ООО "Горохов А.В." (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее - управление) от 10.04.2008 N 294 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решения главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 14.05.2008 об оставлении без изменения постановления управления от 10.04.2008 N 294.
Решением от 15.07.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.09.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы указано, что справка от 21.02.2008, в которой зафиксированы нарушения, не является доказательством совершения обществом правонарушения, поскольку данный документ не может рассматриваться в качестве доказательства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество указывает на отсутствие вины в совершенном правонарушении, поскольку были приняты все зависящие от него меры для соблюдения законодательства.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, сотрудники прокуратуры Тбилисского района провели проверку магазина "Абсолют", принадлежащего обществу и расположенного по адресу: х. Северин, ул. Красная, 18, по вопросу соблюдения законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В проведении проверки принял участие специалист-эксперт управления. По результатам проверки составлена справка от 21.02.2008, в которой отражены следующие нарушения: на алкогольную продукцию водка "Русский Авангард", водки "Русский Авангард Клюква", водки "Ламос" (с ароматом клюквы), водки "Георгиевская на березовых почках" отсутствуют ценники; напитки слабоалкогольный "Барбарисовый", слабоалкогольный "Со вкусом грейпфрута", слабоалкогольный "Коктейль манго-манго", слабоалкогольный "Коктейль лимонный" предлагались к продаже с истекшим сроком годности.
Прокурор Тбилисского района в присутствии законного представителя общества 27.02.2008 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы дела направлены в управление для рассмотрения по существу.
По итогам рассмотрения материалов проверки управление приняло постановление от 10.04.2008 N 294 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа.
Решением Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 14.05.2008 постановление от 10.04.2008 N 294 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения. Не согласившись с постановлением и решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения. Данный вывод соответствует обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе, о цене алкогольной продукции, а также о дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 19 Правил продажи отдельных товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80, далее - Правила) продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально-ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. В пункте 141 Правил указано, что при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указаны наименование продукции и цена.
Согласно пункту 24 Правил товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Часть 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
При рассмотрении дела суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения. Факт наличия в продаже алкогольной продукции без ценников, а так же слабоалкогольных напитков с истекшим сроком годности подтверждается материалами дела и по существу обществом не оспаривается. При таких обстоятельствах вывод суда о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует закону.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии факта продажи товара подлежит отклонению, поскольку выставление в местах продажи (на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения, предусмотренного в том числе и статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации). Судебные инстанции посчитали доказанным тот факт, что на момент проверки слабоалкогольные напитки с истекшим сроком годности предназначались для продажи.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие вины общества в совершенном правонарушении подлежит отклонению, поскольку ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение.
Довод заявителя о том, что административный орган необоснованно положил в основу вывода о совершении обществом правонарушения справку от 21.02.2008, не являющуюся доказательством по делу, надлежит отклонить.
Пунктом 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса.
Таким образом, дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором без составления протокола об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях считаются возбужденными с момента вынесения прокурором соответствующего постановления. По смыслу части 2 названной статьи сведения, которые должны быть указаны в вынесенном прокурором постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, идентичны сведениям, указываемым в протоколе об административном правонарушении.
Материалы дела свидетельствуют, что процессуальный порядок при привлечении общества к ответственности административным органом соблюден.
Нормы права при разрешении спора применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по делу N А32-10533/2008-33/203-91АП оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2008 г. N Ф08-7915/2008 "Факт наличия в продаже алкогольной продукции без ценников, а так же слабоалкогольных напитков с истекшим сроком годности подтверждается материалами дела. Вывод суда о наличии в действиях общества состава правонарушения соответствует закону"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело