См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2009 г. N А15-1299/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2011 г.
Администрация муниципального образования "Ахвахский район" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан (далее - управление) от 14.08.2007 N 03-04-19/1223.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Дагестан (далее - Минфин), Правительство Республики Дагестан (далее - Правительство) и Республиканская государственная служба по обеспечению мероприятий гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Дагестан (далее - СЧС Дагестана).
Решением суда от 22.09.2008, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009, в удовлетворении заявления администрации отказано. Суды признали причины пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), неуважительными и отказали администрации в его восстановлении. Кроме того, судебные инстанции указали, что изложенные в акте проверки от 20.06.2007 выводы управления о необоснованном использовании федеральных бюджетных средств документально не опровергнуты.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.05.2009 указанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.10.2010, ходатайство администрации удовлетворено, восстановлен срок подачи заявления в суд об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа. Признано недействительным представление управления от 14.08.2007 N 03-04-19/1223 в части требования о восстановлении администрацией в федеральном бюджете средств на сумму 83 331 тыс. рублей, в части удовлетворения требования о взыскании 338 400 рублей отказано. Судебные акты мотивированы тем, что бюджетные средства на сумму 83 331 тыс. рублей использованы по целевому назначению в виде выплаты пострадавшим гражданам населенных пунктов на прикутанных землях Ахвахского района, расположенных в Хасавюртовском районе Республики Дагестан. Судами установлено неправомерное получение бюджетных средства на сумму 338 400 рублей, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами мирового судьи Апандиева М.М. судебного участка N 41 Ахвахского района Республики Дагестан и материалами расследования возбужденных уголовных дел.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт. По его мнению, оспариваемое представление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку не является ненормативным правовым актом, не нарушает права и законные интересы администрации. Правительство не выдавало разрешение на строительство жилья для животноводов, производственных построек капитального характера и иных сооружений на территории Камышкутана. Данные земельные участки не предоставлены гражданам, постоянно проживающим на данных землях отгонного животноводства, для организации крестьянских (фермерскимх) хозяйств. Все домостроения на данных землях являются самовольными постройками, которые не могут быть признаны жилыми помещениями и, соответственно, в случае их утраты компенсация не подлежит выплате.
Администрация представила отзыв на жалобу, в котором просит суд оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие законодательству.
В судебном заседании представители управления и администрации повторили доводы, изложенные в жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, и заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 1780-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2006 году Правительству Республики Дагестан выделено 342 094 200 рублей на выплату компенсаций за утраченное жилье гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в весенне-летний период 2005 года на территории Республики Дагестан, в том числе на прикутанных землях Ахвахского района.
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25.12.2006 N 361-р средства, поступившие из федерального бюджета, распределены между районами Республики Дагестан, пострадавшими от паводка. Ахвахскому району выделено 83 669 400 рублей, в том числе для выплаты компенсаций жителям селений Изано - 48 842 400 рублей, Кудиябросо - 11 787 600 рублей, Лологонитль - 23 039 400 рублей в местности "Камышкутан" Хасавюртовского района.
О выделении денежных средств Министерство финансов Республики Дагестан сообщило администрации уведомлением от 27.12.2006 N 1312/1. Перечисление денежных средств произведено платежным поручением от 29.12.2006 N 9995722 и проведено по реестру финансирования от 01.02.2007 N 3.
Управление на основании централизованного задания от 31.03.2007 N 43-0102-25/842 провело ревизию расходования средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты компенсаций гражданам Ахвахского района за жилье, утраченное в результате паводка. Полномочия лиц, проводивших проверку, подтверждены удостоверением от 31.05.2007 N 210, подписанным руководителем управления. Проверкой установлено нарушение администрацией бюджетного законодательства, в частности постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 810 "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий". Результаты проверки оформлены актом от 20.06.2007.
По результатам проверки управление вынесло представление от 14.08.2007 N 03-04-19/1223, согласно которому администрации предложено восстановить в бюджет необоснованно использованные федеральные бюджетные средства в сумме 83 669 400 рублей; Министерству финансов Республики Дагестан - принять меры по взысканию необоснованно использованных федеральных бюджетных средств в сумме 83 669 400 рублей и восстановлению их в соответствующий бюджет.
Считая, что представление от 14.08.2007 нарушает права и создает препятствия для осуществления экономической деятельности, администрация оспорила его в судебном порядке.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Исходя из статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
Орган бюджетного надзора вынес оспариваемое представление, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. В представлении содержатся выводы о неправомерном использовании управлением бюджетных средств, о нарушении им бюджетного законодательства.
Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок представления органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
В соответствии со статьей 29 Кодекса к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность, за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Кодекса.
Частью 1 статьи 198 Кодекса установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из анализа данных норм права, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильные выводы о том, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом, представление является документом властно-распорядительного характера, содержащим предписания, подлежащие обязательному исполнению. Невыполнение представления в установленный срок является основанием для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, суды обеих инстанции обоснованно указали, что данный спор подведомственен арбитражному суду и подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств является направление их и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным уведомлением о бюджетных ассигнованиях или иным правовым основаниям их получения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, материалы по стихийному бедствию были утверждены Правительством Республики Дагестан, согласованы со всеми соответствующими республиканскими органами и прошли экспертизу в Минфине России, Минэкономразвития России, МЧС России, Минрегионразвития России, Южном региональном центре по делам ГО ЧС и ПБ МЧС России. Указанными федеральными органами представленные материалы приняты как обоснование для включения 487 человек жителей населенных пунктов Камышкутан (селений Изано, Кудиябросо, Лологонитль) Ахвахского района в списки граждан, пострадавших в результате стихийного бедствия.
По результатам внесенных федеральными органами власти предложений распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 1780-р Правительству Республики Дагестан выделены 342 094 200 рублей на выплаты компенсаций за утраченное жилье пострадавшим гражданам, в том числе и жителям Ахвахского района в размере 83 669 400 рублей. Расчет компенсаций произведен в соответствии с социальными нормами жилья, предоставляемого гражданам Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 982), лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, и среднерыночной стоимостью одного квадратного метра жилья по Республике Дагестан по данным Минрегионразвития Российской Федерации на день наступления чрезвычайной ситуации.
На основании распоряжения Правительства Республики Дагестан от 25.12.2006 N 361-р Ахвахскому району выделены средства на выплату компенсаций за утраченное жилье в размере 83 669 400 рублей, которые администрацией перечислены на лицевые счета пострадавших граждан, то есть использованы на цели, соответствующие условиям получения указанных бюджетных средств, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации N 1780-р и распоряжением Правительства Республики Дагестан N 361-р.
Согласно отчету администрации об использовании средств резервного фонда Правительства Республики Дагестан по состоянию на 01.07.2007 (приложение к приказу Минфина Республики Дагестан от 22.08.2005 N 1198/3) бюджетные средства на сумму 83 669 400 рублей выплачены в виде компенсаций за утраченное жилье гражданам, пострадавшим в результате прорыва Аксайского водохранилища в весенне-летний период 2005 года в местности "Камышкутан" (селений Изано, Кудиябросо, Лологонитль).
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу, что администрацией бюджетные средства на сумму 83 331 тыс. рублей использованы по целевому назначению в виде выплаты пострадавшим гражданам (в количестве 485 человек) указанных населенных пунктов прикутных хозяйств Ахвахского района, расположенных в Хасавюртовском районе Республики Дагестан.
Отказывая в оставшейся части требований, суды обоснованно исходили из того, что вступившими в законную силу судебными актами мирового судьи Апандиева М.М. судебного участка N 41 Ахвахского района Республики Дагестан, материалами расследования возбужденных уголовных дел установлено незаконное получение Исаевым А.А., Максудовым С.Г. - жителями селений Кудиябросо и Изано - компенсаций за утраченное жилье денежных средств в общей сумме 338 400 рублей. В силу пункта 4 статьи 69 Кодекса данные обстоятельства доказыванию не подлежат.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое представления в части восстановления в бюджете 338 400 рублей законно, и требование в данной части не подлежит удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в судебных актах, не опровергают правильности выводов судов и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющиеся основаниями для отмены судебных актов, не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.07.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010 по делу N А15-1299/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам внесенных федеральными органами власти предложений распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 N 1780-р Правительству Республики Дагестан выделены 342 094 200 рублей на выплаты компенсаций за утраченное жилье пострадавшим гражданам, в том числе и жителям Ахвахского района в размере 83 669 400 рублей. Расчет компенсаций произведен в соответствии с социальными нормами жилья, предоставляемого гражданам Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 982), лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, и среднерыночной стоимостью одного квадратного метра жилья по Республике Дагестан по данным Минрегионразвития Российской Федерации на день наступления чрезвычайной ситуации.
...
Отказывая в оставшейся части требований, суды обоснованно исходили из того, что вступившими в законную силу судебными актами мирового судьи Апандиева М.М. судебного участка N 41 Ахвахского района Республики Дагестан, материалами расследования возбужденных уголовных дел установлено незаконное получение Исаевым А.А., Максудовым С.Г. - жителями селений Кудиябросо и Изано - компенсаций за утраченное жилье денежных средств в общей сумме 338 400 рублей. В силу пункта 4 статьи 69 Кодекса данные обстоятельства доказыванию не подлежат."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А15-1299/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А15-1299/2008
15.10.2010 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2330/2008
09.02.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2330/08