Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Приоритетные направления решения
экологических проблем на 1999-2001 годы
3.1. Критерии приоритетности
Выбор приоритетных направлений и мероприятий для краткосрочных НПДООС проводился с ориентацией, с одной стороны, на такие направления действий, которые могут быть осуществлены и дать конкретные результаты за соответствующий (до 3 лет) период времени, с другой стороны, на такие неотложные меры, которые дадут наибольший эффект в более далекой перспективе. К таким мерам относятся, прежде всего, развитие системы экологического образования и воспитания, совершенствование системы и структуры регулирования охраны окружающей среды и природопользования, разработка и внедрение новых экологически безопасных технологий, другие направления экологической политики и совершенствования институциональных отношений.
В качестве критериев отбора мероприятий для включения в НПДООС целесообразно использовать три группы критериев:
- требования максимального достижения целей плана (критерии соответствия);
- требования максимальной эффективности намечаемых действий (критерии эффективности);
- критерии осуществимости.
Подробно критерии выбора приоритетных направлений и мероприятий по решению приоритетных экологических проблем описаны в Приложении 1.
3.2. Основные направления решения экологических проблем
3.2.1. Совершенствование управления природопользованием
и охраной окружающей среды
Важнейшими задачами являются уточнения и разграничения полномочий федеральных и региональных органов власти в области природопользования; создания соответствующих современной ситуации форм управления природными ресурсами с учетом интересов субъектов хозяйственной деятельности. Мероприятия на период до 2001 г. по совершенствованию управления природопользованием и охраной окружающей среды включены в таблицу 5.
Эффективность природоохранного регулирования во многом определяется институциональными отношениями в обществе. Центральным их элементом являются отношения по поводу прав собственности на природные ресурсы. Эти отношения требуют развития и законодательного решения. В связи с этим в НПДООС предусмотрена подготовка проекта Федерального закона "О порядке отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе: к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, об условиях пользования ими, а также о порядке отнесения их к федеральной собственности".
Экономический и финансовый механизмы. Исходя из анализа существующей социально-экономической ситуации, а также тенденций на обозримую перспективу необходимо формировать экономический механизм природопользования в следующих основных направлениях:
- совершенствование учета и оценки природно-ресурсного потенциала территорий;
- методическое и нормативное правовое обеспечение введения платежей за право пользования природными ресурсами на основе их экономической оценки;
- совершенствование системы платежей за загрязнение окружающей среды (нормативно-методические документы);
- отработка методологии оценки ущерба в результате загрязнения окружающей среды;
- совершенствование системы инструментов финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды из различных источников, включая средства фондов экологического страхования, экологических и других банков и пакет межведомственных нормативных правовых документов по совершенствованию механизма реализации программ экологической направленности;
- формирование рынка экологических работ и услуг;
- организация системы лицензирования деятельности природоохранного назначения;
- внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий.
Государственная экологическая экспертиза. В целях совершенствования работы по организации и проведению Государственной экологической экспертизы в системе Госкомэкологии России, повышения ее качества, а также совершенствования механизма реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" в 1999-2001 гг. необходимо:
- продолжить развитие базы нормативного правового и инструктивно-методического обеспечения организации и проведения Государственной экологической экспертизы, включая формирование нормативно-правовой базы на уровне субъектов Российской Федерации.
Введение в практику процедур ОВОС имеет большое значение. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - это процесс, способствующий принятию экологически обоснованного административного (управленческого) решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, путем определения инициатором деятельности возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий.
Государственный экологический контроль. Основные задачи, стоящие перед органами государственного экологического контроля, следующие:
- продолжить разработку новых и совершенствование действующих законодательных актов и нормативно-методической документации, необходимых для повышения эффективности государственного экологического контроля и документов, обеспечивающих его реализацию;
- подготовить Порядок осуществления государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
См. Положение о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476
- завершить разработку концепции совершенствования нормативной методической базы воздухоохранной деятельности в Российской Федерации;
- продолжить работы по созданию нормативной методической документации в области обращения с отходами производства и потребления на территории Российской Федерации;
- продолжить развитие и совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей создание экономических и правовых механизмов охраны почв и использования земель;
- разработать ПДК загрязняющих веществ в почвах, особенно нефти и нефтепродуктов в связи с участившимися авариями на продуктопроводах, провести апробацию портативного оборудования и экспресс-методов для оперативной диагностики загрязнения земель и внедрить их в практику работы территориальных органов;
- ведение экологических паспортов предприятий и территорий и ряд других мероприятий.
Экологический мониторинг. Основными направлениями повышения эффективности работ по созданию и функционированию ЕГСЭМ на 1999-2001 гг. являются:
- совершенствование нормативной правовой базы ЕГСЭМ;
- развитие федерального информационно-аналитического центра экологического мониторинга;
- формирование системы информационного обмена "федеральный - территориальный" уровень;
- развитие работ по организации подсистем мониторинга: источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их воздействия, а также животного и растительного мира;
- развитие работ по созданию территориальных подсистем ЕГСЭМ;
- отработка основных принципов сопряжения систем экологического и социально-гигиенического мониторинга;
- развитие работ по созданию межгосударственной системы экологического мониторинга государств-участников СНГ (членов МЭС) и ее интеграции в международные системы экологического мониторинга.
Основные задачи по созданию и функционирования ЕГАСКРО направлены на:
- нормативно-правовое и организационное обеспечение создания и функционирования ЕГАСКРО;
- методическое, математическое и программное обеспечение инфраструктуры системы;
- усовершенствование и метрологическое обеспечение базовых средств измерения ионизирующих излучений и др.
Совершенствование системы управления отходами производства и потребления. В области использования отходов производства и потребления предусматривается разработка и внедрение технологий переработки различных промышленных, в первую очередь, опасных и крупнотоннажных, а также бытовых отходов. Это позволит улучшить состояние окружающей среды, уменьшить негативное влияние на здоровье населения, а также увеличить ресурсно-сырьевой потенциал страны и объем товарной продукции за счет повторного вовлечения в сферу материального производства многих видов отходов, в том числе техногенных. Предусматривается организация производства более 40 видов промышленной продукции общим объемом около 10 млн.т ежегодно, в том числе черных, цветных и редкоземельных металлов и их соединений, строительных материалов, органических удобрений и др.
Мероприятия в области промышленной экологии, направленные на разработку и внедрение экологически чистых производств, малоотходных технологий, частично реализуются через федеральные, региональные и отраслевые программы.
В целях предотвращения загрязнения природной среды опасными отходами производства и потребления необходимо:
- обеспечить реализацию Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
- создать новые технологии и оборудование для переработки отходов, производство такого оборудования;
- сформировать государственный реестр объектов размещения отходов;
- сформировать банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов;
- создать на акционерных началах биржу, осуществляющую свободные торги информацией и научно-техническими разработками в области сбора, транспортировки, утилизации, захоронения отходов производства и потребления;
- стимулировать разгосударствление предприятий по сбору и переработке отходов;
- организовать малые и совместные предприятия по переработке вторичного сырья и производству экологически чистой продукции из него;
- разработать типовую схему раздельного сбора отходов (пищевые, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и др.) на селитебных территориях и создание местных предприятий по использованию отходов в качестве сырья;
- осуществить строительство объектов по обезвреживанию и размещению опасных отходов, использование которых по экономическим и экологическим причинам невозможно;
- обеспечить экологическую безопасность функционирования объектов уничтожения химического оружия, включая хранение этого оружия в исходных точках, перевозку к местам его уничтожения, уничтожение (детоксикацию) оружия, уничтожение (утилизацию) продуктов детоксикации и захоронение нетоксичных отходов;
- ввести в действие установки по обезвреживанию запрещенных и непригодных для применения пестицидов;
- внедрить метод комбинированной переработки твердых бытовых отходов с предварительным выделением ценных компонентов, получением компоста из органической части и утилизацией пиролизом некомпостируемого остатка;
- создать экономические условия для функционирования предприятий по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов;
- отработать в промышленном масштабе технологию получения биогаза на полигонах (свалках) и обеспечить его комплексное использование, создав в первую очередь соответствующие полигоны для городов с населением более 100 тыс. человек.
Экологическая политика в отношении бизнеса. В период развития рыночных отношений наибольший объем затрат на снижение воздействия на окружающую среду ложится на предприятия. В то же время должно развиваться обоснованное планирование с привлечением необходимых, хорошо сбалансированных нормативных, экономических и социальных инструментов и система мониторинга. Установленные экологические требования должны быть реалистичными и достижимыми. Только в этом случае у властных структур есть серьезные аргументы, подкрепляющие их экологическую политику, а у деловых кругов - основания рассчитывать на получение прибыли от снижения уровня воздействия на окружающую среду.
Основные группы компаний (участники реализации НПДООС):
I группа, в которой может возникнуть необходимость в стандартах устанавливаемых ЕС, в соответствии с методиками нескольких международных организаций, и, может быть, с методиками крупных экспортных организаций, - предприятия-экспортеры. У компании, способной доказать, что она имеет экологически безопасное производство, больше шансов на успех. Уже сейчас большинство крупных и преуспевающих экспортных предприятий в Центральной и Восточной Европе начинают инвестировать в наиболее чистые технологии, пытаясь достичь критериев сертификатов - ISO 9001 и ISO 14000, а также проявляют большой интерес к стандарту EMAS.
Таким образом, основная группа потенциально заинтересованных предприятий - это нефтяные, газовые, рудно- и угледобывающие компании или компании цветной и черной металлургии и химической промышленности, работающие на мировом рынке.
II группа - часть предприятий, успешно работающих на внутреннем рынке. Их интерес к экологии пока еще значительно ниже, однако будет возрастать по мере увеличения стоимости природных ресурсов и платы за воздействие на окружающую среду.
III группа - нерентабельные предприятия.
Политические инструменты. Большинство частных предприятий в ближайшие годы не будут ставить в качестве первоочередных целей достижение соответствия нормативным экологическим требованиям, так как имеющиеся у Правительства рычаги воздействия на них недостаточно эффективны.
Наиболее эффективными могут быть, с одной стороны, экономические механизмы, такие как налоги, прямые выплаты, гранты и льготные займы, с другой стороны, экологическое аудирование и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Экологический аудит может быть предметом интереса деловых кругов как фактор повышения конкурентоспособности компаний на мировых рынках. Экологическое аудирование - эффективный способ снижения ресурсо- и энергоемкости, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и общих затрат на производство. В дальнейшем это приведет к улучшению общественного мнения о компании и обеспечению соответствия принятым международным стандартам. Надлежащее применение экономических инструментов, способов оценки экологического воздействия и экологического аудирования могут привлечь прямые инвестиции для внедрения наиболее чистых технологий.
3.2.2. Развитие экологического образования.
Вовлечение неправительственных организаций
в решение экологических проблем
Экологическое образование населения приобретает все большее значение в обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития России. Возникновение экологических проблем обусловлено прежде всего социально-экономическими факторами, а их решение должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации мировоззрения населения в отношении к окружающей среде.
Экологическое образование и просвещение населения является одной из основ формирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивого развития страны.
В работе по созданию необходимых условий для экологического образования и просвещения населения должны быть объединены и скоординированы усилия органов государственной власти, природоохранных, образовательных и других общественных организаций, учреждений науки и культуры, средств массовой информации, предпринимательских кругов и всех заинтересованных граждан.
Учитывая комплексный характер задачи становления современного экологического образования, ее следует решать программными методами. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения" и от 19 февраля 1996 г. N 155 "О плане действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996-1997 годы" разработан проект федеральной целевой программы "Экологическое образование населения России до 2010 года".
Система мероприятий представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих мер, обеспечивающих создание нормативно-правовых, организационных, научно-методических и информационных компонентов развития экологического образования и просвещения населения России. Проект программы направлен на формирование образовательных, информационных и организационных условий активного участия населения в сохранении окружающей природной среды, бережном использовании природных ресурсов:
1. Создание системы всеобщего непрерывного экологического образования;
2. Создание системы экологического просвещения населения;
3. Обеспечение взаимодействия органов государственного управления, общественных организаций и населения для эффективного решения экологических проблем;
4. Развитие научно-методического обеспечения системы экологического образования и просвещения;
5. Формирование нормативного правового обеспечения экологического образования и просвещения населения;
6. Международное сотрудничество в области экологического образования и просвещения.
Вовлечение неправительственных организаций в решение экологических проблем. Отличительной особенностью современного периода является усиление роли негосударственного сектора на всех уровнях и в различных странах мира. Значение процесса вовлечения общественности в решение важнейших проблем, связанных с окружающей средой и устойчивым развитием, признается сегодня исследователями, правительствами и международными организациями.
В качестве первоочередных мероприятий предлагаются:
- совершенствование законодательства в области участия общественности в процессе принятия решений и доступа к информации и создания механизма реализации демократических прав граждан;
- подготовка методических рекомендаций: по программам повышения квалификации государственных служащих и лиц, принимающих решения; по процедуре и практике общественного участия;
- развитие информационных систем. Необходимо улучшить систему обмена информацией между различными секторами (государственным, общественным, бизнесом, наукой и т.д.); обеспечить простой и свободный доступ всех слоев общества к государственной информации; шире использовать современные информационные средства, в частности электронную почту и Интернет, и обеспечить увеличение объема предоставляемой информации;
- создание Информационного центра по устойчивому развитию;
- разработка и проведение серии трейнинговых и образовательных программ по устойчивому развитию и его основным принципам для широких слоев населения - лиц, принимающих решения; парламентариев; молодежи и детей; коренных народов; неправительственных организаций; местных властей; трудящихся и профсоюзов; представителей бизнеса и промышленности; научных и технических кругов; фермеров.
3.2.3. Международное сотрудничество
В целом дальнейшее сотрудничество будет направлено на выполнение Россией международных обязательств, имеющих международный правовой статус.
Конвенция о биологическом разнообразии (КБР):
- разработка Национальной стратегии по сохранению биологического разнообразия в рамках инвестиционного проекта "Сохранение биологического разнообразия" при финансовой поддержке Глобального экологического фонда (ГЭФ) и Всемирного банка;
- продолжение работы в рамках КБР над Протоколом о безопасности в биотехнологиях, создание постоянного механизма содействия научно-техническому сотрудничеству по вопросам биоразнообразия, реализация Общеевропейской стратегии по биологическому и ландшафтному разнообразию.
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС):
- совершенствование механизмов координации и контроля за экспортом/импортом редких и исчезающих видов фауны и флоры России и стран-членов СНГ;
- разработка механизма контроля за международной торговлей образцами осетровых видов рыб, выполнение рекомендаций международного совещания СИТЕС по сохранению осетровых видов рыб и аспектам их включения в Приложение 2 Конвенции;
- повышение квалификации должностных лиц соответствующих ведомств, задействованных в этой работе.
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение особенно в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская Конвенция):
- подготовка планов управления российскими водно-болотными угодьями, имеющими международное значение, которые по существу будут системой долгосрочных мероприятий, приемлемых с точки зрения сохранения и неистощительного использования угодий;
- работа по подготовке необходимых описаний угодий и картографических материалов по ним, организации и проведению исследований, мониторинга, а также подготовка индивидуальных положений по каждому водно-болотному угодью и плана управления, в частности для дельт рек Волги и Кубани.
Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Международная китобойная комиссия (МКК):
Для России представляет особую важность сохранение твердой позиции по учету интересов коренных народов российского Севера, для которых промысел китов является традиционным. В этой связи существенное значение приобретает оперативный обмен информацией с Секретариатом МКК и партнерами, относительно добычи, контроля использования и научных исследований данных морских млекопитающих.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (в части природного наследия):
- совершенствование управления особо охраняемыми территориями, внесенных в Список всемирного наследия (озеро Байкал, леса Коми), дальнейшее продвижение в Список всемирного наследия заявленных ранее природных объектов (в частности, Башкирского Урала), определение новых территорий для включения в этот Список (например, Куршской косы).
Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния:
- проведение исследований, мониторинга и сотрудничество по уровням выбросов, переносу на большие расстояния, осаждению и моделированию, существующим уровням в биотической и абиотической среде, разработка процедур согласования соответствующих методик;
- проведение исследований по изучению воздействия на здоровье человека и окружающую среду, включая количественную оценку воздействия;
- разработка методов оценки и прогнозирования выбросов загрязняющих веществ, уровней концентрации загрязнителей в продуктах, их значение для переноса на большие расстояния.
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением:
- разработка комплексного проектного предложения на период 1999-2001 гг. и мер по поддержке функционирования Международного центра по обучению, подготовке кадров и обмену технологиями для стран Восточной Европы;
- разработка и внедрение процедур экспертизы и стандартной документации по уведомлениям, путевым документам и выдаче разрешений на трансграничную и транзитную перевозку опасных отходов);
- ежегодный Национальный обзор о трансграничных перевозках опасных отходов по территории России, включая незаконный оборот;
- разработка критериев и характеристик опасных отходов, входящих в сферу регулирования Базельской конвенции;
- мониторинг последствий использования опасных отходов для здоровья человека и окружающей среды;
- оценка потенциальных преимуществ и стоимости внедрения экономических рычагов для развития всех аспектов минимизации отходов, включая экологически более чистое производство;
- сотрудничество по созданию объектов для экологически безопасного удаления опасных отходов как можно ближе к источнику их образования;
- определение основных групп опасных отходов, образующихся в России (национальный классификатор).
Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием:
- подготовка проекта Приложения к Конвенции, согласование его с основными заинтересованными органами государственной власти и подверженными опустыниванию субъектами Российской Федерации;
- проработка вопроса организации на территории России Европейского аридного Центра, включая поиск потенциальных доноров для его деятельности;
- выполнение на добровольной основе главных положений Конвенции, направленных на борьбу с опустыниванием на национальном уровне, включая подготовку и реализацию Национального плана действий по борьбе с опустыниванием.
Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий:
- доработка и утверждение на правительственном уровне Национального плана действий по выполнению обязательств в рамках данной Конвенции;
- участие российских экспертов в разработке классификации опасных веществ для целей выявления опасных видов деятельности, что предполагает создание единой для стран ЕЭК ООН методологии оценки последствий изменения оценочных количественных показателей для веществ в плане воздействующих на окружающую среду и числа охватываемых субъектов;
- международный обмен опытом в области управления аспектами безопасности, технологией обеспечения безопасности и проверки состояния безопасности (подготовка и обобщение правовых, административных и др. аспектов);
- подготовку ежегодного Национального обзора для ЕЭК ООН.
Конвенция ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер:
- организация двустороннего сотрудничества по охране и использованию трансграничных водных объектов в рамках межправительственных соглашений;
- обмен опытом в области охраны трансграничных водотоков в ходе заседаний рабочих и целевых групп по вопросам контроля качества и аккредитаций, мониторинга и оценки трансграничных вод;
- уточнение контрольных створов и программы наблюдений за качеством вод в рамках реализации программы экологического оздоровления бассейна р.Днепра.
Рамочная Конвенция ООН об изменении климата:
- реализация ряда совместных с индустриальными странами проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу (в основном в области энергоэффективности, улучшения систем теплоснабжения, уменьшения утечек метана.
Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.):
См. Заключительный акт Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 16 сентября 1987 г.)
- разработка федеральной целевой программы сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации на период 1999-2001 гг.;
- осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы и системы государственного контроля за производством, потреблением, торговлей, экспортом и импортом озоноразрушающих веществ и продукции;
- координация мероприятий по поэтапному сокращению производства и потребления озоноразрушающих веществ в России и других странах СНГ в целях минимизации негативных социально-экономических последствий.
Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г.:
- подготовка пакета документов для одобрения Правительством Российской Федерации обновленного текста Конвенции 1992 г.;
- доработка совместной комплексной программы Хельсинской комиссии.
Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.:
- участие в выполнении стратегического плана действий по Черному морю в рамках Конвенции, принятой руководителями природоохранных ведомств на первом внеочередном заседании Сторон Конвенции в 1996 г.
3.3. Приоритетные мероприятия в области охраны
окружающей среды и природопользования
На основе вышеуказанных критериев в качестве приоритетных направлений действий в НПДООС вошли конкретные мероприятия федерального уровня по наиболее результативным, низкозатратным, экономически эффективным направлениям действий и рекомендации по разработке региональных планов действий по охране окружающей среды (РПДООС).
Основным механизмом смягчения негативных последствий экологических проблем в будущем, а также решения уже имеющихся проблем является комплекс мер институционального характера в сфере экологической политики, которые обосновываются в разделе II.
Учитывая весьма разнообразный уровень социально-экономического развития территорий России, различную степень хозяйственного освоения и сохранения природной среды в Российской Федерации, необходимо опираться в решении масштабных экологических проблем на программно-целевой метод. Федеральные целевые программы - основной инструмент решения таких проблем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1996 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" утвержден "Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация".
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке федеральных, региональных и локальных экологических программ (Сборник нормативно-методических документов по формированию, разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ по охране окружающей среды и природопользованию, Москва, 1996 г.).
Администрацией Кировской области и Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации в 1994 г. утвержден типовой "Бизнес-план".
Все вышеперечисленные документы при разработке программ экологической направленности обязывают учитывать следующие факторы:
- риск для здоровья населения;
- ущерб, наносимый экономике, в том числе природным ресурсам;
- сохранение биологического разнообразия;
- сравнение с международно признанными уровнями допустимого загрязнения;
- вклад в трансграничное загрязнение;
- общественное мнение и др.
Приоритетные мероприятия федерального уровня. На основе анализа формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, задач по дальнейшему ее совершенствованию, вытекающих из указов Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 236 "Об основных положениях государственной стратегии в области охраны окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", от 1 апреля 1996 г. N 440 "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", от 17 декабря 1997 г. N 1300 "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации", программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах", Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране" и других основополагающих документов, определяющих переход Российской Федерации к устойчивому развитию, подготовлен перечень приоритетных мероприятий федерального уровня.
Перечень природоохранных мероприятий федерального уровня состоит из двух блоков: законодательные и нормативные акты (таблица 5), реализуемые и разрабатываемые федеральные целевые программы (таблица 6).
Учитывая значительный дефицит федерального бюджета, объемы финансовых затрат на реализацию федеральных целевых программ определяются ежегодно при подготовке проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и уточняются при разработке проекта Федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
Кроме того, предусмотрены меры по совершенствованию механизма финансирования программ, которые позволят привлечь к реализации приоритетных мероприятий (проектов) все возможные источники финансирования и при этом использовать механизмы экономического и административного регулирования.
К реализации мероприятий (проектов) также могут привлекаться отечественные и зарубежные инвесторы, средства международных финансовых доноров и, в первую очередь, по мероприятиям и проектам в составе федеральных целевых программ - как наиболее приоритетным.
При доработке проекта документа приоритетными мероприятиями стали низкозатратные федеральные целевые программы и проекты с экологической и социальной отдачей, внедрение экономических (рыночных) механизмов охраны природы и природопользования, совершенствование экологического законодательства и нормативов, привлечение деловых структур и общественных организаций.
Реализация этих мероприятий позволит приблизиться к выполнению первого этапа "Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" и значительно улучшить экологическую ситуацию в стране на ближайшую перспективу.
Учитывая социально-экономическую обстановку в стране, осложненную наметившейся нестабильностью конъюнктуры мирового рынка, в НПДООС рассмотрены два возможных варианта реализации этого документа.
Первый вариант предполагает в максимально возможной мере задействовать интенсивные факторы развития при оптимальном соблюдении макроэкономических и социальных параметров развития. Эти факторы и параметры подробно рассматривались в проекте Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2000 года. Данный вариант позволяет достичь оптимального решения природоохранных проблем в стране при условии достаточного финансирования предусмотренных НПДООС мероприятий.
Исходя из общих прогнозных оценок развития экономики и необходимости решения наиболее актуальных экологических проблем, по первому варианту на основе экспертной оценке прогнозируется:
- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух крупных городов и промышленных центров на 10-12% за период 1999-2001 гг., что позволит приблизиться на 25% к уровню нормативных выбросов;
- стабилизация объемов складирования бытовых и промышленных отходов и сокращение объемов складирования опасных отходов, вызывающих вторичное загрязнение почв, поверхностных и подземных вод;
- повышение уровня обеспечения безопасности при хранении радиоактивных отходов;
- снижение загрязненности сточных вод в природные водоемы до уровня, обеспечивающего их самовосстановление;
- осуществление лесовосстановительных работ с доведением их до объема, обеспечивающего сокращение непокрытых лесом земель и улучшение структуры лесного фонда;
- сохранение ландшафтного и биологического разнообразия основных природных комплексов страны.
На реализацию этого варианта в 1999-2001 гг. потребуется около 20 млрд. рублей (в ценах 1998 г.).
Второй вариант учитывает возможность только частичной реализации природоохранных задач в системе социально-экономического развития страны. При этом может возникнуть обострение экологической напряженности, нейтрализация которой потребует дополнительных усилий, ресурсов и времени, что непосредственно отразится на организационном и финансовом обеспечении планируемых в НПДООС мероприятий и всей природоохранной системы в целом.
Этот вариант не позволит добиться решения природоохранных проблем в полном объеме. При его реализации можно прогнозировать:
- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух крупных городов и промышленных центров на 6-8% за период 1999-2001 гг., что позволит приблизиться на 15-20% к уровню нормативных выбросов;
- сохранение таких всемирно значимых природных феноменов, как природный комплекс озера Байкал, популяции амурского тигра и некоторых других.
На решение экологических проблем при этом варианте потребуется около 2 млрд.руб. из федерального бюджета (таблицы 5, 6, 7).
Практика реализации большого числа программ одной направленности зачастую дает примеры снижения эффективности используемых средств. Это происходит вследствие параллелизма и дублирования, распыления ограниченных средств по многочисленным проектам, нецелевого использования средств, отсутствия четкой координации между государственными заказчиками программ.
Вместе с тем многие экологические проблемы, нуждающиеся в срочном решении, не охвачены существующими программными мероприятиями, что порождает новые предложения о разработке программ природоохранной направленности. При этом экологические проблемы тесно связаны с решением многих вопросов социально-экономического развития. Это определяет социальную направленность значительной части экологических программ, включающую вопросы здравоохранения, санитарии, жилищно-коммунального хозяйства и занятости.
В "Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (Указ Президента Российской Федерации 1 апреля 1996 г. N 440), в числе наиболее актуальных проблем названо обеспечение стабилизации экологической ситуации в стране и коренное ее улучшение за счет экологизации хозяйственной и иной деятельности. Основным путем решения этой проблемы является формирование и реализация единой федеральной целевой программы "Охрана окружающей природной среды Российской Федерации".
Разработка программы должна осуществляться при четкой увязке федеральных и региональных задач в области охраны окружающей среды и решении других взаимосвязанных социально-экономических вопросов. При этом существующие экологические программы, по результатам их анализа, должны войти составной частью в эту федеральную целевую программу в качестве подпрограмм.
В результате реализации программы предполагается снижение на 10-15% удельных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Значительно сократятся площади ареалов с неблагоприятной экологической обстановкой, уменьшатся площади лесов, подверженных усыханию и другим формам деградации, будут приостановлены процессы снижения естественного плодородия почв, будут созданы условия, способствующие использованию ресурсосберегающих технологий и выпуску экологически чистой продукции. Общий объем предотвращенного ущерба в результате реализации программы, составит десятки миллиардов рублей (по предварительным оценкам).
Кроме экологического и экономического эффекта, программа будет иметь значительный социальный эффект. Оздоровление экологической обстановки в стране положительно скажется на состоянии здоровья населения, будет способствовать улучшению условий труда и отдыха.
Государственным заказчиком - координатором программы целесообразно определить Госкомэкологию России, государственными заказчиками программы по отдельным направлениям (подпрограммам) отраслевого (функционального) назначения должны стать соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации, государственными заказчиками по подпрограммам решающим вопросы охраны окружающей среды в регионах - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приоритетное направление регионального уровня. Российская Федерация имеет площадь 17 млн.км2, являясь самой крупной страной мира, с населением более 145 млн. человек и большим разнообразием ландшафтов, фауны, флоры, почв, климата и природных зон. Поэтому для субъектов Российской Федерации в НПДООС включены рекомендации по разработке региональных планов действий по охране окружающей среды (РПДООС) (Приложение 3).
Таблица 5
Перечень природоохранных мероприятий федерального уровня
на 1999-2001 годы
(Законодательные и нормативные акты)
/-----------------------------------------------------------------------\
| N |Наименование |Форма |Срок | Исполнители |Ожидаемые конеч-|
|п/п |правовых и нор-|докумен-|пред- | |ные результаты |
| |мативных актов,|та |став- | | |
| |подлежащих раз-| |ления,| | |
| |работке | |год | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|----+----------------+--------+------+----------------+----------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|----+----------------+--------+------+----------------+----------------|
|1.1 |О порядке лицен-|Феде- | 1999 |МПР России |Упорядочение |
| |зирования поль-|ральный | |Минэкономики |пользования нед-|
| |зования недрами |закон | |России |рами |
| | | | |Госкомэкология | |
| | | | |России | |
| | | | |Госгортехнадзор | |
| | | | |России | |
| | | | |Минюст России | |
| | | | |заинтересованные| |
| | | | |министерства и| |
| | | | |ведомства | |
См. Досье на проект федерального закона "О порядке лицензирования пользования недрами" (внесен Правительством РФ)
|1.2 |Об экологических|Феде- | 1999 |Госкомэкология |Упорядочение де-|
| |фондах |ральный | |России |ятельности эко-|
| | |закон | |ФЭФ России |логических фон-|
| | | | |Минюст России |дов |
| | | | |заинтересованные| |
| | | | |министерства и| |
| | | | |ведомства | |
|1.3 |Об основах эко-|Феде- | 1999 |Госкомэкология |Развитие эколо-|
| |логического |ральный | |России |гического предп-|
| |предприниматель-|закон | |Минэкономики |ринимательства |
| |ства в Российс-| | |России |как самостоя-|
| |кой Федерации | | |МПР России |тельного направ-|
| | | | |Минюст России |ления. Создание|
| | | | |Российская инже-|условий для вов-|
| | | | |нерная академия |лечения частного|
| | | | |Международная |капитала в при-|
| | | | |академия инфор-|родоохранную де-|
| | | | |матизации |ятельность в це-|
| | | | | |лях улучшения|
| | | | | |состояния окру-|
| | | | | |жающей среды. |
|1.4 |О внесении изме-|Феде- | 2000 |МПР России |Упорядочение на-|
| |нений и дополне-|ральный | |Минфин России |логового законо-|
| |ний в налоговое|закон | |Госкомэкология |дательства в|
| |законодательство| | |России |части использо-|
| |Российской Феде-| | |Минюст России |вания природных|
| |рации в части| | |Госгортехнадзор |ресурсов и раз-|
| |взимания платы| | |России |мещения отходов |
| |за природные ре-| | |заинтересованные| |
| |сурсы и размеще-| | |министерства и| |
| |ние отходов | | |ведомства | |
|1.5 |Об аэропортах|Феде- | 2000 |ФАС России |Урегулирование |
| |Российской Феде-|ральный | |Госкомэкология |природоохранных |
| |рации (в части|закон | |России |отношений |
| |регулирования | | |Минюст России | |
| |природоохранных | | | | |
| |отношений) | | | | |
|1.6 |О порядке отне-|Феде- | 2000 |МПР России |Упорядочение |
| |сения участков|ральный | |Минэкономики |пользования нед-|
| |недр к объектам|закон | |России |рами и земельны-|
| |федерального | | |Минтопэнерго |ми ресурсами |
| |значения, в том| | |России | |
| |числе: к феде-| | |Минюст России | |
| |ральному фонду| | |Госстрой России | |
| |резервных место-| | | | |
| |рождений полез-| | | | |
| |ных ископаемых,| | | | |
| |об условиях| | | | |
| |пользования ими,| | | | |
| |а также о поряд-| | | | |
| |ке отнесения их| | | | |
| |к федеральной| | | | |
| |собственности | | | | |
|1.7 |О статусе зон|Феде- | 2000 |Госкомэкология |Перепрофилирова-|
| |экологического |ральный | |России |ние экологически|
| |неблагополучия и|закон | |Минюст России |опасных произ-|
| |регулирования | | |заинтересованные|водств, проведе-|
| |хозяйственной | | |министерства и|ние реконструк-|
| |деятельности на| | |ведомства |ции предприятий|
| |их территории | | | |или их техничес-|
| | | | | |кое перевооруже-|
| | | | | |ние с заменой|
| | | | | |технологии и|
| | | | | |оборудования на|
| | | | | |экологически |
| | | | | |чистое. |
|1.8 |Арктический ко-|Феде- | 2001 |МПР России |Сохранение эко-|
| |декс |ральный | |Минрегион России|системы |
| | |закон | |МИД России | |
| | | | |Госкомэкология | |
| | | | |России | |
| | | | |Минюст России | |
| | | | |Госгортехнадзор | |
| | | | |России | |
| | | | |заинтересованные| |
| | | | |министерства и| |
| | | | |ведомства | |
|1.9 |О рекреационных|Поста- | 2000 |МПР России |Восстановление и|
| |территориях |новление| |Госкомэкология |сохранение зе-|
| | |Прави- | |России |мель |
| | |тельства| |Минюст России | |
| | |Российс-| | | |
| | |кой Фе-| | | |
| | |дерации | | | |
|1.10|Положение о|Поста- | 1999 |Госкомэкология |Детальная зако-|
| |службе государс-|новление| |России |нодательная рег-|
| |твенного эколо-|Прави- | |Минэкономики |ламентация отно-|
| |гического конт-|тельства| |России |шений в сфере|
| |роля России |Российс-| |Минфин России |государственного|
| | |кой Фе-| |Минюст России |экологического |
| | |дерации | |Госгортехнадзор |контроля |
| | | | |России | |
| | | | |МПР России | |
| | | | |заинтересованные| |
| | | | |министерства и| |
| | | | |ведомства | |
|1.11|О порядке транс-|Поста- | 1999 |Госкомэкология |п.3 ст.17 Феде-|
| |граничного пере-|новление| |России |рального закона|
| |мещения отходов |Прави- | |заинтересованные|"Об отходах про-|
| | |тельства| |министерства и|изводства и пот-|
| | |Российс-| |ведомства |ребления". Обес-|
| | |кой Фе-| | |печение выполне-|
| | |дерации | | |ния обязательств|
| | | | | |Российской Феде-|
| | | | | |рации в рамках|
| | | | | |Базельской кон-|
| | | | | |венции |
|1.12|О государствен-|Поста- | 2000 |МПР России |Учет природных|
| |ных кадастрах|новление| |Госкомэкология |ресурсов |
| |природных ресур-|Прави- | |России | |
| |сов |тельства| |Минюст России | |
| | |Российс-| |заинтересованные| |
| | |кой Фе-| |министерства и| |
| | |дерации | |ведомства | |
|1.13|О системе пас-|Поста- | 2000 |МПР России |Паспортизация |
| |портизации зон|новление| |Госкомэкология |очагов зон заг-|
| |загрязнения и|Прави- | |России |рязнения и исто-|
| |истощения под-|тельства| |Госгортехнадзор |щения подземных|
| |земных вод |Российс-| |России |вод |
| | |кой Фе-| | | |
| | |дерации | | | |
|1.14|Об экономических|Поста- | 2000 |ФАС России |Упорядочение |
| |механизмах при-|новление| |Госкомэкология |природоохранной |
| |родоохранного |Прави- | |России |деятельности в|
| |регулирования |тельства| |Минэкономики |области граж-|
| |деятельности |Российс-| |России |данской авиации |
| |гражданской ави-|кой Фе-| |Минфин России | |
| |ации |дерации | |Минобороны Рос-| |
| | | | |сии | |
|1.15|Положение об|Поста- | 2001 |Госкомэкология |Повышение от-|
| |экологическом |новление| |России |ветственности |
| |аудировании |Прави- | |Минюст России |предприятий за|
| | |тельства| | |ущерб окружающей|
| | |Российс-| | |природной среде |
| | |кой Фе-| | | |
| | |дерации | | | |
|1.16|Внедрение стан-|Поста- | 2001 |Госкомэкология |Участие в между-|
| |дартов ISO 14000|новление| |России |народных согла-|
| | |Прави- | |Минюст России |шениях по охране|
| | |тельства| |Госстандарт Рос-|окружающей среды|
| | |Российс-| |сии | |
| | |кой Фе-| | | |
| | |дерации | | | |
|1.17|Национальный |Поста- | 1999 |Минздрав России |Поэтапное сниже-|
| |план действий по|новление| |Госкомэкология |ние влияние неб-|
| |гигиене окружаю-|Прави- | |России |лагоприятных |
| |щей среды |тельства| |заинтересованные|факторов окружа-|
| |(НПДГОС) |Российс-| |министерства и|ющей среды на|
| | |кой Фе-| |ведомства |здоровье населе-|
| | |дерации | | |ния |
|1.18|Положение о спе-|Распоря-| 1999 |Госкомэкология |Усиление приро-|
| |циализированной |жение | |России |доохранного |
| |морской инспек-|Прави- | |заинтересованные|контроля на во-|
| |ции |тельства| |министерства и|дах Российской|
| | |Российс-| |ведомства |Федерации |
| | |кой Фе-| | | |
| | |дерации | | | |
|1.19|Положение о по-|Распоря-| 1999 |Госкомэкология |Упорядочение де-|
| |рядке организа-|жение | |России |ятельности по|
| |ции и функциони-|Прави- | |Минздрав России |контролю за ра-|
| |рования системы|тельства| |МПР России |диационной обс-|
| |государственного|Российс-| |Минатом России |тановкой |
| |контроля за ра-|кой Фе-| |Минобороны Рос-| |
| |диационной обс-|дерации | |сии | |
| |тановкой | | |Госатомнадзор | |
| | | | |России | |
|1.20|Порядок проведе-|Норма- | 2000 |Госкомэкология |Выполнение обя- |
| |ния государс-|тивные | |России |зательств Рос-|
| |твенного эколо-|акты | |МИД России |сийской Федера-|
| |гического конт-| | |МПР России |ции |
| |роля в районе| | |Росгидромет | |
| |действия Догово-| | | | |
| |ра об Антарктике| | | | |
| |в соответствии с| | | | |
| |требованиями | | | | |
| |Протокола об ох-| | | | |
| |ране окружающей| | | | |
| |среды (1996 г.)| | | | |
| |к Договору об| | | | |
| |Антарктике (1959| | | | |
| |г.) | | | | |
|1.21|Методические ре-|Норма- | 1999 |Минтранс России |Использование |
| |комендации по|тивные | |Минюст России |газомоторного |
| |решению экологи-|акты | | |топлива для ав-|
| |ческих проблем| | | |тотранспортных |
| |крупных городов| | | |средств |
| |за счет исполь-| | | | |
| |зования газомо-| | | | |
| |торного топлива| | | | |
| |для автотранс-| | | | |
| |портных средств | | | | |
|1.22|Методические ре-|Норма- | 1999 |Госкомэкология |Государственная |
| |комендации по|тивные | |России |система охраны|
| |ведению Красной|акты | |Минсельхозпрод |редких и находя-|
| |книги Российской| | |России |щихся под угро-|
| |Федерации | | |Рослесхоз |зой исчезновения|
| | | | |РАН |видов животных и|
| | | | |ФПС России |растений |
|1.23|Национальная |Норма- | 1999 |Госкомэкология |Создание системы|
| |стратегия эколо-|тивные и| |России |непрерывного |
| |гического обра-|правовые| |Минобразование |экологического |
| |зования населе-|акты | |России |образования. |
| |ния России | | | |Упорядочение |
| | | | | |развития эколо-|
| | | | | |гического обра-|
| | | | | |зования в стране|
|1.24|Методические |Норма- | 1999 |Госкомэкология |Определение |
| |указания расчета|тивные | |России |ущерба, наноси-|
| |предотвращенного|акты | |МПР России |мого природным|
| |экологического | | | |средам, как од-|
| |ущерба по основ-| | | |ного из основных|
| |ным природным| | | |показателей при-|
| |средам и видам| | | |родоохранной де-|
| |природоохранной | | | |ятельности сис-|
| |деятельности | | | |темы Госкомэко-|
| | | | | |логии России |
|1.25|Методические ре-|Норма- | 1999 |Минтранс России |Улучшение эколо-|
| |комендации по|тивные | |Минюст России |гической обста-|
| |установлению ре-|акты | | |новки в регио-|
| |гиональных норм| | | |нах, усиление|
| |экологической | | | |контроля за|
| |безопасности ав-| | | |вредными выбро-|
| |тотранспортных | | | |сами от автот-|
| |средств с учетом| | | |ранспорта. |
| |экологической | | | | |
| |ситуации в реги-| | | | |
| |онах и вклада| | | | |
| |автотранспорта в| | | | |
| |загрязнение ок-| | | | |
| |ружающей природ-| | | | |
| |ной среды | | | | |
|1.26|Методика прове-|Норма- | 1999 |Госкомэкология |Реализация |
| |дения государс-|тивные | |России |постановления |
| |твенного эколо-|акты | |Минобороны Рос-|Правительства |
| |гического конт-| | |сии |Российской |
| |роля в воинских| | | |Федерации от 18|
| |частях и на во-| | | |мая 1998 г. N|
| |енных объектах| | | |461 |
| |Вооруженных Сил| | | | |
| |Российской Феде-| | | | |
| |рации | | | | |
|1.27|Эколого-экономи-|Норма- | 2000 |РАН |Формирование |
| |ческое райониро-|тивные | |Госкомэкология |нормативной базы|
| |вание территорий|акты | |России |по эколого-эко-|
| |Российской Феде-| | |Минэкономики |номическому ра-|
| |рации | | |России |йонированию тер-|
| | | | | |ритории Российс-|
| | | | | |кой Федерации |
|1.28|Методика расчета|Норма- | 2000 |Госкомэкология |Реализация |
| |платежей за заг-|тивные | |России |статей 20 и 50|
| |рязнение морских|акты | |Минэкономики |Закона РСФСР "Об|
| |акваторий исклю-| | |России |охране |
| |чительной эконо-| | |Минфин России |окружающей |
| |мической зоны| | |Минобороны Рос-|природной среды"|
| |России в резуль-| | |сии |применительно к|
| |тате ракет-| | |МПР России |морской среде |
| |но-космической | | | | |
| |деятельности | | | | |
|1.29|Методика оценки|Норма- | 2000 |Госкомэкология |Внедрение норма-|
| |экологического |тивные | |России |тивного правово-|
| |риска в целях|акты | |МПР России |го механизма|
| |обеспечения эко-| | |РАН |контроля и пре-|
| |логической безо-| | |МЧС России |дупреждения эко-|
| |пасности при| | |Минтопэнерго |логически небла-|
| |планировании и| | |России |гоприятных ситу-|
| |осуществлении | | | |аций |
| |хозяйственной и| | | | |
| |иной деятельнос-| | | | |
| |ти | | | | |
|1.30|Пакет норматив-|Норма- | 2000 |Госкомэкология |Формирование |
| |ных документов|тивные и| |России |нормативной базы|
| |регламентирующих|методи- | |Минюст России |по оценке воз-|
| |оценку воздейс-|ческие | | |действия на ок-|
| |твия на окружаю-|докумен-| | |ружающую среду|
| |щую среду |ты | | |в развитии Феде-|
| | | | | |рального закона|
| | | | | |"Об экологичес-|
| | | | | |кой экспертизе" |
|1.31|Пакет норматив-|Норма- | 2000 |Госкомэкология |Формирование |
| |ных документов,|тивные и| |России |нормативной базы|
| |требований к|методи- | |заинтересованные|в целях усиления|
| |составу докумен-|ческие | |министерства и|действенности |
| |тации, представ-|докумен-| |ведомства |Федерального за-|
| |ляемой на госу-|ты | | |кона "Об эколо-|
| |дарственную эко-| | | |гической экспер-|
| |логическую экс-| | | |тизе" |
| |пертизу | | | | |
|1.32|Подготовка паке-|Пакет |1999- |Госкомэкология |Реализация прог-|
| |та документов по|норма- |2000 |России |рамм экологичес-|
| |совершенствова- |тивных | |Минэкономики |кой направлен-|
| |нию механизма|правовых| |России |ности |
| |реализации прог-|межве- | |Минфин России | |
| |рамм экологичес-|домс- | |МПР России | |
| |кой направлен-|твенных | |заинтересованные| |
| |ности: |докумен-| |министерства и| |
| | - разработка|тов |1999 |ведомства | |
| |механизма управ-| | | | |
| |ления программа-| | | | |
| |ми на федераль-| | | | |
| |ном, региональ-| | | | |
| |ном и локальном| | | | |
| |уровнях; | | | | |
| | - разработка| |2000 | | |
| |механизма прив-| | | | |
| |лечения внебюд-| | | | |
| |жетных источни-| | | | |
| |ков финансирова-| | | | |
| |ния в процессе| | | | |
| |реализации прог-| | | | |
| |рамм экологичес-| | | | |
| |кой направлен-| | | | |
| |ности в условиях| | | | |
| |рыночной эконо-| | | | |
| |мики | | | | |
|1.33|Подготовка паке-|Пакет |1999- |ФАС России |Государственная |
| |та документов и|норма- |2000 |Госкомэкология |система обеспе-|
| |создание системы|тивных и| |России |чения и контроля|
| |обеспечения эко-|методи- | |Минюст России |экологической |
| |логической безо-|ческих | |заинтересованные|безопасности в|
| |пасности дея-|докумен-| |министерства и|гражданской ави-|
| |тельности граж-|тов, Фе-| |ведомства |ации |
| |данской авиации:|дераль- | | | |
| | - разработка|ных ави-|1999 | | |
| |механизмов сер-|ационных| | | |
| |тификации, ли-|правил | | | |
| |цензирования и| | | | |
| |экологической | | | | |
| |экспертизы; | | | | |
| | - создание| |2000 | | |
| |системы и инс-| | | | |
| |трументов госу-| | | | |
| |дарственного | | | | |
| |контроля эколо-| | | | |
| |гической безо-| | | | |
| |пасности в граж-| | | | |
| |данской авиации| | | | |
| |(органы, центры,| | | | |
| |лаборатории, ме-| | | | |
| |тоды) | | | | |
|1.34|Подготовка паке-|Норма- |1999 |Госкомэкология |Улучшение эколо-|
| |та документов по|тивные и| |России |гического состо-|
| |уточнению переч-|методи- | | |яния городов |
| |ня предприятий с|ческие | | | |
| |наибольшим нега-|докумен-| | | |
| |тивным воздейс-|ты | | | |
| |твием на здо-| | | | |
| |ровье населения| | | | |
| |и окружающую| | | | |
| |природную среду| | | | |
| |с учетом реаль-| | | | |
| |ных путей по| | | | |
| |снижению выбро-| | | | |
| |сов (сбросов) с| | | | |
| |доведением до| | | | |
| |нормативного | | | | |
| |уровня. | | | | |
|1.35|Обзор деятель-| |1999 |Госкомэкология |Вступление Рос-|
| |ности Российской| | |России |сии в ОЭСР |
| |Федерации по ох-| | |заинтересованные| |
| |ране окружающей| | |министерства и| |
| |среды (в формате| | |ведомства | |
| |ОЭСР) | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Примечание: - по пунктам 1.20-1.35 установлены сроки ввода в действие нормативных и методических документов;
- разработка законодательных и нормативных актов осуществляется в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим министерствам и ведомствам
Таблица 6
Перечень природоохранных мероприятий федерального уровня
на 1999-2001 годы
N п/п |
Наименование федеральной целевой программы |
Форма докумен- та |
Срок пред- став- ления, год |
Исполнители | Ожидаемые конеч- ные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Реализуемые программы | |||||
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.18 1.19 1.20 1.21 прог уточ |
Государственная поддержка госу- дарственных при- родных заповед- ников и нацио- нальных парков (на период до 2000 г.) Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восс- тановление и предотвращение деградации при- родных комплек- сов Волжского бассейна ("Воз- рождение Волги") (1996-2010 гг.) Обеспечение ох- раны озера Бай- кал и рациональ- ного использова- ния природных ресурсов его бассейна (1995-2000 гг.) Предотвращение опасных измене- ний климата и их отрицательных последствий (1997-2000 гг.) Создание единой государственной автоматизирован- ной системы контроля радиа- ционной обста- новки на терри- тории Российской Федерации ("ЕГАСКРО") (1997-2002 гг.) Развитие системы гидрометеороло- гического обес- печения народно- го хозяйства Российской Феде- рации (1994-2000 гг.) Прогрессивные технологии кар- тографогеодези- ческого обеспе- чения Российской Федерации (1994-2000 гг.) Защита от навод- нений населенных пунктов, народ- нохозяйственных объектов, сель- скохозяйственных и других ценных земель в При- морском крае (1995-2000 гг.) Защита и обуст- ройство населен- ных пунктов и сельскохозяйс- твенных угодий, подвергшихся разрушительному воздействию Краснодарского водохранилища (1993-2000 гг.) Решение социаль- ных, экономичес- ких и экологи- ческих проблем, связанных с подъемом уровня Каспийского моря ("Каспий") (1996-2000 гг.) Оздоровление экологической обстановки и на- селения Орен- бургской области (1996-2000 гг.) Социально-эколо- гическая peaби- литация террито- рии Самарской области, и охра- на здоровья ее населения (1997-2010 гг.) Социально-эколо- гическая peaби- литация террито- рии и охрана здоровья населе- ния г.Чапаевска Самарской облас- ти (1997-2010 гг.) Неотложные меры по улучшению состояния окру- жающей среды, санитарно-эпиде- миологической обстановки и здоровья населе- ния г.Братска Иркутской облас- ти (1994-2000 гг.) Оздоровление ок- ружающей среды и населения в г.Нижний Тагил Свердловской об- ласти (на период до 2000 г.) Оздоровление ок- ружающей среды и населения г.Че- реповца на 1997-2010 годы Отходы (1996-2000 гг.) Переработка тех- ногенных образо- ваний в Сверд- ловской области (1997-2005 гг.) Сохранение амурского тигра (1998-2003 гг.) Охрана террито- рий Российской Федерации от за- воза и распрост- ранения особо опасных инфекци- онных заболева- ний людей, жи- вотных и расте- ний, а также токсичных ве- ществ Первоочередные мероприятия по программе "Обес- печение населе- ния России пить- евой водой" (1999-2000 гг.) римечание: Объем озах социально- яются в Федераль |
финан кономиче ом закон |
овых кого о фед |
Госкомэкология России Рослесхоз (государственные заказчики) МПР России Госкомэкология России Минэкономики России Минфин России Минсельхозпрод России заинтересованные министерства и ведомства Правительство Республики Буря- тия администрации Иркутской и Чи- тинской областей (государственные заказчики) Госкомэкология России (коорди- натор программы) Росгидромет Госкомэкология России Минтопэнерго России министерства, ведомства (госу- дарственные за- казчики по нап- равлениям) Госкомэкология России (госу- дарственный за- казчик - коорди- натор) министерства, ведомства (госу- дарственные за- казчики по нап- равлениям) Росгидромет (го- сударственный заказчик) Роскартография (государственный заказчик) администрация Приморского края (государственный заказчик) Кабинет Минист- ров Республики Адыгея (госу- дарственный за- казчик) Госстрой России (государственный заказчик) Госкомэкология России (госу- дарственный за- казчик) Госкомэкология России (госу- дарственный за- казчик) Госкомэкология России (госу- дарственный за- казчик) администрация г.Братска (госу- дарственный за- казчик) администрация г.Нижний Тагил (государственный заказчик) Госкомэкология России (госу- дарственный за- казчик) Госкомэкология России (госу- дарственный за- казчик) Госкомэкология России (госу- дарственный за- казчик) Госкомэкология России (госу- дарственный за- казчик) Минздрав России (государственный заказчик) МПР России, Госстрой России, Минсельхозпрод России (госу- дарственные за- казчики) затрат определ азвития Российс ральном бюджете. |
Сохранение и развитие сети государственных природных запо- ведников, нацио- нальных парков и государственных природных заказ- ников федераль- ного значения. Предотвращение гибели типичных и уникальных природных комп- лексов и экосис- тем, сохранение биологического разнообразия. Использование особоохраняемых природных терри- торий в природо- охранных, науч- ных, просвети- тельских и рек- реационных це- лях. Сохранение природных ланд- шафтов. Прекращение сброса загряз- ненных стоков в бассейн р.Волги, обеспечение снабжения насе- ления питьевой водой, отвечаю- щей требованиям СНиП. Уменьшение выбросов загряз- няющих веществ в атмосферу от стационарных ис- точников в 1,9 раза, от автот- ранспорта в 1,7 раза. Сокращение эрозии пахотных земель на 30-40% за счет проведе- ния противоэро- зионных меропри- ятий. Повышение рыбопродуктив- ности в 1,5-2 раза в водохра- нилищах Волж- ско-Камского каскада гидроэ- лектростанций Стабилизация и частичное улуч- шение экологи- ческой ситуации за счет снижения негативного воз- действия на от- дельные природ- ные сферы и пос- тепенный переход к рациональному режиму использо- вания естествен- ных ресурсов, достигается при- нятием традици- онных методов борьбы с загряз- нением окружаю- щей природной среды и внедре- нием нового эко- номического ме- ханизма природо- пользования. Обеспечение вы- полнения между- народных обяза- тельств Российс- кой Федерации по Рамочной Конвен- ции ООН об изме- нении климата; контроль и мони- торинг выбросов и поглощения парниковых газов и их поведения в атмосфере; прог- нозирование из- менения климата и его последс- твий. Совершенствова- ние государс- твенного контро- ля радиационной обстановки на территории Рос- сийской Федера- ции для приведе- ния в соответс- твие с современ- ными требования- ми. Сохранение тех- нологической ба- зы гидрометеоро- логической служ- бы, создание эф- фективной систе- мы гидрометеоро- логических прог- нозов и обработ- ки данных мони- торинга загряз- нения окружающей природной среды. Создание госу- дарственного фонда цифровых карт и индустрии цифровой геоин- формации, разра- ботка и создание современных карт и атласов, то- пографо-геодези- ческое обеспече- ние делимитации и демаркации го- сударственной границы России. Предотвращение среднегодового ущерба от навод- нений в размере 330 млн.руб. (цены 1991 г.). Защита 170 насе- ленных пунктов, 168 тыс.га с/х угодий, 534 км автодорог. Строительство очистных соору- жений общей про- изводительностью 35,31 тыс.м3 в сутки, проведе- ние мелиорации на площади 17 тыс.га и рас- чистка русел рек на протяжении 20 км. Решение проблем рационального использования природных ресур- сов, организация хозяйственной деятельности и обеспечение бе- зопасности проживания насе- ления на приб- режных террито- риях с учетом изменяющихся природных усло- вий, обусловлен- ных колебаниями уровня Каспийс- кого моря. Реализация прог- раммы позволит предотвратить ущерб нанесенный окружающей среде в объеме 1,7 млн.руб. в год. Ожидаемый эконо- мический эффект программы - 5230,7 млн.руб. в год. Улучшение соци- ально-экологи- ческой ситуации в г.Чапаевске, доведение до нормативного уровня состояние земель, водных ресурсов, атмос- ферного воздуха. Улучшение усло- вий проживания и здоровья населе- ния Стабилизация и снижение эколо- гической нагруз- ки на окружающую природную среду города. Снижение сбросов и выбро- сов загрязняющих веществ на 60 тыс.т в год. Мероприятия пла- нируемые на АО "БрАЗ" и АО "БАПК" обеспечат снижение объемов выбросов загрязняющих ве- ществ до ПДВ. Проводимые ме- роприятия позво- лят сократить расходы топлива; выбросы пыли и твердых частиц более чем на 25 тыс.т, сернис- того ангидрида на 17 тыс.т, оксидов азота на 1500 т, исполь- зование воды на производственные нужды на 15-20%, сброс недоста- точно очищенных сточных вод - на 148,7 млн.м3 в год. Ежегодное сниже- ние объема выб- росов вредных веществ на 241,33 тыс.т, сбросов сточных вод на 128,39 млн.м3. Общее снижение ущерба от загрязнения окружающей при- родной среды составит 2 млрд. руб. Ежегодное сниже- ние ущерба окру- жающей природной среде на сумму 2573,3 млн.руб. Экономия на 20-25% первично- го природного сырья. Получение более 10 млн.т товарной продук- ции, за счет ис- пользования от- ходов производс- тва и потребле- ния. Ожидаемый эконо- мический эффект - 442,5 млн.руб. в год и исполь- зование отходов производств. Сохранение на территории Рос- сии жизнеспособ- ной популяции амурского тигра, обеспечение ее охраны от бра- коньеров, сохра- нение среды оби- тания амурского тигра. Создание системы санитарно-каран- тинных постов (275 постов), разработка ме- роприятия "Сани- тарная охрана" Охрана и восста- новление источ- ников питьевого водоснабжения. Внедрение прог- рессивных мето- дов водозабора и подготовки пить- евой воды. ются в годовых ой Федерации и |
II. Разрабатываемые программы, не требующие дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета |
|||||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 |
Производство озонобезопасных хладонов Обеспечение на- селения России питьевой водой Экологическое образование на- селения России Защита окружаю- щей природной среды и населе- ния от диоксинов и диоксиноподоб- ных токсикантов Создание Единой государственной системы экологи- ческого монито- ринга (ЕГСЭМ) Защита от затоп- ления и подтоп- ления городов, населенных пунк- тов, объектов народного хо- зяйства и ценных земель на терри- тории Российской Федерации ("Про- тивопаводковые мероприятия") Комплексное уп- равление приб- режными зонами Черного и Азовс- кого морей с учетом задач ра- ционального ис- пользования при- родных ресурсов Черного моря и прилегающих тер- риторий Единая федераль- ная целевая программа "Ядер- ная и радиацион- ная безопасность России", в том числе: Снижение уровней облучения насе- ления и произ- водственного персонала от природных ради- оактивных источ- ников ("Радон") Оздоровление экологической обстановки в бассейне Бал- тийского моря (включая природ- ных комплексов Онежского, Ла- дожского озер и Невской губы) Экологическая безопасность Урала Охрана окружаю- щей природной среды в Российс- кой Федерации Реализация сов- местных действий государств-чле- нов ЕЭК ООН в области транс- порта и окружаю- щей среды Обеспечение эко- логической безо- пасности ракет- но-космической деятельности Комплекс неот- ложных мер по защите и восста- новлению экосис- темы Азовского моря на террито- рии Российской Федерации Оздоровление ок- ружающей среды и населения Кеме- ровской области Защита берегов Черного и Азовс- кого морей от опасных природ- ных процессов Комплексное раз- витие территории Российской Феде- рации, прилегаю- щей к Каспийско- му морю Охрана окружаю- щей природной среды от свинцо- вого загрязнения и снижение его влияния на здо- ровье населения |
Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации Поста- новление Прави- тельства Российс- кой Фе- дерации |
1999 1999 1999 1999 1999 1999 1999 2000 2000 1999 1999 1999 2000 1999 2001 1999 1998 1999 1999 |
Госкомэкология России заинтересованные министерства и ведомства МПР России Минсельхозпрод России Госкомэкология России Минэкономики России Минобразования России Минфин России Госкомэкология России Минздрав России (государственные заказчики) Госкомэкология России Минэкономики России Минфин России Госгортехнадзор России МПР России заинтересованные министерства и ведомства МПР России Минэкономики России МЧС России Минфин России Госкомэкология России Минэкономики России Минфин России Минсельхозпрод России заинтересованные министерства и ведомства Минатом России (заказчик-коор- динатор) Минобороны Рос- сии МЧС России Минздрав России Госкомэкология России РАН Госкомэкология России Минздрав России (государственные заказчики) Госкомэкология России МПР России Минэкономики России Минфин России Минсельхозпрод России заинтересованные министерства и ведомства Госкомэкология России Минэкономики России Минфин России заинтересованные министерства и ведомства Госкомэкология России Минэкономики России Минфин России Минтранс России Минэкономики России Минфин России РКА Госкомэкология России Минобороны Рос- сии МПР России Госкомэкология России Минэкономики России Минфин России Минсельхозпрод России заинтересованные министерства и ведомства Администрация Кемеровской об- ласти Госкомэкология России Минэкономики России Минфин России Госстрой России администрации Краснодарского края и Ростовс- кой области Минэкономики России Минфин России Минэкономики России (государственный заказчик) МПР России Госстрой России Минтопэнерго России Минфин России Минсельхозпрод России заинтересованные министерства и ведомства органы исполни- тельной власти республик Дагес- тан, Калмыкия и Астраханской об- ласти Госкомэкология России Минздрав России |
Выполнение Венс- кой конвенции об охране озонового слоя и Монреаль- ского протокола по веществам, разрушающим озо- новый слой. Охрана и восста- новление источ- ников питьевого водоснабжения. Внедрение прог- рессивных мето- дов водозабора и подготовки пить- евой воды. Экологически об- разованное насе- ление. Воспита- ние бережного отношения к ок- ружающей природ- ной среде. Сокращение тех- ногенного заг- рязнения природ- ной среды диок- синами и диокси- ноподобными ток- сикантами и сни- жение их вредно- го воздействия на здоровье на- селения. Учет экологичес- кого состояния регионов России, создание банка данных о состоя- нии окружающей природной среды. Защита населен- ных пунктов Рос- сийской Федера- ции от затопле- ния и подтопле- ния. Рациональное ис- пользование при- родных ресурсов Черного моря и прибрежных тер- риторий. Снижение риска радиационного воздействия на человека и на среду обитания от объектов ис- пользования атомной энергии. Улучшение эколо- гической ситуа- ции в регионе в целом. Улучшение эколо- гической обста- новки региона. Улучшение эколо- гического состо- яния в Российс- кой Федерации, предотвращение деградации при- родных комплек- сов, сохранение жизнеобеспечива- ющих функций би- осферы. Уменьшение нега- тивного влияния транспорта на природную среду. Снижение нега- тивного влияния ракетно-косми- ческой деятель- ности на окружа- ющую природную среду. Восстановление экосистемы Азовского моря. Улучшение эколо- гической ситуа- ции в Кемеровс- кой области. Предотвращение разрушения бере- говой полосы Азово-Черноморс- кого побережья. Решение проблем рационального использования природных ресур- сов, организация хозяйственной деятельности и обеспечение бе- зопасности про- живания населе- ния на прибреж- ных территориях с учетом изменя- ющихся природных условий, обус- ловленных коле- баниями уровня Каспийского мо- ря. Снижение нега- тивного воздейс- твия на здоровье населения; реа- билитация заг- рязненных свин- цом территорий; создание систем мероприятий по ограничению ант- ропогенных выб- росов свинца за счет внедрения экологически бе- зопасных техно- логий, ресурсос- берегающих и ма- лоотходных тех- нологий; выпол- нение междуна- родных обяза- тельств. |
Таблица 7
Прогноз затрат на реализацию мероприятий федерального уровня
(млн.руб. в ценах 1998 года)
N п/п |
Наименование мероприятий |
Кол- во |
1998 г. | 1999- 2001 гг. |
В том числе: | ||
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |||||
1. | Законопроекты | 8 | 1,3 | 0,7 | 0,4 | 0,2 | |
2. | Другие нормативные акты |
27 |
6,9 |
3,6 |
3,1 |
0,2 |
|
3. | Реализуемые феде- ральные целевые программы |
21 |
941,07* |
2060,0 |
320,0 |
640,0 |
1100,0 |
Всего | 941,07 | 2068,2 | 324,3 | 643,5 | 1100,4 |
Примечание:
*) данные в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.