Постановлением Правительства Волгоградской области от 24 марта 2014 г. N 131-п настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Правительства Волгоградской области от 27 мая 2013 г. N 250-п в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Администрации Волгоградской области от 26 декабря 2011 г. N 854-п
"Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" на 2012-2014 годы"
27 мая 2013 г.
В целях реализации распоряжения Главы Администрации Волгоградской области от 28 ноября 2011 г. N 1664-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" на 2012-2014 годы", содействия защите работников от профессиональных рисков, предупреждению и сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" на 2012-2014 годы.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Волгоградской области от 24 января 2011 г. N 9-п "О Программе действий по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2011-2013 годы".
3. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области организовать разработку и реализацию программных мероприятий по улучшению условий и охраны труда на территории муниципальных образований.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2012 г. и подлежит официальному опубликованию.
И.о. Главы Администрации |
Г.А. Чуриков |
Постановлением Правительства Волгоградской области от 27 мая 2013 г. N 250-п в настоящую долгосрочную областную целевую программу внесены изменения
См. текст долгосрочной областной целевой программы в предыдущей редакции
Долгосрочная областная целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" на 2012-2014 годы
(утв. постановлением Администрации Волгоградской области от 26 декабря 2011 г. N 854-п)
27 мая 2013 г.
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" на 2012-2014 годы
Наименование долгосрочной областной целевой программы |
- |
долгосрочная областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" на 2012-2014 годы (далее именуется - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- |
распоряжение Главы Администрации Волгоградской области от 28 ноября 2011 г. N 1664-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" на 2012-2014 годы" |
Государственные заказчики |
- |
министерство труда и занятости населения Волгоградской области, министерство здравоохранения Волгоградской области, министерство культуры Волгоградской области, министерство социальной защиты населения Волгоградской области, министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, комитет информационных технологий и коммуникаций Волгоградской области, комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области |
Государственный заказчик-координатор Программы |
- |
министерство труда и занятости населения Волгоградской области |
Основной разработчик Программы |
- |
министерство труда и занятости населения Волгоградской области |
Цель и задачи Программы |
- |
цель Программы - снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Волгоградской области; задачи Программы: снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; повышение качества условий труда на рабочих местах; снижение смертности от предотвратимых причин |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
количество погибших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (человек); количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более (человек); удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (процентов); доля выявленных профессиональных заболеваний на 10000 работников |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2012-2014 годы |
Основные мероприятия Программы |
- |
разработка нормативных и методических документов по обеспечению функционирования областной системы государственного управления охраной труда; информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда; совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения; создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте, санитарно-гигиеническое обеспечение охраны труда |
Исполнители Программы |
- |
организации, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие поставку товаров, выполнение работ и (или) оказание услуг, необходимых для реализации мероприятий Программы, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 7213,5 тыс. рублей, в том числе по годам; 2012 год - 1865,0 тыс. рублей; 2013 год - 806,0 тыс. рублей; 2014 год - 4542,5 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
предотвращение роста числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве; предотвращение роста числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам; предотвращение роста количества случаев производственного травматизма со смертельным исходом; предотвращение роста доли выявленных профессиональных заболеваний на 10000 работников |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 88-п "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ" |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Здоровье работающего населения связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую очередь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования. Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития демографической ситуации в Российской Федерации стали проблемой национальной безопасности, так как представляют серьезную угрозу перспективам развития страны.
Проблемы системы управления охраной труда оборачиваются серьезными финансовыми потерями в системе обязательного социального страхования. Так, например, средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направленные на выплату досрочных трудовых пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также на работах с тяжелыми условиями труда, составляют более 10,4 млрд. рублей в год, а на выплату трудовых пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием - более 6,6 млрд. рублей в год.
Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", основными целями демографической политики Российской Федерации являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. К концу 2025 года ставится задача сокращения уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин.
По статистическим данным на 01 января 2011 г. число юридических лиц в Волгоградской области составило почти 55000, индивидуальных предпринимателей - более 68600. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций за 2010 год составила 736,4 тыс. человек или 95 процентов к соответствующему периоду 2009 года.
Статус промышленного региона предопределяет высокую степень травмоопасности производственных объектов. Несчастные случаи, отравления и травмы составляют более 27 процентов причин смертности в трудоспособном возрасте.
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Волгоградской области показывает, что основными из них являются неудовлетворительная организация производства работ, а также нарушение трудовой и производственной дисциплины. Причины организационного характера не зависят от экономического положения организаций, наличия финансовых и материальных ресурсов, а определяются подходом работодателей к профилактике производственного травматизма. Во многих случаях неудовлетворительная организация труда и производства является следствием отсутствия в организациях современных систем управления охраной труда.
К другим причинам относятся: недостатки в обучении безопасным приемам работ, нарушение требований при эксплуатации транспортных средств и правил дорожного движения, неприменение средств индивидуальной и коллективной защиты, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территорий. Доля несчастных случаев с тяжелыми последствиями, причинами которых послужили технические факторы, составляет от 3 до 15 процентов.
Анализ занятости работников в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, свидетельствует, что их наибольшая часть вынуждена трудиться в условиях повышенных уровней шума, ультразвука и инфразвука, запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, вибрации. Такое положение объясняется главным образом высокой степенью износа основных производственных фондов, машин и оборудования на многих предприятиях и организациях Волгоградской области; недостаточными темпами проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; отсутствием достаточного финансирования мероприятий по охране труда и программ по реконструкции и техническому перевооружению предприятий.
В Волгоградской области аттестовано менее 50 процентов рабочих мест, потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности из-за травм на производстве в 2011 году составили 37,6 тыс. человеко-дней, что по оценке министерства труда и занятости населения Волгоградской области сопоставимо с экономическими потерями 98,7 млн. рублей.
По данным Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в 2011 году зарегистрировано 1116 несчастных случаев, в том числе 88 - тяжелых и 47 - со смертельным исходом.
Устранению управляемых причин, связанных с повышением смертности и профессиональной заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов, должны способствовать системные профилактические мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
Основные обязанности по обеспечению условий и охраны труда законодательством возложены на работодателя. В связи с этим устранение технических причин несчастных случаев на производстве, требующее существенных финансовых затрат, должно осуществляться работодателем.
В 2011 году затраты на мероприятия по охране труда в Волгоградской области составили 2175,9 млн. рублей. Таким образом, доля внебюджетных средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в сотни раз превышает долю средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы, и увеличивается ежегодно.
Законодательство в сфере охраны труда также устанавливает обязательность согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. В связи с этим очевидно, что лишь совместные действия приведут к необходимому результату.
За период 2001-2010 годов на финансирование предупредительных мер было направлено свыше 24,7 млрд. рублей средств Фонда социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По данным Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации расходы на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию и на финансирование предупредительных мер составили 108,5 млн. рублей в 2009 году, 142,8 млн. рублей в 2010 году. В эти показатели вошла оплата лечения после тяжелых несчастных случаев на сумму 2,4 млн. рублей в 2009 году и на сумму 4,0 млн. рублей в 2010 году.
Средства Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, выделяемые на мероприятия по улучшению условий, охрану труда, реабилитацию и улучшение здоровья работающих на предприятиях Волгоградской области, не отражены в Программе, но способствуют достижению целей данной Программы.
Поскольку мероприятия Программы продолжают мероприятия предыдущих программ, можно рассчитывать на стабильность социального и экономического эффекта от их реализации.
Программно-целевой подход, применяемый в работе по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области, показывает высокую эффективность.
Так, в настоящее время наметилась устойчивая тенденция к улучшению основных показателей, характеризующих состояние охраны труда в нашем регионе.
С 2001 по 2010 год количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один день и более снизилось на 1619 человек или на 65 процентов. Соответственно снижаются относительные показатели, характеризующие общий уровень производственного травматизма. Одновременно наблюдается снижение уровня производственного травматизма со смертельным исходом на 54 процента (в 2001 году - 0,121 случая на 1000 работающих, в 2010 году - 0,066 случая).
Улучшение названных показателей, достигнутое в результате планомерных действий по охране труда в Волгоградской области, повлекло за собой достижение социального и экономического эффекта.
По оценке министерства труда и занятости населения Волгоградской области общая экономия, полученная в результате снижения количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (экономический эффект), за период с 2001 по 2010 год составила более 137 млн. рублей.
Программа разработана на основе Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации, направленной в регионы в декабре 2011 г. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 36. Программа является продолжением реализуемых с 2001 года программ по улучшению условий и охраны труда в рамках системного подхода по реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории Волгоградской области.
Таким образом, необходимость разработки Программы очевидна и определяется следующими факторами:
исполнением требований действующего законодательства Российской Федерации и Волгоградской области по вопросам охраны труда;
невозможностью решения проблемы улучшения условий и охраны труда силами отдельного муниципального образования либо отдельного хозяйствующего субъекта без поддержки со стороны Правительства Волгоградской области и иных субъектов системы управления охраной труда (особенно в части нормативного правового обеспечения вопросов охраны труда, интеграции взаимодействия государственных органов управления, надзора и контроля, систематизации и координации организационных и информационных вопросов);
высокой социальной и экономической значимостью улучшения условий труда и снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Волгоградской области.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Волгоградской области.
Для реализации этой цели Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач:
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышение качества условий труда на рабочих местах;
снижение смертности от предотвратимых причин.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы
Программа занимает особое место в долгосрочной государственной стратегии, поскольку является:
системным элементом демографической политики, так как направлена на достижение стратегической цели государства, а именно на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части российского общества;
условием перехода экономики страны на постиндустриальный уровень, так как новая экономика связана с качественно новыми условиями труда и соответственно высокими требованиями к культуре труда.
Программа сформирована и реализуется как единый комплекс организационных, методических, санитарно-гигиенических, учебно-пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Для повышения уровня нормативного и методического обеспечения организации работы по охране труда планируется разработка органами исполнительной власти Волгоградской области не менее трех нормативных правовых актов и методических документов.
С целью повышения уровня пропаганды охраны труда предусмотрено ежеквартальное издание подготовленных министерством труда и занятости населения Волгоградской области информационных бюллетеней "Охрана труда", а также издание информационных листков о положительной практике организации работы по охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Волгоградской области, подготовка статей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области о решении проблем в сфере охраны труда для издания в средствах массовой информации, размещения информации о принимаемых мерах по улучшению условий и охраны труда в организациях Волгоградской области на портале Губернатора и Правительства Волгоградской области.
Квалификацию и уровень знаний требований охраны труда руководителей и специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления Волгоградской области, предприятий, учреждений, организаций планируется повысить путем проведения семинаров, конференций, совещаний по вопросам охраны труда, а также участия во всероссийских и международных мероприятиях, посвященных проблемам охраны труда. Ежегодное увеличение количества обученных по охране труда на 500 человек планируется осуществлять как за счет программных мероприятий, так и за счет стимулирования активности деятельности органов местного самоуправления Волгоградской области по реализации государственной политики в области охраны труда путем организации и проведения смотров-конкурсов по охране труда среди муниципальных образований Волгоградской области.
Стимулирование работы органов местного самоуправления Волгоградской области в сфере охраны труда, пропаганда охраны труда, проведение совещаний и семинаров должно способствовать повышению активности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, уровня качества работ по выявлению вредных и (или) опасных производственных факторов и уровня финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями, органами исполнительной власти и местного самоуправления Волгоградской области.
В результате к 2020 году планируется увеличение финансирования на проведение мероприятий по охране труда до 7 тыс. рублей на одного работника, стопроцентная аттестация рабочих мест по условиям труда, снижение уровня вредных и (или) опасных производственных факторов и, как следствие, достижение планируемого социального эффекта.
Основное внимание при разработке Программы уделено оптимизации затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение социального эффекта при осуществлении программных мероприятий.
Социальный эффект от выполнения мероприятий Программы выразится в:
снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин;
обеспечении благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории Волгоградской области;
улучшении демографической ситуации в Волгоградской области.
Экономический эффект, полученный в результате реализации мероприятий Программы, может выразиться в снижении затрат на выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижении потерь валового регионального продукта вследствие потерь рабочего времени, обусловленных несчастными случаями на производстве, профессиональными заболеваниями и т.п.
Для оценки результатов реализации Программы используются целевые индикаторы, представленные в следующей таблице:
В качестве контрольного индикатора применяются показатели условий труда и производственного травматизма за несколько последних лет, так как аналогичные показатели только за один 2010 год не отражают реальной ситуации в сфере охраны труда из-за эффекта гистерезиса (отложенный результат).
Программа является неотъемлемым механизмом системы управления охраной труда, созданной на территории Волгоградской области, интегрирующим деятельность по решению комплекса задач всеми ее участниками - органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями Волгоградской области.
Программа может служить примером для формирования аналогичного комплекса мер, направленных на оздоровление условий труда в организациях Волгоградской области, на иных уровнях управления и успешно их реализовывать.
Отсутствие Программы либо реализация ее мероприятий не в полной мере при благоприятном развитии экономической ситуации в регионе повлечет за собой лишь временную относительную стабилизацию численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям. Выполнение задач, обозначенных в Программе, без привлечения программного механизма на региональном уровне в долгосрочной перспективе маловероятно.
4. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение трех лет в 2012-2014 годах.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования мероприятий Программы является областной бюджет. Объем бюджетного финансирования Программы составит 7213,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 1865,0 тыс. рублей;
2013 год - 806,0 тыс. рублей;
2014 год - 4542,5 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы.
Объем финансовых ресурсов по каждому мероприятию определяется исходя из продолжительности срока реализации мероприятия, планируемой минимальной величины стоимости товаров, работ, услуг и их объемов.
Финансирование конкретных работ в рамках Программы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых органами исполнительной власти Волгоградской области с организациями-исполнителями в соответствии с установленным законодательством порядком. В расчет включены расходы на информационное сопровождение реализации Программы, а также на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на реализацию Программы.
Распределение средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию Программы, между исполнителями программных мероприятий приведено в приложении 1.
6. Описание программных мероприятий
Мероприятия Программы разработаны на основе анализа состояния условий и охраны труда работников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
Система основных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
1. Разработка нормативных и методических документов по обеспечению функционирования областной системы государственного управления охраной труда.
Большая часть нормативной правовой и методической базы, включая схему управления охраной труда, основана на стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад, и не адаптирована к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг современного бизнеса.
Необходимо существенно модернизировать организацию управления охраной труда, сделать ее простой, ясной и понятной для применения всеми без исключения работодателями и работниками, адаптировать к современным условиям ведения бизнеса и новым потребностям развития экономики. Особое внимание в работе по совершенствованию нормативной правовой базы следует уделить вопросам значительного упрощения правоприменения.
Основной целью мероприятий данного раздела является совершенствование нормативной и методической базы в соответствии с действующим законодательством об охране труда.
Реализация мероприятий данного направления обеспечит нормативную и укрепит методическую базу, усилит защиту работников, повысит ответственность работодателей за состояние охраны труда.
2. Информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда.
Главной целью мероприятий информационного и пропагандистского характера является повышение уровня информированности руководителей и специалистов организаций Волгоградской области в вопросах охраны и улучшения условий труда на рабочих местах, распространение передового опыта по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве.
Информационное обеспечение охраны труда предполагает проведение широкомасштабной работы по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работникам и работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства в сфере охраны труда. Особое значение отводится массовой пропаганде безопасности труда и здорового образа жизни с использованием ресурсов PR-индустрии и средств массовой информации.
Следует методично и целенаправленно культивировать в обществе ответственное отношение к труду и организации рабочего места, внедрять в сознание трудящихся культуру безопасного труда и личной ответственности за свое здоровье, принять меры по повышению информированности работников и работодателей о наиболее распространенных профессиональных рисках и способах управления ими. При этом приоритет отдан развитию культуры безопасного труда и ответственности за свое здоровье среди молодежи.
Целенаправленное информационное воздействие на массовое сознание должно стать важнейшим элементом политики в сфере охраны труда. К этой работе будут привлечены администрации муниципальных районов и городских округов, а также соответствующие межведомственные комиссии.
Для успешного функционирования системы управления охраной труда на сегодняшний день возникает насущная необходимость развития сферы услуг в данной области.
Так, в Волгоградской области осуществляют деятельность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда 12 организаций, расположенных в Волгограде и г. Волжском. Для проведения работы в этом направлении такое распределение и количество организаций явно неэффективно.
Непростая ситуация сложилась в Волгоградской области и по территориальному распределению учебных центров, оказывающих услуги по обучению и проверке знаний требований охраны труда. Из 22 учебных центров Волгоградской области, имеющих лицензию на соответствующий вид обучения, 12 сконцентрированы в Волгограде и лишь 10 находятся в муниципальных районах (оптимальным является наличие учебного центра в каждом муниципальном образовании).
Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проводит выплаты страхового обеспечения застрахованным работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оплату реабилитационных мероприятий, финансирует проведение превентивных мер, позволяющих стабилизировать и в какой-то мере снижать уровень производственного травматизма.
При этом из-за недостаточной информированности из 63000 страхователей в Волгоградской области скидку и надбавку к страховому тарифу получают от 20 до 100 страхователей ежегодно. Средства на проведение предупредительных мероприятий по охране труда за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний получают около 100 страхователей.
Осуществление комплекса информационно-разъяснительных мероприятий в сфере охраны труда предусматривается с применением передовых информационных технологий, учитывая, что переход к компьютеризированной обработке и хранению информации в сфере охраны труда при наличии огромного информационного потока является наиболее оптимальным как в отношении трудозатрат, так и по степени надежности.
3. Совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения.
Законодательство по охране труда устанавливает систематическое обучение по охране труда (не реже одного раза в три года) в специализированной обучающей организации. Кроме того, при изменении нормативных актов или при поступлении на работу каждый работник должен пройти обучение по охране труда. В связи с этим число работников, которые должны проходить обучение, варьируется каждый год. На основании анализа информации, поступающей от органов исполнительной власти и местного самоуправления Волгоградской области, министерством труда и занятости населения Волгоградской области проведена оценка реальной потребности в обучении работников по вопросам охраны труда и разработаны соответствующие мероприятия.
4. Создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте.
Основой системы управления профессиональными рисками должна стать оценка условий труда на каждом рабочем месте с выявлением вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников. По результатам оценок должны осуществляться мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также профилактика профессиональных заболеваний работников.
С этой целью предполагается в 2012-2014 годах за счет средств бюджета Волгоградской области реализовывать мероприятия по снижению профессионального риска работающего населения.
Одним из таких мероприятий является проведение мониторинга условий и охраны труда в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 91 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда".
Исходя из того, что в органах исполнительной власти Волгоградской области отсутствует информация об условиях труда работников как самих органов власти и управления, так и государственных учреждений, предусматривается проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в два этапа. На первом этапе будут проведены работы по аттестации рабочих мест по условиям труда в органах исполнительной власти Волгоградской области. После получения результатов руководители этих органов обязаны будут организовать выполнение мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями нормативных актов. На втором этапе после проведения соответствующего мониторинга будут проведены работы по аттестации рабочих мест по условиям труда в государственных учреждениях.
5. Перечень мероприятий Программы приведен в приложении 2.
7. Технико-экономическое обоснование
Программа может считаться эффективной, если она обеспечивает социальный эффект, является экономически эффективной для работодателя, не ведет к снижению бюджетных отчислений.
Обоснование основано на прогнозе общей экономии от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в результате проведенных мероприятий в рамках Программы и дальнейшей эффективности от ее реализации.
Общий объем финансирования средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы составляет 7213,5 тыс. рублей. Реализация предусмотренных Программой мероприятий позволит обеспечить снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Волгоградской области, а также создаст условия для повышения качества условий труда на рабочих местах.
В связи с тем, что мероприятия Программы носят в основном организационно-управленческий характер и направлены на достижение не экономической, а социальной эффективности, их оценка производится без учета уровня фактического бюджетного финансирования.
8. Механизм реализации целевой программы
Заказчик Программы осуществляет управление и организует реализацию мероприятий Программы по срокам и процедурам, согласованным с исполнителями основных мероприятий Программы.
Главными распорядителями средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, являются министерство труда и занятости населения Волгоградской области, министерство здравоохранения Волгоградской области, министерство культуры Волгоградской области, министерство социальной защиты населения Волгоградской области, министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, комитет информационных технологий и коммуникаций Волгоградской области, комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области.
Исполнителем мероприятия Программы, предусматривающего выплаты субсидий, является министерство труда и занятости населения Волгоградской области в порядке, определенном постановлением Администрации Волгоградской области от 15 июня 2011 г. N 266-п "О смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда среди муниципальных районов и городских округов Волгоградской области".
Исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, целевое и рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.
При реализации мероприятий Программы товары (работы, услуги) приобретаются (выполняются, оказываются) в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Мероприятия Программы реализуются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Волгоградской области.
9. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Управление Программой осуществляется министерством труда и занятости населения Волгоградской области как государственным заказчиком-координатором Программы. Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет общее руководство и контроль над процессом реализации мероприятий Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы:
совместно с государственными заказчиками и исполнителями мероприятий Программы несет ответственность за целевое и эффективное использование средств областного бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области;
с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей;
в соответствии с пунктом 7.8 Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 88-п "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ", направляет соответствующую статистическую, справочную и другую информацию о реализации Программы.
Государственные заказчики мероприятий Программы ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в министерство труда и занятости населения Волгоградской области информацию о ходе и результатах реализации мероприятий Программы. Муниципальные районы и городские округа Волгоградской области, являющиеся получателями субсидий, представляют в министерство труда и занятости населения Волгоградской области отчет о целевом расходовании субсидий в порядке, определенном постановлением Администрации Волгоградской области от 15 июня 2011 г. N 266-п "О смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда среди муниципальных районов и городских округов Волгоградской области".
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области.
10. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы
Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы по годам в течение всего срока действия Программы.
Своевременное и полное финансирование Программы и выполнение запланированных мероприятий позволит повысить эффективность системы обеспечения охраны труда Волгоградской области.
Система оценки эффективности Программы базируется на основных показателях, характеризующих состояние условий и охраны труда на территории Волгоградской области: число пострадавших на производстве, число погибших на производстве, удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
К основным показателям относится также профессиональная заболеваемость, которая анализируется за 5-25 последних лет, так как "накопленная" за несколько лет профессиональная патология более объективно отражает состояние профессиональной заболеваемости контингента. В связи с этим данный критерий планируется применить при оценке эффективности аналогичных мероприятий программы на следующий период 2015-2020 годов.
Использование средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований Волгоградской области и внебюджетных источников, направленных на достижение показателей Программы, но не включенных в Программу, не анализируется и не оценивается.
Для оценки ожидаемой социально-экономической эффективности Программы применяется следующая методика:
Программой планируется снижение или удержание числа пострадавших на производстве в значении, установленном в разделе 3 Программы.
Границы допустимых отклонений в сторону увеличения 1-3 процента, границы аварийных отклонений в сторону увеличения 4-6 процентов.
В случае увеличения числа пострадавших на производстве сверх установленных границ аварийных отклонений реализация мероприятий Программы считается неэффективной.
Планируется снижение или удержание количества погибших на производстве в границах значений, установленных в разделе 3 Программы.
В случае увеличения числа погибших на производстве сверх установленных границ более чем на 1 процент реализация мероприятий Программы считается неэффективной.
В случае увеличения удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, сверх значения, установленного в разделе 3 Программы, более чем на 2 процента реализация мероприятий Программы считается неэффективной.
В случае увеличения доли выявленных профессиональных заболеваний работников сверх значения, установленного в разделе 3 Программы, реализация мероприятий Программы считается неэффективной.
Экологическая эффективность Программы оценке не подлежит, так как программные мероприятия не предусматривают осуществление деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, и не нуждаются в государственной экологической экспертизе.
11. Перечень имущества, создаваемого (приобретаемого) в ходе реализации Программы
См. текст раздела 11
12. Сведения о правах юридических лиц на имущество, создаваемое (приобретаемое) в ходе реализации Программы
Имущество, созданное или приобретенное исполнительно-распорядительными органами власти муниципальных районов (городских округов) за счет полученных субсидий из областного бюджета, является собственностью органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 27 мая 2013 г. N 250-п настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 1
к долгосрочной областной целевой программе
"Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской
области" на 2012-2014 годы
Распределение
средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" на 2012-2014 годы, между ее исполнителями
27 мая 2013 г.
Исполнитель |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
|||
Всего |
в том числе: |
|
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Министерство труда и занятости населения Волгоградской области |
3597,0 |
1752,0 |
806,0 |
1039,0 |
Министерство здравоохранения Волгоградской области |
2450,0 |
- |
- |
2450,0 |
Министерство культуры Волгоградской области |
350,0 |
- |
- |
350,0 |
Министерство социальной защиты населения Волгоградской области |
113,0 |
113,0 |
- |
- |
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области |
108,0 |
- |
- |
108,0 |
Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области |
45,0 |
- |
- |
45,0 |
Комитет информационных технологий и коммуникаций Волгоградской области |
55,5 |
- |
- |
55,5 |
Комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области |
495,0 |
- |
- |
495,0 |
Итого |
7213,5 |
1865,0 |
806,0 |
4542,5 |
Постановлением Правительства Волгоградской области от 27 мая 2013 г. N 250-п настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 2
к долгосрочной областной целевой программе
"Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской
области" на 2012-2014 годы
Перечень
мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" на 2012-2014 годы
27 мая 2013 г.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Исполнители |
|||
всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
||||||
|
Разработка нормативных и методических документов по обеспечению функционирования областной системы государственного управления охраной труда |
||||||
1. |
Разработка проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений трудового законодательства в части полномочий субъектов Российской Федерации по государственному управлению охраной труда |
2012-2014 годы |
- |
- |
- |
- |
министерство труда и занятости населения Волгоградской области (далее именуется - Минтруд Волгоградской области) |
2. |
Разработка долгосрочной областной программы по улучшению условий и охраны труда в Волгоградской области на 2014-2016 годы |
2013 год |
- |
- |
- |
- |
Минтруд Волгоградской области |
|
Итого |
|
- |
- |
- |
- |
|
|
Информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда |
||||||
3. |
Подготовка и издание информационных бюллетеней "Охрана труда", информационных листков о положительной практике организации работы по охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях Волгоградской области |
2012-2014 годы |
69,0 |
22,0 |
23,0 |
24,0 |
Минтруд Волгоградской области |
4. |
Организация и проведение областных совещаний, конференций, обучающих семинаров по проблемам охраны труда |
2012-2014 годы |
30,0 |
30,0 |
- |
- |
Минтруд Волгоградской области |
5. |
Подготовка статей о решении проблем в сфере охраны труда для издания в средствах массовой информации |
2012-2014 годы |
- |
- |
- |
- |
Минтруд Волгоградской области |
6. |
Размещение информации о принимаемых мерах по улучшению условий и охраны труда в организациях Волгоградской области на портале Губернатора и Правительства Волгоградской области |
2012-2014 годы |
- |
- |
- |
- |
Минтруд Волгоградской области |
7. |
Организация и проведение областных смотров-конкурсов по охране труда среди муниципальных образований Волгоградской области |
2012-2014 годы |
1370,0 |
450,0 |
460,0 |
460,0 |
Минтруд Волгоградской области |
|
Итого |
|
1469,0 |
502,0 |
483,0 |
484,0 |
|
|
Совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения |
||||||
8. |
Организация обучения работников бюджетных организаций по вопросам охраны труда и проверка знаний требований охраны труда |
2012-2014 годы |
1700,0 |
930,0 |
270,0 |
500,0 |
Минтруд Волгоградской области |
9. |
Участие в международных и всероссийских совещаниях, конгрессах, конференциях и целевых семинарах, посвященных проблемам охраны труда |
2012-2014 годы |
218,0 |
110,0 |
53,0 |
55,0 |
Минтруд Волгоградской области |
|
Итого |
|
1918,0 |
1040,0 |
323,0 |
555,0 |
|
|
Создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте |
||||||
10. |
Проведение мониторинга условий и охраны труда на предприятиях, в организациях и учреждениях Волгоградской области |
2012 год |
210,0 |
210,0 |
- |
- |
Минтруд Волгоградской области |
11. |
Проведение аттестации 37 рабочих мест по условиям труда |
2014 год |
55,5 |
- |
- |
55,5 |
комитет информационных технологий и коммуникаций Волгоградской области |
12. |
Проведение аттестации 30 рабочих мест по условиям труда |
2014 год |
45,0 |
- |
- |
45,0 |
комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области |
13. |
Проведение аттестации 72 рабочих мест по условиям труда |
2014 год |
108,0 |
- |
- |
108,0 |
министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области |
14. |
Проведение аттестации 100 рабочих мест по условиям труда |
2012 год |
113,0 |
113,0 |
- |
- |
министерство социальной защиты населения Волгоградской области |
15. |
Проведение аттестации 233 рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда |
2014 год |
350,0 |
- |
- |
350,0 |
министерство культуры Волгоградской области |
16. |
Проведение аттестации 1400 рабочих мест по условиям труда |
2014 год |
2450,0 |
- |
- |
2450,0 |
министерство здравоохранения Волгоградской области |
17. |
Проведение аттестации 290 рабочих мест по условиям труда |
2014 год |
495,0 |
- |
- |
495,0 |
комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области |
|
Итого |
|
3826,5 |
323,0 |
- |
3503,5 |
|
|
Всего |
|
7213,5 |
1865,0 |
806,0 |
4542,5 |
|
Приложение 3
к долгосрочной областной целевой программе
"Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской
области" на 2012-2014 годы
Перечень
основного имущества, создаваемого (приобретаемого) в ходе реализации мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" на 2012-2014 годы
См. текст приложения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа принята с целью снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Волгоградской области путем снижения рисков, повышения качества условий труда на рабочих местах, снижения смертности от предотвратимых причин, улучшения здоровья работающего населения.
К мероприятиям Программы отнесены:
разработка документов по обеспечению функционирования областной системы государственного управления охраной труда;
информирование, консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям, пропаганда и популяризация мер по охране труда;
совершенствование системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте, санитарно-гигиеническое обеспечение охраны труда.
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 10748,0 тыс. рублей.
В результате реализации Программы ожидается снижение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, предотвращение роста количества работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Постановление Администрации Волгоградской области от 26 декабря 2011 г. N 854-п "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" на 2012-2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Текст постановления опубликован в газете "Волгоградская правда" от 30 декабря 2011 г. N 247
Постановлением Правительства Волгоградской области от 24 марта 2014 г. N 131-п настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Волгоградской области от 27 мая 2013 г. N 250-п