Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы городского
самоуправления Краснодара
от 19 февраля 1998 г. N 339
Концепция (Основные направления)
развития правотворческой и правоприменительной деятельности
мэрии города Краснодара
1. Общие положения
Настоящая Концепция развития правотворческой и правоприменительной деятельности мэрии города Краснодара (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28.08.95 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента РФ от 11.06.97 г. N 568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Краснодара, постановлением главы городского самоуправления - мэра города Краснодара от 5 декабря 1997 г. N 2338 "О стратегической концепции комплексного развития города Краснодара на 1997 - 2012 годы" с целью повышения роли и ответственности этих органов при реализации правовой политики государства.
Целью настоящей Концепции является определение основных направлений деятельности мэрии города Краснодара и ее структурных подразделений, призванных обеспечивать реализацию единой правовой политики, с учетом возложенных на них новых задач, вытекающих из конституционного принципа построения в Российской Федерации правового государства.
2. Основные направления деятельности органов городского
самоуправления Краснодара в области соблюдения законности
1. В настоящее время в Российской Федерации проводится, наряду с поэтапной конституционно-правовой реформой, реформа местного самоуправления. На федеральном уровне приняты важнейшие правовые акты, местном конкретизировавшие положения Российской Конституции о местном самоуправлении. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" четко определил предметы ведения местного самоуправления, отграничив их от предметов ведения государства (федерации, субъектов). Закон указал, что по предметам ведения органы местного самоуправления издают правовые акты, которые обязательны для исполнения на соответствующей территории. Таким образом, органы местного самоуправления, с одной стороны, приобрели известную самостоятельность в решении вопросов местного значения, с другой, - на них легла серьезная ответственность за законность принятых решений.
Конституция, провозгласив в ст. 1 Российскую Федерацию правовым государством, определив права человека как высшую ценность (ст. 2), четко определила направление реформирования всего государства, в т.ч. и системы органов местного самоуправления - приоритет отдан законности правовых актов, а не существовавшей ранее целесообразности. В принимаемых новых нормативных актах особо подчеркивается требование руководствоваться законом (а не правосознанием, целесообразностью и т.п., как это было ранее). Это направление во внутренней политике (усиление законности) особо подчеркнул в своем традиционном послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Указа Президента РФ от 11.06.97 г. N 568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" Генеральному прокурору РФ поручено усилить надзор за соблюдением органами государственной власти и местного самоуправления законодательства о местном самоуправлении.
Поэтому одним из приоритетных направлений в деятельности органов городского самоуправления Краснодара является обеспечение законности в правотворческой деятельности органов и должностных лиц городского самоуправления.
2. Другим важнейшим направлением деятельности органов городского самоуправления является обеспечение правоприменительного процесса.
Конституция РФ в ст. 10 закрепила важнейший принцип правового государства - принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В государственной политике прослеживается тенденция на усиление роли судебной власти: в РФ принята и реализуется Концепция судебной реформы, Закон об обжаловании в суд действий, нарушающих права и свободы граждан, совершенствуется процессуальное законодательство.
Принятый Гражданский кодекс РФ впервые в отечественной практике закрепил в своих нормах возможность признания недействительными в судебном порядке ненормативных, а в случаях, предусмотренных законом, также и нормативных актов органов местного самоуправления. В 1997 году уже имели место подобные обращения в судебные органы юридических и физических лиц о признании недействительными актов органов городского самоуправления Краснодара.
Кроме того, действующее законодательство закрепило право органов местного самоуправления, равного с иными субъектами, участия в гражданских правоотношениях. Учитывая значительный удельный вес муниципальной собственности в имущественном комплексе города, а также необходимость пополнения городского бюджета не только за счет налоговых поступлений, но и от эффективного управления муниципальной собственностью, органы городского самоуправления неизбежно сталкиваются в своей хозяйственной деятельности с необходимостью ее качественного правового обеспечения.
3. Обеспечение законности в правотворческой деятельности
органов городского самоуправления Краснодара
Для реализации указанных в настоящей Концепции целей в соответствии с постановлением главы городского самоуправления - мэра города Краснодара от 28.01.97 г. "О реорганизации аппарата администрации города и ее структурных подразделений" в структуре исполнительного органа городского самоуправления создан департамент юридического и кадрового обеспечения муниципальной деятельности (далее - департамент).
См. Устав департамента юридического и кадрового обеспечения муниципальной деятельности
Таким образом, в соответствии с направлениями деятельности органов городского самоуправления Краснодара в области соблюдения законности, в деятельности департамента можно также выделить два направления:
- обеспечение законности в правотворческой деятельности органов городского самоуправления Краснодара;
- качественное обеспечение правоприменительной деятельности органов городского самоуправления Краснодара.
В целях дальнейшего развития и совершенствования правовой основы городского самоуправления Краснодара департамент:
- проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами городского самоуправления Краснодара;
- рассматривает и обобщает предложения по вопросам нормотворческой деятельности органов городского самоуправления, дает правовое заключение о необходимости разработки проектов нормативных актов;
- координирует работу структурных подразделений мэрии города Краснодара по подготовке проектов нормативных актов;
- по поручениям главы городского самоуправления - мэра города Краснодара разрабатывает проекты правовых актов или участвует в их подготовке;
- участвует в работе по систематизации правовых актов органов городского самоуправления Краснодара;
- разрабатывает предложения о приведении правовых актов органов городского самоуправления Краснодара в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, законами Краснодарского края, Уставом города Краснодара, анализирует и обобщает предложения по совершенствованию правовой основы городского самоуправления и вносит их на рассмотрение главы городского самоуправления - мэра города Краснодара и городской Думы Краснодара;
- осуществляет иную деятельность по обеспечению законности в правотворческой деятельности органов городского самоуправления Краснодара.
4. Правоприменительная деятельность мэрии города Краснодара
и ее организационные основы
Исходя из целей настоящей Концепции, мэрия города Краснодара и ее структурные подразделения призваны обеспечивать ее эффективную реализацию.
Структурные подразделения мэрии города осуществляют следующую деятельность по обеспечению реализации единой политики в правотворческой и правоприменительной деятельности органов городского самоуправления:
готовят проекты нормативных правовых актов органов городского самоуправления в соответствии с планом нормотворческой деятельности мэрии города Краснодара на год;
взаимодействуют друг с другом при подготовке правовых актов органов городского самоуправления;
вносят свои предложения по формированию плана нормотворческой деятельности мэрии города на следующий год.
Департамент юридического и кадрового обеспечения муниципальной деятельности мэрии города консультирует разработчиков проектов нормативных правовых актов на стадии их разработки и осуществляет правовой анализ разработанных проектов.
Департамент для обеспечения правоприменительной деятельности органов городского самоуправления осуществляет следующее:
- рассмотрение и разрешение заявлений и обращений граждан;
- подготовка проектов гражданско-правовых и иных договоров;
- представительство интересов мэрии города Краснодара и ее структурных подразделений в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
- осуществление взаимодействия с органами государственной власти и управления по правовым вопросам;
- оказание информационно-правовой, консультативной помощи структурным подразделениям мэрии города Краснодара, их работникам;
- разработка либо оказание содействия в разработке учредительных документов муниципальных предприятий и учреждений, а также иных юридических лиц;
- иная деятельность по обеспечению правоприменительного процесса.
Первый заместитель управляющего
делами мэрии Краснодара |
С.А. Назаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.