См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 мая 2007 г. N Ф08-1545/07-636А
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Выселковского отделения N 5158 (далее - банк) обратился в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по Выселковскому району (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительными решения от 16.06.06 N 08-33/629 ДСП в части 910 рублей НДС, 131 582 рублей налога на пользователей автодорогами, 57 526 рублей пени, 310 рублей налога с владельцев транспортных средств, 132 рублей пени; требования об уплате налогов и пеней от 28.06.06 N 9843.
Решением от 27.11.06 суд признал недействительным требование от 28.06.06 N 9843 в связи с указанием в нем в качестве лица, обязанного уплатить начисленные по решению от 16.06.06 N 08-33/629 ДСП суммы налогов и пеней, Выселковского отделения 5158 Юго-Западного банка Сбербанка России. В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налоговой инспекции в оспариваемой части отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.05.07 решение суда от 27.11.06 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в связи с необходимостью установить полномочия Выселковского отделения N 5158 Сбербанка России по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Решением суда от 28.08.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.11.07, заявленные требования банка о признании недействительными решения от 16.06.06 N 08-33/629 ДСП в части 910 рублей НДС, 131 582 рублей налога на пользователей автодорогами, 57 526 рублей пени, 310 рублей налога с владельцев транспортных средств, 132 рублей пени; требования об уплате налогов и пеней от 28.06.06 N 9843 удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что с 01.01.99 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство). В рассматриваемом случае правонарушение совершено юридическим лицом - Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда от 28.08.07 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.07 отменить. По мнению заявителя, из материалов дела следует, что Выселковское отделение N 5158 обладает признаками юридического лица и является самостоятельным субъектом правоотношений. Банк не оспаривает факт наличия у него задолженности по налогам и пени. В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Доводы, изложенные в жалобе, поддержаны представителем налоговой инспекции в заседании кассационной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу банк просит судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству и судебной практике. В судебном заседании представитель банка поддержала позицию, отраженную в отзыве и пояснила, что решение о привлечении к налоговой ответственности и требование об уплате налога должны выставляться Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации в лице Выселковского отделения N 5158 и направляться как по юридическому адресу банка в г. Москву, так и по почтовому адресу в ст. Выселки.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку Выселковского отделения N 5158 Юго-Западного банка Сбербанка России по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.02 по 30.09.05, по результатам которой составила акт от 22.05.06 N 06-33/506дсп и приняла решение от 16.06.06 N 08-33/629 ДСП. Данным решением банку начислено 132 843 рубля налогов, 57 674 рубля пеней, 8 рублей штрафа и выставлено требование от 28.06.06 N 9843 об уплате налогов и пеней.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации банк обжаловал ненормативные акты налоговой инспекции.
Признавая недействительными оспариваемые решение и требование налоговой инспекции, суд при новом рассмотрении дела обоснованно принял во внимание следующее.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 19 Кодекса налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Пунктом 2 статьи 11 Кодекса установлено, что организациями для целей Кодекса признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Из пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что с 1 января 1999 года филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
Следовательно, филиалы исполняют обязанности по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов, а все юридически значимые действия должны проводиться налоговым органом в отношении юридических лиц.
Из содержания пунктов 2 и 3 статьи 101 и пункта 1 статьи 107 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что к налоговой ответственности привлекается налогоплательщик-организация, а не его филиалы или обособленные структурные подразделения.
Таким образом, за совершение налогового правонарушения к ответственности могут быть привлечены только юридические лица. Между тем согласно имеющимся в деле учредительным документам Выселковское отделение N 5158 Сбербанка России не является юридическим лицом.
Из устава Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации, утвержденного общим собранием акционеров банка 24.06.05, а также положения о Юго-Западном банке (утверждено постановлением Правления Сбербанка России от 16.04.98 N 172 с изменениями от 08.12.2000), следует, что Юго-Западный банк является филиалом Сбербанка России. В соответствии с пунктом 1.3 положения о Юго-Западном банке этот филиал входит в единую систему Сбербанка России, организационно подчиняется центральному аппарату Сбербанка России и непосредственно руководит работой подразделений системы банка, расположенных на обслуживаемой им территории. В силу приложения N 1 к уставу АКБ Сбербанка России на территории Юго-Западного банка расположено Выселковское отделение N 5158.
Согласно положению, утвержденному постановлением Правления Сбербанка России от 05.03.98 N 165, Выселковское отделение N 5158 является филиалом Сбербанка.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция на основании решения от 30.11.05 N 120 провела выездную проверку Выселковского отделения N 5158 Юго-Западного банка Сбербанка России. Решение от 16.06.06 N 08-33/629 ДСП принято в отношении Юго-Западного банка Сбербанка России по Выселковскому ОСБ N 5158. Требование об уплате налогов и пеней от 28.06.06 N 9843 выставлено Выселковскому отделению N 5158 Юго-Западного банка Сбербанка России.
С учетом изложенного вывод судебных инстанций о том, что оспариваемые решение и требование налоговой инспекции не соответствуют действующему законодательству, является верным.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции подлежат отклонению.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" госпошлина по кассационной жалобе подлежит взысканию с налоговой инспекции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 28.08.07 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-17458/2006-59/340-2007-63/248 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Выселковскому району в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2008 г. N Ф08-8895/07-3339А "С 1 января 1999 г. филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство)"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело