Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 27 декабря 2007 г. N А79-6142/2007
См. также постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2008 г. N А79-6142/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Радченковой Н.Ш., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Имайчевой Е.Н. (доверенность от 09.01.2007 N 02-40/32), Казакова Ю.С. (доверенность от 26.12.2007 N 02-40/21847)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Валентина" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.08.2007 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 по делу N А79-6142/2007, принятые судьями Кудряшовым В.Н., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Валентина" об оспаривании постановления от 13.06.2007 N 000005 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Валентина" (далее ООО "Валентина", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением об оспаривании постановления от 13.06.2007 N 000005 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике (далее Инспекция, налоговый орган).
Решением суда от 23.08.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 29.10.2007 судебный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с выводами судов, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Заявитель кассационной жалобы считает, что выводы судов о надлежащем извещении Общества о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Общество указывает, что 09.06.2007 получил письмо Инспекции от 05.06.2007, в котором извещается о рассмотрении административного дела 11.06.2007, тогда как письмо Инспекции от 06.06.2007 о назначении рассмотрения дела на 13.06.2007 получено лишь 15.06.2007. В связи с этим рассмотрение административного дела состоялось без надлежащего извещения, чем налоговый орган нарушил права и законные интересы привлекаемого лица.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция и ее представители в судебном заседании возразили против доводов заявителя, указав на законность судебных актов, и просила оставить их без изменения.
ООО "Валентина", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в суд не направило.
Законность обжалованных судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 31.05.2007 Инспекция провела проверку соблюдения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в кафе "Валентина", принадлежащем Обществу и расположенном по адресу: г. Алатырь, ул. Ленина, д. 30, и выявила факт реализации алкогольной продукции с нарушением Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55. На момент проверки не представлены документы, подтверждающие легальность производства и оборота водки "Мягков" (емкость 05,5 литра, крепость 40 процентов) и коньяка "Черный аист" (емкость 0,5 литра, крепость 40 процентов).
По результатам проверки оформлен акт от 31.05.2007 и составлен протокол от 04.06.2007 N 000007.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Инспекции в отсутствии# представителя Общества вынес постановление от 13.06.2007 N 000005 о привлечении ООО "Валентина" к административной ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания 30 000 рублей штрафа.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Чувашской Республики исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд указал на надлежащее извещение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Принимая решение, суд руководствовался статьями 16, 26 Закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пунктами 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
Руководствуясь аналогичными нормами права, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что принятые судебные акты подлежат отмене.
Согласно статье 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее Правила), при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.
В пункте 139 Правил определено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Ответственность за нарушение данных Правил предусмотрена в части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен судом, подтверждается материалами дела и Обществом не отрицается.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Валентина" состава вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс) дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу статьи 25.4 Кодекса защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе ознакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Перечисленные выше нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Рассматривая спор по существу, суды пришли к выводу о том, что налоговый орган надлежащим образом известил Общество о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом в подтверждение своих выводов суды сослались на уведомление о получении Обществом 09.06.2007 почтового отправления Инспекции (л.д. 54) и определение о вызове лица, назначении времени и места рассмотрения дела от 06.06.2007 (л.д. 61).
Однако в материалах дела имеются два извещения Инспекции: от 05.06.2007 N 09-06/8910 о вызове представителя Общества на 11.06.2007 (л.д. 15) и от 06.06.2007 N 09-06/8910, в котором Общество вызывается для рассмотрения административного дела на 13.06.2007 (л.д. 16). В определении налогового органа от 06.06.2007 о вызове лица (л.д. 61), назначении времени и места рассмотрения дела отсутствует подпись представителя ООО "Валентина".
В заявлении, поданном в суд первой инстанции, в апелляционной и кассационной жалобах ООО "Валентина" указывало, что 09.06.2007 было получено извещение Инспекции от 05.06.2007 о вызове для рассмотрения материалов административного дела на 11.06.2007, а извещение от 06.06.2007 получено Обществом только 15.06.2007 (л.д. 100), уже после вынесения оспариваемого постановления. В принятых судебных актах указанное обстоятельство никак не отражено.
При разрешении вопроса о соблюдении налоговым органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности суды не приняли во внимание и не дали оценку указанным доказательствам, в том числе извещению Инспекции от 05.06.2007 (л.д. 15), а также почтовым уведомлениям (л.д. 14, 100), в связи с чем их выводы не основаны на полном и всестороннем исследовании всех доказательств.
С учетом изложенного принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче в Арбитражный суд Чувашской Республики для нового рассмотрения.
При новом рассмотрении суду необходимо проверить соблюдение налоговым органом порядка привлечения Общества к административной ответственности с учетом оценки названных доказательств.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае являются основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.08.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 по делу N А79-6142/2007 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
И.Л. Забурдаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 декабря 2007 г. по делу N А79-6142/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника