Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 8 октября 2010 г. по делу N А32-11736/2003
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 октября 2010 г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2004 государственное сельскохозяйственное предприятие "Светлый путь" (далее - должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его введено конкурсное производство.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2008 конкурсным управляющим должника утвержден Джамбатов А.А.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника ФНС России в лице ИФНС по Темрюкскому району Краснодарского края (далее - уполномоченный орган) обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать ненадлежащим исполнение конкурсным управляющим Джамбатовым А.А. обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и отстранить его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010, отказано в удовлетворении жалобы уполномоченного органа. Судебные акты мотивированы тем, уполномоченный орган документально не подтвердил нарушение его прав и законных интересов, а также причинение ему либо иным кредиторам убытков неисполнением либо ненадлежащим исполнением конкурсным управляющим Джамбатовым А.А. обязанностей, что является обязательным условием для отстранения конкурсного управляющего.
В кассационной жалобе уполномоченный орган просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указал, что 15.10.2008 конкурсным управляющим Джамбатовым А.А. проведена промежуточная инвентаризация имущества должника и по состоянию на 23.11.2009 инвентаризация не завершена, оценка имущества не проведена, что приводит к затягиванию процедуры банкротства. Отчет конкурсного управляющего Джамбатова А.А. от 23.11.2009 содержит недостоверную информацию о реализации имущества должника, из балансовой стоимости имущества не исключена стоимость рисовой оросительной системы. В обжалуемом определении суд первой инстанции сделал вывод о том, что рисовая система не включена в конкурсную массу, однако не указал, каким образом был установлен инвентаризационный номер 012101 рисовой оросительной системе.
В отзыве на кассационную жалобу арбитражный управляющий Джамбатов А.А. просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы кассационной жалобы, конкурсный управляющий Джамбатов А.А. и его представитель высказали возражения по доводам жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Закону о банкротстве целью процедуры конкурсного производства является наиболее полное удовлетворение требований кредиторов должника. Достижение этой цели возложено на конкурсного управляющего. Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статьях 24 и 129 Закона о банкротстве (в редакции действовавшей на дату принятия решения о банкротстве должника).
В соответствии с положениями пунктом 4 статьи 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан: принимать меры по защите имущества должника; анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом; предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных законом; в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях; предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц; разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена пунктами 3 и 4 статьи 10 закона; осуществлять иные установленные Законом о банкротстве функции.
В силу части 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено законом; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов; исполнять иные установленные Законом о банкротстве обязанности.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (пункт 6 статьи 24 Закона о банкротстве).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего Законом о банкротстве или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве (статья 25 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Закона о банкротстве конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего: на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей; в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов; в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе отчеты конкурсного управляющего, суды пришли к выводу, что конкурсным управляющим Джамбатовым А.А. выполняются мероприятия, предусмотренные главой VII Закона о банкротстве, и предпринимаются все возможные меры для исполнения возложенных на него обязанностей. В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченный орган документально не подтвердил нарушение прав и его законных интересов, а также причинения ему или другим кредиторам убытков неисполнением, либо ненадлежащим исполнением конкурсным управляющим своих обязанностей, что является обязательным условием для отстранения конкурсного управляющего.
Довод уполномоченного органа о предоставлении конкурсным управляющим недостоверной информации о реализации имущества должника отклонен судебными инстанциями, поскольку отчет конкурсного управляющего от 23.11.2009 содержит сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении правил подготовки отчетов, заключений арбитражного управляющего", а также Законом о банкротстве не предусмотрена обязанность конкурсного управляющего при представлении промежуточного отчета о ходе конкурсного производства указывать информацию за весь период конкурсного производства. Ввиду того что отчет был составлен за двухмесячный период деятельности (предыдущий отчет от 23.09.2009), в разделе "Сведения о ходе реализации имущества должника" не содержится информация о реализации имущества, так как в указанный период реализация не проводилась, тогда как "Отчет конкурного управляющего об использовании денежных средств должника" содержит информацию об использовании вырученных от реализации в предыдущем отчетном периоде имущества, поскольку он составляется нарастающим итогом.
Довод уполномоченного органа о том, что конкурсным управляющим в отчете от 23.11.2009 представлена недостоверная информация о балансовой стоимости имущества должника, а именно не исключена стоимость рисовой оросительной системы, отклонен судом апелляционной инстанции. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2008 по делу N А32-20281/2007-41/476-2008-47/29, вступившим в законную силу, конкурсного управляющего обязали исключить из состава конкурсной массы имущество рисовой системы общей площадью 5886 га инвентарный номер 01201. Суд первой инстанции указал инвентарный номер рисовой системы, указанной в решении суда, вступившего в законную силу. Кроме того, в ходе проведения мероприятий в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2008 по делу N А32-20281/2007-41/476-2008-47/29, установлено, что имущество не обнаружено, в связи с чем постановлением от 18.02.2010 исполнительное производство окончено и взыскателю возвращен исполнительный лист.
Кроме того в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении конкурсного управляющего Джамбатова А.А. указано, что 15.10.2008 проведена промежуточная инвентаризация имущества должника без указания инвентарных номеров и установлено, что рисовая оросительная система не включена в конкурсную массу и соответственно не может быть исключена из нее.
Довод уполномоченного органа о том, что в обжалуемом определении содержатся противоречия о проведении инвентаризации, отклонен судом апелляционной инстанции как не подтвержденный материалами дела. Апелляционный суд установил, что в настоящее время ведутся судебные процессы по искам, заявленным должником к третьим лицам, конкурсный управляющий ведет работу по формированию конкурсной массы, в связи с этим конкурсным управляющим не завершена инвентаризация и оценка имущества должника, что также нашло отражение в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13.04.2009.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности окончательных выводов судов и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющиеся основаниями для отмены или изменения судебных актов, не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 по делу N А32-11736/2003 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод уполномоченного органа о предоставлении конкурсным управляющим недостоверной информации о реализации имущества должника отклонен судебными инстанциями, поскольку отчет конкурсного управляющего от 23.11.2009 содержит сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении правил подготовки отчетов, заключений арбитражного управляющего", а также Законом о банкротстве не предусмотрена обязанность конкурсного управляющего при представлении промежуточного отчета о ходе конкурсного производства указывать информацию за весь период конкурсного производства. Ввиду того что отчет был составлен за двухмесячный период деятельности (предыдущий отчет от 23.09.2009), в разделе "Сведения о ходе реализации имущества должника" не содержится информация о реализации имущества, так как в указанный период реализация не проводилась, тогда как "Отчет конкурного управляющего об использовании денежных средств должника" содержит информацию об использовании вырученных от реализации в предыдущем отчетном периоде имущества, поскольку он составляется нарастающим итогом."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 октября 2010 г. по делу N А32-11736/2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2667/2021
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-635/2021
29.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21516/20
07.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19084/20
05.02.2015 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11736/03
08.06.2012 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7125/12
19.10.2011 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11736/03
01.08.2011 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11736/03
12.05.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3974/11
08.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-11736/2003
30.03.2010 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11736/03
04.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-11736/2003
08.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-8509/2008
19.11.2008 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11736/03
28.07.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3889/2008
19.06.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3396/2008
09.11.2004 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11736/03
25.03.2004 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-11736/03