Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках региональной целевой программы"
Основная цель реализации программы - направлена на увеличение продолжительности жизни населения и снижение преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний населения Тюменской области.
Важным достижением в области общественного здоровья явилось выделение количественно измеряемых поведенческих, биологических и психо-социальных факторов, влияющих на развитие и прогрессирование хронических заболеваний. Концепция факторов риска поддерживается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и широко используется при реализации стратегии профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ) и укреплении здоровья в разных странах. Вредные поведенческие привычки, такие как курение, нерациональное питание и низкая физическая активность, ведут к формированию биологических факторов риска: ожирению, повышенному артериальному давлению, повышенному содержанию холестерина в крови и др.
Известно, что одни и те же факторы риска определяют возникновение хронических заболеваний. Сочетание нескольких факторов риска (ФР) у одного человека значительно увеличивает суммарный (глобальный) риск развития НИЗ за счет потенцирования негативного воздействия ФР при их сочетании.
Исходя их этого, профилактика должна фокусироваться на многофакторном подходе. На практике у каждого человека выявляются два-три и более ФР одновременно, большинство из которых взаимосвязаны. Даже если уровень каждого из них будет повышен умеренно, риск развития НИЗ будет достаточно высоким вследствие сочетанного влияния этих факторов друг на друга. В связи с этим, оценивая риск развития НИЗ, следует учитывать все имеющиеся у индивидуума ФР и их вклад в формирование суммарного показателя.
Таким образом, для снижения показателей смертности и нетрудоспособности необходимо изменить профиль риска населения в сторону снижения распространенности вышеперечисленных факторов риска.
В структуре общей смертности населения Тюменской области, лидирующее положение занимает смертность от болезней системы кровообращения (БСК) (54,4%), внешние причины занимают второе место (12,5%), новообразования составляют 12,1%.
Показатель общей смертности среди мужчин (1 496,1 на 100 000 мужского населения) выше, чем у женщин (1 093,4 на 100 000 женского населения). В структуре общей смертности женщины составляют 45,4% случаев, мужчины - 54,6%. Значительно выше смертность мужчин, в частности, от внешних причин (в 4,2 раза), болезней органов дыхания (в 3,7 раза). В тоже время, смертность от болезней системы кровообращения у женщин (676,5 на 100 000 женского населения) выше, чем у мужчин (666,9 на 100 000 соответствующего населения).
Рис. 1.
Структура общей смертности населения Тюменской области в 2011 году (%)
Прослеживаются различия в смертности городских и сельских жителей. В 2011 году общая смертность сельских жителей (1 416,7 на 100 000 сельского населения) превышает смертность городских (1 076,0 на 100 000 городского населения), что обусловлено различием возрастной структуры и социально-экономическими условиями.
В Тюменской области с 2006 года отмечается стабилизация общей смертности, показатель смертности на 1000 населения составил: 2006 г. - 13,5; 2007 - 13,1; 2008 - 13,2, 2009 - 12,8, 2010 - 12,9, 2011 - 12,09 (РФ 2009 год - 14,2). Одновременно регистрируется стабильное повышение рождаемости, показатель рождаемости на 1000 населения составил: 2006 г. - 12,6; 2007 - 14,0; 2008 - 15,0; 2009 - 15,6, 2010 - 15,8 , 2011 - 15,9 (РФ 2009 год - 12,4), что определило на протяжении последних лет, начиная с 2007 года, положительный естественный прирост населения области (в 2007 году - +0,9, в 2008 году - +1,8, в 2009 году - +2,8, 2010 год - +2,9, 2011 год - +3,8).
Рис. 2.
Динамика основных демографических показателей Тюменской области
Снижению уровня смертности от внешних причин среди трудоспособного возраста с 2007 года по 2010 год на 20,8% способствовали активно реализуемые мероприятия, направленные на профилактику дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести последствий, в том числе в рамках долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Тюменской области" на 2009 - 2012 годы, мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения, включая снижение потребления алкоголя и табака.
С 2007 по 2011 годы в Тюменской области наблюдается тенденция к снижению общей смертности населения трудоспособного возраста, в основном от внешних причин и онкологических заболеваний, в то время как существенного снижения смертности от БСК не произошло (Рис. 3). По данным Росстата в 2010 году по сравнению с 2009 годом прирост коэффициента смертности от БСК в Тюменской области составил около 5%. В структуре болезней кровообращения на территории Тюменской первое место занимает - ишемическая болезнь сердца (52,2%), на втором - цереброваскулярные болезни, являющиеся основной причиной инвалидизации работающего населения.
Рис. 3.
Динамика показателей смертности населения Тюменской области, в зависимости от пола и возраста на 100 000 населения 2007 - 2011 г.
Однако при относительно благополучной ситуации на фоне российских регионов смертность от БСК населения Тюменской области превышает среднеевропейские показатели и показатели населения Евросоюза (Рис. 4 - 5).
Рис. 4.
Коэффициенты смертности населения от БСК у мужчин 25-64 лет в российских регионах и Европе в 2009 году (стандартизованные по возрасту)
Рис. 5.
Коэффициенты смертности населения от БСК у женщин 25 - 64 лет в российских регионах и Европе в 2009 году (стандартизованные по возрасту)
Таким образом, в Тюменской области за последние годы наблюдается тенденция снижения показателей общей смертности, в основном за счет смертей от злокачественных новообразований и внешних причин. Вместе с тем смертность от БСК остается на прежнем уровне. Несмотря на то, что показатели смертности от БСК в Тюменской области выглядят относительно благополучными на фоне показателей российских регионов, их значения в 2 - 4 раза превышают аналогичные показатели населения Европы и Европейского союза. Это дает основание надеяться на потенциал улучшения здоровья населения Тюменской области за счет снижения смертности от НИЗ.
Многочисленными исследованиями доказано, что изменение образа жизни и снижение уровней ФР может предупредить, или замедлить развитие и прогрессирование многих НИЗ как до, так и после появления клинических симптомов.
В настоящее время признано, что одним из прогрессивных подходов к решению проблем, связанных с лечением социально-значимых заболеваний, является организация системы профилактики. Активная работа медицинских работников первичного звена здравоохранения по медицинской профилактике может оказать значительное влияние на улучшение состояние здоровья населения.
Сложность профилактики НИЗ заключается в том, что необходимо организовать и скоординировать действия, как медицинской системы - здравоохранения, так и многих других систем социальной структуры нашего общества - межсекторальные, межведомственные действия, включая в значительной мере действия и самого населения.
Деятельность в сфере медицинской профилактики направлена на совершенствование работы в системе здравоохранения Тюменской области, популяризацию знаний о здоровом образе жизни и профилактике различных заболеваний через средства массовой информации, активную работу с населением и медицинскими работниками региона.
На протяжении многих лет в Тюменском регионе уделяется большое внимание формированию здорового образа жизни населения.
С 2008 года функционирует Региональный координационный совет по формированию культуры здорового образа жизни у населения Тюменской области, в состав которого входят представители органов исполнительной власти Тюменской области, депутатов Тюменской областной думы, СМИ, общественных организаций и движений, полиции, МЧС, религиозных конфессий, а также бизнеса. Межведомственный подход позволяет принимать важные коллегиальные решения по актуальным вопросам медицинской профилактики.
В рамках межведомственного взаимодействия активно развивается просветительская и профилактическая работа в медицинских организациях Тюменской области, учреждениях среднего и высшего образования, социальных, досуговых и спортивных организациях.
В основе совместной работы заложены мероприятия, направленные на:
- пропаганду здорового образа жизни и активного отдыха семей;
- информирование о вреде курения, употребления алкоголя и наркотических веществ;
- пропаганду двигательной активности и физической культуры как основы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата, гиподинамии;
- пропаганду полноценного по количеству и качественному составу питания;
- профилактику онкологических заболеваний;
- профилактику неинфекционных заболеваний и "управляемых" инфекций;
- профилактику детского травматизма на дорогах и детской смертности от внешних причин и др.
В рамках принятой приказом Департамента здравоохранения "Стратегии по поддержке государственной политики противодействия потреблению табака до 2015 года", разработанной в соответствии с законодательством РФ, положениями Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, к которой присоединилась РФ, Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 г., 26 декабря 2011 года утвержден приказ "Об ограничении курения табака в организациях здравоохранения Тюменской области".
В рамках принятой стратегии департаментом здравоохранения Тюменской области осуществляется подготовка медицинских работников на базе ГБОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России по консультированию пациентов по отказу от курения. Совместно с Институтом здоровья семьи (г. Москва) разработано и растиражировано пособие для медицинских работников по консультированию пациентов для отказа от курения.
В 2011 году разработана стратегия департамента здравоохранения Тюменской области по формированию здорового образа жизни "Здоровье здоровым", целью которой является определение приоритетов, эффективных подходов и мероприятий для улучшения здоровья и уменьшения инвалидности и смертности населения.
Стратегия обобщает лучший международный, российский и региональный опыт, основанный на доказательных данных, включает все подходы, направленные на борьбу с основными причинами хронических болезней, предусматривает межведомственное, межсекторальное, междисциплинарное сотрудничество, широкое вовлечение общественности по формированию здорового образа жизни.
Для привлечения внимания населения к проблеме сохранения и укрепления здоровья в рамках межведомственного взаимодействия организуются и проводятся массовые мероприятия (популяционный уровень), а именно:
- информационно-пропагандистская кампания "Под контролем..." (в рамках пропаганды ведения здорового образа жизни)
- проект "Марка здоровья" (в рамках профилактики артериальной гипертонии)
- информационно-пропагандистская кампания "Нет вредным привычкам" (в рамках профилактики табакокурения и алкоголизма).
В рамках работы Совета в течение года велась активная работа по обеспечению информационно-методического сопровождения пропаганды здорового образа жизни. Организованы и проведены акции "Здоровое сердце", "Дыши ровно", "Мы не курим". Основной целью данных мероприятий стало информирование о работе Центров здоровья, пропаганда отказа от вредных привычек, профилактика социально-значимых заболеваний. В ходе мероприятий проведено обследование населения в мобильном Центре Здоровья, где каждый желающий смог пройти комплексное обследование, проверить свое артериальное давление, возможные отклонения на ЭКГ, а также получить информацию о возможных факторах риска развития заболеваний. В рамках мероприятий осуществлено распространение информационных буклетов о вреде табака, правильном питании и профилактике артериальной гипертонии.
Для осуществления информационного воздействия на население широко используются различные медийные средства - возможности радио, печатных СМИ, телевидения, наружных рекламных носителей. Выходят тематические программы на ТВ и на радиостанциях.
Подготовлены и направлены в медицинские организации Тюменской области различные материалы пропагандисткой направленности: аудиоролики, фильмы в формате видео-лекций.
Активно проводится поддержка коммуникативных кампаний по формированию здорового образа жизни, разработанных Минздравсоцразвитием России, а именно информационные материалы с сайта takzdorovo.ru размещены на интернет-порталах регионального уровня, тиражированы и распространены в организации сферы здравоохранения, а также осуществлялся прокат на МВМ в ТЦ города.
В 2012 году разработана и реализуется коммуникативная стратегия "Формирование культуры здорового образа жизни в Тюменской области на 2012 - 2015 годы", предусматривающая формирование единой технологической и коммуникативной платформы с набором образовательно-коммуникационных программ по формированию культуры ЗОЖ в регионе, разработку единого фирменного стиля бренда здорового образа жизни, разработку и создание портала с обязательной интеграцией с 5 социальными сетями для культивирования в коммуникационном пространстве Тюменской области идей философии здоровья среди социально-активной части населения.
31 октября 2012 года в Тюменской области проведена официальная презентация портала takzdorovo-to.ru. Портал создан в едином стиле бренда ЗОЖ с учетом разработанной концепции. В рамках стратегии ежемесячно издается специализированная медицинская газеты с образовательной миссией по ЗОЖ для медицинских работников ТО, с распространением идей, разработок, здоровье сберегающих технологий по ЗОЖ, как для специалистов отрасли здравоохранения, так и других заинтересованных сторон.
Для мотивации населения к ведению здорового образа жизни используются новые и популярные средства и технологии, в частности социальные сети и технологии Web 2.0.
Для расширения границ влияния на население в 2011 году в социальной сети "В контакте" была создана группа "Здоровый. Модный. Молодой". Материалы, размещаемые в группе, направлены на пропаганду здорового образа жизни среди молодежи: повышение заинтересованности к массовым и индивидуальным занятиям физкультурой; отказ от вредных привычек; привлечение внимания к акциям, посвященным сохранению здоровья.
С момента создания сообщества количество участников увеличилось более чем в 6 раз и составило 400 человек. Такого интереса к работе группы удалось достичь благодаря проведению ряда дополнительных стимулирующих мероприятий (тематические флеш-мобы; массовая рассылка приглашений в группу от самих участников; проведение и освещение тем и мероприятий, интересных участникам группы). С целью получения отклика аудитории ведутся блоги, посвященные актуальным темам по поддержанию физической формы, выбору полезных продуктов и т.д.
Использование современных технологий оказывает незаменимую помощь в реализации политики по формированию здорового образа жизни в Тюменском регионе, помогает удовлетворить существующую потребность в креативных и новых подходах к решению данного вопроса.
Основные критерии эффективности мероприятий по формированию здорового образа жизни в Тюменской области определены в долгосрочной целевой программе "Основные направления развития здравоохранения Тюменской области". Одним из них является достижение планового уровня информированности населения о факторах риска развития наиболее распространенных неинфекционных заболеваний. Для его выявления департаментом здравоохранения ежегодно проводится социологический опрос с соблюдением репрезентативности выборки. По итогам опроса за 2011 год уровень информированности населения по сравнению с 2009 годом вырос на 6,4% и составил 58,4%. Уровень распространенности курения на территории Тюменской области в 2011 году снизился на 2% и составил 28,5%.
Департаментом здравоохранения Тюменской области на протяжении последних лет ведется работа по усилению профилактической направленности медицинской помощи, формированию структурных подразделений по профилактической работе на базе лечебно-профилактических учреждений.
Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни осуществляют:
- Областной центр медицинской профилактики;
- 73 лечебно-профилактических учреждения г. Тюмени и юга Тюменской области;
- 16 Центров здоровья.
В регионе функционирует "Центр профилактики Тюменской области". В структуру центра профилактики входит отдел организационно-методической работы и отдел межведомственного взаимодействия. Центр осуществляет методическую, организационную поддержку и координирует профилактическую деятельность на уровне организаций здравоохранения (Рис. 6).
Рис. 6.
Схема взаимодействия
В 2011 году центром разработана, напечатана и распространена печатная продукция по формированию здорового образа жизни общим тиражом 77 350 экземпляров. В 2011 году было организовано и проведено 2 социологических исследования, в ходе которых было опрошено 1 445 человек. Опрос проводился на территории г. Тюмени и юга Тюменской области независимыми интервьюерами, что обеспечило высокую достоверность полученных результатов.
Проводится активная работа по обеспечению информационно-методического сопровождения пропаганды здорового образа жизни: разработка и трансляция пропагандистских видео и аудио роликов с использованием светодиодных мультивидеоэкранов, расположенных на улицах города и в салонах маршрутного транспорта, проведение массовых акций и проч.
В настоящее время в области работает 16 отделений и 20 кабинетов профилактики, в состав которых входят кабинеты доврачебного приема, флюорографии, тонометрии, санитарно-гигиенического обучения, прививочный, смотровые кабинеты (мужской, женский) и другие.
В отделениях (кабинетах) профилактики проводится следующие мероприятия: проведение онко- и кардиоскринингов населению; координация деятельности по проведению профилактических осмотров, проведение доврачебных осмотров в рамках работы смотровых кабинетов, массовая работа, обучение населения по ЗОЖ, обучение в школах здоровья и т.д.:
Взаимодействие со СМИ - важное условие успешной профилактической работы, пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
Основные направления проводимых массовых мероприятий:
- профилактика вредных привычек;
- профилактика неинфекционных заболеваний;
- профилактика инфекционных заболеваний;
- пропаганда здорового образа жизни;
- пропаганда ВИЧ-инфекции.
Рис. 7.
Пропаганда здорового образа жизни
"Школы здоровья" функционируют в 52 учреждениях здравоохранения (74%), в том числе расположенных в сельских территориях области.
Рис. 8.
Количество школ здоровья
В 2011 году в Школах здоровья обучены 69 743 человек, в том числе в школе артериальной гипертонии - 12 179 человек. За 9 месяцев 2012 года в Школах здоровья обучены 58 083 человек, в том числе в школе артериальной гипертонии - 11 748 человек.
Рис. 9.
Количество обученных в школах здоровья
Кроме методических материалов в ЛПУ области разрабатываются, издаются и распространяются собственными силами информационные материалы в виде буклетов, брошюр, памяток, уголков здоровья, листовок, сан бюллетеней и т.д.
Рис. 10.
Издательская деятельность
В рамках реализации направления приоритетного национального проекта "Здоровье" по формированию здорового образа жизни у населения, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в области с 1 декабря 2009 года функционирует 13 Центров здоровья для взрослых, с 1 декабря 2010 года - 3 Центра здоровья для детей. Центры открыты на базе учреждений здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования. В 2011 году закуплены 3 мобильных центра для взрослых, а в 2012 году 1 мобильный центр для детей.
В 2012 году медицинские работники проходили обучение на базе ФПК и ППС ТюмГМА по вопросам профилактики:
Наименование цикла |
врачи |
Средние медицинские работники |
"Организация и проведение в ЛПУ профилактической работы" (кафедра амбулаторно-поликлинической и профилактической медицины ФПК и ППС) |
60 |
- |
"Организация профилактической работы в городской детской поликлинике" (кафедра педиатрии ФПК и ППС) |
90 |
- |
"Формирование здорового образа жизни" (кафедра амбулаторно-поликлинической и профилактической медицины ФПК и ППС) |
20 |
20 |
"Медицинская помощь по отказу от потребления табака" (кафедра амбулаторно-поликлинической и профилактической медицины ФПК и ППС) |
20 |
20 |
"Организация работы в детских Центрах здоровья" (кафедра педиатрии ФПК и ППС) |
118 |
|
Консультирование в Центрах здоровья Тюменской области проводится в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
В 2011 в Тюменской области прошли комплексные осмотры 93 843 человек (6,95%), а в 2012 году 91 086 человека, что составляет 6,68% населения области.
При проведении санитарного надзора Управлением Роспотребнадзора в 2011 году одним из важнейших направлений деятельности являлось совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора по таким направлениям, как: условия воспитания, отдыха и питания детей и подростков, проведение летней оздоровительной кампании, приемка образовательных учреждений к новому учебному году, водоснабжение и очистка населенных мест, безопасность пищевых продуктов, условия труда работающего населения
Проводимые мероприятия способствовали тому, что по результатам летней кампании выраженный оздоровительный эффект отмечен у 85,7% детей (в 2010 г. - 83,7%). При проведении контрольно-надзорных мероприятий особое внимание уделялось соответствию санитарно-эпидемиологическим требованиям рыбы, рыбопродукции, мясной и молочной продукции. Результаты работы по контролю за оборотом рыбной продукции доложены на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, на котором приняты решения по подготовке предложений в части усиления мер административной ответственности за нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в сфере производства и оборота продукции из водных биологических ресурсов.
За время реализации областной программы по продовольственной безопасности Тюменской области на 2011 - 2014 г на постоянном контроле находилось выполнение Постановления главного государственного санитарного врача по Тюменской области N 2 от 19.05.2009 "О дополнительных мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов в структуре питания населения Тюменской области", в рамках которого организовано 100% обеспечение йодированной солью образовательных учреждений области: организован лабораторный контроль за качеством йодированной соли в предприятиях торговли, образовательных учреждениях.
Руководителям образовательных, лечебно-профилактических, социальных, летних оздоровительных учреждений, руководителям организаций, обеспечивающих поставку пищевых продуктов и организацию питания в данных учреждениях рекомендовано обеспечить организацию рационального питания с содержанием необходимых питательных веществ и микронутриентов согласно утвержденных нормативных документов, проводить регулярный анализ и оценку рационов питания, при необходимости своевременно вносить корректировку; использовать в рационах питания йодированную соль, обогащенные микронутриентами хлебобулочные изделия и другие виды обогащенных пищевых продуктов, в первую очередь с содержанием йода, железа, витаминов группы В.
Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области было рекомендовано принять меры по организации и увеличению объемов производства, ассортимента обогащенных хлебо-булочных изделий для обеспечения населения и всех образовательных учреждений Тюменской области.
Руководителям предприятий по производству хлеба и хлебобулочных изделий рекомендовано обеспечить исполнение положений "Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года" в части постоянного наличия неснижаемого запаса йодированной соли в предприятиях оптовой и розничной торговли и использования йодированной соли при производстве всех видов кулинарных изделий. А также в части развития производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, в частности
- необходимого объема производства и поставки в образовательные, лечебно-профилактические и социальные учреждения обогащенных хлебобулочных изделий с содержанием йода, железа, витаминов группы В;
- постоянного использования йодированной соли при производстве массовых сортов хлеба;
- организации производственного контроля по обеспечению качества и безопасности выпускаемой продукции;
- информирования предприятий торговли и населения о составе производимых обогащенных хлебобулочных изделий.
В Доктрине продовольственной безопасности указано на необходимость формирования здорового типа питания, с этой целью наращивать производства новых обогащенных, диетических и функциональных пищевых продуктов; разрабатывать для населения образовательные программы по проблемам здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни с привлечением средств массовой информации, создавать специальные обучающие программы.
В рамках компетенции Департамента по спорту и молодежной политике приоритетным направлением работы по формированию здорового образа жизни среди детей и молодежи является развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства и учебы, направленной на выявление спортивно-одарённых студентов и школьников.
На базе спортивных комплексов и спортивных объектов образовательных учреждений инструкторами Центров по месту жительства проводятся занятия по видам спорта, соревнования различных уровней, формирование спортивных сборных команд сельских поселений и муниципальных образований, при общеобразовательных учреждениях работают кружки и спортивные секции, на базе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования также проводятся тренировочные занятия по различным видам спорта, спартакиады между группами, кафедрами, институтами с целью организации спортивного досуга и выявления сильнейших спортсменов и команд для участия в соревнованиях муниципального, областного и всероссийского уровня.
На сегодняшний день на базе общеобразовательных учреждений открыты спортивные классы по фигурному катанию на коньках, футболу, хоккею, баскетболу, волейболу, дзюдо и другим видам спорта. С 2009 года на базе Червишеской общеобразовательной школы созданы специализированные классы для лыжников и биатлонистов. В перспективе открытие спец. классов для спортсменов по велоспорту шоссе и маунтинбайку.
Уделяется большое внимание созданию условий для эффективной деятельности учреждений и организаций физической культуры и спорта по развитию спорта и организации учебно-тренировочного процесса, созданию условий для подготовки спортивного резерва, в том числе среди лиц с ограниченными физическими возможностями. Разработана и принята к реализации долгосрочная целевая программа "Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области" на 2012 - 2014 годы".
В области охраны здоровья детей Департаментом образования и науки Тюменской области реализуется ДЦП "Основные направления развития образования и науки" на 2012 - 2014 годы. В рамках которой уделяется огромное внимание вопросу питания, а именно все пищевые продукты, в том числе кулинарная продукция, используемые в питании обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении, должны соответствовать действующим в Российской Федерации гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1940-05, СанПиН 2.3.2.1078-01 и Разделам 2 и 22 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299. Кроме того Образовательными учреждениями разрабатывается отдельная воспитательная программа (либо направление в рамках общей воспитательной программы), направленная на формирование культуры здорового питания обучающихся, предусматривающая мероприятия по работе с родителями по указанному направлению.
Ярким примером является реализация с 2010 года в средних общеобразовательных учреждениях города Тюмени проекта "Здоровая школа". Данный Проект является ярким примером межведомственного взаимодействия.
Проект-конкурс призван объединить родителей, учителей, детей, медицинских работников в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников, в нем участвуют более 10 000 учеников из 84 школ. Сохранение и укрепление здоровья школьников реализуется по четырем основным направлениям:
- профилактика инфекционных заболеваний - вакцинация;
- рациональное питание - семинары для педагогов с участием ведущих детских эндокринологов, диетологов; уроки здоровья для первоклассников в каждой школе по готовому сценарию; игровой программы "Вкусные старты" для детей и родителей с привлечением волонтеров;
- Физическое развитие - изготовление специальных книг "ФизкультУРА", листовок, брошюр, печатной продукции для детей, родителей и педагогов; размещение полезной информации для родителей на сайтах школ; фестиваль зарядок для педагогов;
- охрана зрения - дистантное обследование детей;
Наиболее яркими мероприятиями Проекта стали: конкурс "Лучший школьный повар", "Домашние рецепты для школьной столовой", "Лучшая физкультминутка".
Реализуется региональная программа "Патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи к военной службе в Тюменской области" на 2010 - 2012 годы в целях создания благоприятных условий для укрепления здоровья, формирования морально-психологических и физических качеств, развития гражданственности и патриотизма молодежи, проходящей допризывную подготовку и призывающейся на военную службу
Формирование эффективной политики профилактики и борьбы с НИЗ, формирование устойчивых основ здорового образа жизни требует участия различных секторов общества, как медицинского, так и немедицинского, принятия нормативно-законодательных решений, общественного участия и вовлечения населения. В этой связи, моделью и стратегией эффективной системы профилактики НИЗ в Тюменской области, представленных в данной программе, является снижение общего или суммарного риска НИЗ через снижение распространения среди населения основных факторов риска НИЗ, ведущее к снижению смертности от НИЗ.
Для достижения поставленной цели необходима организация действенной комплексной работы различных ведомственных и социальных структур Тюменского региона, активного включения не только законодательных, административных и медицинских, но и других структур. Реализация программы базируется на межведомственном, межсекторальном подходе с вовлечением в нее всех слоев населения с точки зрения создания более благоприятных условий жизни в регионе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.