Руководствуясь Концепцией региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2769-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 N 643 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя", Правительство Севастополя постановляет:
Постановлением Правительства Севастополя от 6 апреля 2017 г. N 284-ПП постановление от 24 декабря 2014 г. N 643 признано утратившим силу
1. Утвердить прилагаемую Концепцию информатизации Севастополя (далее - Концепция). Управление реализацией Концепции возложить на Главное управление информатизации и связи Правительства Севастополя.
2. Главному управлению информатизации и связи Правительства Севастополя по согласованию с Главным управлением экономического развития, Советом по информатизации при Правительстве Севастополя, иными заинтересованными федеральными органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами и исполнительными органами государственной власти в двухмесячный срок представить в Правительство Севастополя план мероприятий по реализации Концепции.
3. Главному управлению финансов города Севастополя по представлению плана мероприятий реализации Концепции подготовить предложения по внесению изменений в бюджет города на 2015 год и финансирования мероприятий на период реализации Концепции 2015 - 2018 год.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор города Севастополя, |
С.И. Меняйло |
Концепция информатизации Севастополя
(утв. постановлением Правительства Севастополя от 16 марта 2015 г. N 164-ПП)
I. Введение
Концепция информатизации Севастополя (далее - Концепция) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2769-р. В Концепции устанавливаются основные цели и задачи по внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий в городе Севастополе (далее - информатизация Севастополя) на период до 2018 года. Положения Концепции распространяются на информатизацию органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг.
Концепция соответствует основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212-Пр, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р, государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", и разработана на основе "Концепции региональной информатизации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2769-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N Пр-212-Пр" имеется в виду "N Пр-212"
Основными целями информатизации Севастополя являются:
- повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Основными задачами, требующими решения для достижения указанных целей, являются:
- комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития города Севастополя;
- повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями с помощью информационных технологий;
- повышение доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, оценки качества функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, мониторинга процессов реализации программ и проектов путем использования различных каналов информационного взаимодействия;
- формирование городской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия всех участников процесса: от жителей города и различных учреждений до региональных и федеральных органов власти;
- обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в городе Севастополь.
За время переходного периода в период с марта по декабрь 2014 года была проведена подготовительная работа по переходу на общероссийские стандарты в сфере информатизации и связи, сформирован орган государственной власти Севастополя, уполномоченный на реализацию региональной государственной политики в сфере информационных технологий и связи - Главное управление информатизации и связи города Севастополя. Образовано государственное унитарное предприятие Севастополя "Севастополь Телеком" (далее - ГУП С "Севтелеком"). Организована работа официального портала органов государственной власти города Севастополя. Начат ввод в эксплуатацию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры). Материальная база и технологический потенциал ГУП С "Севтелеком" позволяет начать выполнение мероприятий по информатизации Севастополя.
В то же время формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти города, а также государственных и муниципальных учреждений часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий.
II. Использование информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития Севастополя
В настоящее время город Севастополь находится в особом положении, на которое оказывают большое влияние следующие факторы:
- географическая оторванность от основной территории РФ;
- режим санкций в банковской и других сферах;
- запрет иностранным компаниям работать и оказывать услуги на территории Крымского федерального округа;
- сложности переходного периода на общероссийское законодательство и стандарты.
Учитывая специфику политической, экономической и социальной ситуации в городе, процесс социально-экономического развития Севастополя с использованием информационно-коммуникационных технологий целесообразно осуществить в два этапа: краткосрочный и среднесрочный.
На первом этапе следует начать выполнение мероприятий информатизации, которые смогут существенно сократить разрыв и уравнять возможности севастопольцев и остальных граждан России в части использования информационных технологий в повседневной жизни, в том числе при получении государственных услуг, обеспечить скорейшее решение задач по введению российской системы правоотношений между гражданами и государственными институтами, стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечить возможность получения гражданами государственных и муниципальных услуг способами, установленными действующим законодательством, повысить эффективность государственного управления, поставить под налогово-административный контроль большую часть денежного обращения, обеспечить доходы бюджета. Также выбор программ краткосрочной перспективы должен способствовать опережающему и интенсивному развитию коммуникационной инфраструктуры города Севастополь.
К таким программам относятся:
1. Внедрение единой системы юридически значимого электронного документооборота для всех органов государственной власти города Севастополя и подведомственных учреждений, обеспечивающей стандартизацию форм документов, используемых в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам, стандартов их обработки и хранения.
2. Внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия, предназначенной прежде всего для исключения необходимости многократного обращения граждан в различные организации и учреждения для получения документов, необходимых в процессе оказания государственных и муниципальных услуг.
3. Создание регионального портала доступа граждан к государственным и муниципальным услугам через сеть Интернет.
4. Разработка и внедрение электронной карты севастопольца (далее - ЭКС) как единого средства авторизации граждан при обращении за государственными и муниципальными услугами, которая в последующем может быть использована в качестве платежного и учетного средства для оплаты государственных и муниципальных услуг, услуг и товаров любых иных организаций и предприятий, средства получения и учета объемов полученных государственных и муниципальных льгот и субсидий.
5. Внедрение аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"), предназначенного для повышения уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
6. Создание единого ситуационно-аналитического центра Правительства Севастополя.
Для реализации всех вышеуказанных первоочередных программ и проектов на территории города Севастополя необходима инженерно-техническая инфраструктура в составе мультисервисной сети передачи данных и центра хранения и обработки данных. Существующая в настоящее время сеть ГУП С "Севтелеком" позволяет начать реализацию с дальнейшей модернизацией, строительством новых сегментов и объединением их в единую мультисервисную сеть передачи данных. В то же время практически отсутствуют мощности для хранения и обработки данных. Поэтому целесообразно начать выполнение мероприятий информатизации Севастополя с создания центра хранения и обработки данных как основы информационного пространства города Севастополя.
При создании всех вышеуказанных систем требуется организовать комплексный подход к выполнению мероприятий по защите информации.
В среднесрочном периоде, на втором этапе информатизации Севастополя, необходимо развивать и наращивать количество и качество предоставления государственных и муниципальных услуг, реализовывать мероприятия по информатизации Севастополя для решения задач социально-экономического развития различных отраслей экономики города Севастополя.
Главное управление информатизации и связи города Севастополя при внедрении информационно-коммуникационных технологий руководствуется следующими принципами, общими для разных отраслей экономики и направлений социально-экономического развития Севастополя:
- организация учета в электронной форме ключевых отраслевых показателей и ресурсов (материальных объектов, объектов налогообложения, получателей социальной помощи и других) и формирование механизмов их автоматизированного анализа и контроля, что позволит повысить качество и прозрачность управленческих решений;
- обеспечение юридической значимости документов и сведений, представленных в электронной форме, что позволит отказаться от дублирующего ведения государственных и муниципальных информационных ресурсов в электронной форме и на бумажном носителе и сократить расходы на эту деятельность, увеличить оперативность доступа к информационным ресурсам, одновременно повысив достоверность и актуальность размещаемых в них сведений;
- обеспечение юридически значимого документооборота в электронной форме, в том числе при межведомственных и межуровневых взаимодействиях, что позволяет сократить издержки, снизить сроки подготовки, исполнения и доставки документов;
- сокращение временных и финансовых расходов граждан и организаций на взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе с помощью повышения доли удаленных способов взаимодействия с использованием сети "Интернет" при информировании граждан и организаций, предоставлении государственных и муниципальных услуг и реализации контрольно-надзорных функций, что позволит сократить расходы на соответствующую деятельность, сократить сроки взаимодействий и снизить коррупционные риски;
- повышение производительности труда государственных и муниципальных служащих и работников бюджетной сферы путем автоматизации выполнения ими типовых операций, что позволит повысить эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
К числу отраслей экономики и социальной сферы, секторов государственного и муниципального управления, развитие которых в регионе должно осуществляться с широким использованием информационно-коммуникационных технологий, относятся образование, здравоохранение, социальное обеспечение, труд и занятость, строительство, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность жизнедеятельности, транспорт, связь, культура, энергетика, сельское хозяйство, государственные и муниципальные финансы.
Информатизация отраслей экономики осуществляется с учетом основных положений нормативных правовых актов о создании федеральных государственных информационных систем.
В сфере образования информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и имеет целью развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, модернизацию образовательных программ, в том числе за счет использования информационных технологий в учебном процессе, повышение эффективности управления на всех уровнях образовательной системы Российской Федерации.
Для этого предлагается использование дистанционных форм подачи заявлений, постановки на учет и зачисления в организации дошкольного, среднего, профессионального, высшего, а также дополнительного образования, дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, результатам экзаменов, аттестаций. При обращении за услугами в сфере образования в электронной форме для сокращения временных затрат граждан, а также для упрощения получения указанных услуг предполагается обеспечить предусмотренное законодательством межведомственное и межуровневое взаимодействие с органами внутренних дел, органами записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, социальной защиты и другими органами и организациями.
В целях модернизации образования для достижения современного качества учебных результатов и результатов социализации в городе Севастополь предлагается внедрение технологий электронного, в том числе дистанционного, образования с возможностью видеоприсутствия для лиц с ограниченными возможностями. Для повышения качества управления образованием предполагается формирование информационных систем учета обучающихся в образовательных учреждениях. Для снижения затрат на создание и эксплуатацию однотипных информационных систем в сфере образования целесообразно рассматривать возможность использования "облачных" технологий с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе о защите персональных данных.
В сфере здравоохранения информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", и указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и имеет целью повышение качества оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, развитие и внедрение современных методов диагностики, профилактики и лечения, повышение эффективности управления системой здравоохранения.
Для этого предполагается создание и развитие информационных систем учета оказываемой пациентам медицинской помощи, информационных систем, обеспечивающих дистанционную запись на прием к врачу и предоставляющих пациентам удаленный доступ к их медицинской информации (истории) и сведениям о полученных медицинских услугах.
Будет обеспечен доступ граждан к информации об услугах здравоохранения, о квалификации медицинских работников, результатах деятельности лечебно-профилактических учреждений в городе Севастополе.
Для повышения эффективности работы медицинского персонала предполагается создание эргономичных автоматизированных рабочих мест, снижающих число ручных операций, отнимающих значительное время. В частности, планируется внедрение систем ведения электронной медицинской карты пациента и электронной истории болезни.
В медицинских учреждениях предполагается обеспечить комплексную автоматизацию процессов управления медицинским учреждением и предоставления медицинских услуг, а также интеграцию информационных систем медицинских учреждений с региональными и федеральными информационными системами в сфере здравоохранения, в том числе обеспечить медицинский персонал сертификатами ключей проверки электронных подписей, необходимыми для ведения медицинской документации в электронной форме.
Для снижения затрат на создание и эксплуатацию информационных систем в сфере здравоохранения предлагается использование "облачных" технологий с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе о защите персональных данных и медицинской тайны.
В сфере социального обеспечения информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и имеет целью повышение доступности социального обслуживания населения Российской Федерации.
Для этого в городе Севастополе предполагается создание информационного ресурса, обеспечивающего автоматизацию учета получателей социальной помощи, предоставляемой по различным основаниям и в различных формах, оптимизацию информационного взаимодействия между региональными органами социального обеспечения при назначении адресной социальной помощи, а также организацию межведомственного информационного взаимодействия с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами записи актов гражданского состояния и другими органами и организациями.
Для повышения доступности социального обслуживания будет обеспечен дистанционный доступ граждан к информации об их правах на льготы, субсидии, пенсии, пособия, выплаты, медицинскую и материальную помощь, а также предоставлены сервисы дистанционного расчета размеров положенной им социальной помощи, подачи заявлений в электронной форме на ее получение.
В сфере труда и занятости населения информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", и имеет целью содействие развитию рынка труда и повышению информированности граждан о возможностях в сфере занятости. Для этого в городе Севастополь предполагается информирование граждан о доступных рабочих местах (вакантных должностях), условиях труда, социальных гарантиях, транспортной доступности рабочего места, условиях проживания, принимаемых правовых актах в сфере труда и занятости, об удаленных рабочих местах для граждан с ограниченной мобильностью, в том числе с использованием информационного портала "Работа в России".
В сфере жилищно-коммунального хозяйства информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом положений Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и направлена на обеспечение граждан, органов государственной власти Севастополя, органов местного самоуправления и эксплуатирующих организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве и повышение эффективности деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Для этого в городе Севастополь планируется интеграция региональных информационных систем в сфере жилищно-коммунального хозяйства с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства и размещение в указанной информационной системе сведений о жилищно-коммунальном хозяйстве города Севастополя.
Предполагается внедрение системы мониторинга удовлетворенности качеством услуг управляющих компаний.
В сфере безопасности жизнедеятельности информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300 "О государственной программе Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р, и имеет целью обеспечение защиты жизненно важных интересов личности и общества, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка, минимизацию социального, экономического и экологического ущерба от совершения противоправных действий, террористических актов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах.
Для этого предполагается внедрение в городе Севастополь информационных систем аппаратно-программных комплексов "Безопасный город", "112" и "ЭРА-ГЛОНАСС", Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, комплексных систем видеонаблюдения, систем контроля доступа на опасные объекты, использование технических средств обеспечения безопасности, в том числе в области экологического, сейсмического и иного контроля, систем жизнеобеспечения, автоматизации мониторинга и предотвращения кризисных ситуаций, иных информационных систем в сфере безопасности жизнедеятельности.
Предполагается реализовать автоматизированный информационный обмен между органами государственной власти города Севастополя, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов для организации комплексного мониторинга и управления уровнем угроз общественной безопасности, координации действий по предотвращению кризисных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
В сфере транспорта информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом положений государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", и имеет целью ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, повышение доступности транспортных услуг для населения, а также повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Для достижения таких целей в городе Севастополь предполагается обеспечить автоматизацию управления системой транспорта, в том числе путем создания диспетчерских центров управления движением транспорта, внедрения автоматизированной системы управления дорожным движением и управления движением общественного транспорта с использованием информационно-навигационных систем, а также формирования актуальной картографической информации о состоянии автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры города Севастополя.
В целях снижения загруженности дворовых территорий, улично-дорожной сети и ограничения числа поездок в центральной части города предполагается организация платного парковочного пространства, предусматривающая формирование единой информационной системы управления парковочным пространством.
В целях повышения безопасности дорожного движения предполагается создание информационной системы, обеспечивающей информирование участников дорожного движения в режиме реального времени о чрезвычайных ситуациях, авариях, заторах, метеорологической обстановке, в том числе с использованием мобильной связи. Для улучшения соблюдения правил дорожного движения его участниками, повышения собираемости штрафов, снижения коррупционных рисков будет внедрена система автоматизированной фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения и инструментов дистанционной оплаты штрафов.
Для повышения доступности транспортных услуг для населения предполагается предоставление гражданам данных о расписании движения общественного транспорта, об изменениях в указанном расписании, карт загруженности дорог и о фактическом движении общественного транспорта, а также возможности дистанционного приобретения проездных билетов и оплаты проезда с использованием технических средств и электронных проездных билетов.
В сфере культуры информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом положений федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)", и имеет целью создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизации работы учреждений культуры, обеспечения возможности реализации культурного и духовного потенциала личности.
Для этого в городе Севастополь предполагается обеспечить доступ граждан к объектам культуры и сведениям государственных архивов, в том числе за счет создания в сети Интернет сайтов и информационных порталов утверждений# культуры, создания и размещения виртуальных музеев, формирования электронных баз фондов музеев и электронных копий уникальных памятников из музейных фондов. Целесообразно предусмотреть оснащение образовательных учреждений в сфере культуры, детских школ искусств современным материально-техническим оборудованием и создать условия для внедрения электронных билетов в музеи, театры и на зрелищные мероприятия.
В сфере энергетики информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", и имеет целью развитие энергосбережения, повышение энергоэффективности в городе Севастополе и содействие инновационному развитию топливно-энергетического комплекса.
Для этого в городе Севастополе предполагается формирование государственных информационных ресурсов, обеспечивающих учет в электронной форме основных объектов и субъектов отрасли энергетики, что должно повысить достоверность соответствующих учетных сведений. Планируется создание информационных систем автоматизированного сбора и анализа данных об энергоэффективности топливно-энергетического комплекса, в том числе о достижении целевых показателей региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, увеличить эффективность планирования таких программ, привлекать инвестиции на мероприятия по энергоэффективности из внебюджетных источников.
Информационные системы города Севастополя в сфере энергетики рекомендуется интегрировать с федеральными информационными системами и обеспечивать возможность автоматического формирования аналитических и отчетных данных и их представления на федеральный уровень.
В сфере градостроительства информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом положений Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации". Предполагается создание математической модели города и транспортной системы города для последующего анализа, прогнозирования и контроля транспортных потоков и принятия логистических и градостроительных решений. Также планируется создание системы ведения городских кадастров, ведения генерального плана развития города и организация контроля его исполнения, ведения городских земельных отводов, капитального строительства и контроля его выполнения, ведения земельных кадастров, ведения договоров на использование земельных ресурсов, разработки планов оптимального использования земельных ресурсов.
В сфере сельского хозяйства информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом Положения о системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. N 157 "О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства", и имеет целью повышение продовольственной безопасности, увеличение прозрачности цикла производства продукции, более эффективное использование природных ресурсов, в частности земель сельскохозяйственного назначения, а также рост эффективности использования субсидий, предоставляемых сельхозпроизводителям.
Для этого предполагается формирование информационных ресурсов города Севастополя, обеспечивающих учет в электронной форме основных объектов и субъектов отрасли сельского хозяйства, в том числе ведение паспортов животных, паспортов полей, учет сельхозпроизводителей, учет и регистрацию сельскохозяйственной техники.
В целях развития безопасности продовольствия предполагается обеспечить межведомственный, межрегиональный и межуровневый обмен в электронной форме сведениями о зарегистрированной сельскохозяйственной технике, выданных ветеринарных сопроводительных документах, сертификатах семян, маршрутах движения скота, поставках продовольственной продукции, племенных хозяйствах, показателях производства и иными сведениями.
В сфере государственных и муниципальных финансов информатизация Севастополя будет осуществляться с учетом положений Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 1275-р, и имеет целью обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти города Севастополя и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления.
Также предполагается создание специальной территории развития ИТ - "Технопарка" со специализацией в области информационных технологий, приборостроения, высокотехнологичной медицины и развития другой инновационной деятельности. Локальное формирование критической массы специалистов и развитой телекоммуникационной инфраструктуры, возможность предоставления для них специального режима налогообложения позволит обеспечить создание уникального центра разработки российского программного обеспечения, высокоточных приборов и других инновационных товаров и услуг.
Детализация и уточнение направлений информатизации Севастополя осуществляются в планах-графиках реализации мероприятий информатизации Севастополя (дорожных картах), разрабатываемых органами государственной власти по соответствующим сферам деятельности при участии Главного управления информатизации и связи.
III. Повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" определено, что к 2018 году уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен составить не менее 90 процентов.
В соответствии с Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р, повышение качества предоставления указанных услуг обеспечивается за счет дистанционного взаимодействия с заявителем, сокращения перечня документов, обязательных для представления заявителем, использования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, сокращения сроков предоставления указанных услуг и повышения удобства их получения заявителем.
Органами государственной власти Севастополя будет обеспечена заявителям возможность:
обращения за получением государственных и муниципальных услуг, получения результата указанных услуг и уведомления о ходе их предоставления посредством различных форм и способов доступа, в том числе посредством Единого и регионального порталов, через многофункциональные центры, инфоматы, приложения интерактивного телевидения и т.д.;
совершения платежей, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
досудебного (внесудебного) обжалования в электронной форме решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе предоставляемых в многофункциональных центрах.
Предполагается реализовать обмен информацией о качестве предоставляемых в многофункциональных центрах государственных и муниципальных услуг между автоматизированными информационными системами многофункциональных центров и информационно-аналитической системой мониторинга качества государственных услуг, а также передачу информации об услугах органов государственной власти Севастополя и органов местного самоуправления из их автоматизированных информационных систем в информационные системы мониторинга качества предоставляемых услуг органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти Севастополя, органы местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также осуществляющие контрольно-надзорные функции, обеспечивают анализ действующего порядка предоставления услуг с целью выявления административных процедур, которые могут быть доработаны и оптимизированы с точки зрения удобства заявителя.
Главное управление информатизации и связи города Севастополя обеспечивает оптимизацию порядка предоставления приоритетных услуг (исполнения контрольно-надзорных функций) в электронной форме в соответствии с методическими рекомендациями, определяющими требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме, разрабатываемыми и утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В городе Севастополе ответственность за региональную информатизацию и оптимизацию предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме возлагается на Начальника Главного управления информатизации и связи города Севастополя.
IV. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти города Севастополя и органов местного самоуправления
В соответствии с законодательством органы государственной власти Севастополя и органы местного самоуправления размещают на своих официальных информационных ресурсах в сети Интернет общедоступную информацию о своей деятельности, в том числе в форме открытых данных, обеспечивая ее достоверность и актуальность.
Для повышения удобства доступа граждан к официальным сведениям Главное управление информатизации и связи города Севастополя обеспечивает объединенную индексацию информации и формирует единый навигационно-поисковый сервис для всех официальных информационных ресурсов органов государственной власти Севастополя, органов местного самоуправления, подведомственных органов и организаций с использованием стандарта взаимодействия официальных сайтов, разрабатываемого Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Формирование единого навигационно-поискового сервиса реализуется посредством создания регионального портала официальной информации, являющегося единой точкой доступа граждан и организаций ко всей региональной официальной информации, включая официальную информацию в форме открытых данных и официально опубликованные нормативные правовые акты города Севастополя.
Размещение информации о деятельности органов государственной власти Севастополя и органов местного самоуправления в форме открытых данных производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правительство города Севастополя обеспечивает официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в электронной форме, в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 198 "О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)".
V. Организационное и инфраструктурное обеспечение информатизации Севастополя
1. Управление информатизацией Севастополя
Управление информатизацией Севастополя предполагает осуществление следующих основных функций:
стратегическое планирование информатизации Севастополя, связанное с задачами социально-экономического развития региона, и оптимизация исполнения органами государственной власти Севастополя своих полномочий, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
нормативно-правовое регулирование деятельности по информатизации Севастополя;
координация расходов на информатизацию Севастополя, сбор заявок, консолидация потребностей в информационно-коммуникационных технологиях органов государственной власти и органов местного самоуправления, планирование, согласование и размещение государственного и муниципального заказов;
управление проектами в сфере информатизации Севастополя, в том числе приемка результатов работ, выполненных по государственному и муниципальному заказам, и обеспечение эксплуатации информационных систем.
2. Органы управления информатизацией Севастополя
Система управления информатизацией Севастополя включает следующие органы и должностных лиц:
Заместитель Губернатора города Севастополя, обеспечивающий общее руководство информатизацией города, ответственный за ее результативность;
Совет по информатизации при Правительстве Севастополя, ответственный за координацию работ по информатизации города;
Главное управление информатизации и связи города Севастополя - орган, уполномоченный на реализацию региональной государственной политики в сфере информационных технологий и связи (далее - уполномоченный орган по информатизации);
органы государственной власти Севастополя, выполняющие функции по реализации государственной политики в различных отраслях экономики (далее - отраслевые органы);
органы местного самоуправления;
экспертный общественный совет по информатизации при уполномоченном органе по информатизации.
Органы управления и должностные лица наделяются соответствующими полномочиями.
Совет по информатизации:
рассматривает проекты концепций, стратегий и планов информатизации Севастополя;
рассматривает проекты нормативных правовых актов, регламентирующих разработку, внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти Севастополя;
утверждает порядок и формы отчетности о деятельности органов государственной власти Севастополя и органов местного самоуправления в сфере информатизации.
Уполномоченный орган по информатизации:
осуществляет долгосрочное стратегическое планирование информатизации Севастополя, определяющее принципы, цели, задачи, результаты и целевые показатели информатизации;
организовывает и координирует деятельность по разработке и реализации программ и проектов информатизации Севастополя;
осуществляет экспертную оценку обоснованности и эффективности расходов бюджета на информатизацию и связь при определении расходной части бюджета города Севастополя на соответствующий финансовый год. При отсутствии указанного заключения включение расходов в бюджет города не допускается;
координирует деятельность органов государственной власти по предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме и ведению базовых информационных ресурсов в электронной форме;
осуществляет методическую и экспертную поддержку отраслевых органов и органов местного самоуправления;
координирует выполнение мероприятий по созданию и эксплуатации информационных систем и региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органами государственной власти Севастополя, включая ведение необходимых для автоматизированного взаимодействия справочников и классификаторов, и готовит предложения по определению органов (организаций), исполняющих обязанности операторов информационных систем и компонентов региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, совместно используемых отраслевыми органами и органами местного самоуправления;
координирует интеграцию государственных информационных систем органов государственной власти Севастополя между собой и с федеральными государственными информационными системами;
проверяет соответствие результатов реализации проектов информатизации плановым показателям и осуществляет мониторинг состояния информатизации в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
определяет перечни типовых элементов информационно-коммуникационных технологий (информационных систем, базового программного обеспечения, компонентов региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, расходных материалов, программно-аппаратных комплексов и других).
На уполномоченный орган по информатизации может быть возложена функция по определению поставщиков при централизованных закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в сфере информационно-коммуникационных технологий в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Отраслевым органам следует:
разрабатывать и вносить в уполномоченный орган по информатизации предложения по планированию и использованию информационно-коммуникационных технологий в отдельных отраслях экономики с учетом развития иных отраслей;
осуществлять функции заказчика при размещении заказа на закупки товаров и услуг в сфере компетенции с обязательным согласованием технических заданий уполномоченным органом по информатизации;
управлять выполнением проектов;
обеспечивать доступ граждан к официальной общедоступной информации посредством размещения ее на официальных сайтах в сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных.
Экспертный общественный совет по информатизации при уполномоченном органе по информатизации обеспечивает публичное обсуждение деятельности по информатизации общественными и иными заинтересованными организациями, экспертным сообществом, а также гражданами Российской Федерации.
3. Координация расходов на информатизацию
Для оптимизации расходов на информатизацию и повышения их эффективности в Севастополе могут использоваться следующие механизмы координации таких расходов, в том числе:
долгосрочное межотраслевое планирование расходов на информационно-коммуникационные технологии и региональную телекоммуникационную инфраструктуру и ее совместное использование региональными потребителями;
консолидация потребностей в информационно-коммуникационных технологиях;
осуществление централизованных закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий с учетом положений Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов";
контроль наличия в программах, планах, проектах по информатизации, реализуемых отраслевыми органами, целевых показателей, имеющих конкретный и измеримый характер;
контроль соответствия создаваемых информационных систем федеральным и региональным документам стратегического планирования, а также требованиям по совместимости информационных систем.
4. Формирование региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры
Главное управление информатизации и связи города Севастополя в пределах своих полномочий определяет состав и функции компонентов региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивает ее взаимодействие с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
При развитии региональной инфраструктуры Главное управление информатизации и связи города Севастополя руководствуется следующими принципами:
формирование интегрированной вычислительной и сетевой среды, совместно используемой органами государственной власти и органами местного самоуправления;
построение региональных информационных систем по сервисной архитектуре, стандартизация и обеспечение совместимости используемых в регионе информационно-коммуникационных систем.
Инженерная инфраструктура
Инженерная инфраструктура создается и используется для обеспечения органов государственной власти Севастополя, органов местного самоуправления и организаций города Севастополя основными средствами автоматизации деятельности. К региональной инженерной инфраструктуре относятся:
магистральный сегмент телекоммуникационной инфраструктуры города Севастополя;
региональный сегмент телекоммуникационной инфраструктуры, включающий себя создаваемую высокоскоростную сеть передачи данных;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка, после слова "включающий" пропущен предлог "в"
региональный сегмент инфраструктуры хранения и обработки данных;
внутренняя телекоммуникационная инфраструктура органов государственной власти Севастополя и органов местного самоуправления;
локально расположенные средства вычислительной техники, в том числе рабочие станции общего назначения, серверное оборудование, средства печати и копирования данных и другие;
средства обеспечения информационной безопасности.
В связи с особым статусом города как Военно-морской базы ЧФ РФ предполагается проработать вопрос строительства или совместного использования резервной магистральной линии привязки к единой сети электросвязи РФ.
Региональный сегмент телекоммуникационной инфраструктуры
Основу регионального сегмента телекоммуникационной инфраструктуры будут составлять современные оптоволоконные мультисервисные сети связи, функционирующие по единым стандартам с установленным уровнем качества обслуживания, обеспечивающие потребителей услугами передачи данных любого типа.
В целях сокращения цифрового неравенства планируется осуществлять мероприятия, направленные на повышение доступности для граждан и организаций услуг высокоскоростного доступа к сети "Интернет" и иных видов информационно-телекоммуникационных (инфокоммуникационных) услуг, снижение административных барьеров, стимулирование роста в регионе числа операторов связи и повышение конкуренции.
Региональный сегмент инфраструктуры хранения и обработки данных
Региональный сегмент инфраструктуры хранения и обработки данных включает в себя локальные и совместно используемые средства вычислительной техники и центры обработки данных (далее - ЦОД). Главное управление информатизации и связи города Севастополя определяет порядок формирования регионального сегмента инфраструктуры хранения и обработки данных исходя из критериев совокупного сокращения бюджетных расходов органов государственной власти и органов местного самоуправления, подведомственных органов и организаций, многофункциональных центров и иных организаций на закупки и аренду аппаратных мощностей. При этом необходимо учитывать особенности территориального расположения пользователей и уровень проникновения в регионе каналов связи, пригодных для использования удаленных ЦОД.
Учитывая особые условия в регионе, при создании ЦОД целесообразно использование специализированной защищенной площадки с обязательным территориально разнесенным резервированием.
Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности
Средства обеспечения информационной безопасности предназначены:
для защиты информации от вредоносного воздействия компьютерных вирусов, несанкционированного доступа, в том числе при межсетевом взаимодействии между информационными системами, для обнаружения компьютерных атак;
для обеспечения конфиденциальности и целостности информации; для выявления уязвимостей и мониторинга инцидентов информационной безопасности;
для резервного копирования и восстановления информации.
Выбор и применение средств обеспечения информационной безопасности осуществляются согласно требованиям законодательства Российской Федерации на основе классификации информационных систем с учетом моделей угроз и моделей нарушителя информационной безопасности.
Региональная информационно-телекоммуникационная инфраструктура электронного взаимодействия
Региональная информационно-телекоммуникационная инфраструктура электронного взаимодействия включает в себя информационные системы, обеспечивающие информационное взаимодействие между государственными и муниципальными информационными системами, а также их информационное взаимодействие с информационными системами организаций и граждан. Развитие региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с определенными в Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р, принципами совершенствования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Органы государственной власти города определяют перечень и функции информационных систем, входящих в состав региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного взаимодействия, устанавливают порядок их разработки и эксплуатации. Для каждой такой информационной системы утверждаются требования к уровню обслуживания потребителей и стоимость (порядок определения стоимости) ее использования в случае, если обслуживание носит возмездный характер. Все требования, предъявляемые со стороны региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного взаимодействия к инфраструктуре потребителей ее сервисов, должны быть утверждены нормативным правовым актом Главного управления информатизации и связи Правительства Севастополя.
Система межведомственного электронного взаимодействия
Главное управление информатизации и связи города Севастополя создает региональную систему межведомственного взаимодействия, обеспечивающую информационное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Севастополя между собой и с федеральной системой межведомственного взаимодействия. Информационные системы органов государственной власти Севастополя, органов местного самоуправления и организаций подключаются к системе межведомственного взаимодействия через региональную систему межведомственного взаимодействия.
Органы государственной власти города в случае изменения сервисов предоставления сведений федеральными или региональными поставщиками сведений обеспечивают изменение средств доступа к ним согласно регламентам системы межведомственного взаимодействия.
Единая система идентификации и аутентификации
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 584 использование единой системы идентификации и аутентификации обязательно при организации доступа с использованием сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации города Севастополя могут создавать информационные системы, используемые для предоставления услуг, только с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Операторы региональных информационных систем:
обеспечивают регистрацию государственных и муниципальных служащих в единой системе идентификации и аутентификации и использование ее учетных записей при доступе государственных и муниципальных служащих к федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", Единому порталу и региональным порталам, иным информационным системам, требующим авторизованного доступа.
Регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации может осуществляться на базе многофункциональных центров по заявлениям граждан.
Средства использования электронной подписи
В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. 63-ФЗ "Об электронной подписи" в Российской Федерации единство пространства доверия обеспечивается системой аккредитованных удостоверяющих центров.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления города Севастополя обеспечивают за счет собственных средств в соответствии с действующим законодательством:
использование электронной подписи в создаваемых и эксплуатируемых ими информационных системах;
финансирование получения и обслуживания сертификатов ключей проверки электронных подписей государственных и муниципальных служащих, а также иных типовых услуг, оказываемых удостоверяющими центрами.
Региональный реестр государственных и муниципальных услуг
Порядок ведения реестра государственных и муниципальных услуг определяется Правительством Севастополя.
Сведения, содержащиеся в региональном реестре государственных и муниципальных услуг, предполагается передавать в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" путем заполнения электронных форм в ней или ее интеграции с региональными реестрами государственных и муниципальных услуг.
Сведения о государственных и муниципальных услугах, размещенные на Едином и региональном порталах, должны соответствовать сведениям об этих услугах, содержащимся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
Портал государственных и муниципальных услуг
Органы государственной власти города Севастополя обеспечивают размещение сведений о государственных и муниципальных услугах, включенных в примерный перечень услуг, подлежащих первоочередной оптимизации, согласно приложению N 2 к Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р, и организуют их получение в электронной форме на Едином портале.
Органам государственной власти города Севастополя следует размещать сведения о прочих услугах в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и организовывать доступ пользователей к получению этих услуг в электронной форме путем размещения на Едином портале по своему выбору:
интерактивных форм заявлений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, создаваемых с помощью специализированного сервиса Единого портала, создаваемого Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
гиперссылок, обеспечивающих бесплатную переадресацию пользователей на страницу предоставления государственной или муниципальной услуги, содержащую интерактивные формы заявлений, на региональном портале, при этом должна обеспечиваться интеграция личного кабинета получателя государственных и муниципальных услуг на региональном портале с единым личным кабинетом получателя государственных и муниципальных услуг на Едином портале и использование Единой системы идентификации и аутентификации.
Предполагается, что региональный портал будет обеспечивать:
актуальность и удобство описаний порядка получения государственных и муниципальных услуг, а также типовых сценариев получения связанных услуг;
унифицированное описание порядка предоставления государственных и муниципальных услуг;
возможность для заявителя записаться на прием в орган государственной власти или организацию, в том числе к конкретному специалисту, с выбором даты и времени приема;
возможность обращения за предоставлением государственной или муниципальной услуги и получение ее юридически значимых результатов в электронной форме, возможность оплаты государственных пошлин и иных обязательных платежей;
предоставление заявителям уведомлений о ходе предоставления государственных и муниципальных услуг;
возможность оценить качество предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме в целом и выполнения отдельных административных процедур непосредственно после их выполнения, возможность подачи жалобы на действия (бездействие) сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления;
возможность предварительной записи на прием, в том числе в многофункциональные центры, для подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг;
возможность обращения за дополнительными услугами, оказываемыми в том числе негосударственными организациями (курьерская доставка результатов услуг, геоинформационные сервисы и другие).
Доступ поставщиков дополнительных услуг на региональный портал осуществляется на формализованных и недискриминационных условиях с обеспечением единства интерфейсных решений и сохранением за пользователем права выбора поставщика.
Региональный портал планируется создавать на принципах открытой архитектуры, обеспечивающей его интеграцию с внешними информационными системами. Правовой статус регионального портала, в том числе его местонахождение в сети Интернет, закрепляется правовым актом Губернатора Севастополя.
Личный кабинет пользователя
Для повышения удобства получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме на региональном портале предусматривается создание личных кабинетов получателей государственных и муниципальных услуг (далее - пользователей), при этом планируется обеспечить интеграцию таких личных кабинетов пользователей с единым личным кабинетом пользователя на Едином портале:
- в части получения информационными системами органов государственной власти Севастополя сведений из единого личного кабинета пользователя;
- в части предоставления информационными системами органов государственной власти Севастополя документов, полученных в результате предоставления ими государственных и муниципальных услуг пользователю, и сведений о текущих статусах их предоставления.
Согласно "Концепции региональной информатизации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2769-р, Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации будет определен порядок взаимодействия и разработаны сервисы предоставления сведений и адаптеры получения сведений из системы межведомственного взаимодействия, необходимые для информационного обмена между личными кабинетами пользователя.
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг
Информационные системы многофункциональных центров планируется создавать с учетом необходимости поддержки передачи уведомлений о ходе предоставления государственных и муниципальных услуг и результате их предоставления, а также осуществления безбумажного межведомственного согласования документов и мониторинга предоставления услуг на базе многофункциональных центров.
Предлагается исключить направление дублирующих межведомственных запросов и дублирующего ведения регистрационного учета, связанного с предоставлением государственных и муниципальных услуг многофункциональными центрами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Предполагается, что информатизация многофункциональных центров будет проводиться в соответствии с правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а также методическими рекомендациями по обеспечению деятельности многофункциональных центров, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации.
Единый платежный шлюз
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные платежные шлюзы, обеспечивая их интеграцию с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах.
Система досудебного (внесудебного) обжалования
Органам государственной власти Севастополя необходимо обеспечить интеграцию региональных порталов государственных услуг с федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, для чего:
осуществить доработку региональных порталов в части предоставления заявителю форм заявлений, обращений, жалоб и других форм;
модернизировать информационные системы, обеспечивающие предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в части функциональности сбора и обработки жалоб заявителей;
организовать сбор и обработку поступивших жалоб.
Согласно "Концепции региональной информатизации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2769-р, порядок интеграции будет определяться Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Информационные системы обеспечения управленческой и типовой деятельности
Органам государственной власти и органам местного самоуправления в целях повышения эффективности государственного управления и обеспечения обработки сведений из государственных и муниципальных информационных ресурсов, данных официальной государственной статистики, иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений, целесообразно обеспечивать передачу сведений в государственную автоматизированную информационную систему "Управление" в соответствии с запросами федеральных органов исполнительной власти.
К базовому программному обеспечению управленческой и типовой деятельности могут относиться:
системное программное обеспечение и программное обеспечение общего назначения - операционные системы;
системы управления базами данных;
офисные приложения;
приложения поддержки сетевой инфраструктуры;
средства управления и использования электронной почты;
средства разработки и другие.
К информационным системам обеспечения управленческой и типовой деятельности, предназначенным для автоматизации типовых обеспечивающих полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, целесообразно отнести:
системы электронного документооборота;
информационно-аналитические системы;
системы кадрового и бухгалтерского учета;
системы геоинформационного и картографического обеспечения деятельности;
иные системы, в том числе системы управления материальными и нематериальными активами, справочной правовой информации, ведения официальных сайтов, центров обработки вызовов, автоматизации приема и обработки запросов и обращений граждан и другие.
При закупках (аренде, разработке) базового программного обеспечения, а также программного обеспечения, используемого в информационных системах автоматизации управленческой и типовой деятельности, целесообразно:
выявлять потребности и анализировать организационную и финансовую целесообразность консолидированных закупок (аренды, разработки), а также реализации требуемых функций на базе "облачных" технологий, обеспечивая сокращение расходов на оплату лицензий и услуг технической поддержки;
анализировать целесообразность использования свободного программного обеспечения, позволяющего сократить бюджетные расходы и снизить зависимость от поставщиков и разработчиков программного обеспечения.
Информационные системы автоматизации управленческой и типовой деятельности рекомендуется создавать с учетом необходимости регламентированного обмена сведениями между ними, а также с иными информационными системами.
Информационные системы документооборота целесообразно создавать исходя из необходимости юридически значимого взаимодействия в электронной форме органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их структурных подразделений, администраций и органов местного самоуправления муниципальных образований между собой и с подведомственными и иными государственными и муниципальными учреждениями, а также межведомственного документооборота между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами государственной власти. Предполагается, что информационные системы документооборота будут поддерживать прием, учет и передачу ответов по обращениям граждан, в том числе посредством интеграции с федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, и информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Органы государственной власти вправе создать информационно-аналитическую систему региона для централизованного сбора, обобщения, анализа и обмена информацией, необходимой для информационного обеспечения руководителей и сотрудников органов государственной власти, принятия управленческих решений и подготовки отчетности. При создании информационно-аналитических систем целесообразно обеспечивать методологическое, семантическое и технологическое единство процессов сбора, актуализации и обработки сведений, исключая или сводя к минимуму предоставление сведений в ручном режиме.
Информационно-аналитические системы рекомендуется создавать исходя из необходимости в автоматизированном режиме получать агрегированные и статистические сведения из информационных ресурсов региональных органов и организаций и обеспечивать достоверность информации о текущем статусе выполнения региональных проектов и программ и повсеместный доступ уполномоченных сотрудников к информации системы. Все общедоступные сведения информационно-аналитической системы целесообразно предоставлять без авторизации любым пользователям информационно-аналитической системы в сети "Интернет", в том числе в формате открытых данных.
Предполагается, что информационные системы учета кадров в органах государственной власти и органах местного самоуправления обеспечат организацию учета государственных и муниципальных служащих, иного персонала, поддержку организационно-штатной структуры, расчет заработной платы и формирование отчетности.
С использованием информационных систем бухгалтерского учета целесообразно автоматизировать бухгалтерский, налоговый и оперативный учет, формировать управленческую и консолидированную отчетность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Предполагается создание геоинформационных и картографических систем, обеспечивающих сбор, обработку и визуализацию геопространственных данных субъекта Российской Федерации и связанной с ними информации, в том числе о геопозиционировании объектов. Геопространственные и картографические системы целесообразно интегрировать с информационными системами, обеспечивающими унификацию информации об адресах объектов адресации, управление транспортными потоками, мониторинг дорожной ситуации и мониторинг чрезвычайных ситуаций на территории города, территориальное планирование в муниципальных образованиях, управление государственным и муниципальным имуществом, с иными информационными системами.
Геопространственные и картографические системы могут использоваться при предоставлении гражданам и организациям услуг для визуализации адресно-справочной информации, выбора удобных для них мест очного приема и других сервисов. С использованием общедоступного геоинформационного портала субъекта Российской Федерации целесообразно обеспечивать свободный доступ к геопространственной информации, в том числе в целях обеспечения визуализации информации, содержащейся в наборах открытых данных.
Органам государственной власти рекомендуется разработать и утвердить планы перехода на использование в деятельности органов государственной власти продуктов и услуг отечественных интернет-компаний, а также обеспечить внедрение на их основе образовательных и культурных программ.
Информационные системы ведения региональных и муниципальных информационных ресурсов
Совершенствование порядка формирования, актуализации и использования информационных ресурсов, которые ведутся органами государственной власти Севастополя, органами местного самоуправления и подведомственными органами и организациями (далее - региональные ресурсы), необходимо осуществлять по направлениям:
переход на формирование, актуализацию и использование региональных ресурсов и обеспечение доступа к сведениям региональных ресурсов в электронной форме, в том числе посредством системы межведомственного взаимодействия;
перевод в электронную форму наиболее востребованных сведений региональных ресурсов, ранее сформированных на бумажных носителях;
обеспечение достоверности, актуальности и полноты сведений региональных ресурсов, в том числе формирование правовых, технических и организационных механизмов исправления ошибочных сведений региональных ресурсов;
обеспечение идентификации сведений о субъектах и об объектах, размещаемых в региональном ресурсе, в том числе для целей межведомственного взаимодействия.
Совместимость государственных информационных систем
Для обеспечения совместной работы государственных и муниципальных информационных систем планируется создать региональную систему нормативно-справочной информации и региональный реестр технических спецификаций с учетом положений Концепции методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2014 г. N 793-р.
Региональную систему нормативно-справочной информации планируется создавать исходя из необходимости обеспечения интеграции и семантической совместимости данных, используемых в государственных и муниципальных информационных системах и при межведомственном взаимодействии. В состав региональной системы нормативно-справочной информации предполагается включить:
реестр нормативно-справочной информации, в котором содержится систематизированная совокупность сведений о справочниках и классификаторах, используемых в региональных и муниципальных информационных системах;
справочники и классификаторы, ведущиеся или размещаемые в региональной системе нормативно-справочной информации;
реестр региональных ресурсов.
С использованием региональной системы нормативно-справочной информации целесообразно поддерживать автоматизированный обмен данными с федеральной государственной информационной системой "Единая система нормативной справочной информации" и региональными и муниципальными информационными системами, формирующими и использующими справочную информацию.
Предполагается, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти определят перечни справочников и классификаторов, размещаемых в федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации", порядок и сроки такого размещения, порядок актуализации и предоставления справочников и классификаторов, в том числе в автоматизированном режиме, имея при этом в виду, что нецелесообразно формирование на региональном уровне справочников и классификаторов, ведение которых осуществляется в указанной системе.
Определение органов государственной власти города, уполномоченных на ведение региональных реестров, справочников и классификаторов, входящих в региональную систему нормативно-справочной информации, а также порядок поддержания размещаемых в региональной нормативно-справочной системе сведений в актуальном состоянии определяется распоряжением Правительства города.
Региональный реестр технических спецификаций будет содержать свод стандартизированных протоколов обмена, форматов данных и сетевых служб, обязательных при реализации внешних интерфейсов государственных и муниципальных информационных систем и соответствующих критерию открытого стандарта. Органам государственной власти и органам местного самоуправления, осуществляющим государственный или муниципальный заказ на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг, целесообразно обеспечить соответствие технических спецификаций, используемых в региональных информационных системах, установленным требованиям и использование в региональных информационных системах справочников и классификаторов из региональной системы информативно-справочной информации и федеральной государственной информационной системы "Единая система нормативной справочной информации".
В приоритетном порядке планируется осуществлять переход на использование федеральной государственной информационной системы "Единая система нормативной справочной информации", региональной системы справочной информации и стандартизированных спецификаций информационных систем, предназначенных для ведения региональных ресурсов, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения контрольно-надзорных функций, а также межведомственного взаимодействия.
VI. Порядок реализации Концепции
Реализация Концепции рассчитана на период до 2018 года. Реализация Концепции предполагает достижение следующих основных результатов:
повышение качества жизни граждан за счет использования информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
повышение эффективности государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна составить не менее 70%;
уровень удовлетворенности граждан города Севастополя качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен составить не менее 90 процентов;
доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах, должна составить не менее 90%.
Эффективность процессов информатизации в городе Севастополь определяется с использованием контрольных целевых показателей реализации Концепции, включающих в себя показатели статистического наблюдения, результаты регулярного мониторинга реализации Концепции, результаты социологических и опросных исследований и иные показатели, которые утверждаются Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Начальник Главного управления |
И.К. Дворяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Севастополя от 16 марта 2015 г. N 164-ПП "Об утверждении Концепции информатизации города Севастополя"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления размещен на официальном сайте Правительства Севастополя (http://sevastopol.gov.ru/)