Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Государственного комитета
Республики Татарстан по туризму
от 24 июля 2017 г. N 109
Стратегия
развития сферы туризма в Республике Татарстан на 2016-2021 года и на период до 2030 года
1. Общие положения
Стратегия разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года N 941-р, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 165-р, направленных на формирование в Республике Татарстан современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса.
Разработка Стратегии основана на ежегодном послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Федеральном законе "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ, Законе Республики Татарстан от 17 июня 2015 года "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".
При разработке Стратегии также использовались стратегии социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан.
Стратегия содержит направления развития туризма в целях создания гостеприимной, высокотехнологичной, территориальной, инфраструктурной, правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Республике Татарстан.
Стратегия подготовлена Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, общественных организаций сферы туризма и гостеприимства, предприятий, организаций, учебных заведений туристской сферы.
2. Паспорт Стратегии развития сферы туризма в Республике Татарстан на 2016-2021 годы и на период до 2030 года
Ответственный исполнитель Стратегии |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
Соисполнители Стратегии |
Министерства и ведомства, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти |
Цель Стратегии |
Республика Татарстан - лидер по ключевым показателям развития сферы туризма в Российской Федерации |
Задачи Стратегии |
1. Формирование доступной и комфортной туристской среды, создание туристской инфраструктуры 2. Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Республики Татарстан 3. Усиление социальной роли туризма 4. Совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма 5. Продвижение туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и международном рынках |
Основные результаты и сроки реализации Стратегии |
Основные результаты реализации Стратегии к 2030 году: увеличение внутренних и въездных туристских потоков в Республику Татарстан: к 2021 году - 3498,4 тыс. чел.; к 2030 году - 6720,7 тыс. чел.; объем платных услуг в сфере туризма: к 2021 году - 18412,8 млн. руб.; к 2030 году - 39778,8 млн. руб.; увеличение количества ночевок в коллективных средствах размещения: к 2021 году: 13993,6 тыс. ед.; к 2030 году - 33603,5 тыс. ед.; количество человек, занятых в сфере туризма и гостеприимства: к 2021 году - 40000 чел.; к 2030 году - 50000 чел.; Сроки реализации Стратегии: 1-й этап - 2016-2021 годы 2-й этап - 2022-2030 годы |
3. Цели, задачи, приоритеты и способы их эффективного достижения и решения
Туризм играет важную роль в решении экономических и социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации, оказывает стимулирующее воздействие на развитие многих сопряженных сфер экономической деятельности, способствует социально-экономическому развитию муниципальных образований Республики Татарстан.
Эффективная государственная поддержка реализации настоящей Стратегии позволит не только привлечь дополнительные инвестиции в сферу туризма на условиях государственно-частного партнерства, но и улучшить имидж республики.
Цель Стратегии: Республика Татарстан - лидер по ключевым показателям развития сферы туризма в Российской Федерации.
Для достижения сформированной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Формирование доступной и комфортной туристской среды, создание туристской инфраструктуры.
2. Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Республики Татарстан.
3. Усиление социальной роли туризма.
4. Совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма.
5. Продвижение туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и международном рынках.
Решение задачи по формированию доступной и комфортной туристской среды и созданию туристской инфраструктуры предусматривает проведение работ по созданию проектов ряда перспективных туристских кластеров за счет вовлечения бизнес-сообщества отдельных регионов в процессы формирования государственно-частного партнерства. При этом планируется комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско- рекреационных кластеров, которые станут точками роста развития региона, межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Элементы указанной сети планируется располагать на наиболее популярных маршрутах, а также вблизи мест, представляющих значительный туристский интерес: исторических и культурных центров, объектов показа, других мест, привлекательных для туристов. Отдельное внимание определено реализации Флагманского проекта пространственного развития "Экозона "Волжско-Камский поток", нацеленного на обеспечение общественного доступа к водным и прибрежным ландшафтам Татарстана; поддержку и капитализацию природных и культурных ценностей на прибрежных территориях; обеспечение синергетического эффекта при развитии прибрежных территорий через общее видение будущего, совершенствование системы управления и мониторинг результатов реализации проекта.
Работа по развитию туристско-рекреационного комплекса Республики Татарстан будет вестись в рамках следующих мероприятий:
создание базового пакета инвестиционных предложений и проектов развития инфраструктуры туризма республики;
капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры приоритетных туристско-рекреационных кластеров и туристских центров ("Великий Болгар", "Остров-град Свияжск", "Нариман", развлекательный парк в Верхнеуслонском муниципальном районе и др.);
проектирование и создание автотуристических кластеров.
Структурообразующими функциональными элементами Стратегии являются туристско-рекреационные кластеры "Великий Болгар", "Остров-град Свияжск", "Нариман", развлекательный парк в Верхнеуслонском муниципальном районе и др., в рамках которых на отдельных территориях региона будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей экономики.
Кроме туристско-рекреационных кластеров предусмотрено проектирование и создание автотуристических кластеров, которые будут располагаться вблизи федеральных трасс.
Для решения указанной задачи предполагается использовать возможности софинансирования из бюджетных средств и средств инвесторов. Бюджетные средства, в т.ч. средства бюджета Республики Татарстан и федерального бюджета, на II этапе реализации Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" планируется вкладывать в финансирование объектов инженерной инфраструктуры приоритетных кластеров, а средства инвесторов - в финансирование объектов туристско-рекреационного назначения.
Развитие туристской инфраструктуры, создание современных комплексов наряду с вовлечением в оборот отреставрированных объектов историко-культурного наследия создадут условия для разработки целого ряда новых туристских маршрутов различной направленности. Это позволит удовлетворить потребительский спрос различных категорий туристов, обеспечить всесезонное функционирование туристских объектов и стабильный рост туристского потока.
Для решения задачи повышения качества и конкурентоспособности республиканского туристского продукта и обслуживания туристов с учетом действующих внутренних и международных стандартов планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на проведение исследований туристского рынка республики, связанных с оценкой туристского потенциала, качества и конкурентоспособности турпродукта, а также мониторингом качества оказываемых туристских услуг, совершенствованием технологического обеспечения отрасли, формированием современной статистики туризма. Данное направление предполагает развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, включая высшее и среднее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку кадров, организацию взаимодействия в области управления качеством турпродукта с общественными профессиональными организациями сферы туризма и гостеприимства. Кроме того, в данный раздел включены мероприятия по созданию современной системы туристской навигации, в т.ч. установка коричневых туристских указателей, принятых в международной практике туризма, на основных трассах по направлению к туристским объектам.
В результате реализации этих мероприятий будут созданы условия для повышения конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, качества оказываемых туристских услуг.
Помимо этого, важными представляются следующие направления:
развитие и повышение конкурентоспособности республиканских туристских брендов (гг. Казань, Елабуга, г. Чистополь и Чистопольский район, Зеленодольск и Зеленодольский район, "Древний город Болгар", "Остров-град Свияжск", "Резиденция Кыш бабая и Кар кызы");
расширение ассортимента республиканского турпродукта, формирование новых брендов по перспективным направлениям туризма (этнического, культурно-познавательного, экологического, рыболовного, сельского, оздоровления, отдыха и рекреации, туризма с активными способами передвижения), а также государственная поддержка социально значимых проектов и инициатив, формирование республиканского событийного календаря.
Решение задачи по увеличению разнообразия предоставляемых туристских услуг предполагает организацию республиканских конкурсов, направленных на определение перспективных туристских проектов, программ и маршрутов в Республике Татарстан.
Мероприятия по повышению качества республиканского туристского продукта и уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма включают в себя:
проведение специальных исследований туристского рынка, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала, качества и конкурентоспособности турпродукта, а также мониторинга качества оказываемых туристских услуг;
организацию повышения квалификации кадров туриндустрии в преддверии международных событий;
развитие системы подготовки кадров в сфере туризма и индустрии гостеприимства;
создание условий для эффективной деятельности некоммерческих и общественных организаций в сфере туриндустрии;
создание современной системы туристской навигации.
Решение задачи по усилению социальной роли туризма включает в себя разработку и реализацию программ развития социально-ориентированных видов туризма, в первую очередь, социального и детского, а также внедрение туристско-экскурсионных мероприятий в учебные планы и проведение конкурсов туристско- краеведческой и социальной направленности.
Решение задачи по совершенствованию системы управления и статистического учета, в первую очередь, предполагает разработку системы статистических показателей эффективности деятельности, а также внедрение лучших практик в работу органа исполнительной власти в сфере туризма.
Решение задачи по продвижению туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и международном рынках предполагает участие в специализированных туристских выставках, проводимых на территории Российской Федерации и за рубежом.
Для продвижения туристского продукта Республики Татарстан на мировом и внутреннем туристских рынках в течение всего срока реализации Программы необходимо, в первую очередь, существенно увеличить присутствие туристских возможностей Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", организовать разработку и использование современных IT-сервисов, проектов и услуг в сфере туризма, обеспечить развертывание информационно-пропагандистских кампаний и проведение комплекса других мероприятий, направленных на формирование и продвижение туристского имиджа Республики Татарстан как привлекательного направления для туристов. В программных мероприятиях также могут быть учтены средства, вкладываемые субъектами туристского бизнеса в продвижение турпродукта.
Решение задачи по формированию благоприятного туристского имиджа республики, увеличение объема и разнообразия предоставляемых туристских услуг населению определяется государственной поддержкой первоочередных мероприятий:
организация проведения и участие в российских туристских выставках;
организация и проведение конкурсов, направленных на развитие туриндустрии;
организация проведения и участие в конференциях и семинарах;
формирование туристского бренда Республики Татарстан.
Мероприятия по продвижению туристского продукта Республики Татарстан включают в себя:
увеличение присутствия туристских возможностей Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая поддержание и продвижение республиканского сайта по туризму, а также конкурентоспособного цифрового контента, сервисов и наполнение информационного ресурса;
развитие сети и координация деятельности туристских информационных центров (включая Call-centre) и обеспечение их работы, взаимодействие с российскими и зарубежными туристскими информационными центрами;
издание и распространение рекламно-имиджевых материалов о туризме в Республике Татарстан;
организацию и проведение международных, общероссийских, межрегиональных, республиканских мероприятий, направленных на формирование туристского имиджа и продвижение республики на туристских рынках, включая создание рекламных фильмов и роликов, цикловой телепередачи, участие в выездных презентациях (road-show), организацию и проведение в республике международных встреч с участием представителей регионов России и зарубежья, проведение других имиджевых мероприятий (в т.ч. в рамках проекта "Великая Волга" и других межрегиональных мероприятий, ежегодных авто- и велопробегов Казань - Свияжск, Казань - Болгар и других).
4. Оценка состояния отрасли туризма в Республике Татарстан
В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики Татарстана, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств транспорта и размещения туристов, а также общее повышение цен.
К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести конкуренцию, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития общества.
Эффективное использование туристского потенциала республики, создание условий для качественного отдыха на территории Татарстана как для иностранных, так и российских граждан требует качественного стратегического планирования.
Республика Татарстан играет заметную роль в развитии туризма Российской Федерации, показывая устойчивую положительную динамику по основным показателям: рост туристского потока и рост объема оказанных услуг в сфере туризма.
Ежегодный рост туристского потока в республику составляет в среднем 12 процентов.
Динамика роста туристского потока в Республике Татарстан представлена в таблице 1.
Таблица 1
Численность лиц, обслуженных коллективными средствами размещения в Республике Татарстан
Наименование показателя |
Годы |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек |
1113,5 |
1277,5 |
1479,5 |
1662,4 |
1759,1 |
1782,5 |
Динамика роста объема туристских услуг в Республике Татарстан представлена в таблице 2.
Таблица 2
Объем платных услуг в сфере туризма в Республике Татарстан
Наименование показателя |
Годы |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Объем услуг в сфере туризма, млн. руб. |
5663,7 |
6489,0 |
7889,5 |
9066,9 |
10030,2 |
11310,5 |
Положительная динамика в сфере туризма в республике достигается благодаря продуманной политике органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата в сфере туризма, развития и совершенствования туристской инфраструктуры, а также продвижению туристских возможностей Татарстана в России и за рубежом.
Татарстан считается одним из наиболее развитых регионов в гостиничной сфере Поволжья и является лидером в федеральном округе по ряду основных показателей, характеризующих состояние гостиничного рынка: средства размещения пользуются высоким спросом у клиентов, по количеству отелей республика также опережает соседей.
Информация о количестве и составе коллективных средств размещения, действующих на территории Республики Татарстан, представлена в таблице 3.
Таблица 3
Количество коллективных средств размещения, действующих на территории Республики Татарстан, по состоянию на 01.01.2016
Наименование показателя |
Общее количество |
Количество мест |
Количество коллективных средств размещения, в том числе: |
385 |
38973 |
гостиницы и аналогичные средства размещения |
288 |
20492 |
специализированные средства размещения (санаторно-курортные, базы отдыха и другие предприятия отдыха) |
97 |
18481 |
Более 80 процентов номерного фонда гостиниц приходится на г. Казань. В столице республики положительными тенденциями развития гостиничного сектора является не только рост количества гостиниц, но и увеличение в их составе гостиниц эконом-класса и хостелов, а также гостиниц известных мировых сетей - "Ibis", "Park Inn", "Ramada", "Double Tree by Hilton" и других.
Транспортное обслуживание туристов осуществляется путем авиаперевозок, железнодорожным и автотранспортом, а также речным флотом.
Международный аэропорт "Казань" осуществляет перевозку туристов регулярными и чартерными рейсами.
Регулярные междугородние перевозки осуществляются по 25 направлениям (Москва, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Воронеж, Минеральные Воды, Сочи, Уфа, Хабаровск и другие).
Регулярные международные рейсы в страны СНГ осуществляются по 11 направлениям (Баку, Ташкент, Киев, Ереван, Алматы и другие).
Регулярные международные рейсы осуществляются по направлениям Стамбул (Турция), Франкфурт-на-Майне (Германия), Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты) и другие.
Чартерные международные рейсы осуществляются в Анталию (Турция), Даламан (Турция), Барселону (Испания), Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты), Ираклион (Греция), Монастир (Тунис), Родос (Греция) и другие
Количество авиакомпаний, действующих в Международном аэропорту "Казань" летом 2016 года, составило 21 шт. Регулярные и чартерные рейсы в г. Казани осуществляют авиакомпании "Аэрофлот", S-7, "Utair", "Air Astana", "Fly Dubai", "Uzbekistan airlines", "Россия" и другие. Воздушное сообщение налажено с 87 городами 47 стран мира.
Динамика пассажиропотока международного аэропорта "Казань" представлена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика пассажиропотока международного аэропорта "Казань"
Наименование показателя |
Годы |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Количество прибывших пассажиров, человек |
482925 |
616905 |
751653 |
927597 |
976683 |
904097 |
Количество убывших пассажиров, человек |
475676 |
602513 |
735251 |
919661 |
965725 |
890638 |
Факторами, негативно влияющими на рост туристских авиаперевозок, остаются высокие цены, отсутствие низкобюджетных (low-cost) перевозчиков, а также высокий физический износ воздушного парка.
Прибытие туристов в г. Казань посредством железнодорожных перевозок осуществляется из городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Перми, Ижевска, Нижнего Новгорода и других.
Через г. Казань проходит международный туристский поезд Москва - Пекин (поезд "Царское золото"). Путешествие на таком поезде занимает две недели и предполагает обширную экскурсионную программу на остановках.
Через г. Казань пролегает также железнодорожный туристский маршрут Москва - Владивосток, перевозку туристов по которому выполняет поезд "Золотой орел".
В г. Казани для обслуживания железнодорожных перевозок имеется два вокзала - "Казань-1" и "Казань-2" - для поездов казанского формирования и транзитных поездов соответственно.
Железнодорожный вокзал "Казань-1" - это крупный российский узел железных дорог. Ежедневно он принимает около 100 поездов дальнего и ближнего следования. Главное здание железнодорожного вокзала "Казань-1" - памятник архитектуры начала XX века. В 2013 году здание было реконструировано, инфраструктура вокзала обновилась в соответствии с современными требованиями. На вокзале есть стойка круглосуточной выдачи билетов, заказанных на почте или через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Через железнодорожные вокзалы "Казань-1" и "Казань-2" проходят поезда по более чем 35 направлениям.
Проблемами туристских железнодорожных перевозок остается низкий сервис на ряде направлений, высокий физический износ подвижного состава, а также сложная система организации групповых туристских маршрутов.
Большинство организованных групп туристов прибывают в г. Казань на заказных автобусах туристского класса из Самары, Йошкар-Олы, Чебоксар, Нижнего Новгорода, Москвы, Ульяновска, Пензы, Владимира, Оренбурга, Ижевска, Кирова и других. Количество таких автобусов в выходные дни достигает 50.
Для индивидуальных поездок два казанских автовокзала предоставляют услуги по перевозке пассажиров по регулярным и заказным автобусным маршрутам, всего по более 100 направлениям.
Вопросами, требующими своего решения для дальнейшего развития автобусных туристских перевозок, остаются состояние дорожной сети, низкое качество придорожного сервиса и сервиса туристского обслуживания на автовокзалах и в поездках.
Большой туристский поток в летнее время прибывает в г. Казань транзитным круизным флотом. Динамика обслуживания круизных туристов в речном порту г. Казани представлена в таблице 5.
Таблица 5
Динамика обслуживания круизных туристов в речном порту г. Казани
Наименование показателя |
Годы |
|||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Количество принятых судов, единиц |
978 |
824 |
571 |
679 |
596 |
639 |
Количество обслуженных туристов, человек |
133784 |
105773 |
79798 |
115000 |
103645 |
88718 |
Тенденция к сокращению количества принятых судов и круизного туристского потока связана со старением и физическим износом речного флота России.
Важным условием формирования качественного республиканского туристского продукта является организация питания туристов.
На 1 января 2013 года в республике насчитывалось 4,9 тыс. предприятий общественного питания на 294 тыс. посадочных мест, из них в г. Казани функционируют 1,7 тыс. предприятий на 83,7 тыс. посадочных мест.
Оборот общественного питания в Республике Татарстан в 2013 году составил 31,7 млрд. рублей, что на 13,7 процента превышает аналогичный показатель 2012 года.
Популярными среди туристов являются 265 объектов общественного питания, из них 180 объектов могут предложить блюда национальной кухни.
Проблемами организации питания туристов остаются отсутствие отдельной страницы татарской национальной кухни в меню большинства предприятий общественного питания, практическое отсутствие меню на английском языке, а также англоговорящего персонала.
На сегодняшний день в Татарстане функционируют более 600 туристских компаний, из которых 70 входят в Единый федеральный реестр туроператоров.
Проблемой туроператорской деятельности во внутреннем и въездном туризме является отсутствие собственной материальной базы, что ведет к возможным сбоям в организации туристских программ и удорожанию внутреннего туристского продукта.
Меняется система профессионального туристского образования, в учебный процесс внедряются новые образовательные программы международного уровня. Однако проблемой образования в туризме остается его оторванность от реальных потребностей туристского рынка.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики ведут работу по развитию туризма на своих территориях, но зачастую в этой работе отсутствует системный характер и понимание необходимости развития туристской специализации и конкурентоспособных туристских брендов, использования современных туристских технологий.
Вместе с тем Республика Татарстан обладает высоким туристско- рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, где особое место принадлежит столице республики - г. Казани. Во многих муниципальных районах и городских округах республики также представлен широкий спектр объектов, перспективных с точки зрения туристского интереса.
Проведение XXVII Всемирной летней универсиады в г. Казани в 2013 году, проведение чемпионата мира по водным видам спорта в 2015 году, подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года повысили событийную привлекательность туристско-рекреационного комплекса республики.
Все это делает Республику Татарстан идеальным регионом для развития различных видов туризма.
В качестве приоритетных видов туризма, развивающихся на территории республики, можно выделить такие виды, как культурно-познавательный, событийный, оздоровительный, бизнес-туризм, круизный, экологический, этнический и паломнический. Перспективными видами туризма являются рыболовный, охотничий, экстремальный, сельский и социальный. Указанные виды сегментов туристского рынка требуют особого и всестороннего подхода, применяемого в организации развития туристского рынка, в контексте учета требований, выдвигаемых различными социальными группами.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Республике Татарстан, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни населения.
Наиболее действенным способом решения выявленных проблем и повышения эффективности использования ресурсного потенциала туризма является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства.
Именно использование механизмов государственной поддержки развития туризма на основе государственно-частного партнерства за счет максимальной координации действий участников Стратегии в процессе развития наиболее перспективных туристско-рекреационных кластеров, наращивания внутреннего спроса на туристские услуги, а также создания новых рабочих мест позволит минимизировать негативные для развития сферы туризма факторы.
Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики будет активизирована деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.
Таким образом, исходя из изложенного выше, основными проблемами в сфере развития туризма в Республике Татарстан являются:
недостаточная информированность о Республике Татарстан как туристском направлении;
недостаточно активное продвижение туристского потенциала республики на мировых и региональных туристских рынках;
недостаточное разнообразие конкретного туристского продукта;
недостаточное количество организованного туристского транспорта (авиаперевозок, железнодорожных направлений, специализированных автобусных и теплоходных рейсов и т.д.);
недостаточная конкурентоспособность республиканского туристского продукта (соотношение "цена - качество" не соответствует принятым стандартам);
слабое использование возможностей туризма выходного дня;
преобладание культурно-познавательного туризма, в то время как общемировые тенденции демонстрируют популярность специализированных видов туризма, где ознакомление с достопримечательностями является частью разнообразной программы туров;
недостаточное использование фестивального, ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях (событийный туризм);
слабая информированность населения о туристском потенциале республики, отсутствие специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа;
недостаток статистических данных;
слабое развитие государственно-частного партнерства в туристском бизнесе.
SWOT-анализ развития сферы туризма
1. Сильные стороны:
1.1. Основополагающие условия:
- уникальная татарская культура;
- толерантность;
- крупнейшие в Европе реки (Волга, Кама);
- существующие туристские потоки;
- большое количество людей, проживающих в соседних регионах.
1.2. Туристическая инфраструктура и достопримечательности:
- некоторые исторические места уже являются развитыми туристическими центрами;
- три объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО;
- в Республике Татарстан есть множество гостиниц разных категорий с хорошим соотношением цены и качества;
- соответствие гостиниц в своих категориях международным стандартам.
1.3. Транспортная доступность:
- развитая транспортная инфраструктура;
- выгодное географическое положение;
- качественное состояние дорожной сети.
2. Слабые стороны:
2.1. Основополагающие условия:
- качество сервиса на ряде объектов зачастую ниже международных стандартов;
- небольшое количество иностранных туристов в республике.
2.2. Туристическая инфраструктура и достопримечательности:
- ограниченное количество развитых мест для отдыха с возможностью ночлега;
- большие расстояния между имеющимися туристскими центрами, отсутствие достопримечательностей;
- ограниченное количество достопримечательностей.
2.3. Транспортная доступность:
- устаревший и непривлекательный речной флот на р. Волге;
- низкое число прямых международных авиаперелетов.
3. Возможности для развития туризма в Республике Татарстан:
- дальнейшее развитие экономики благоприятно отразится на объемах делового туризма;
- использование имеющихся достопримечательностей упрочит признание Республики Татарстан в качестве туристического направления;
- стабильное развитие туризма за счет новых туристских продуктов, исходя из имеющихся ресурсов;
- значительное увеличение числа туристов за счет расширения маркетинговой деятельности в России и за рубежом;
- использование будущих крупномасштабных мероприятий для повышения узнаваемости Татарстана;
- инвестирование крупных компаний в туристские проекты;
- более рациональное использование имеющихся туристских потоков;
- увеличение средней продолжительности пребывания туристов и дохода от туризма путем дальнейшего развития туристских объектов за пределами Казани;
- привлечение авиакомпаний для увеличения количества прямых международных авиарейсов;
- использование водных ресурсов для создания привлекательных туристских продуктов.
4. Угрозы развитию туризма в Республике Татарстан:
- низкий уровень частных инвестиций в туризм;
- туризм в Татарстане сосредоточен в Казанской агломерации;
- низкая активность туроператоров въездного туризма;
- уменьшение финансовой поддержки для содержания и реставрации памятников культуры.
5. Целевые значения показателей развития отрасли
Основные результаты реализации Стратегии к 2030 году:
увеличение внутренних и въездных туристских потоков в Республику Татарстан:
к 2021 году - 3498,4 тыс. чел.;
к 2030 году - 6720,7 тыс. чел.;
объем платных услуг в сфере туризма:
к 2021 году - 18412,8 млн. руб.;
к 2030 году - 39778,8 млн. руб.;
увеличение количества ночевок в коллективных средствах размещения:
к 2021 году: 13993,6 тыс. ед.;
к 2030 году - 33603,5 тыс. ед.;
количество человек, занятых в сфере туризма и гостеприимства:
к 2021 году - 40000 чел.;
к 2030 году - 50000 чел.
6. Сроки и этапы реализации Стратегии
Срок реализации Стратегии - 2016-2030 годы. Стратегия будет реализована в два этапа. Первый этап - 2016-2021 годы, второй этап - 2021-2030 годы.
7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Реализация Программы позволит к концу 2030 года значительно повысить конкурентоспособность туристского рынка Республики Татарстан, а также удовлетворить потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
В результате выполнения мероприятий Стратегии туристско-рекреационный комплекс Республики Татарстан получит существенное развитие, повысится качество туристских услуг, а также будет решена задача продвижения туристского продукта на мировом и внутреннем рынках.
Ожидается, что в результате реализации мероприятий Стратегии в 2030 году объем внутренних и въездных туристских потоков составит 6720,7 тыс. чел.; объем реализации услуг в сфере туризма - 39778,8 млн. руб.; количество ночевок в коллективных средствах размещения - 33603,5 тыс. ед., количество человек, занятых в сфере туризма и гостеприимства - 50000 чел.
В результате реализации мероприятий по развитию системы учета в сфере туризма в программные показатели изменения основных макроэкономических показателей (валовый региональный продукт, добавленная стоимость, прибыль, число занятых и др.) станет возможным осуществить расчеты по экономической эффективности отрасли.
Необходимо подготовить предложения по введению в систему статистического учета, осуществляемого Комитетом по социально-экономическому мониторингу Республики Татарстан, мониторинг в разрезе всех видов туризма. При этом регламент этого учета должен предполагать участие в нем отраслевых министерств и ведомств.
Реализация Плана мероприятий Стратегии позволит закрепить положительные тенденции в развитии туризма в Республике Татарстан, что повлечет за собой создание новой и обновление существующей туристской инфраструктуры и, как следствие, создание на территории Республики Татарстан современной конкурентоспособной туристской отрасли. По предварительным оценкам, реализация Стратегии позволит по окончании срока ее действия с учетом выполнения указанных мероприятий сформировать высокоэффективную туристско-рекреационную инфраструктуру, что обусловит в дальнейшем высокую динамику роста доходной части бюджета Республики Татарстан по статье "Туризм".
Решение вышеназванных задач Стратегии даст мультипликативный эффект для устойчивого развития экономики республики и Российской Федерации в целом, но эти задачи могут быть реализованы только при существенной поддержке государства и кооперации муниципальных образований и частных инвесторов на проектной основе.
8. План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Республике Татарстан на период до 2030 года
N |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения |
I. Формирование доступной и комфортной туристской среды, создание туристской инфраструктуры | |||
1. |
Мониторинг реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
2. |
Анализ эффективности реализации программы развития сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
3. |
Разработка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты в сфере туризма и формированию новых законодательных инициатив с учетом современных требований туристского рынка в Российской Федерации |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Управление Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан |
2016-2018 годы |
4. |
Формирование перечня инвестиционных проектов в сфере туризма и поддержание его в актуальном состоянии |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан |
Постоянно начиная с 2016 года |
5. |
Подготовка предложений по созданию кластеров в сфере туризма |
Министерство экономики Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
6. |
Работа в рамках флагманского проекта "Экозона "Волжско-Камский поток", в том числе: реализация проекта развития внутреннего и въездного туризма в Волжско-Камском бассейне Республики Татарстан; реконструкция и создание гостиничной инфраструктуры, сферы обслуживания; реконструкция и создание рыболовных и охотничьих баз; создание координационного совета проекта "Экозона "Волжско-Камский поток" |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан, Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан (по согласованию) |
2016-2030 годы |
7. |
установка туристской навигации на федеральных трассах в рамках флагманского проекта "Чистый путь" |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан (по согласованию) |
2016-2030 годы |
8. |
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области туризма |
Министерство экономики Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
9. |
Обеспечение транспортной доступности объектов туристского показа и обустройство объектов транспортной инфраструктуры с учетом прохождения туристских маршрутов |
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан |
2016-2030 годы |
10. |
Развитие туристской инфраструктуры Республики Татарстан, в том числе развитие автомобильной, водной и воздушной инфраструктуры для туризма Республики Татарстан |
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан (по согласованию), Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан |
2016-2030 годы |
11. |
Развитие береговой инфраструктуры, в том числе строительство, ремонт и восстановление мостов, причалов, заправочных станций, проведение дноуглубительных работ, создание и обустройство пляжей и прилегающих территорий |
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2017-2018 годы |
12. |
Разработка комплекса мер по развитию водного, яхтенного, круизного туризма |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан |
2017-2018 годы |
13. |
Подготовка предложений о включении Республики Татарстан в федеральные целевые программы по развитию малого речного флота |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан |
2017-2018 годы |
14. |
Внесение предложений о включении в республиканские и муниципальные программы селитебной застройки строительство объектов культуры и туризма |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2017-2018 годы |
15. |
Реализация мер по развитию государственно-частного партнерства в сфере туризма |
Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2017-2018 годы |
16. |
Учреждение грантов на реализацию проектов в сфере туристской деятельности |
Министерство экономики Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2017-2018 годы |
17. |
Учреждение субсидий на развитие туристской инфраструктуры |
Министерство экономики Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2017-2018 годы |
18. |
Подготовка предложений по комплексу мер по регулированию деятельности малых средств размещения (гостиниц или иных средств размещения с номерным фондом не более 50 номеров) |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2017-2018 годы |
II. Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и мировом рынках | |||
19. |
Совершенствование системы классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, а также горнолыжные трассы и пляжи |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
20. |
Ведение реестра туристских маршрутов и инвестиционного портала |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан |
Постоянно начиная с 2017 года |
21. |
Подготовка предложений по государственной поддержке зон приоритетного развития туризма (Поволжье и др.) |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
22. |
Разработка и реализация межрегиональных туристских проектов, в том числе: "Красный маршрут" (Приволжский федеральный округ); "Великий Волжский путь" (Приволжский, Центральный и Южный федеральные округа) |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
23. |
Повышение уровня гостеприимства и сервиса в Республике Татарстан, в том числе: увеличение количества образовательных организаций, готовящих специалистов в сфере туризма и сервиса; проведение профориентационных мероприятий в сфере туризма; развитие волонтерского движения в сфере туризма; разработка и реализация программ повышения качества на объектах туристской инфраструктуры (тренинги, семинары и пр.); реализация программы повышения лояльности к туристам и сфере туризма; исследование и мониторинг сферы туризма (туристские объекты, туристские дестинации и др.) |
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
24. |
Разработка учебных программ по подготовке, переподготовке, повышению квалификации инструкторов-проводников, гидов- переводчиков, экскурсоводов, ориентированных на туристские ресурсы регионов Российской Федерации |
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан |
2016-2030 годы |
25. |
Повышение квалификации специалистов в области детского туризма |
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
26. |
Подготовка предложений по повышению уровня гостеприимства, сервиса и услуг до международных стандартов. |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2017-2018 годы |
III. Усиление социальной роли туризма | |||
27. |
Разработка и реализация программ развития социального, культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, патриотического, военно-исторического, экологического, этнографического, сельского и образовательного туризма |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан |
2016-2030 годы |
28. |
Разработка и реализация плана по развитию детского и молодежного туризма (в том числе туризма для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов) |
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
2016-2030 годы |
29. |
Внедрение туристско-экскурсионных мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования |
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
30. |
Внедрение показателей эффективности деятельности регионов в сфере детского туризма |
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
31. |
Создание и реализация программы по внедрению безбарьерной среды на объектах туристской индустрии для людей с ограниченными физическими возможностями |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерств о культуры Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
32. |
Разработка туристских маршрутов на базе Списка всемирного наследия, перечней культурного наследия ЮНЕСКО и особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации |
Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
33. |
Формирование и продвижение широкого спектра маршрутов культурного туризма, создание сети информационно-туристских центров, эффективного маркетинга и логистики для капитализации культурного наследия и арт-брендов Татарстана (программа "Культурный туризм") |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан |
2016-2030 годы |
34. |
Проведение конкурсов и иных мероприятий туристско-краеведческой направленности, в том числе круглых столов и конференций |
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерств о культуры Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
IV. Совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма | |||
35. |
Проведение совещаний, семинаров, форумов по основным вопросам развития туризма |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
36. |
Создание унифицированных туристских паспортов регионов России |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
37. |
Разработка системы показателей оценки эффективности деятельности регионов в сфере туризма |
Министерство экономики Республики Татарстан, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
38. |
Подготовка ежегодного доклада о состоянии и развитии туризма в Республике Татарстан |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан |
2016-2030 годы |
39. |
Выявление и распространение лучшей практики реализации деятельности регионов в сфере туризма |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
V. Продвижение туристского продукта Республики Татарстан на внутреннем и международном рынках | |||
40. |
Разработка маркетинговой стратегии развития туризма Республики Татарстан |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
41. |
Разработка и продвижение туристских брендов Республики Татарстан и отдельных туристских продуктов |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
42. |
Внедрение и развитие единой унифицированной системы туристской навигации, установка унифицированных указателей туристской навигации на местности, на улицах, внутри зданий и сооружений, являющихся объектами туристского показа, а также на средствах транспорта, транспортных узлах и автомобильных дорогах |
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан, Муниципальные образования Республики Татарстан |
2016-2030 годы |
43. |
Разработка стандартов деятельности сети туристских информационных центров |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
44. |
Создание системы туристских информационных центров на транспортных хабах |
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
45. |
Создание и развитие туристского портала Республики Татарстан |
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан |
2016-2030 годы |
46. |
Создание системы бронирования гостиничных и туристских услуг |
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
47. |
Внедрение российских высокотехнологичных информационно-коммуникационных разработок в туризме, в том числе аудио-, радио- и медиагидов, IT- приложений, QR-кодов |
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан, Министерств о культуры Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
48. |
Ведение реестра российской национальной сувенирной продукции, продвижение сувенирной продукции на российском и международном туристских рынках |
Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Торгово-промышленная палата Республики Татарстан |
2016-2030 годы |
49. |
Реализация мер по поощрению достижений в области туризма и поддержке приоритетных направлений туристской деятельности |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
50. |
Реализация мероприятий по развитию делового и событийного туризма |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан |
2016-2020 годы |
51. |
Формирование и продвижение Национального календаря событий |
Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Муниципальные образования Республики Татарстан |
2016-2030 годы |
52. |
Реализация мероприятий по созданию и формированию имиджа России как страны, благоприятной для туризма |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму |
2016-2030 годы |
53. |
Внесение предложений по введению в перечень индикаторов зарубежных представительств, делегаций и бизнес-миссий Республики Татарстан привлечение туристов |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан |
2017-2018 годы |
54. |
Создание туристских продуктов в перспективных видах туризма, в том числе: развитие перспективных видов туризма, в том числе сельского, медицинского, промышленного, событийного, гастрономического, водного, активного, образовательного, детского и других перспективных видов туризма; создание и развитие туристско-рекреационных кластеров |
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан |
2016-2030 годы |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Государственного комитета Республики Татарстан по туризму от 24 июля 2017 г. N 109 "Об утверждении Стратегии развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.