1 |
Транспортная доступность 15 - 30 минут |
3. Мощность парка по площади определяется в зависимости от объемов, предусмотренных для данного объекта в составе зоны рекреационного назначения в документах территориального планирования. Площадь планировочной структуры парка определяется в соответствии с концепцией развития парковой территории, утвержденной органом местного самоуправления.
4. При наличии потребности в парках культуры и отдыха в населенных пунктах с количеством жителей менее 30 тыс. человек количество парков и условия их создания утверждаются в нормативах градостроительного проектирования субъекта Российской Федерации за счет собственных средств.
IX. Нормы размещения зоопарков, ботанических садов
1. Во исполнение установленных полномочий по поддержке учреждений культуры и искусства субъектов Российской Федерации и на основании полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры создаются зоопарки (зоосады), которые различаются по площади, коллекции животных и ряду функций.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения зоопарков (ботанических садов) установлены в таблице 8.
|
|
|
|
Таблица 8 |
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Челябинская область |
Зоопарк (ботанический сад) |
административный центр с населением свыше 500 тыс. человек |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня |
Городской округ |
Зоопарк |
население от 250 тыс. человек |
1 |
Транспортная доступность 30 - 40 минут |
2. Зоопарк (зоосад, ботанический сад) создается на базе специализированной ландшафтной среды при условии наличия коллекции животных и растений для демонстрации населению различных видов фауны и флоры, и ведения научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности по охране природы и животного мира. Зоосад выполняет те же функции за исключением научно-исследовательской.
За сетевую единицу принимаются зоопарки всех форм собственности.
3. Мощность зоопарка (ботанического сада) по площади определяется в зависимости от объема коллекции и видов животных (растений).
4. При наличии потребности в зоопарках (ботанических садах) в населенных пунктах менее 250 тыс. человек количество и условия создания зоопарков (ботанических садов) утверждаются в нормативах градостроительного проектирования субъекта Российской Федерации за счет собственных средств.
X. Нормы и нормативы размещения кинотеатров и кинозалов
1. В целях обеспечения доступности для населения киноискусства, на основании полномочий по созданию условий для организации досуга населения, органы местного самоуправления организуют (создают условия) для организации кинозалов.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения кинотеатров и кинозалов установлены в таблице 9.
|
|
|
|
Таблица 9 |
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Городской округ с числом жителей до 300 тыс. человек |
Кинозал |
|
1 или 2 |
|
Городской округ с числом жителей более 300 тыс. человек |
Кинозал |
на каждые 100 тыс. человек |
1 |
|
Городское поселение с числом жителей до 300 тыс. человек |
Кинозал |
|
1 или 2 |
Транспортная доступность 15 - 30 минут |
Сельское поселение |
Кинозал |
население от 3 тыс. человек |
1 |
Шаговая доступность 15 - 30 минут/ Транспортная доступность 15 - 30 минут |
2. За сетевую единицу принимаются площадки кинопоказа всех форм собственности, а именно кинотеатры и кинозалы, расположенные в специализированном кинотеатре.
При наличии в кинотеатре нескольких кинозалов, к учету принимается каждый кинозал как сетевая единица. Также к расчету принимаются кинозалы, расположенные в учреждении культуры, либо в коммерческой организации.
3. Нормы и нормативы обеспеченности услугами кинопоказа предусматривают не менее 1 кинозала на 15 тыс. человек в городском округе.
В городском поселении рекомендуется 1 кинозал независимо от количества населения.
4. Для населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные кинозалы органы местного самоуправления организуют кинопоказ на базе передвижных многофункциональных культурных центров.
XI. Нормы и нормативы кинопрокатной организации
Киновидеоцентры, киновидеообъединения, кинопрокатные организации могут иметь филиалы в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а также иметь киновидеозалы для оказания услуг по киновидеопрокату:
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. чел. на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Субъект Российской Федерации |
Киновидеопрокатная организация |
Административный центр с населением свыше 500 тыс. чел. |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня |
-------------------------------------------
*(1) Ст. 29.1; 29.2 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. (ред. от 30.12.2015 г)
*(2) (статья 26.1 ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
*(3) статья 23 Федерального закона от 29.12.1994 г. N 78 "О библиотечном деле"
*(4) пункт 2 статьи 8 от 29.12.1994 г. N 78 "О библиотечном деле"
*(5) Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики"
*(6) Российская музейная энциклопедия
*(7) Статья 29 Федерального закона от 26.05.1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации";
*(8) Статья 16 Федерального закона от 26.05.1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
*(9) п. 1.1 ст. 14.1; п. 1.1 ст. 15.1: п. 1.1. ст. 16.1 от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 1.1 ст. 14.1; п. 1.1 ст. 15.1; п. 1.1. ст. 16.1" имеется в виду "п. 1 ч. 1 ст. 14.1; п. 1 ч. 1 ст. 15.1; п. 1 ч.1. ст. 16.1"
*(10) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р "О Концепции театрального дела в Российской Федерации"
*(11) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 г. N 2395-р "О Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года";
*(12) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2012 г. N 434-р "О концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года"
*(13) п. 15 ст. 14; п. 20 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с методическими рекомендациями к критериям доступности услуг в области культуры относится возможность выбора организаций культуры, развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг, сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством, наличие условий для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения, а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
Приведены нормы и нормативы размещения библиотек, музеев, театров, концертных организаций, цирков, учреждений культуры клубного типа, муниципальных парков культуры и отдыха, зоопарков, ботанических садов, кинотеатров и кинозалов.
Приказ Министерства культуры Челябинской области от 5 октября 2016 г. N 486 "Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры Челябинской области и обеспеченности населения услугами организаций культуры Челябинской области"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства культуры Челябинской области от 31 августа 2017 г. N 431 настоящий приказ признан утратившим силу