Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Постановлению Губернатора Иркутской области
от 31 августа 1994 г. N 93
Положение
об организации продажи земельных участков при
приватизации государственных предприятий,
областной и федеральной собственности,
расположенных на территории Иркутской области
1. Положение устанавливает организационные основы подготовки материалов, организации продажи и оформления прав собственности при продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории Иркутской области и составлено в соответствии с:
- Законом РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ";
- Указом президента РФ от 14.06.92 г. N 301 "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам приватизации государственных и муниципальных предприятий";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 14.06.92 г." следует читать как "от 25.03.92 г."
- Указом президента РФ от 14.06.92 г. N 631 "Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленным гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности";
- Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утверждена Указом президента РФ от 24.12.93 г. N 2284);
- Указом президента РФ от 27.10.93 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы России";
- Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.94 г. N 1535).
Положение распространяется на земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости, предоставленные гражданам и их объединениям для ведения предпринимательской деятельности, на земельные участки сельскохозяйственного и лесного назначения.
2. Отказ в продаже находящегося в государственной собственности земельного участка (за исключением земельных участков морских, речных и воздушных портов) собственнику здания, строения, сооружения, нежилого помещения, расположенного на этом земельном участке, допускается исключительно в случаях, предусмотренным федеральным законом.
Продаже не подлежат:
находящиеся в государственной собственности незастроенные земельные участки сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых земель, для которых законодательством Российской Федераций установлен особый режим приватизации;
зараженные опасными веществами и подвергшиеся биогенному заражению; общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и иные участки, отнесенные соответствии с законодательством к землям общего пользования);
расположенные в морских, речных и воздушных портах федерального значения либо отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития.
3. Продавцом земельного участка, занятого приватизированными государственными предприятиями является фонд имущества Иркутской области.
4. Право на приобретение в собственность земельных участков под приватизированными предприятиями, находящихся в аренде или фактическом владении, пользовании этих предприятий в процессе их уставной деятельности, предоставляется:
физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированных государственных (муниципальных) предприятий или государственного (муниципального) имущества, ранее сданного в аренду, в результате выкупа последнего;
акционерным обществам открытого типа, созданным путем преобразования государственного предприятия в процессе приватизации, после продажи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации, не менее 75 процентов их акций;
Пустующее незастроенные земельные участки (участок), землепользование которых является приватизирующее предприятие, могут быть по решению предприятия:
а) сохранены в государственной собственности с передачей в аренду данному предприятию или без таковой;
б) выкуплены предприятием вместе с застроенным участком и по такой же цене при условии, что предприятие осуществит в установленном порядке их застройку в течение 3 лет с момента поступления в права собственности (если иной период не установлен законодательством).
При невыполнении предприятием последнего условия оно обязано продать его в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для продажи незастроенных участков, находящихся в государственной собственности. В этом случае, а также в случае продажи незастроенного участка до истечения 3 лет с момента вступления в права собственности, с Продавца взимается разовый сбор в местный бюджет в размере 30 процентов от суммы, на которую стоимость продажи участка превысила стоимость его приобретения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. Продаже не подлежат земельные участки, не подлежащие приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При приватизации земельных участков порядок использования недр определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".
7. При продаже застроенного земельного участка в границах городов и иных населенных пунктов в соответствии с Основными положениями право собственника на земельный участок включает право на любое разрешенное его использование, под которым впредь до введения в действие законодательства о территориальном зонировании понимается право использовать участок вместе с расположенными на нем зданиями, строениями, сооружениями всеми способами, не противоречащим ограничениям, установленным соответствующими органами власти (органами местного самоуправления) в соответствии с действующим законодательством и утвержденными строительными, санитарными, природоохранными, противопожарными нормами. При этом не допускается установление целевого (единственного) способа использования объекта недвижимости, в том числе земельного участка, а также установление ограничений на использование отдельного участка,
Такие ограничения могут устанавливаться только для всех участков в пределах данной функциональной зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Собственник вправе использовать застроенный земельный участок вместе с расположенными на нем зданиями, сооружениями, строениями, помещениями теми способами и в тех целях, которые не запрещены в пределах данной функциональной зоны этого города (населенного пункта) или в радиусе 100 метров от границ данного участка.
Для продаваемых застроенных земельных участков устанавливаются следующие публичные сервитуты, в соответствии с которыми собственники указанных земельных участков обязаны обеспечить:
а) безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;
б) возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
в) возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры. Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с федеральным законом нормативно-правовыми актами.
Собственники земельных участков имеют право на оформление в собственность безвозмездно той части объектов инженерной инфраструктуры, которая используется исключительно для обеспечения объекта (объектов) недвижимости данного собственника (до границы участка или - для кабелей и трубопроводов - до соединения с соответствующими магистралями) по договору с соответствующим органом. Строительство на участке новых объектов инфраструктуры, в том числе прокладка электрических и телефонных кабелей, водопровода, газопроводов, канализации, размещение которых может нанести ущерб собственнику, осуществляется на компенсационной основе в соответствии с договором между собственником участка и соответствующим государственным (муниципальным) органом. Действительными являются ограничения на использование застроенного земельного участка, существовавшие на момент приватизации (продажи) предприятия или иного объекта недвижимости.
8. Не может являться основанием для отказа в регистрации договора купли-продажи застроенного земельного участка и в выдаче соответствующего свидетельства о собственности на землю отсутствие надлежаще оформленным документов:
о границах земельного участка (для всех категорий земель в границах населенного пункта, креме земель сельскохозяйственного назначения, кроме земель годного и лесного фондов и особо охраняемых земель);
о публичных сервитутах;
об ограничениях на использование земли.
В указанных случаях свидетельство о собственности на землю обеспечивает реализацию всех прав собственника такого земельного участка, не требующих определения земельного участка в натуре. По желанию собственника земли осуществляется оформление всех документов, обеспечивавших определение принадлежащего ему земельного участка в натуре, в порядке, установленном действующим законодательством. Установление ограничений на перепродажу объектов недвижимости в связи с отсутствием определения соответствующего земельного участка в натуре не допускается. Возникшие споры подлежат разрешению в судебном порядке.
9. Изъятие объектов недвижимости, в том числе земельного участка, допускается только в случаях, установленных федеральными законами и осуществляется в судебном порядке.
10. Подготовку материалов, организацию продажи и оформление права собственности по объектам (земельным участкам), являвшимся государственной собственностью, осуществляют:
- комитет по земельным ресурсам и землеустройству Иркутской области;
- Главное управление архитектуры и градостроительства Иркутской области;
- Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области;
- Фонд имущества Иркутской области.
10.1. Главное управление архитектуры и градостроительства:
- оформляет заказчику паспорт земельного участка в течение 30 дней с момента обращения.
10.2. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству:
- в недельный срок после обращения приватизированного предприятия составляет заключение о возможности приобретения в собственность указанного в заявке покупателя земельного участка;
- оформляет акт установления нормативной цены земельного участка;
- составляет ситуационный план земельного участка при наличии паспорта участка;
- по представлению фондом имущества области договоров купли-продажи (купчей) оформляет и выдает свидетельство, удостоверяющее право собственности на земельный участок, в соответствии с п.19 настоящего Положения;
- осуществляет контроль за соблюдением условий купли-продажи;
- ведет реестр проданных земельных участков приватизированных предприятий федеральной и областной собственности.
10.3. Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области:
- принимает заявки на приобретение в собственность земельных участков приватизированных государственных предприятий федеральной и областной собственности;
- создает комиссию по продаже земельного участка, которая устанавливает продажную цену участка, оформляет акт об условиях продажи, обязательных для исполнения собственниками земельного участка, невыполнение которых является основанием для расторжения договора купли-продажи, в установленном законодательством порядке направляет необходимые документы в фонд имущества области для заключения договора купли-продажи.
10.4. Фонд имущества Иркутской области:
- выступает продавцом земельных участков;
- оформляет справку о доле государственной собственности в уставном капитале предприятия;
- на основании акта комиссии по продаже земельного участка - заключает договор купли-продажи земельного участка, оформленный в соответствии с действующим законодательством;
- распределяет средства, полученные от продажи.
Покупатель земельного участка подает в Комитет по управлению государственным имуществом и развитию рыночных структур области заявку согласно приложению 1 со следующими документами:
- материалы инвентаризация земельного участка в соответствии с Положением, утвержденным Роскомземом;
- акт о нормативной цене земельного участка, составленный на момент подачи заявки, оформленный Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (не позднее одного квартала, предшествовавшему дате подачи заявки);
- паспорт земельного участка, выданный органами архитектуры;
- копия документа, удостоверяющего право пользования земельным участком;
- выписка из реестра акционеров (учредительного договора), подтверждающего, что не менее 75 процентов уставного капитала юридического лица находится в частной собственности;
- договор купли-продажи или иной документ о праве собственности на здание, сооружение, помещение, приватизированное предприятие или копию утвержденного плана приватизации;
- протокол собрания акционеров (товарищества) о решении выкупить земельный участок;
- справку комитета по земельным ресурсам и землеустройству и органа архитектуры и градостроительства об ограничении прав на использование земельного участка, в том числе о публичных сервитутах существовавших на дату продажи здания, строения, сооружения, предприятия, а также о таких сервитутах, установление которых было предусмотрено решениями правомочных органов государственной власти (органов местного самоуправления), принятыми на указанную дату;
- справку о наличии (отсутствии) объектов культурно-исторического значения на территории выкупаемого участка.
11. Заявка принимается и регистрируется комитетом по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области в день подачи и только от собственника приватизированного предприятия при предоставлении всех вышеуказанных документов.
12. Продажная цена земельного участка определяется как трехкратная нормативная цена. Нормативная цена участка определяется как пятидесятикратная ставка земельного налога, действующая на момент оценки.
13. В состав комиссии по продаже земельного участка входят уполномоченные представители комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области; комитета по земельным ресурсам и землеустройству; главного управления архитектуры и градостроительства Иркутской области, предприятия - заявителя.
13.1. Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области в недельный срок со дня регистрации заявки уведомляет соответствующий местный орган самоуправления, отраслевой комитет (управление, отдел) администрации области, комитет по экологии, о создании комиссии по продаже земельного участка.
Указанные органы могут направить своих представителей с совещательным голосом для работы в комиссии в 3-дневный срок со дня получения уведомления,
13.2. Комиссия имеет право:
- предлагать администрации предприятия - заявителя подготовить и представить в установленные сроки необходимую документацию;
- определять цену земельного участка в установленном порядке;
- определять условия продажи земельного участка;
- привлекать к работе экспертов, специализированные аудиторские консультационные и иные организации.
13.3. Комиссия обязана:
- в месячный срок со дня передачи ей заявки на приобретение земельного участка;
- оформить акт определения цены земельного участка;
- направить акт на согласование местному органу самоуправления;
- представить на утверждение председателю комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области акт определения цены, согласованный в установленном порядке с органон местного самоуправления;
- направить пакет документов по продаже земельного участка в фонд имущества области.
13.4. Заявки на приобретение земельных участков, занятых несколькими предприятиями до принятия соответствующего законодательного акта, регулирующего вопрос выделения доли земельного участка, не принимаются.
13.5. Комиссия имеет право отказать в удовлетворении заявки в следующих случаях:
- имеется прямой запрет законодательного акта на предоставление земельного участка в собственность;
- наличие на момент обращения заявителя споров о принадлежности данного земельного участка;
- данный земельный участок был приватизирован ранее.
14. Договор купли-продажи земельного участка заключается продавцом в месячный срок со дня поступления необходимых документов в фонд имущества области.
15. Договор купли-продажи земельного участка, зарегистрированный в комитете по земельным ресурсам и землеустройству является основанием для выдачи свидетельства на право собственности на землю.
16. Договор купли-продажи составляется в 4-х экземплярах:
- один - Покупателю,
- второй - Продавцу,
- третий в комитет по земельным ресурсам,
- четвертый в орган архитектуры и градостроительства.
17. Обязательным приложением к каждому экземпляру договора являются:
- план земельного участка,
- заявка,
- акт установления нормативной цены земельного участка.
18. Фонд, имущества направляет по одной копии договора купли-продажи в комитет по земельным ресурсам и землеустройству и главное управление архитектуры и градостроительства.
Выдача и направление указанных договоров регистрируются Продавцом в соответствующем реестре (книге регистрации договоров купли-продажи земельных участков для собственников помещений, зданий, сооружений).
19. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству и орган архитектуры и градостроительства обязаны в 2-месячный срок представить для ознакомления заявителю подлежащие регистрации сведения об ограничении прав на использование земельного участка, в том числе о публичных сервитурах, существовавших на дату продажи здания, строения, сооружения, предприятия, а также о таких сервитурах, установление которых было предусмотрено решениями правомочных органов государственной власти (органов местного, самоуправления), принятых на указанную дату.
20. Оплаченное платежное поручение на оплату стоимости земельного участка и договор купли-продажи являются основанием для регистрации в установленном законодательством порядке права собственности на землю.
21. Соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству в десятидневный срок на основании купчей (договора купли-продажи) и справки Продавца о поступлении средств на его счет выдает свидетельство о собственности на земельный участок.
22. Право собственности на земельный участок у покупателя возникает с момента оплаты стоимости земельного участка.
23. После оформления договора купли - продажи Продавец составляет отчет о продаже земельного участка и распределении средств.
24. Сдаче в архив фонда имущества области подлежат:
- заявка,
- документы, представленные Покупателем (раздел III),
- доверенность на получение договора купли - продажи,
- договор купли-продажи земельного участка,
- отчет о продаже и распределении средств.
25. Оформление документов, необходимых для выкупа земельного участка, производится согласно прилагаемых к Положению форм (приложения 1-8).
26. Распределение средств, полученных при приватизации земельных участков, определяемся изменениями и дополнениями к Областной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года.
27. Настоящее Положение действует до принятия Земельного Кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.