Новокубанский районный союз потребительских обществ (далее - общество) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 28.12.06 N 220 в части привлечения к ответственности в виде 97 754 рублей штрафа, доначисления 488 770 рублей единого налога на вмененный доход и 35 913 рублей пени и требований от 28.12.06 N 22004, N 1098 об уплате налога и налоговых санкций.
Решением от 13.08.07 требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован недоказанностью налоговым органом факта передачи обществом в аренду объектов стационарной торговой сети и обоснованным применением последним упрощенной системы налогообложения. Крытый навес, который не подсоединен к инженерным коммуникациям, где расположены столы-прилавки, изготовленные арендаторами для оборудования торгового места и являющиеся их собственностью, служит объектом организации торговли и не является объектом для применения налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 13.08.07 и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что крытый навес относится к стационарной торговой сети, а договоры аренды свидетельствуют об осуществлении обществом деятельности по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В период с 10.11.06 по 20.11.06 налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку, в ходе которой установлен факт неуплаты 488 770 рублей единого налога на вмененный доход (за 1 квартал 252 662 рубля, за 2 квартал 236 108 рублей). Результаты проверки отражены в акте, по итогам рассмотрения которого принято решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 97 754 рублей (за 1 квартал 50 532 рубля, за 2 квартал 47 222 рубля). Данным решением обществу доначислено 488 770 рублей единого налога на вмененный доход за 1 и 2 квартал при сдаче в аренду 169 торговых мест, в том числе 252 662 рубля за 1 квартал и 236 108 рублей 62 копейки за 2 квартал 2006 г., а также 35 913 рублей пени за несвоевременную уплату налога.
Требованиями от 28.12.06 N 22004, N 1098 обществу предложено уплатить 488 770 рублей единого налога на вмененный доход и 97 754 рубля налоговых санкций.
Решение налоговой инспекции мотивировано тем, что общество неправомерно не исчислило налог при передаче в аренду торговых мест, расположенных под крытым навесом. Общество самостоятельно поделило торговые ряды под крытым навесом на торговые места и установило торговые прилавки.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о том, что имеющийся у заявителя навес не подпадает под понятие стационарной торговой сети, и как следствие, обоснованности его требований на основании следующего.
В соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края от 31.03.05 N 269 "Об утверждении акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта "Крытые торговые ряды в г. Новокубанске"" утвержден акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта - крытые торговые ряды по реализации промышленных товаров площадью 1 163 кв. м на земельном участке, расположенном по адресу: г. Новокубанск, ул. Первомайская 187 - 189. По указанному адресу расположен Центральный рынок г. Новокубанска. Право собственности заявителя на здания и сооружения на Центральном рынке г. Новокубанска подтверждается решением исполнительного комитета Новокубанского городского Совета народных депутатов от 12.10.87 N 263/1 и дубликатом регистрационного удостоверения, выданного Новокубанским БТИ 21.12.04. Земельный участок находится в аренде на основании договора аренды земельного участка от 07.12.2000 N 2100000146 и постановления главы администрации г. Новокубанска от 22.06.2000 N 427. Право аренды зарегистрировано в филиале Краснодарского краевого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Новокубанскому району (свидетельство о государственной регистрации серии 23-АА N 38517, выдано 20.03.2000).
Материалы дела свидетельствуют о том, что крытый навес, под которым расположены крытые торговые ряды на центральном рынке, представляет собой асфальтированную площадку с торговыми рядами, имеющими общий проход. Места для торговли не обособлены, прилавки между собой не скреплены и собственностью общества не являются, представляют собой объект организации торговли, а не торговые места.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.06 на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих торговых залов для обслуживания посетителей.
Заявитель выделил торговые места, расположенные под крытым навесом на Центральном рынке, с 01.01.06. В акте приемки объекта "Крытые торговые ряды для реализации промышленной группы товаров" указано, что навес не подсоединен к инженерным коммуникациям. Под навесом находятся металлические столы-прилавки, которые не являются собственностью заявителя. Они установлены арендаторами для организации торгового места, что подтверждается представленными в дело документами, в том числе, объяснениями предпринимателей.
Глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения стационарного торгового места.
В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.05 N 03-11-04/3/157 указано, что под стационарным торговым местом следует понимать торговое место, функционирующее в месте торговли, относящееся к стационарной торговой сети.
Статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что стационарная торговая сеть представляет собой торговую сеть, расположенную в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям. В целях вышеуказанной главы к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом.
Правоустанавливающие документы заявителя свидетельствуют о том, что навес не подсоединен к инженерным коммуникациям. Данное обстоятельство подтверждено справкой отдела Архитектуры и градостроительства г. Новокубанска.
Статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве физического показателя, используемого при исчислении суммы единого налога на вмененный доход на указанный вид деятельности, предусмотрено количество торговых мест, переданных во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъектам.
В технической документации рынка, представленной заявителем, отсутствует такой физический показатель, как количество торговых мест.
Из письма Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.06 N 03-11-04/3/19 следует, что капитальный навес с расположенными под ним передвижными прилавками при передаче его в аренду рассматривается как объект организации торговли, а не торговое место.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.03.06 N 03-11-04/3/127 свидетельствует о том, что для целей применения подпункта 13 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса здания и сооружения не признаются стационарными торговыми местами.
Следовательно, предпринимательская деятельность по передаче в аренду зданий (части зданий), земельных участков, не оборудованных стационарными торговыми местами, не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В то же время при передаче в аренду земельных участков, не оборудованных стационарными торговыми точками, обязанности по уплате единого налога на вмененный доход не возникает.
Кроме того, в письмах Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 14.04.06 N ШС-8-01/91@ указано, что стационарными торговыми местами могут быть и обособленные объекты организации торговли, размещенные на земельных участках и не подлежащие перемещению в течение всего периода, предусмотренного договорами на их размещение (установку) или аренду (субаренду). К таким стационарным торговым местам относятся боксы, ларьки, киоски, палатки, контейнеры, переоборудованные для осуществления розничной торговли, и т. п.
Исходя из этого под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не подпадает предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование:
- земельных участков (площадок) для организации на них торговых мест и мест оказания услуг общественного питания;
- зданий, строений и сооружений для ведения в них деятельности в сфере розничной торговли и оказания услуг общественного питания;
- обособленных объектов организации общественного питания, размещенных на земельных участках и не подлежащих перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договором на их размещение (установку) и (или) договорами аренды или субаренды (палатки, ларьки, киоски и т.п.), а также частей зданий, строений и сооружений для ведения в них предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания.
Из письма Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.06 N 03-11-04/3/267 следует, что если организация передает в субаренду площади, на которых арендаторы сами оборудуют торговые места, и при этом в правоустанавливающих и (или) инвентаризационных документах данные площади не обозначены как отдельные стационарные торговые места, то указанная предпринимательская деятельность не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.06 N 03-11-04/3/496 предпринимательская деятельность не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход, если во временное владение и (или) пользование, в том числе аренду (субаренду), передаются земельные участки (включая производственные площадки с асфальтированным покрытием или бетонированные площадки) для организации на них торговых мест арендаторами. Данная позиция поддержана Министерством финансов Российской Федерации и в письме от 18.01.07 N03-11-04/3/110.
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении деятельности по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
На основании представленных в дело документов суд установил, что торговые места оборудованы под навесом столами-прилавками не заявителем, а арендаторами, которые самостоятельно совершили сделки по закупке прилавков, которые являются их собственностью, что также подтверждено пояснительными записками предпринимателей.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу, что крытый навес, который не подсоединен к инженерным коммуникациям, где расположены столы-прилавки, изготовленные арендаторами для оборудования торгового места и являющиеся их собственностью, служит объектом организации торговли и не является объектом для применения налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и правомерно признал недействительными ненормативные правовые акты, частично обжалуемые заявителем.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда, установленные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
В информационным письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 указано, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. Следовательно государственная пошлина за подачу кассационной жалобе в размере 1000 рублей подлежит взысканию с налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.07 по делу N А32-2866/2007-23/83 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Новокубанскому району Краснодарского края в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2007 г. N Ф08-7396/07-2761А "Суд пришел к правомерному выводу, что крытый навес, который не подсоединен к инженерным коммуникациям, где расположены столы-прилавки, изготовленные арендаторами для оборудования торгового места и являющиеся их собственностью, служит объектом организации торговли и не является объектом для применения налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и правомерно признал недействительными ненормативные правовые акты, частично обжалуемые заявителем"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело