Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Мацко Ю.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества Маслосырзавод "Славянский" (ИНН 2349013527, ОГРН 1022304647980) - Криштопа В.М. (доверенность от 08.06.2010 N 18), в отсутствие заинтересованного лица - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе (ИНН 2309100283, ОГРН 1062309023655), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2010 по делу N А32-13135/2010 (судьи Захарова Л.А., Золотухина С.И., Ткаченко Т.И.), установил следующее.
ОАО Маслосырзавод "Славянский" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе (далее - отделение, административный орган) от 16.04.2010:
- N 18-10-051/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 500 тыс. штрафа;
- N 18-10-054/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 15.22 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 21.07.2010 (судья Федькин Л.О.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества составов вменяемых ему административных правонарушений, отсутствием оснований для вывода о малозначительности совершенных правонарушений.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.12.2010 изменено решение суда от 07.10.2010, признано незаконным и отменено постановление отделения от 16.04.2010 N 18-10-051/пн. Суд пришел к выводу, что неисполнение предписания о предоставлении документов не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 9 статьи 19.5 Кодекса.
Отделение в кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционного суда в части признания незаконным постановления от 16.04.2010 N 18-10-051/пн. Податель жалобы указывает, что предписание отделения от 03.02.2010 N 18-10-МЛ-05/329 является законным и, соответственно, его неисполнение в срок образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании просил постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, считает, что постановление апелляционной инстанции надлежит отменить в части по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 5.1 статьи 211, статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверяет законность оспариваемого судебного акта в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 01.02.2010 N 18-10-001-05/пч о проведении камеральной проверки деятельности общества на предмет соблюдения требований законодательства о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах отделение направило в адрес общества предписание от 03.02.2010 N 18-10-МЛ-05/329 о предоставлении в срок до 24.02.2010 документов, а именно:
- справки с указанием адреса страницы в сети Интернет, на которой раскрывается информация, предусмотренная положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - положение);
- наименования информационного агентства уполномоченного на осуществление распространения информации, с которым общество заключило договор на раскрытие информации в ленте новостей в соответствии с требованиями положения;
- сведений о реестродержателе акций общества;
- документов, подтверждающих факт раскрытия предусмотренной положением информации с указанием адреса страницы в сети Интернет, где раскрывается информация, предусмотренная положением.
Предписание получено обществом 06.02.2010.
Ввиду непредставления обществом в срок до 24.02.2010 включительно истребованных документов отделение составило акт от 25.02.2010 N И-005/10, протокол об административном правонарушении от 16.03.2010 N 18-10-049/пр-ап и вынесло постановление от 16.04.2010 N 18-10-051/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса в виде 500 тыс. рублей штрафа.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку в рассматриваемом случае направленное в адрес общества предписание касалось предоставления документов в ходе подготовки к проверке, а не устранения нарушений законодательства, невыполнение данного предписания не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 9 статьи 19.5 Кодекса.
Данная правовая позиция суда апелляционной инстанции основана на неправильном толковании и применении норм материального права.
Частью 9 статьи 19.5 Кодекса предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
В силу пункта 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно статье 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ):
- предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации (пункт 1);
- предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся (1) по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также (2) по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (абзац 1 пункта 2);
- в случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев (абзац 2 пункта 2).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг (пункт 5.3.7) и с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к ее компетенции вопросам (пункт 6.1).
Требования к проведению проверок эмитентов установлены Положением о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-108/пз-н (далее - Положение о проведении проверок).
В силу пункта 1.3.4 указанного Положения камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по месту нахождения ФСФР России (его территориального органа) посредством изучения имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений.
Из пункта 15.2 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-107/пз-н, следует, что предписание ФСФР России - документ, содержащий распоряжение заместителя руководителя ФСФР России о выполнении изложенных в нем требований. Текст предписания ФСФР России состоит из предисловия, где даются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми вынесено предписание, и излагаются причины подготовки данного предписания, и предписывающей части, содержащей перечень документов, копии которых следует представить, и указание на срок исполнения предписания. Документы, затребованные предписанием, должны быть представлены в ФСФР России (в территориальный орган) в срок, указанный в предписании, но не более 15 рабочих дней. Согласно пункту 21 Административного регламента камеральная проверка проводится путем истребования информации и документов у проверяемой организации и/или иных организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации, и анализа такой информации и документов.
Таким образом, в предписании могут содержаться требования как о представлении документов, так и об устранении нарушений законодательства в области финансовых рынков. Административный регламент не связывает возможность выдачи предписания о предоставлении документов только с нарушением требований законодательства со стороны организации.
Диспозиция части 9 статьи 19.5 Кодекса не содержит каких-либо исключений относительно характера предписаний, за неисполнение которых предусмотрена ответственность, а устанавливает ответственность за неисполнение любого законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, включая и предписание о предоставлении документов.
Ответственность по статье 19.7.3 Кодекса представляет собой частный (специальный) случай по отношению к ответственности по общей норме статьи 19.7 Кодекса за непредставление (несвоевременное представление) в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности (в том числе в ходе проведения проверки). К числу таких сведений (информации) нельзя отнести документы во исполнение предписания соответствующего органа, поскольку перечень подлежащих представлению документов, а также порядок и сроки их представления закреплены не законодательно, а установлены таким органом в предписании. Аналогичным образом статьей 19.7.3 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков информации, предусмотренной законодательством, а не истребованной в предписании.
Ограничившись выводом о неправильной квалификации отделением совершенного обществом деяния по части 9 статьи 19.5 Кодекса, суд апелляционной инстанции недостаточно полно установил юридически значимые обстоятельства дела в части оспаривания постановления отделения от 16.04.2010 N 18-10-051/пн и не рассмотрел по существу апелляционную жалобу общества в этой части.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции в части изменения решения суда первой инстанции, признания незаконным и отмены постановления отделения от 16.04.2010 N 18-10-051/пн надлежит отменить как принятое с нарушением норм материального права, а дело в отмененной части - направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции для рассмотрения по существу доводов апелляционной жалобы общества на решение суда в соответствующей части.
Обжалуемый судебный акт в части оставления без изменения решения суда об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления отделения от 16.04.2010 N 18-10-054/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 15.22 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа не является предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции в силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Допущенная судом апелляционной инстанции в резолютивной части постановления ошибка (неуказание на оставление без изменения решения суда в остальной части) не является в данном случае основанием для отмены или изменения судебного акта апелляционной инстанции в соответствующей части.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2010 по делу N А32-13135/2010 отменить в части изменения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2010, признания незаконным и отмены постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе от 16.04.2010 N 18-10-051/пн.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В остальной части постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2010 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответственность по статье 19.7.3 Кодекса представляет собой частный (специальный) случай по отношению к ответственности по общей норме статьи 19.7 Кодекса за непредставление (несвоевременное представление) в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности (в том числе в ходе проведения проверки). К числу таких сведений (информации) нельзя отнести документы во исполнение предписания соответствующего органа, поскольку перечень подлежащих представлению документов, а также порядок и сроки их представления закреплены не законодательно, а установлены таким органом в предписании. Аналогичным образом статьей 19.7.3 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков информации, предусмотренной законодательством, а не истребованной в предписании.
Ограничившись выводом о неправильной квалификации отделением совершенного обществом деяния по части 9 статьи 19.5 Кодекса, суд апелляционной инстанции недостаточно полно установил юридически значимые обстоятельства дела в части оспаривания постановления отделения от 16.04.2010 N 18-10-051/пн и не рассмотрел по существу апелляционную жалобу общества в этой части.
...
Обжалуемый судебный акт в части оставления без изменения решения суда об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления отделения от 16.04.2010 N 18-10-054/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 15.22 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа не является предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции в силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Допущенная судом апелляционной инстанции в резолютивной части постановления ошибка (неуказание на оставление без изменения решения суда в остальной части) не является в данном случае основанием для отмены или изменения судебного акта апелляционной инстанции в соответствующей части."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2011 г. по делу N А32-13135/2010
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11476/10
22.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-13135/2010
10.12.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11476/2010
21.07.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13135/10