Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 28 сентября 2007 г. N А33-17343/2006-Ф02-6401/2007,7194/2007
(извлечение)
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому строительно -промышленному акционерному обществу "Сибхимстрой" (далее - ОСПАО "Сибхимстрой"), обществу с ограниченной ответственностью "Исток" (далее - ООО "Исток") о признании права федеральной собственности на объект недвижимого имущества общей площадью 467,7 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г.Железногорск, ул. Советской Армии, 26 (далее - спорный объект).
Определением от 22 ноября 2006 года удовлетворено ходатайство ООО "Исток" о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, предварительное судебное заседание отложено на 12.12.2006, в целях определения сторонами кандидатур арбитражных заседателей.
Определением от 12 декабря 2006 года арбитражные заседатели Борзенко Е.В. и Томко Д.В. привлечены к рассмотрению дела.
Определением от 12 декабря 2006 года судом принято уточнение исковых требований, в соответствии с которым истец просит суд признать за Российской Федерацией в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю право федеральной собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Советской Армии, зд.26, лит. В., общей площадью 467,70 кв.м.
Определением от 12 декабря 2006 года принят отказ истца от исковых требований, заявленных в отношении ОСПАО "Сибхимстрой", производство по делу в отношении данного ответчика прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Удовлетворено ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого строительно-промышленного акционерного общества "Сибхимстрой" (далее - ОСПАО "Сибхимстрой").
Определением от 28 февраля 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по атомной энергии.
Решением суда от 16 апреля 2007 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 20 июля 2007 года решение суда отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции, федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-химический комбинат" (далее - ФГУП "ГХК") и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю (далее - ТУ ФАУФИ) обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителей, спорное имущество обладает спецификой, связанной с его функциональным назначением и вхождением в число объектов, совокупность которых обеспечивает безопасность железнодорожных перевозок ФГУП "ГКХ". Имущество находится в ведомственном подчинении Федерального агентства по атомной энергии, относится к числу организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно - опасные производства и объекты, осуществляет деятельность, связанную с использованием имущества, приватизация которого запрещена (в том числе, - необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации), находится на территории закрытого административно территориального образования (далее - ЗАТО), где установлен особый режим пребывания, проживания. Спорное имущество закреплено за ФГУП "ГХК" на праве хозяйственного ведения. Заявители указывают, что строительство объекта осуществлялось за счет денежных средств, выделенных государством на эти нужды; объект используется ФГУП "ГХК" для реализации уставных задач, бремя расходов по содержанию спорного объекта несет ФГУП "ГХК". Спорный объект не выбывал в установленном законом порядке из федеральной собственности и не может находиться в частной собственности; нахождение спорного объекта в собственности ответчика не обеспечит полного выполнения существующих правил в области обеспечения безопасности специальных перевозок.
Заявители полагают, что судом апелляционной инстанции неправильно применено законодательство о приватизации, а именно положения Указов Президента от 15.04.1993 N 446, от 24.12.1993 N2284.
Неотъемлемая связь спорного объекта с железнодорожной инфраструктурой "ФГУП ГХК" и включение данного предприятия в перечень государственных предприятий, относящихся к ядерно-энергетическому комплексу, предполагает официальный запрет на его приватизацию, независимо от того, относится ли он к категории "атомных". ОСПАО "Сибхимстрой" неправомерно осуществило постановку на свой баланс части спорного объекта - бытовых помещений для кондукторов", хотя спорный объект с момента ввода в эксплуатацию находится также на балансе комбината N815 ( в последующем - "ФГУП "ГХК"), а воля государства на сохранение указанного объекта у данного предприятия подтверждается принятыми нормативно-правовыми актами.
ООО "Исток" представило отзыв на кассационную жалобу ТУ ФАУФИ, в котором выразило несогласие с доводами жалоб, просит оставить в силе постановление апелляционной инстанции, указывая на его законность и обоснованность.
Дело по кассационным жалобам рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 18 сентября 2007 года дело отложено до 28 сентября 2007 года до 10 часов 00 минут для совместного рассмотрения поступивших кассационных жалоб.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и проверив обоснованность доводов кассационных жалоб и возражений на них, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что спорный объект, как элемент инфраструктуры, обслуживающей железнодорожную ветвь, создавался в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 октября 1949 г. N 5060-1943, предусматривающим сооружение комбината N 815 (в настоящее время - ФГУП "ГХК") и Постановлением Совета Министров СССР от 26 февраля 1950 N 826-302 сс/оп "О комбинате N 815", которым предусматривались сроки, объемы, порядок строительства сооружений комбинатаN815 по производству теллура-120, в том числе: подсобные предприятия (депо, гараж, ремонтно-строительный цех), железнодорожную ветку от станции Базаиха Красноярской железной дороги до площадки комбината.
Судом первой инстанции установлено, что для нужд комбината N 815 в 1964 году в составе имущественного комплекса комбината N 815 возведен спорный объект - Пост электрической централизации на станции Соцгород, который включал в себя:
- линейно - аппаратный зал для размещения стоек, коммутационной аппаратуры, состоящей из испытательной, вводной стоек, промежуточной стойки переключений для распределения электропитания, запроектирована стойка (СП) и токораспределительный щиток избирательной связи (рекомендуемая площадь помещения - 36 кв.м);
- центральную телефонную станцию для размещения коммутатора на 100 номеров, вводной шкаф и статив реле (рекомендуемая площадь - 16 кв.м);
- кроссовую для размещения щита переключений на 200 номеров, испытательный прибор, статив линейных реле, выводной и токораспределительный щитки (рекомендуемая площадь 16 кв.м);
- генераторную для размещения зарядно-разрядных щитов, зарядных агрегатов, ртутных и селеновых выпрямителей, групповых и земельных щитков (рекомендуемая площадь - 25 кв.м);
- аккумуляторную с кислотой размещается смежно с генераторной, таким образом, чтобы у них была общая стена, через проходное окно которой, питающие провода подаются из аккумуляторной в генераторную; в аккумуляторной размещаются аккумуляторные батареи, необходимые для питания цепей линейно-аппаратного зала, переговорных цепей центральной телефонной станции (помещение аккумуляторной должно быть площадью примерно равной 36 кв.м, а кислотная с тамбуром-12 кв.м).
Реконструкция Поста электрической централизации на станции Соцгород произведена в 1974 - 1975 годах. К зданию с северной торцевой стороны пристроены два санузла, гардеробная для кондукторов с сушилкой для их спец. одежды, душевая. Над вновь образовавшимся одноэтажным зданием построен второй этаж.
В соответствии с техническим паспортом, выданным Бюро технической инвентаризации г. Железногорска в 2000 году, служебно-техническое здание, расположенное по адресу: г. Железногорск, ул. Советской Армии, 26, лит. В., имеет производственное назначение, общая площадь строения составляет 467, 7 кв.м, в том числе площадь первого этажа 228, 2 кв.м, площадь второго этажа 239, 5 кв.м.; фундамент - бетонный ленточный, стены кирпичные, перегородки кирпичные, перекрытия междуэтажные и чердачное - железобетонные, крыша шиферная, полы бетонные.
В материалах дела представлены выданные по запросу ФГУП "ГХК" письма - справки управления градостроительства администрации ЗАТО г. Железногорск об адресации объекта, расположенного по адресу: ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Советской Армии, 26. Расшифровка применяемых сокращений и наименование по документам Постановления СМ СССР N 826-302 сс/оп от 26.02.1950 и приложений к нему, согласно которым: комбинат N815 (Восточная контора Главгорстроя СССР), Красноярский горнохимический комбинат, ГКХ (г. Красноярск-26, ныне г. Железногорск Красноярского края) - многочисленные наименования подземного предприятия, предназначавшегося для получения оружейного плутония.
С 01.01.1967 года согласно приказу по Министерству среднего машиностроения СССР от 04.03.1966 N 080 комбинату N 815 присвоено наименование "Горно-химический комбинат".
ФГУП "ГХК" осталось в ведении Федерального агентства по атомной энергии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 1712-р от 27.12.2004 и является предприятием, эксплуатирующим особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты (согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации N 2186-р от 09.12.2005). Предприятие относится к числу организаций, участвующих в реализации федеральной целевой программы развития атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 605 от 06.10.2006. Основными целями Программы являются ускоренное развитие атомного энергопромышленного комплекса для обеспечения геополитических интересов страны и энергетической безопасности Российской Федерации.
ФГУП "ГХК" является градообразующим предприятием г. Железногорска Красноярского края; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 508 "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территории населенных пунктов" г. Железногорск включен в перечень закрытых административно-территориальных образований.
Строительное управление N 994 являлось строительно-промышленным предприятием, осуществляющим в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26.02.1950 N 826-302сс/оп строительство комбината N815 и вспомогательных объектов, а также иных объектов, расположенных на территории г. Железногорск. Впоследствии это предприятие осуществляло обслуживание объектов, входящих в имущественный комплекс комбината N815. В состав данного Строительного управления как структурное подразделение входило управление железнодорожного транспорта (УЖТ), обеспечивающее функционирование железнодорожной ветви "от станции Базаиха до объекта (комбината N 815)".
С 01.01.1967 на основании приказа Министерства среднего машиностроения СССР от 04.03.1996 N 080сс данному управлению присвоено новое наименование - Управление строительства "Сибхимстрой" (УС "Сибхимстрой"). Приказом начальника УС "Сибхимстрой" N 162 от 28.05.1991 УС "Сибхимстрой" преобразовано в строительно-промышленное акционерное общество (СПАО) "Сибхимстрой" по состоянию на 01.01.1991.
Постановлением Краевого комитета по управлению государственным имуществом с правами территориального агентства Российской Федерации N 03-857-п от 13.05.1994 утвержден план приватизации акционерного общества открытого типа "Сибхимстрой". В соответствии с пунктом 2 указанного постановления акционерное общество закрытого типа СПАО "Сибхимстрой" преобразовано в акционерное общество открытого типа- ОСПАО "Сибхимстрой". Из плана приватизации усматривается, что в качестве юридического адреса указанного общества, а также всех его структурных подразделений, включая управление железнодорожного транспорта, выполняющее функции по обслуживанию, ремонту железнодорожных путей и объектов железнодорожной инфраструктуры, на момент его приватизации значился адрес: г. Железногорск, ул. Гоголя, 1.
Акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1991 (Приложение N 1 к плану приватизации ОСПАО "Сибхимстрой") содержит информацию об объекте с инвентарным номером 69685: наименование - бытовые помещения для кондукторов, 1975 года ввода в эксплуатацию, первоначальная балансовая стоимость в рублях - 18 000, фактический (физический) износ - в рублях - 3 801, в процентах -21, 1, остаточная стоимость в рублях - 14 199. Иные характеристики объекта, сведения о площади, месторасположении объекта в указанном акте не содержатся.
Как следует из документов, представленных по запросу суда Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, ОСПАО "Сибхимстрой" 09.12.2004 года обратилось в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края с заявлением о регистрации права собственности на спорный объект в целом, указав в заявлении не бытовые помещения для кондукторов, а нежилое здание по адресу: Россия, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Советской Армии, зд. 26.
К заявлению о регистрации приложены план приватизации, акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1991 и справка-расшифровка к плану приватизации (приложению N 1) об идентичном наименовании объектов, заявленных к регистрации по техническим паспортам от 09.12.2004, которая подписана конкурсным управляющим ОСПАО "Сибхимстрой" В.В. Лапенковым, главным бухгалтером ОСПАО "Сибхимстрой" В.М. Корнилович, директором Железногорского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" В.Н. Кочетковым. В указанной справке сопоставлены данные по плану приватизации и техническому паспорту, и сделан вывод об идентичности объекта, указанного в плане приватизации (приложении N 1) под инвентарным номером 69685, с наименованием - бытовые помещения для кондукторов, год ввода в эксплуатацию 1975 объекта, указанного в техническом паспорте с инвентарным номером 04:535001:100710350, с наименованием объекта - нежилое здание, адресом постройки - ул. Советской Армии, 26, площадью - 467, 7 кв. м, литерой В., кадастровым номером 24:58:000000:0000:04:535:001:100710350.
Справкой администрации ЗАТО Железногорск N 940 от 07.12.2004 подтверждено, что бытовым помещениям для кондукторов присваивается почтовый адрес - Россия, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Советской Армии, 26.
Выписка N 04:535/2004-2183 от 26.11.2004 из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, выданная Железногорским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" ОСПАО "Сибхимстрой" на предмет оформления регистрации права содержит следующую информацию: здание нежилого назначения с наименованием "бытовые помещения для кондукторов", инвентарным номером 04:535:001:100710350, кадастровым номером 24:58:000000:0000:04:535:001:100710350, предыдущий кадастровый номер 24:58:000000:00:2517, расположено по адресу: Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Советской Армии, 26, год ввода в эксплуатацию - 1960, общая площадь объекта 467, 7 кв. м, этажность - 2, дата обследования с целью составления технического паспорта - 07.02.2000.
Право собственности ОСПАО "Сибхимстрой" на нежилое здание, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Советской Армии, 26, зарегистрировано Железногорским филиалом Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края 17.12.2004.
В соответствии с договором купли-продажи недвижимости N 593 от 01.02.2005, подписанным между ОСПАО "Сибхимстрой" (продавец по договору) и ООО "Исток" (покупатель по договору), продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель обязался принять и оплатить объект недвижимого имущества - нежилое здание (лит. В), общей площадью 467, 7 кв. м, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Советской Армии, 26.
Договор купли-продажи недвижимости N 593 от 01.02.2005 является документом, на основании которого произведена государственная регистрация права собственности ООО "Исток", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 21.03.2005 серия 24 ДИ N 005452.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов
В соответствие со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Иск о признании права является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.
Условиями предъявления такого иска являются:
-наличие в натуре объекта, в отношении которого заявлено требование о признании права собственности;
-наличие правовых оснований для признания за истцом права собственности на спорную вещь;
-отрицание или непризнание прав истца третьими лицами;
-наличие у истца правового интереса к спорной вещи.
Истцом по такому иску должен быть собственник индивидуально - определенной вещи, как владеющий, так и не владеющий ею. Основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности. Необходимым условием удовлетворения иска является подтверждение истцом своих прав на спорное имущество.
Российская Федерация обратилась с требованием о признании права федеральной собственности на недвижимое имущество - нежилое здание, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Советской Армии, 26, лит. В, общей площадью 467, 7 кв. м.
Тождество объекта, в отношении которого заявлено требование о признании права собственности Российской Федерации и объекта, право собственности на который зарегистрировано ответчиком - ООО "Исток", по его мнению, подтверждается также справками об адресации объекта, расположенного в г. Железногорске по ул. Советской Армии, 26, выданными управлением градостроительства администрации ЗАТО Железногорск. Различные наименования объекта, указанные в справках об адресации, объясняются наличием нескольких одновременно существующих наименований этого объекта в проектно-строительной и иной документации, свидетельствующей о его создании, реконструкции, назначении.
Комбинат N815, железнодорожная ветвь от станции Базаиха до площадки комбината N 815 (до объекта), а также объекты железнодорожной инфраструктуры (здания и сооружения, участвующие в обеспечении безопасного функционирования железной дороги и перевозок спецгрузов), в том числе спорный объект, являются составными частями имущественного комплекса, сформированного в единое целое в связи с целью создания, обеспечения и взаимосвязанного функционирования для выполнения специфических экономических задач, обусловленных государственными интересами в области атомной промышленности, при наличии гарантий экологической и атомной безопасности.
Железнодорожная ветвь необщего пользования "от станции Базаиха до Объекта" является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права федеральной собственности от 27.12.2006 серии 24 ЕЗ N 184414, передана в хозяйственное ведение ФГУП "ГХК", право хозяйственного ведения ФГУП "ГХК" подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.12.2006 серии 24 ЕЗ N 184415.
Железнодорожная ветвь "от станции Базаиха до объекта" соотносится с объектами железнодорожной инфраструктуры, в том числе со спорным объектом, как главная вещь и ее принадлежность, поскольку используются для достижения той же цели, что и железнодорожная ветвь. Кроме того, железнодорожную ветвь с расположенными на ней объектами железнодорожной инфраструктуры в совокупности с иными зданиями и сооружениями комбината можно рассматривать как единое целое, предполагающее использование разнородных вещей по общему назначению, и невозможность использования одних частей без других, т.е. как одну сложную вещь в соответствии со статьей 134 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Весь имущественный комплекс расположен на земельных участках, находящихся в федеральной государственной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.11.2004 серии 24 ДБ N 003776. Довод ответчика, о том что земельный участок долгое время принадлежал ОСПАО "Сибхимстрой" на праве постоянного бессрочного пользования на основании постановления администрации г. Красноярск-26 от 16.11.1993 N 664, не подтверждается материалами дела.
Кроме того, земельный участок под спорным имуществом является федеральной собственностью в силу статьи 6 Закона Российской Федерации N 3297 -1 от 14.07.1992 "О закрытом административно-территориальном образовании".
В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Возможность установления законом особенностей приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, предусмотрена частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Нормами гражданского законодательства, действующего до принятия Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года, равно как и законодательством СССР, предусматривалось, что объекты собственности, представляющие особую значимость для государства, исходя из требований государственной безопасности или по иным основаниям, являются объектами или полностью изъятыми из оборота, либо могут приобретаться лишь по особым разрешениям (статья 137 Гражданского кодекса РСФСР, статья 44 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Приложением 1 к настоящему Постановлению, имущество ФГУП "ГХК" является исключительно федеральной собственностью.
Статьей 3 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" N 1531-1 от 03.07.1991 определено, что цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в Российской Федерации устанавливаются Государственной программой приватизации.
Указом Президента Российской Федерации N 446 от 15.04.1993 установлено, что в соответствии с пунктом 2.1.23. Государственной программы приватизации не подлежат приватизации предприятия, производственные и научно-производственные объединения и организации ядерно-энергетического комплекса по производству расщепляющихся и радиоактивных материалов ядерного оружия, а также осуществляющие научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы в указанных областях, по перечню согласно Приложению 1 к Указу. В перечень Приложения 1 к Указу включен Горно-химический комбинат - г. Красноярск-26.
Указом Президента Российской Федерации N 2284 от 24.12.1993 года утверждена и введена в действие с 1.01.1994 Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Пунктом 2.1. Программы определены объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. В том числе запрет на приватизацию установлен в отношении:
- атомных станций и предприятий по производству специальных ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия, а также предприятий, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях (подпункт 2.1.18.),
- объектов и предприятий, для обеспечения безопасности которых созданы закрытые и административно-территориальные образования (подпункт 2.1.21.).
Таким образом, спорный объект является составной частью имущественного комплекса по производству специальных ядерных и радиоактивных материалов, в отношении которого установлен запрет на приватизацию.
Ответчик на основании договора купли-продажи N 593 от 01.02.2005 приобрел у ОСПАО "Сибхимстрой" недвижимое имущество, право собственности на данное имущество было зарегистрировано Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края 17.12.2004.
Основанием для регистрации права собственности ОСПАО "Сибхимстрой" явился план приватизации, утвержденный постановлением Краевого комитета по управлению государственным имуществом с правами территориального агентства Российской Федерации N 03-857-п от 13.05.1994, акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1991 (приложение N 1 к плану приватизации), справка-расшифровка к указанному плану приватизации.
В соответствии с Временньми методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации (приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29.01.1992 N 66) оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, проводимой в соответствии с "Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов (письмо Министерства финансов СССР от 30.12.1982 N 179) с последующими изменениями и дополнениями, "Указаниями о порядке проведения инвентаризации незавершенного производственного строительства" (Постановление Госкомстата СССР от 10.11.1989 N 207) , а также настоящими методическими указаниями. По итогам инвентаризации должны быть утрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности; в акте оценки стоимости должны содержаться характеристики, позволяющие индивидуализировать объект, подлежащий приватизации, в том числе местонахождение объекта.
Акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.01.1991 (Приложение N 1 к плану приватизации ОСПАО "Сибхимстрой") содержит информацию об объекте с инвентарным номером 69685: наименование - бытовые помещения для кондукторов, 1975 года ввода в эксплуатацию, первоначальная балансовая стоимость в рублях -18000, фактический (физический) износ - в рублях - 3801, в процентах -21, 1, остаточная стоимость в рублях - 14199. Иные характеристики объекта, указывающие на его площадь, технические параметры, сведения о месторасположении объекта, его площади в указанном акте не содержатся, в связи с чем данный акт не является документом, подтверждающим возникновение права собственности указанного общества на спорное имущество.
Справка-расшифровка к плану приватизации (приложению N 1) об идентичном наименовании объектов, заявленных к регистрации по техническому паспорту от 09.12.2004, и включенных в план приватизации ОСПАО "Сибхимстрой". В указанной справке сопоставлены данные по плану приватизации и техническому паспорту, и сделан вывод об идентичности объекта, указанного в плане приватизации (приложении N 1) под инвентарным номером 69685, с наименованием - бытовые помещения для кондукторов, год ввода в эксплуатацию 1975 и объекта, указанного в техническом паспорте с инвентарным номером 04:535001:100710350, с наименованием объекта - нежилое здание, адресом постройки - ул. Советской Армии, 26, площадью - 467, 7 кв.м, литерой В., кадастровым номером 24:58:000000:0000:04:535:001:100710350.
По смыслу статьи 14 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" именно план приватизации предприятия, составленный в соответствии с действующим в период приватизации порядком, является документом, определяющим объем прав преобразованного юридического лица. Сведения, указанные в плане приватизации, имеют правоподтверждающее значение, свидетельствуют о действительной воле предыдущего собственника - государства на отчуждение имущества в собственность юридического лица. Какие-либо документы, уточняющие, изменяющие, расшифровывающие информацию, содержащуюся в плане приватизации, после его утверждения органом, осуществляющим полномочия собственника государственного имущества, не имеют юридической силы, даже в том случае, если они выданы от имени этого органа.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что план приватизации ОСПАО "Сибхимстрой", утвержденный постановлением Краевого комитета по управлению государственным имуществом с правами территориального агентства Российской Федерации N 03-857-п от 13.05.1994, не содержит достаточной информации, позволяющей определить, что объект - бытовые помещения для кондукторов, указанный в плане приватизации под инвентарным номером 69685, является объектом недвижимого имущества, расположенным по адресу: г. Железногорск, ул. Советской Армии, 26, площадью - 467, 7 кв.м.
Учитывая указанные обстоятельства, а также наличие выраженной в законодательных актах воли государства (собственника) в виде установления запрета на приватизацию спорного имущества, как объекта имущественного комплекса по производству специальных ядерных и радиоактивных материалов, и отнесение такого имущества Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (имеющим силу закона), к исключительной собственности Российской Федерации право собственности ОСПАО "Сибхимстрой" на спорное имущество не возникло, и основания для регистрации права собственности ОСПАО "Сибхимстрой" на это имущество отсутствовали. При наличии прямого запрета на приватизацию такого имущества, факт регистрации права собственности ОСПАО "Сибхимстрой" на спорное имущество Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края не может рассматриваться как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения права собственности в порядке приватизации государственного имущества.
Вывод суда о том, что сделка купли-продажи спорного имущества, оформленная договором N 593 от 01.02.2005, подписанным между ОСПАО "Сибхимстрой" (продавец по договора) и ООО "Исток" (покупатель по договору), ничтожна, поскольку продавец распорядился имуществом, не принадлежащим ему на праве собственности, является правильным.
Спорный объект возведен по решению государства, с целью обеспечения безопасного функционирования железнодорожной ветви специального назначения не общего пользования, является составной частью имущественного комплекса "Горно-химического комбината", финансирование строительства спорного объекта осуществлено за счет государственных средств, законодательные акты государства содержат запрет на приватизацию этого имущества и относят его к исключительной федеральной государственной собственности.
Исходя из вышеизложенного, с учетом того, что в акте оценки, являющемся приложением к плану приватизации ОСПАО "Сибхимстрой", значатся бытовые помещения кондукторов, а не нежилое здание, которое является предметом настоящего спора; что в предоставленной ответчиком в материалы дела выписке из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельной, выданной по запросу ОСПАО "Сибхимстрой", год постройки бытовых помещений для кондукторов, расположенных г. Железногорск, ул. Советской Армии, 26, не совпадает с годом постройки, указанным в приватизационных документах; что ответчик не предоставил суду доказательств принадлежности ОСПАО "Сибхимстрой" земельного участка, на котором расположен спорный объект, решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Российской Федерации о признании права собственности на указанный объект является законным, обоснованным и мотивированным, т.е. соответствует требованиям статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о действиях ФГУП "ГХК" в отношении спорного объекта, которые свидетельствуют о том, что данное предприятие признавало право собственности ОСПАО "Сибхимстрой" на спорный объект, не имеют значения при разрешении спора о праве собственности, поскольку истцом является Российская Федерация, а не ФГУП "ГХК", и действия должностных лиц этого предприятия не свидетельствуют о действительной воле Российской Федерации на отчуждение спорного имущества. Оценка действиям и сделкам, совершенным ФГУП "ГХК" по отношению к спорному имуществу, не является предметом рассмотрения настоящего иска и была дана в рамках иных арбитражных дел.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об обоснованности заявленных Российской Федерацией требований, в связи с чем постановление апелляционной инстанции от 20 июля 2007 года подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 16 апреля 2007 года - оставлению в силе.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции с ООО "Исток" в пользу ФГУП "ГХК" подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1000 рублей, в пользу Российской Федерации- в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 20 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-17343/2006 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 16 апреля 2007 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Исток" в доход Российской Федерации государственную пошлину за кассационное рассмотрение дела в сумме 1 000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Исток" в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат" государственную пошлину за кассационное рассмотрение дела в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.