Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 9 декабря 2014 года N 501
Государственная программа
развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015 - 2017 годы
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015 - 2017 годы (далее - Госпрограмма) |
||||
Ответственный исполнитель Госпрограммы |
Министерство курортов и туризма Республики Крым |
||||
Участники Госпрограммы |
Служба капитального строительства Республики Крым; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым курортно-туристических регионов Республики Крым (городские округа: Алушта, Евпатория, Керчь, Саки, Симферополь, Судак, Феодосия, Ялта; муниципальные районы: Бахчисарайский, Белогорский, Ленинский, Раздольненский, Сакский, Симферопольский, Черноморский) |
||||
Программно-целевые инструменты Госпрограммы |
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" |
||||
Цель Госпрограммы |
Формирование современного международного туристского центра, который будет соответствовать трем основным критериям: круглогодичности, востребованности и конкурентоспособности |
||||
Задачи Госпрограммы |
Обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым; диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка, с развитием различных видов туризма; повышение качества туристских услуг; продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках |
||||
Целевые индикаторы и показатели Госпрограммы |
Численность отдыхающих в Республике Крым; численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Крым; количество коллективных средств размещения Республики Крым; количество койко-мест в коллективных средствах размещения Республики Крым; доходы от услуг, предоставляемых коллективными средствами размещения Республики Крым (в т.ч. услуг размещения); численность работников коллективных средств размещения Республики Крым; инвестиции в основной капитал коллективных средств размещения Республики Крым; налоговые поступления от деятельности субъектов санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым; количество муниципальных образований в Республике Крым, в которых территории признаны лечебно-оздоровительными местностями или курортами государственного и/или местного значения; количество пляжей Республики Крым, обустроенных для обеспечения комфортного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения; количество проведенных международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий; количество международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий, в которых принято участие; количество организуемых информационных туров в целях продвижения санаторно-курортного и туристского потенциала Республики Крым; количество разработанных туристских маршрутов и туристских продуктов; количество размещенной социальной рекламы; количество организованных и проведенных научных и других исследований с целью изучения и развития курортно-туристской сферы; количество государственных гражданских и муниципальных служащих Республики Крым, прошедших подготовку, переподготовку, курсы повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования в курортно-туристской сфере; количество разработанных и реализованных программ дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации для специалистов Республики Крым в курортно-туристской сфере; количество установленных объектов визуальной навигации к объектам туристской инфраструктуры Республики Крым |
||||
Этапы и сроки реализации Госпрограммы |
2015 - 2017 годы |
||||
Объемы бюджетных ассигнований Госпрограммы |
Источники финансирования Госпрограммы: средства бюджета Республики Крым, средства федерального бюджета в объемах, определенных Федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" |
||||
Общий объем финансирования Госпрограммы (тыс. руб.) |
Всего |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
всего, в том числе: |
9 389 350,0 |
2 097 000,0 |
3 188 150,0 |
4 104 200,0 |
|
федеральный бюджет |
9 246 000,0 |
2 049 000,0 |
3 140 000,0 |
4 057 000,0 |
|
бюджет РК |
137 550,0 |
46 000,0 |
46 150,0 |
45 400,0 |
|
местные бюджеты |
5 800,0 |
2 000,0 |
2 000,0 |
1 800,0 |
|
внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
|
Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы |
Обеспечение комплексного развития туристских дестинаций Республики Крым; обеспечение развития курортов и лечебно-оздоровительных местностей с осуществлением охраны и рационального использования имеющихся природных лечебных ресурсов, обустройства мест массового отдыха населения; обеспечение инновационного развития курортно-туристской сферы Республики Крым на основе государственно-частного партнерства; модернизация (реконструкция) имеющегося потенциала туристской индустрии Республики Крым; разработка инвестиционного портфеля развития туристских дестинаций Республики Крым; диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка, с развитием различных видов туризма; расширение рамок курортного сезона, увеличение объемов реализации крымского туристского продукта; создание единой информационной базы туристской маршрутной сети Крыма, разработка индивидуальных туристских маршрутов, ориентированных на потребности современного туриста; повышение качества туристских услуг, эффективности деятельности крымских субъектов туристской индустрии; приведение профессиональной подготовки государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Республики Крым в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Крым; приведение качества обслуживания в соответствие с международными стандартами; продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках; формирование узнаваемого туристского бренда Республики Крым и его продвижение; разработка научных бизнес-концепций, описывающих механизмы развития курортно-туристской сферы, повышение продуктивности и эффективности туристского бизнеса |
2. Текущее состояние и перспективы развития курортно-туристской сферы Республики Крым
Республика Крым - уникальный регион Российской Федерации, в котором соединен мощный природно-климатический и историко-культурный потенциал, являющийся основой для развития курортно-туристской сферы.
Выгодное географическое положение полуострова, разнообразный ландшафт, благоприятный климат, природные богатства (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), богатое историко-культурное наследие (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов), имеющийся рекреационный потенциал (100 источников минеральных вод, 14 месторождений лечебных грязей), исторический опыт - определяют основные направления развития туризма на Крымском полуострове.
На территории Республики Крым расположено 825 коллективных средств размещения (санаторно-курортных учреждений и гостиниц), из которых 151 учреждение предоставляет специализированное санаторно-курортное лечение, 316 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера, остальные 358 учреждений - услуги по временному размещению. Таким образом, количество крымских здравниц, занимающихся как лечением, так и оздоровлением, составляет 467 объектов.
Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в городском округе Ялта. При этом большинство детских санаториев сосредоточено в городском округе Евпатория.
Для круглогодичного функционирования предназначены 128 санаторно-курортных (в том числе 77 коллективных средств размещения государственной формы собственности Республики Крым) и 187 гостиничных учреждений.
Количество круглогодичных коллективных средств размещения недостаточно для реализации потенциала курортно-туристской сферы Республики Крым, работы туристско-рекреационных кластеров, постоянной занятости населения.
Для реализации стратегической задачи развития курортно-туристской сферы необходима инфраструктурная перестройка, модернизация (реконструкция) объектов санаторно-курортного комплекса, в первую очередь республиканской формы собственности.
Отмечается высокий уровень износа основных фондов (большинство из них изношены на 70 - 90%) и медицинского оборудования здравниц. При этом сохранился уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления граждан.
Проведение анализа структуры санаторно-курортного и гостиничного комплексов Республики Крым, определения их соответствия типу и названию позволит оптимизировать налогооблагаемую базу Республики Крым.
Развитие санаторно-курортного комплекса должно рассматриваться совместно с развитием всей инфраструктуры полуострова, в том числе подъездных дорог, сетей электроснабжения, связи и теплоснабжения, водопровода, канализации, очистных сооружений, мусороперерабатывающих заводов. Все это необходимо заложить в объединенную схему территориального планирования Республики Крым.
Традиционно в коллективных средствах размещения за последние несколько лет размещалось в среднем 1,2 млн. человек или 1454 человека на одно коллективное средство размещения в год (121 человек в месяц), что свидетельствует о недозагруженности имеющихся коллективных средств размещения.
В результате перехода на круглогодичный цикл работы коллективных средств размещения количество организованных туристов может составить 2 млн. человек ежегодно (рост 60%).
Кроме этого, на территории Республики Крым функционируют около 5 тысяч домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор в последние годы принимал свыше 80 процентов всего туристского потока (около 4 млн. туристов в год)), при этом ключевой проблемой данного сектора является высокий уровень "тенизации" - частные домовладения не подлежат налогообложению, к ним не применяется государственная статистическая отчетность, они тарифицируются как частные домовладения во всех муниципальных службах. На протяжении последних 20 лет проблема урегулирования деятельности и налогообложения частного сектора крымской туристской индустрии не решалась. Для ее решения требуется внедрить ряд правовых инструментов (например, классификацию объектов размещения).
Общая протяженность пляжей Республики Крым составляет 517 км. Для массового отдыха людей на воде обустроено 563 пляжа.
В Республике Крым осуществляют туристическую деятельность 208 туроператоров. В реестр специалистов туристского сопровождения внесено 1147 специалистов туристского сопровождения (экскурсоводы и гиды-переводчики). В базу экскурсионных туров и маршрутов, разработанных субъектами туристской индустрии, включено около 200 маршрутов.
В 10 регионах Республики Крым функционирует 21 туристско-информационный центр (городские округа: Керчь, Саки, Симферополь, Ялта, Судак, Евпатория и Феодосия; муниципальные районы: Бахчисарайский, Черноморский и Ленинский), из которых 11 являются круглогодичными.
Республика Крым располагает всеми ресурсами, необходимыми для развития следующих видов туризма:
медицинский и оздоровительный (на территории Республики Крым 151 учреждение предоставляет туристам специализированное санаторно-курортное лечение);
культурно-познавательный (в Республике Крым действует 16 государственных музеев и более 300 музеев, действующих на общественных началах. Только в фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);
событийный (ежегодно проводится более 100 различных фестивалей - музыкальные, винные, военные, хореографические, театральные, кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже традиционными для Республики Крым - это фестивали "Война и мир", "Генуэзский шлем", "Театр. Чехов. Ялта", "Великое русское слово", Международный телекинофорум "Вместе");
пешеходный (в горно-лесной зоне Республики Крым расположено 84 туристские стоянки, 39 мест массового отдыха населения, 284 туристские трассы);
велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создает условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразна для горного велотуризма юго-западная часть Республики Крым);
автомобильный (на территории Республики Крым действует более 40 автокемпингов, около 100 автостоянок и парковок с общим количеством мест более 3,5 тысячи, свыше 250 автозаправок, а также более 110 станций технического обслуживания и более 210 придорожных кафе);
подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию);
конный (на территории Республики Крым расположено более 20 конных клубов, в которых разработаны одно- и многодневные маршруты конных прогулок для туристов);
этнографический (в Республике Крым проживают представители 115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, на основе которых разработаны культурно-этнографические маршруты);
сельский (в Республике Крым насчитывается более 80 объектов сельского туризма);
спортивный (международные соревнования по дельтапланерному спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);
круизный (прием круизных судов в Республике Крым могут осуществлять 4 морских порта, расположенные в городских округах Ялта, Севастополь, Керчь и Евпатория.
Несмотря на наличие множества предпосылок для развития различных видов туризма, в настоящее время существует ряд проблем, тормозящих развитие курортно-туристской сферы на территории Республики Крым:
1. Политическая нестабильность в Украине.
Ранее из 6 млн. туристов, ежегодно посещающих Республику Крым, основная часть туристов (65%) приходилась на граждан Украины. В настоящее время осуществляется переориентация турпотока - с 2014 года основные туристы - это граждане Российской Федерации.
Для развития внутреннего туризма необходимо проведение масштабной работы по формированию объективного имиджа Республики Крым как востребованного безопасного туристского направления.
2. Неудовлетворительное состояние туристской инфраструктуры.
На сегодняшний день туристско-рекреационный комплекс Республики Крым характеризуется неравномерностью развития, что проявляется в повышенной загрузке объектов размещения и инфраструктуры Южного берега Республики Крым и, соответственно, минимальной загрузкой на востоке и западе полуострова (более 60% туристов предпочитают Южный берег Республики Крым, в то время как евпаторийские и сакские здравницы не уступают алуштинским и ялтинским).
Задачей по дальнейшему развитию санаторно-курортного и туристского комплекса и в целом Республики Крым является разработка Плана развития территорий с определением их специализации, дальнейшего развития санаторно-курортного комплекса и туризма с учетом существующих туристских ресурсов, инфраструктуры, видов и объемов предоставляемых услуг туристам, емкости рынка с расчетом прогнозируемого спроса.
Для обеспечения комплексного развития курортно-туристской сферы Республики Крым разработано 6 туристско-рекреационных кластеров, которые включены в Федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года". Кластеры будут реализовываться с 2015 года, на их финансирование выделено 28,1 млрд. руб. из федерального бюджета. Планируется разработать кластеры по всем курортным регионам с учетом особенностей их развития и выполнения задачи круглогодичной работы предприятий, учреждений (организаций) курортно-туристской сферы.
3. Проблема транспортной доступности Республики Крым.
В текущем году отмечается структурная переориентация пассажиропотока в Республику Крым - с приоритетного ранее железнодорожного транспорта на авиатранспорт и автомобильный транспорт.
При этом необходимо учитывать лимитирующие пороги пропускной способности транспортных узлов и коммуникаций Республики Крым в направлении других регионов России. Исходя из данных ограничений, можно сделать вывод, что транспортный комплекс Республики Крым в состоянии принять не более 4 млн. туристов из России в сезон на период до 2017 года, т.е. до завершения ключевых мероприятий по развитию транспортного комплекса.
Республика Крым располагает всеми современными видами транспорта, но размещение и структура транспортных коммуникаций, транспортной инфраструктуры в целом не отвечает необходимым внутренним и внешним транспортно-экономическим связям и нуждается в существенном совершенствовании.
3. Приоритеты, цели, задачи и показатели (индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Госпрограммы
В Республике Крым развитие санаторно-курортного и туристского комплекса является приоритетным направлением развития экономики Республики Крым.
Туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.
Традиционно популярные места отдыха в Республике Крым увеличивают привлекательность внутреннего туризма, что накладывает дополнительную ответственность на исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере туризма за качество услуг и объектов туристской инфраструктуры, безопасность туристов, обеспечение сохранения существующих и создания новых рабочих мест.
Общегосударственные приоритеты в сфере туризма, которыми должны руководствоваться субъекты Российской Федерации, в настоящее время установлены в следующей нормативной базе:
Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года N 941-р;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "постановлением" имеется в виду "распоряжением"
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2011 года N 644;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2567-р;
Закон Республики Крым от 14 августа 2014 года N 51-ЗРК "О туристской деятельности в Республике Крым";
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790.
Основной целью настоящей Госпрограммы является формирование на территории Республики Крым современного международного туристского центра Российской Федерации, который будет соответствовать трем основным критериям: круглогодичности, востребованности и конкурентоспособности.
Для достижения цели Госпрограммы предусмотрено решение следующих задач:
обеспечение комплексного развития туристских территорий Республики Крым;
диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка, с развитием различных видов туризма путем создания новых туристских продуктов;
повышение качества туристских услуг на основе методического обеспечения и подготовки кадров;
продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках на основе проведения эффективной маркетинговой и имиджевой политики.
Успешное решение поставленных задач по итогам реализации Госпрограммы позволит получить следующие результаты:
реализация проектов по созданию шести туристско-рекреационных кластеров за счет средств федерального бюджета, а также привлечение средств инвесторов, обеспечивая комплексное развитие туристских дестинаций Республики Крым;
привлечение субъектов малого и среднего бизнеса в индустрию туризма посредством государственно-частного партнерства;
создание качественного, конкурентоспособного туристского продукта, повышение качества оказываемых туристских услуг;
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
создание новых рабочих мест в Республике Крым;
приведение профессиональной подготовки государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Республики Крым в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Крым;
формирование и целенаправленное продвижение устойчивого положительного имиджа Республики Крым как территории, благоприятной для развития туризма, территории деловой и инвестиционной активности;
создание туристического бренда Республики Крым.
Сведения о показателях (индикаторах) Госпрограммы и их значениях приведены в приложении 1.
4. Характеристика основных мероприятий Госпрограммы
Госпрограмма предусматривает реализацию 4 основных мероприятий (приложение 2):
Основное мероприятие 1. Комплексное развитие туристских территорий Республики Крым
В ходе выполнения основного мероприятия будут реализованы следующие ключевые мероприятия:
создание обеспечивающей инфраструктуры шести туристско-рекреационных кластеров: "Детский отдых" (городской округ Евпатория), "Лечебно-оздоровительный отдых" (городской округ Саки), в районе озера Чокракское (Ленинский муниципальный район), "Бахчисарайский", "Черноморский", "Коктебель";
подготовка документации по вопросу признания территорий Республики Крым лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального, государственного и местного значения (включая проекты округов санитарной или горно-санитарной охраны);
обеспечение доступности пляжей Республики Крым для инвалидов и других маломобильных групп населения;
создание новых и поддержка существующих объектов туристской индустрии;
создание системы дорожных указателей к объектам туристской инфраструктуры Республики Крым;
создание условий для проведения классификации средств размещения Республики Крым;
формирование инвестиционного портфеля инновационного развития санаторно-курортной и туристской сфер экономики Республики Крым.
Основное мероприятие 2. Создание туристских продуктов
В ходе выполнения основного мероприятия будут реализованы следующие ключевые мероприятия:
создание единой информационной базы туристской маршрутной сети Республики Крым;
разработка новых туристских маршрутов;
разработка туристских продуктов (бизнес-моделей) по различным видам туризма, приоритетным для социально-экономического развития Республики Крым.
Основное мероприятие 3. Методическое обеспечение и подготовка кадров
В ходе выполнения основного мероприятия будут реализованы следующие ключевые мероприятия:
проведение научных и других исследований с целью развития курортно-туристской сферы Республики Крым;
организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Республики Крым;
разработка и реализация программ обучения и повышения квалификации для специалистов в курортно-туристской сфере.
Основное мероприятие 4. Маркетинговая и имиджевая политика
создание и развитие крымской туристской информационной сети;
разработка маркетинговой стратегии развития туризма в Республике Крым;
создание туристского бренда Республики Крым;
изготовление и приобретение рекламно-сувенирной представительской продукции, рекламно-информационной полиграфической и мультимедийной продукции о возможностях отдыха, оздоровления и лечения в Крыму, размещение наружной социальной рекламы в Республике Крым и регионах Российской Федерации;
организация и проведение на территории Республики Крым выставочно-ярмарочных мероприятий, форумов, конференций, конгрессов, семинаров, акций, конкурсов, ознакомительных туров и других мероприятий в сфере курортов и туризма;
представление санаторно-курортного и туристского потенциала Республики Крым на общероссийских, международных, местных выставках, ярмарках, конференциях и других мероприятиях туристской тематики, организация проведения презентаций Крыма, ворк-шопов и других презентационных мероприятий.
5. Характеристика мер государственного и правового регулирования
С целью реализации основного мероприятия 1 "Комплексное развитие туристских территорий Республики Крым" Госпрограммы планируется разработка проектов постановлений Совета министров Республики Крым: "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов государственного и местного значения Республики Крым" и "Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями, курортами государственного и местного значения Республики Крым" (приложение 3).
6. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Госпрограммы
Реализация мероприятий Госпрограммы не предполагает выделение средств государственным учреждениям Республики Крым на оказание государственных услуг (работ).
7. Участие общественных, научных и иных организаций в реализации Госпрограммы
Участие общественных, научных и иных организаций в реализации Госпрограммы не предусмотрено.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Госпрограммы
Реализация Госпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Крым. Объемы финансирования из бюджета Республики Крым подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной период.
Общий объем финансирования Госпрограммы в 2015 - 2017 годах составляет 9 389 350,0 тыс. руб., в том числе 9 246 000,0 тыс. руб. - из федерального бюджета, 137 550,0 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым, 5 800,0 тыс. руб. - из местных бюджетов (приложение 4).
Объем финансирования по годам реализации Госпрограммы распределяется следующим образом:
в 2015 году - 2 097 000,0 тыс. руб., в том числе 46 000,0 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым, 2 000,0 тыс. руб. - из местных бюджетов;
в 2016 году - 3 188 150,0 тыс. руб., в том числе 46 150,0 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым, 2 000,0 тыс. руб. - из местных бюджетов;
в 2017 году - 4 104 200,0 тыс. руб., в том числе 45 400,0 тыс. руб. - из бюджета Республики Крым, 1 800,0 тыс. руб. - из местных бюджетов.
В рамках реализации Госпрограммы предусматривается закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд за счет средств республиканского бюджета в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Местным бюджетам с 2015 года предусмотрено предоставление субсидий из бюджета Республики Крым в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Республике Крым, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросам местного значения на обустройство пляжей с целью обеспечения комфортного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Критериями отбора муниципальных образований в Республике Крым для предоставления субсидий в рамках реализации Госпрограммы являются:
наличие в органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым муниципальных программ развития территорий либо программ развития санаторно-курортного и туристского комплекса;
представление органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым документа, подтверждающего финансирование соответствующего расходного обязательства в размере не менее 20,0 процентов от расходного обязательства;
наличие обоснования стоимости мероприятия;
наличие оценки экономической эффективности реализации мероприятия.
Распределение субсидий между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым осуществляется согласно следующей методике:
по результатам отбора для предоставления субсидий в рамках реализации Госпрограммы ответственными за выполнение мероприятия определяются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым;
субсидии предоставляются местным бюджетам в пределах объемов финансирования, указанных в обоснованиях стоимости мероприятий, объемов финансирования, предусмотренных на реализацию соответствующих мероприятий Госпрограммы, а также лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, доведенных исполнительным органам государственной власти Республики Крым, ответственным за выполнение соответствующих мероприятий Госпрограммы.
Уровень софинансирования из бюджета Республики Крым расходного обязательства органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым не может быть выше 80,0 процентов расходного обязательства.
Субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым предоставляются при соблюдении следующих условий:
целевое направление использования бюджетных средств;
наличие в местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства, включающих субсидию;
заключение соглашения между исполнительным органом государственной власти Республики Крым, ответственным за выполнение мероприятия Госпрограммы, и администрацией муниципального образования в Республике Крым о предоставлении субсидий из бюджета Республики Крым (далее - соглашение).
Соглашение должно включать:
указание на муниципальный правовой акт, устанавливающий расходное обязательство органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым, на исполнение которого предоставляется субсидия;
размер предоставляемой субсидии, условия предоставления и расходования субсидии;
сроки и порядок перечисления субсидий местным бюджетам;
объем бюджетных ассигнований из местных бюджетов, направляемых на соблюдение условий софинансирования;
сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
значения показателей результативности предоставления субсидии;
последствия недостижения органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым установленных значений показателей результативности предоставления субсидии, а также эффективности использования субсидий;
ответственность и обязанности сторон;
иные условия, определяемые по соглашению сторон.
В рамках Госпрограммы также запланировано предоставление субсидий органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым на выполнение мероприятий, расходные обязательства по которым могут существовать в течение нескольких лет.
Перечисление субсидий в местные бюджеты осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.
Орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым несет ответственность за соблюдение целей и условий, установленных при предоставлении субсидий.
Субсидии, предоставленные органу местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым, должны быть использованы по целевому назначению до 30 декабря текущего финансового года.
Неиспользованные или использованные не по целевому назначению субсидии подлежат возврату в бюджет Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым - получатели субсидий:
разрабатывают и утверждают сетевые планы-графики реализации соответствующих мероприятий Госпрограммы, а также ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют исполнительным органам государственной власти Республики Крым, ответственным за выполнение соответствующих мероприятий Госпрограммы, сведения о выполнении сетевых планов-графиков реализации таких мероприятий;
представляют исполнительным органам государственной власти Республики Крым, ответственным за реализацию соответствующих мероприятий Госпрограммы, ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет об исполнении условий предоставления субсидий и отчет о результатах выполнения мероприятий Госпрограммы по формам, установленным исполнительными органами государственной власти Республики Крым, ответственными за реализацию мероприятий Госпрограммы.
Главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение органом местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидий.
Контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым целей и условий, установленных при предоставлении субсидий, осуществляется в пределах установленной законодательством компетенции органами государственного финансового контроля.
Оценка эффективности использования органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым субсидий осуществляется по окончании финансового года, в котором были предоставлены субсидии, путем сравнения фактически достигнутых значений и установленных соглашением плановых показателей результативности предоставления субсидий.
Достижение плановых значений показателей реализации мероприятий Госпрограммы в отчетном финансовом году является подтверждением эффективности использования субсидий из бюджета Республики Крым в целях софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Результативность предоставления субсидий оценивается по показателю: количество органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, получивших поддержку из бюджета Республики Крым в виде софинансирования расходных обязательств в целях организации обустройства мест массового отдыха населения.
В случае если органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым не достигнут показатель, указанный в соглашении, то в следующем году орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым к отбору для предоставления субсидий не допускается.
9. Риски реализации Госпрограммы и меры по управлению этими рисками
Реализация Госпрограммы сопряжена с возникновением и преодолением различных рисков, которые могут существенным образом повлиять на достижение запланированных результатов. Управление рисками реализации Госпрограммы включает в себя:
предварительную идентификацию рисков, оценку вероятности возникновения и степени их влияния на достижение запланированных результатов Госпрограммы;
текущий мониторинг наступления рисков;
планирование и осуществление мер по снижению вероятности и уменьшению негативных последствий возникновения рисков.
На ход реализации Госпрограммы существенное влияние оказывают следующие группы рисков: финансовые, правовые и организационные.
1. Наиболее значимым финансовым риском является недостаток финансирования Госпрограммы, причины возникновения которого в большей степени определяются внешними факторами: недополучение (выпадение) доходов бюджета Республики Крым, незапланированное увеличение расходов, и, как следствие, увеличение дефицита бюджета Республики Крым, которое приводит к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств.
Наступление данного риска может повлечь за собой полное или частичное невыполнение мероприятий и, как следствие, недостижение целевых значений индикаторов (показателей) Госпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с недостатком финансирования Госпрограммы, осуществляется при помощи следующих мер:
рациональное использование имеющихся средств (получение экономии при осуществлении закупок для государственных нужд);
составление и исполнение ежемесячного графика финансирования и своевременное использование средств при реализации мероприятий Госпрограммы;
привлечение дополнительных средств на покрытие возникшего дефицита, кассового разрыва и пр., в том числе из внебюджетных источников;
корректировка Госпрограммы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между приоритетными направлениями Госпрограммы.
2. Правовые риски реализации Госпрограммы связаны с возможными изменениями бюджетного законодательства на федеральном уровне.
В первую очередь данный риск может оказать влияние на увеличение планируемых сроков и/или изменение условий реализации мероприятий Госпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления рисков, связанных с изменением бюджетного законодательства, осуществляется при помощи следующих мер:
регулярный мониторинг изменений бюджетного законодательства (в том числе рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации);
реализация мероприятий с учетом результатов проводимого мониторинга, при необходимости - проведение корректировки Госпрограммы.
3. К организационным рискам реализации Госпрограммы можно отнести следующие:
3.1. Несогласованность и отсутствие должной координации действий ответственного исполнителя и участников реализации Госпрограммы. Данный риск может оказать влияние на эффективность взаимодействия участников реализации Госпрограммы, что может повлечь за собой невыполнение цели и задач, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Госпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска осуществляется при помощи следующих мер:
выделение промежуточных этапов и составление детальных оперативных планов реализации мероприятий Госпрограммы, осуществление последующего мониторинга их выполнения, в том числе с применением программно-технических комплексов;
обеспечение должного уровня координации действий участников Госпрограммы с помощью существующих (формирования новых) координационных и совещательных органов при Министерстве курортов и туризма Республики Крым;
заблаговременное составление плана государственных закупок, отбор и привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) квалифицированных исполнителей, формирование четких и исчерпывающих требований к результатам работ (услуг), ужесточение условий исполнения контрактных обязательств и применение штрафных санкций, при необходимости - замена исполнителей работ (услуг).
3.2. Ограниченность кадровых ресурсов, недостаточная квалификация финансовых работников ответственного исполнителя и участников реализации Госпрограммы.
Риск оказывает значительное влияние на реализацию практически всех мероприятий Госпрограммы.
Снижение вероятности и минимизация последствий наступления риска осуществляется при помощи следующих мер:
назначение постоянных ответственных исполнителей с обеспечением возможности их полноценного участия в реализации мероприятий Госпрограммы;
повышение квалификации непосредственных исполнителей мероприятий Госпрограммы (проведение обучения, семинаров, обеспечение им открытого доступа к методическим и информационным материалам);
привлечение к реализации мероприятий представителей общественных, научных и профессиональных сообществ;
при необходимости - ротация непосредственных исполнителей мероприятий Госпрограммы.
10. Оценка эффективности реализации Госпрограммы
Реализация Госпрограммы оценивается по следующим направлениям:
оценка степени достижения целей и решения задач Госпрограммы в целом на основе показателей Госпрограммы, направленных на решение соответствующей задачи;
оценка степени соответствия фактических затрат бюджета запланированному уровню;
оценка эффективности использования бюджетных средств;
оценка степени достижения непосредственных результатов реализации мероприятий Госпрограммы;
оценка соблюдения установленных сроков реализации мероприятий Госпрограммы.
Оценка достижения целей и решения задач Госпрограммы осуществляется ежегодно, а также по итогам завершения реализации Госпрограммы.
Оценка на основании данной методики проводится в отношении цели, задач и мероприятий Госпрограммы.
Интегральная оценка эффективности Госпрограммы проводится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, а также по завершении реализации Госпрограммы и осуществляется на основании следующей формулы:
- интегральный показатель эффективности реализации Госпрограммы;
- показатель эффективности использования бюджетных средств;
- степень своевременности реализации мероприятий Госпрограммы (процентов);
0,8 и 0,2 - индексы значимости (веса) показателей, определяемые координатором Госпрограммы на основании экспертной оценки.
Оценка эффективности использования бюджетных средств
Оценка эффективности использования бюджетных средств () в рассматриваемом периоде рассчитывается по формуле:
, где:
- показатель эффективности использования бюджетных средств;
- показатель достижения целей и решения задач Госпрограммы;
- показатель степени выполнения запланированного уровня затрат.
Эффективность будет тем выше, чем выше уровень достижения плановых значений показателей (индикаторов) и ниже уровень использования бюджетных средств.
Оценка степени достижения целей и решения задач Госпрограммы
Оценка степени достижения целей и решения задач Госпрограммы () осуществляется в соответствии со следующей формулой:
, где:
- показатель достижения плановых значений показателей Госпрограммы;
к - количество показателей Госпрограммы;
Ф - фактические значения показателей Госпрограммы за рассматриваемый период;
П - планируемые значения достижения показателей Госпрограммы за рассматриваемый период.
В случае, когда уменьшение значения целевого показателя является положительной динамикой, показатели Ф и П в формуле меняются местами (например, П1 / Ф1 + П2 / Ф2 + ...).
Оценка степени соответствия фактических затрат бюджета запланированному уровню
Оценка степени соответствия фактических затрат бюджета запланированному уровню - оценка выполнения запланированного уровня затрат на реализацию Госпрограммы - рассчитывается по формуле:
, где:
Ф - фактическое использование бюджетных средств в рассматриваемом периоде на реализацию Госпрограммы;
П - планируемые расходы бюджета на реализацию Госпрограммы в рассматриваемом периоде.
Оценка соблюдения установленных сроков реализации мероприятий Госпрограммы
Оценка соблюдения установленных сроков реализации мероприятий Госпрограммы - оценка степени своевременности реализации мероприятий Госпрограммы - производится по формуле:
, где:
- степень своевременности реализации мероприятий Госпрограммы (процентов);
ССН - количество мероприятий, выполненных с соблюдением установленных плановых сроков начала реализации;
ССЗ - количество мероприятий Госпрограммы, завершенных с соблюдением установленных сроков;
м - количество мероприятий Госпрограммы.
В ходе мониторинга реализации Госпрограммы в отношении каждого из мероприятий оценивается полнота использования бюджетных средств и степень достижения непосредственных результатов реализации мероприятий.
Оценка степени достижения непосредственных результатов реализации мероприятий осуществляется по формуле:
, где:
- показатель степени достижения непосредственных результатов реализации мероприятия Госпрограммы;
- фактически достигнутые непосредственные результаты;
- запланированные непосредственные результаты.
Специфика цели, задач, мероприятий и результатов Госпрограммы такова, что некоторые из эффектов от ее реализации являются косвенными, опосредованными и относятся не только к развитию сферы туризма и курортов, но и к уровню, качеству жизни населения, развитию социальной сферы и экономики.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.