Приказ департамента здравоохранения Краснодарского края
от 22 сентября 2003 г. N 419-ОД
"Об оказании платных медицинских услуг в Краснодарском крае"
С целью нормативного урегулирования вопросов оказания платных медицинских услуг населению приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение об организации оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Краснодарского края (приложение N 1).
1.2. Типовые правила оказания платных услуг в лечебных учреждениях Краснодарского края (приложение N 2).
1.3. Методику формирования тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые государственными учреждениями здравоохранения населению Краснодарского края (приложение N 3).
1.4. Разрешение на право предоставления платных медицинских услуг учреждению здравоохранения (приложение N 4).
1.5. Типовое гарантийное обязательство (приложение N 5).
1.6. Договор на оказание платных медицинских услуг (приложение N 6).
2. Руководителям государственных учреждений здравоохранения, органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных образований края:
2.1. При организации оказания платных медицинских услуг населению руководствоваться настоящим приказом и его приложениями.
2.2. Средства, формируемые из прибыли от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (платные медицинские услуги, договорная деятельность и пр.), направлять на материальное поощрение и социальные выплаты сотрудникам, участвовавшим в получении прибыли, - в размере до 40%, на содержание и развитие материально-технической базы ЛПУ - в размере от 60%, из которых не менее 30% расходовать на приобретение основных средств и проведение капитального ремонта.
2.3. Разрешить выполнение платных медицинских услуг в пределах основного рабочего времени, при условии выполнения плановых заданий по программе государственных гарантий населению в пределах выделенных лимитов финансовых средств согласно типовому гарантийному обязательству (приложение N 4).
2.4. Сдавать в органы государственной статистики отчеты по платным услугам согласно форме N 1-услуги (годовая), утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.08.98 N 78, и форме N П-1 (месячная), утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.12.98 N 151.
2.5. Ежегодно представлять в департамент здравоохранения Краснодарского края форму N 1-услуги (годовую), утвержденную постановлением Госкомстата России от 03.08.98 г. N 78, и форму 4 "Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам", утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 15.06.2000 г. N 54н.
3. Руководителям государственных учреждений здравоохранения:
3.1. Согласовывать с департаментом здравоохранения Краснодарского края разработанные к своим условиям:
- положение по организации оказания платных медицинских услуг;
- порядок распределения средств от оказания платных медицинских услуг (приложение к положению);
- плановую смету доходов и расходов учреждения от оказания платных медицинских услуг;
- гарантийное обязательство;
- разрешение на предоставление платных медицинских услуг.
3.2. Тарифы на платные медицинские услуги, рассчитанные согласно утвержденной методике, утверждать решением РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края и применять для расчетов с жителями Краснодарского края.
3.3. Цены на медицинские услуги, выполняемые по договорам между департаментом здравоохранения Краснодарского края, с одной стороны, и государственными, ведомственными учреждениями и учреждениями здравоохранения федерального подчинения, с другой стороны, формировать в соответствии с условиями договора и вышеуказанной методикой, кроме расходов на оплату труда, которые рассчитывать исходя из окладов (ставок), определяемых на основе единой тарифной сетки.
3.4. Цены на платные медицинские услуги, выполняемые государственными учреждениями здравоохранения по договорам с предприятиями, учреждениями и страховыми компаниями (по добровольному медицинскому страхованию), исчислять в соответствии с порядком ценообразования, предусмотренным статьей 40 Налогового кодекса РФ, и утверждать руководителем.
4. Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных образований края рекомендовать, для формирования цен на платные медицинские услуги, применять "Методику формирования тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые краевыми учреждениями здравоохранения населению Краснодарского края", утвержденную департаментом здравоохранения Краснодарского края и согласованную департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 1.07.2003 г.
5. Муниципальным учреждениям здравоохранения, расположенным на территориях, не имеющих органов управления здравоохранением в составе представительного органа местного самоуправления, разрешение на оказание платных медицинских услуг получать в представительном органе местного самоуправления (Совете местного самоуправления).
6. Считать утратившими силу приказ департамента по здравоохранению администрации Краснодарского края от 10.05.2000 г. N 117-ОД "О требованиях к организации оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Краснодарского края" и приказ департамента здравоохранения Краснодарского края от 17.04.03 г. N 181-ОД "Об утверждении Положения по организации оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Краснодарского края".
7. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя генерального директора Ленкова И.М., заместителя генерального директора департамента здравоохранения Худовец Н.С. - в объеме их компетенции.
Генеральный директор
департамента |
Э.А. Асланян |
Приложение N 1. Положение об организации оказания платных медицин-
ских услуг населению в государственных и муниципаль-
ных учреждениях здравоохранения Краснодарского края
Приложение N 2. Типовые правила оказания платных услуг в лечебных
учреждениях Краснодарского края
Приложение N 3. Методика формирования тарифов на платные медицинские
услуги, оказываемые краевыми учреждениями здравоох-
ранения населению Краснодарского края
Приложение N 4. Разрешение на право предоставления платных медицин-
ских услуг учреждением здравоохранения
Приложение N 5. Типовое гарантийное обязательство
Приложение N 6. Форма договора на оказание платных медицинских услуг
Приложение N 1
к приказу департамента
здравоохранения Краснодарского края
от 22 сентября 2003 г. N 419-ОД
Положение об организации оказания платных медицинских услуг
населению в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения Краснодарского края
Условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в Краснодарском крае утверждаются в составе Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и регулирует отношения между исполнителями и потребителями платных медицинских услуг, содержит условия, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора оказания платных медицинских услуг.
2. Основные термины, используемые в настоящем Положении:
- платная медицинская услуга - действие или совокупность необходимых, достаточных, профессиональных действий, направленных на удовлетворение потребностей потребителя в профилактике, диагностике, лечении болезней, реабилитации, а также при родах и искусственном прерывании беременности, помощи при планировании семьи и репродукции человека, протезировании, медико-психологических услугах, оказываемых за плату;
- потребитель платных медицинских услуг - гражданин, имеющий намерение приобрести, либо приобретающий или использующий медицинские услуги исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- пациент - это потребитель, лично пользующийся медицинской услугой;
- исполнитель - медицинская организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие медицинские услуги по договору возмездного оказания услуг.
3. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.96 N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" (данное постановление Правительства РФ доведено до муниципальных органов и учреждений здравоохранения, краевых лечебных учреждений Краснодарского края письмом департамента по здравоохранению администрации края от 12.05.96 N 5-165/91 с приложением приказа Минздравмедпрома РФ от 29.03.96 N 109 "О правилах предоставления платных медицинских услуг населению");
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (с изменениями от 26 октября 1999 г., 29 ноября 2000 г., 24 июля 2001 г.);
- приказом Минздрава РФ от 25.11.93 N 280 "О порядке оказания медицинской помощи гражданам СНГ, другим гражданам бывшего СССР и гражданам дальнего зарубежья";
- главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- постановлением главы администрации Краснодарского края от 4 октября 2002 г. N 1141.
4. Деятельность государственных и муниципальных лечебных учреждений по оказанию платных услуг физическим лицам, по договорам с хозяйствующими субъектами любой формы собственности и по договорам в интересах третьих лиц относится к коммерческой деятельности, и экономические показатели от этой работы регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
5. Организационные вопросы, при оказании платных услуг в системе государственных и муниципальных лечебных учреждений Краснодарского края, регламентируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и настоящим Положением.
6. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Краснодарского края оказывают платные медицинские услуги всем физическим лицам на основании их обращения.
7. Гражданам СНГ, другим гражданам бывшего СССР, ближнего и дальнего зарубежья плановая медицинская помощь, согласно приказу Минздрава РФ от 25.11.93 N 280 "О порядке оказания медицинской помощи гражданам СНГ, другим гражданам бывшего СССР и гражданам дальнего зарубежья", производится либо за счет их личных средств, либо за счет средств организаций и учреждений, принимающих указанных граждан в рамках соглашений о сотрудничестве.
8. Отношения между исполнителем и пациентом (или его законным представителем) в части, не урегулированной настоящими Правилами, регламентируются законодательством об охране здоровья граждан.
9. Государственный контроль соблюдения настоящих Правил осуществляют федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в пределах своей компетенции.
10. Платная медицинская помощь является дополнительной лечебной работой в системе государственных и муниципальных лечебных учреждений, не предусмотренная государственными гарантиями.
11. На основании данного документа в каждом лечебно-профилактическом учреждении должны быть разработаны соответствующие правила с учетом специфики оказываемой медицинской помощи.
12. Запрещается предоставление населению в качестве платных медицинских услуг лечебно-профилактическая деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения края по предупреждению распространения туберкулеза, инфекционных (включая ВИЧ-инфекцию), венерических заболеваний и рецидивов у социально опасных психических больных, за исключением отдельных случаев, оговоренных в положениях и согласованных с вышестоящим органом управления здравоохранением.
13. Перечень медицинских услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения края населению в качестве платных, регламент деятельности работников учреждения, занятых их выполнением, должностные лица, ответственные за организацию предоставления платных медицинских услуг, их качество, статистический и бухгалтерский учет и отчетность, согласовываются с соответствующим органом управления здравоохранения и утверждаются приказом главного врача данного учреждения здравоохранения.
14. Цены на платные медицинские услуги формируются согласно действующим документам Министерства здравоохранения РФ и других ведомств (Инструкции по расчету стоимости медицинских услуг (временной), утвержденной Министром здравоохранения РФ, и бюджетной классификации расходов, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 5.02.99 N 38н "Функциональная классификация расходов бюджетов РФ", с изменениями и дополнениями), "Методике формирования тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые краевыми учреждениями здравоохранения населению Краснодарского края".
Приказ Минфина РФ, который имеется в виду в предыдущем абзаце, утратил силу с 1 января 2003 г. См. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденную приказом Минфина РФ от 11 декабря 2002 г. N 127н
Фонд заработной платы в тарифах на платные медицинские услуги формируется на основе величины прожиточного минимума работающих граждан на территории Краснодарского края. Прожиточный минимум рассматривается как 1 разряд "Единой тарифной сетки" для учреждений здравоохранения. Последующие оклады сотрудников рассчитываются по коэффициентам роста заработной платы по категориям сотрудников в соответствии с действующими нормативными документами.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.06.2003 г. N 569 "О порядке утверждения тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые населению Краснодарского края" применяется уровень рентабельности в размере до 25% стоимости услуги.
15. Цены на предоставление медицинских услуг по договорам с организациями, учреждениями и предприятиями определяются в соответствии с главой 27 Гражданского кодекса РФ (ст. 424) и ст. 40 Налогового кодекса РФ (ч. 1).
16. Доход, полученный учреждением здравоохранения от предоставления населению платных медицинских услуг, в том числе и по договорам с предприятиями и организациями, относится к предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Этот доход распределяется в соответствии со сметой доходов и расходов учреждения от предпринимательской деятельности.
Использование прибыли на материальное поощрение и социальные выплаты, на содержание и развитие материально-технической базы учреждения должно оговариваться в Положении по организации оказания платных медицинских услуг учреждения с учетом п. 7 приказа департамента здравоохранения края и производиться в соответствии со сметой.
17. Расходование средств на заработную плату и премирование основного, вспомогательного и прочего персонала осуществляется строго в соответствии с утвержденным "Положением по организации выполнения платных медицинских услуг и порядком использования средств от платных медицинских услуг", согласованным с профсоюзным органом учреждения здравоохранения.
18. Не допускается двойная оплата одной и той же медицинской услуги из средств обязательного медицинского страхования (или бюджетных средств) и за счет средств потребителя платной услуги.
II. Условия предоставления платных медицинских услуг
19. Медицинские организации, независимо от их организационно-правовой формы, оказывающие гражданам бесплатную медицинскую помощь, могут предоставлять за плату все виды плановой, консультативной, диагностической и лечебной помощи сверх видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных планами-заданиями на выполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденных в установленном порядке, и мероприятий федеральных, региональных целевых программ.
20. Медицинские организации, не предоставляющие бесплатную медицинскую помощь, вправе оказывать за плату любые медицинские услуги.
21. Исполнитель не вправе оказывать за плату скорую медицинскую помощь при состояниях, требующих срочного безотлагательного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях).
22. Исполнитель вправе предоставлять виды медицинских услуг, предусмотренные лицензией на осуществление им медицинской деятельности.
23. Медицинские организации, независимо от их организационно-правовой формы, оказывающие бесплатную медицинскую помощь, обязаны соблюдать приоритетность выполнения утвержденных планов-заданий на осуществление бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в том числе с программой обязательного медицинского страхования, и мероприятий федеральных, краевых и региональных (муниципальных?) целевых программ.
24. Оказание платных услуг в лечебных учреждениях может осуществляться сотрудниками учреждения, которым разрешено совмещение, за счет интенсивности работы или в дополнительное рабочее время.
В случаях, когда выполнение функциональных обязанностей работника технологически и/или организационно связано с совмещением работы по исполнению платных медицинских услуг, необходимо утвердить перечень должностей структурных подразделений, где разрешить совмещение работ по основной деятельности с оказанием платных услуг (например, перечень должностей стационара).
III. Информация об исполнителе и оказываемых услугах
25. Исполнитель (медицинская организация) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация должна размещаться на вывеске в доступном для обозрения месте.
26. Исполнитель (индивидуальный предприниматель) обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.
27. Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии на осуществляемый исполнителем вид деятельности, сроке ее действия, а также органе, выдавшем лицензию.
28. Режим работы государственных и муниципальных медицинских организаций устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка. Режим работы прочих организаций, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается самостоятельно.
29. В случае временного приостановления деятельности медицинской организации для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий исполнитель обязан информировать пациента о дате приостановления и сроках, в течение которых не будет возобновлено оказание медицинских услуг.
30. Исполнитель обязан своевременно, до заключения договора, предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о медицинских услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, содержащую:
- перечень оказываемых услуг, порядок и формы их предоставления;
- цены на оказываемые услуги и сведения о порядке и форме их оплаты;
- перечень видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, мероприятий федеральных и региональных целевых программам (если они оказываются медицинской организацией).
IV. Порядок заключения договора и оплаты услуг
31. Предоставление платных медицинских услуг в каждом случае оформляется договором с заказчиком, регламентирующим условия и сроки их получения, гарантии качества, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
32. Договор на оказание платных медицинских услуг разрабатывается государственным и муниципальным учреждением здравоохранения в соответствии с главой 27 Гражданского кодекса Российской Федерации.
33. Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:
- образцы договоров (других документов) об оказании медицинских услуг;
- настоящие Правила;
- адрес и телефон организации по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если таковая имеется;
- адреса и телефоны органов управления здравоохранением, осуществляющих контроль деятельности государственных и муниципальных медицинских организаций и качества оказания услуг исполнителем.
Информация должна находиться в удобном для обозрения месте, в наглядной и доступной форме.
34. Информация об услугах, предоставляемая потребителю при заключении договора об оказании услуг, должна соответствовать форме договора (п. 2.1.4 приложения 6).
Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующие услуге сведения.
35. Договор на предоставление платных медицинских услуг заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
- наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя; для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество и сведения о государственной регистрации;
- фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
- предмет договора (наименование и перечень оказываемых услуг);
- стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты;
- сроки оказания услуг;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, оформляющего договор, его подпись, а также подпись потребителя;
- другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.
Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой - у потребителя.
36. Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату, а также обусловливать оказание одних услуг обязательным исполнением других.
37. Потребитель вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия услуг, а если они уже оплачены, - потребовать возврата уплаченных за них сумм.
38. Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, за исключением случаев, предусмотренных законом, иными нормативными правовыми актами, а также отказывать в заключении договора на оказание услуг при наличии возможности предоставить потребителю соответствующую услугу. Цена услуг, а также иные условия заключенных договоров устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
39. Потребитель вправе в любое время отказаться от исполнения договора об оказании услуг, оплатив исполнителю сумму, пропорциональную части оказанной услуги, до получения извещения о расторжении договора, и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги.
40. Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу в порядке и в сроки, указанные в договоре.
41. Цена оказываемых медицинских услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем, если законодательством Российской Федерации не определен иной порядок ее установления.
42. На выполнение медицинской услуги, предусмотренной договором об оказании услуги, может быть составлена твердая или приблизительная смета.
Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. Случаи и порядок ее изменения регулируются законодательством о защите прав потребителей.
V. Порядок предоставления платных медицинских услуг
43. Исполнитель обязан оказать услугу, качество которой должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии и неполноте условий договора - требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего рода. Если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к услугам, качество оказываемых услуг должно соответствовать этим требованиям.
44. При оказании медицинских услуг должны применяться методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке.
Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об охране здоровья граждан.
45. Исполнитель обязан оказать медицинскую услугу, определенную договором, с использованием собственных лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, если иное не предусмотрено договором.
46. Пациенту по его требованию в доступной для него форме с соблюдением норм медицинской этики должна быть предоставлена информация о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, последствиях и результатах проведенного лечения.
47. Пациент (или его законный представитель) имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации у других специалистов. По требованию пациента (или его законного представителя) ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.
По требованию потребителя исполнитель обязан предоставить справку об оказанной услуге и ее стоимости.
48. Информация, содержащаяся в медицинских документах пациента (о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и лечении), составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия пациента только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
49. Если оказание медицинских услуг пациенту требует производства и (или) применения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, исполнитель по требованию пациента обязан предоставить ему сведения о необходимых и используемых при оказании данных услуг лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках).
50. Пациент обязан соблюдать указания исполнителя услуг и выполнять требования, обеспечивающие качественное оказание услуг, включая сообщение необходимых для этого сведений.
VI. Ответственность исполнителя платных медицинских услуг
51. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и договором.
52. Потребитель имеет право при обнаружении недостатков оказанной услуги или иных отступлений от условий договора требовать от исполнителя по своему выбору:
- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, назначенный потребителем;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- безвозмездного повторного оказания услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими средствами или третьими лицами.
Требования, предусмотренные настоящим пунктом, могут быть предъявлены, если это не противоречит особенностям предмета договора об оказании медицинской услуги.
53. Потребитель имеет право расторгнуть договор об оказании медицинской услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки выполненной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
54. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
Требования, связанные с выявленными недостатками оказанной услуги, могут быть предъявлены по окончании оказания услуги, в ходе оказания услуги, либо, если невозможно обнаружить недостатки по окончании оказания услуги, в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации.
55. Потребитель имеет право в случае нарушения исполнителем установленных сроков начала и окончания оказания услуг по своему выбору:
- назначить исполнителю новый срок, который должен быть указан в договоре об оказании услуг;
- поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения фактически понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены услуги;
- расторгнуть договор об оказании услуг.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуг.
56. За нарушение сроков оказания услуг исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки (час, если срок определен в часах) неустойку (пеню) в размере 3% от цены не оказанных(ой) в срок услуг(и), а если цена отдельных(ной) услуг(и) не определена - от цены договора.
57. Вред, причиненный жизни, здоровью пациента в результате некачественного оказания медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
58. Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания услуг, если неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
59. Порядок и сроки удовлетворения исполнителем требований потребителя, ответственность за нарушение этих сроков, ответственность за непредоставление информации или предоставление недостоверной информации об услугах, а также за причинение морального вреда регулируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Приложение N 2
к приказу департамента
здравоохранения Краснодарского края
от 22 сентября 2003 г. N 419-ОД
Типовые правила оказания платных услуг
в лечебных учреждениях Краснодарского края
С целью обеспечения прав и гарантий граждан Российской Федерации на территории Краснодарского края при оказании медицинской помощи в системе государственных и муниципальных лечебных учреждений необходимо руководствоваться нормами Федеральных законов и законов Краснодарского края, нормативными правовыми актами в области здравоохранения:
1. "О защите прав потребителей".
2. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
3. "Об охране здоровья населения Краснодарского края".
5. Территориальной базовой программой обязательного медицинского страхования.
6. Территориальной программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью в Краснодарском крае.
7. Положением по организации платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Краснодарского края.
С этой целью необходимо определить порядок и условия отнесения лечебной работы к платным услугам:
К платным медицинским услугам может быть отнесена работа в рамках уставной деятельности лечебного учреждения, подтвержденная лицензией.
Виды медицинской помощи, работ и услуг, вошедшие с базовую программу ОМС, а так же слухопротезирование, зубное протезирование и протезно-ортопедическая работа, оказываемые населению в рамках договоров с органами государственной власти не могут оплачиваться пациентом из личных средств без составления договора на оказание платных услуг (в рамках территориально закрепленного населения).
Врач, исполнитель лечебной работы определяет план лечебно-диагностических мероприятий проводимой в интересах пациента в рамках программы ОМС и несет полную ответственность за качество лечения. В случае, если пациент настаивает (желает) провести дополнительное обследование или дополнительные лечебные мероприятия, выходящие за рамки назначения врача, он вправе воспользоваться дополнительными платными медицинскими услугами.
Все виды платных услуг оформляются договором между пациентом и лечебным учреждением.
Договор на предоставление платных услуг в любой письменной форме должен включать в себя следующие разделы:
1. Согласие пациента на проведение лечебно-диагностических мероприятий;
2. Объем лечебно-диагностических мероприятий;
3. Цену услуг, работ или общую стоимость лечения;
4. Сроки исполнения работ, услуг;
5. Гарантийные сроки после завершения лечения (в случае, если гарантийные сроки не могут быть определены, делается запись об отсутствии гарантийных сроков излечения с росписью пациента).
Тарифы на платные медицинские услуги разрабатываются лечебным учреждением согласно смете расходов на услугу с учетом рентабельности и утверждаются в установленном порядке.
Ответственность за качество оказания платных услуг несет лечебное учреждение и не может быть делегирована вышестоящему органу управления здравоохранения.
Лечебное учреждение, заявившее о выполнении платных услуг, должно обеспечить условия их проведения в соответствии с требованиями, предъявляемыми на рынке медицинских услуг, независимо от ведомственной принадлежности.
В случае проведения дополнительных платных услуг, выходящих за рамки лечения за счет ФОСМ или бюджета и гарантированных Законами РФ, условия их проведения обуславливаются оснащением клинической базы лечебного учреждения и тарифами, утвержденными в установленном порядке.
Бесплатное лечение граждан, в рамках Законов РФ, осуществляется в лечебных учреждениях по месту жительства или по направлению муниципальных учреждений в системе государственных (краевых, республиканских) медицинских учреждений.
Самостоятельный выбор пациентом лечебного учреждения или врача, исполнителя медицинской услуги, без направления лечебного учреждения, производится за счет платных услуг.
Оказание платных услуг в государственных и муниципальных лечебных учреждениях должно проводиться на основе договоров и в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". В процессе лечения в рамках платных услуг все спорные вопросы решаются в досудебном порядке или в процессе судебных разбирательств ответчиком, которым является лечебное учреждение.
Приложение N 3
к приказу департамента
здравоохранения Краснодарского края
от 22 сентября 2003 г. N 419-ОД
Согласовано |
Утверждаю |
N 08-1972
Методика формирования тарифов на платные медицинские услуги,
оказываемые краевыми учреждениями здравоохранения
населению Краснодарского края
Настоящая Методика формирования тарифов на платные медицинские услуги разработана в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.06.2003 г. N 569 "О порядке утверждения тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые населению Краснодарского края".
Объектом расчета тарифов является медицинская помощь, которая может быть представлена перечнем простых медицинских услуг (отдельные исследования, манипуляции, процедуры, оперативные вмешательства), перечнем сложных медицинских услуг (лечение в профильных отделениях) или перечнем комплексных медицинских услуг по законченным случаям поликлинического и стационарного лечения и оказывается по желанию жителей Краснодарского края за счет их личных средств в краевых учреждениях здравоохранения.
Стоимость медицинской услуги состоит из затрат на ее оказание и рентабельности.
По порядку отнесения затраты подразделяются на:
- прямые;
- косвенные.
Прямые - непосредственно связанные с оказанием услуги, это:
- расходы на оплату труда медицинских работников, выполняющих услуги, и начисления на нее;
- материальные расходы (медикаменты, перевязочные средства, медицинский инструментарий, расходные материалы, одноразовые медицинские принадлежности, питание);
- расходы на амортизацию основных средств;
- прочие расходы.
К косвенным расходам учреждения относят все виды расходов, непосредственно не относящиеся к оказанию платных медицинских услуг, это:
- канцелярские и хозяйственные расходы;
- оплата труда административно-хозяйственного персонала и начисления на нее;
- расходы на командировки;
- амортизация основных средств (зданий и сооружений), непосредственно не связанных с оказанием платной медицинской услуги;
- ремонт основных средств (зданий и сооружений), непосредственно не связанных с оказанием платной медицинской услуги;
- прочие расходы.
Тарифы на платные медицинские услуги утверждаются решением РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края не чаще 1 раза в год.
Расчет расходов на оплату труда
Заработная плата рассчитывается на основе величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного распоряжением главы администрации Краснодарского края. Прожиточный минимум рассматривается как 1 разряд "Единой тарифной сетки" для учреждений здравоохранения. Последующие оклады сотрудников рассчитываются по коэффициентам роста заработной платы по категориям сотрудников в соответствии с действующими нормативными документами (приказ МЗ РФ от 15.10.1999 г. N 377).
При изменении величины прожиточного минимума, но не более 1 раза в год, учреждение здравоохранения вправе самостоятельно произвести индексацию тарифов, утвержденных решением РЭК - департаментом цен и тарифов, в части затрат на оплату труда и начислений на фонд оплаты труда.
Расчет начислений на заработную плату - устанавливается законодательством Российской Федерации, и в настоящее время составляет 35,8% от оплаты труда.
Материальные расходы
Расчет расходов на медикаменты, перевязочные средства
и прочие лечебные расходы
Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы формируются в соответствии с утвержденными моделями медицинских услуг или протоколов лечения; при их отсутствии - технологически необходимыми затратами на оказание поликлинических, диагностических, стационарных услуг по фактическим расходам отделения с применением действующих цен.
При оказании медицинской помощи по стоматологии ортопедической в лечебных учреждениях Краснодарского края расход медикаментов, медицинских материалов и инструментария для выполнения работ и услуг формируется по нормам, необходимым согласно моделям простых медицинских услуг, утвержденным департаментом здравоохранения Краснодарского края от 03.12.2002 г.
Расчет расходов на питание
Затраты на питание больных в профильных отделениях стационаров рассчитываются на 1 койко-день по установленным нормам на основе суточных продуктовых наборов по профилям коек в соответствии с приказами Минздрава СССР от 14.06.1989 г. N 369 "Об изменении и дополнении приказа Минздрава СССР от 23.04.85 г. N 540 "Об улучшении организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях" (по взрослым стационарам) и от 10.03.1986 г. N 333 по детским стационарам и родильным домам.
Расходы по спецпитанию медицинского персонала, работающего во вредных условиях, относятся на затраты по услугам, оказываемым в отделениях с вредными условиями труда, через прочие расходы отделения.
Расчет расходов на мягкий инвентарь
Затраты на мягкий инвентарь определяются согласно установленным нормативам (приказ МЗ СССР от 15.09.1988 г. N 710 "Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий" и приказ МЗ СССР от 29.01.1988 г. N 65 "О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви") и действующим ценам с учетом сроков списания.
Расходы на амортизацию имущества
Затраты на амортизацию медицинского оборудования, твердого инвентаря стоимостью свыше 10000 рублей, используемого при оказании платных медицинских услуг, рассчитываются на основании балансовой стоимости данного оборудования и годовых норм амортизационных отчислений (Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление ОФ народного хозяйства СССР от 22.10.1990 г. N 1072).
По основным средствам, введенным в эксплуатацию до 01.01.2002 года, амортизация начисляется исходя из их остаточной стоимости и оставшегося срока полезного использования.
Амортизация основных фондов учитывается до полного списания стоимости объекта (Налоговый кодекс РФ, глава 25, статьи 257, 259).
Прочие расходы
Расходы на ремонт основных средств
Расходы на ремонт основных средств определяются исходя из совокупной стоимости основных средств, в том числе и арендуемых (если по условиям договора аренды расходы по ремонту не возмещаются арендодателем), и норматива отчислений на ремонт основных средств, исчисленного в процентном отношении средней величины фактических расходов на ремонт, произведенных за последние три года, к совокупной стоимости основных средств (Налоговый кодекс РФ, глава 25, статья 260).
Норматив отчислений не должен превышать 10% стоимости основных средств.
Представительские расходы
К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или аналогичного мероприятия) для лиц организаций, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и/или заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание.
Представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда.
Расходы на подготовку и переподготовку кадров
Расходы на подготовку и переподготовку медицинских и фармацевтических работников, а также других специалистов определяются в соответствии с планом-графиком подготовки кадров учреждения и с договорами образовательных учреждений.
В соответствии со статьей 63 "Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников" Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" медицинские и фармацевтические работники имеют право на подготовку и переподготовку каждые 5 лет.
Расходы на рекламу
Расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети, световую и иную наружную рекламу определяются в размере 1% дохода от оказания платных медицинских услуг за предыдущий год.
Расходы на горюче-смазочные материалы
Расходы на ГСМ определяются по фактическим расходам предыдущего года с применением действующих тарифов на ГСМ (мониторинг цен).
Косвенные расходы
Косвенные расходы - те виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги:
- оплата труда административно-хозяйственного персонала, а также медицинских работников тех отделений, чьи услуги не были учтены при расчете затрат на оплату труда в прямых расходах, и начисления на нее;
- расходы согласно кодам бюджетной классификации расходов, утвержденным приказом Министерства финансов РФ N 38н - 110350 (фактические расходы предыдущего периода с применением коэффициента-дефлятора, утвержденного Министерством экономического развития и торговли РФ), 110400 (фактические расходы предыдущего периода с применением коэффициента-дефлятора, утвержденного Министерством экономического развития и торговли РФ), 110500 (фактические расходы предыдущего периода с применением коэффициента-дефлятора, утвержденного Министерством экономического развития и торговли РФ), 110600 (фактические расходы предыдущего периода с применением действующих тарифов на услуги связи), 110700 (согласно договорам с применением действующих тарифов на коммунальные услуги) и 111040 (согласно договорам);
Приказ Минфина РФ от 25 мая 1999 г. N 38н утратил силу с 1 января 2003 г. в соответствии с приказом Минфина РФ от 11 декабря 2002 г. N 127н
- расходы на амортизацию зданий и сооружений рассчитываются на основании балансовой стоимости основных средств и годовых норм амортизационных отчислений (Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление ОФ народного хозяйства СССР от 22.10.1990 г. N 1072);
- расходы на ремонт зданий и сооружений определяются исходя из совокупной стоимости основных средств и норматива отчислений, исчисленного в процентном отношении средней величины фактических расходов на ремонт, произведенных за последние три года, к совокупной стоимости основных средств (Налоговый кодекс РФ, глава 25, статья 260). Норматив отчислений не должен превышать 10% стоимости основных средств.
Перечисленные косвенные затраты учитываются в стоимости медицинской услуги через расчетный коэффициент (К), равный:
К = Скр/Фоп * 100%,
где:
Скр - сумма косвенных расходов, тыс. рублей;
Фоп - фонд заработной платы медицинских работников, исчисленный как разница между общим фондом заработной платы учреждения и фондом заработной платы, включенным в косвенные расходы, тыс. рублей.
Рентабельность
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 17.06.2003 г. N 569 "О порядке утверждения тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые населению Краснодарского края" применяется уровень рентабельности в размере до 25% стоимости услуги.
Приложение N 4
к приказу департамента
здравоохранения Краснодарского края
от 22 сентября 2003 г. N 419-ОД
Разрешение на право предоставления платных медицинских услуг
учреждением здравоохранения
Решением комиссии департамента здравоохранения Краснодарского края от
"____" _________________ 2003 года N ______ дано право _________________
________________________________________________________________________
(название учреждения здравоохранения)
оказывать платные медицинские услуги в порядке, установленном законода-
тельством Российской Федерации и Типовым положением о порядке предо-
ставления платных медицинских услуг государственными и муниципальными
учреждениями здравоохранения, утвержденным приказом департамента здраво-
охранения Краснодарского края от 22.09.2003 г. N 419-ОД "Об оказании
платных медицинских услуг в Краснодарском крае" и в соответствии с ли-
цензией серия _______ N ______ от "___" _________ 200___ г. со сроком
действия до "___" ____________ 200___ г., по ценам, утвержденным в уста-
новленном порядке.
Срок действия разрешения до "___" _____________ 200___ г.
Председатель комиссии ___________________________________
Секретарь комиссии ______________________________________
МП
Дата выдачи "__" __________ 200__ г.
Генеральный директор
департамента здравоохранения
Краснодарского края |
Э.А. Асланян |
Приложение N 5
к приказу департамента
здравоохранения Краснодарского края
от 22 сентября 2003 г. N 419-ОД
Типовое гарантийное обязательство
Учреждение здравоохранения _________________________________________
в лице главного врача _________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
берет на себя следующие обязательства в том, что:
- организация оказания учреждением здравоохранения платных медицин-
ских услуг направлена на сохранение стабильной работы учреждения и не
снижает объема и качества медицинской помощи, выполняемой по Территори-
альной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской
помощи гражданам Российской Федерации в Краснодарском крае и по целевым
медицинским программам;
- учреждение здравоохранения имеет возможность предоставлять платные
медицинские услуги, в том числе в условиях повышенной комфортности;
- платные медицинские услуги будут оказываться по ценам соответству-
ющих прейскурантов, утвержденных в установленном порядке;
- кадровое обеспечение учреждения здравоохранения позволяет оказы-
вать платные медицинские услуги (если есть выделенный кабинет или койки,
указать, имеется ли самостоятельное штатное расписание);
- распределение дохода от оказания платных медицинских услуг будет
осуществляться в соответствии с _________________________________________
________________________________________________________________________
Главный врач _______________________________
(подпись, ф.и.о )
М.П
Дата
Приложение N 6
к приказу департамента
здравоохранения Краснодарского края
от 22 сентября 2003 г. N 419-ОД
ДОГОВОР N ____
на оказание платных медицинских услуг
"__" _____________ 200__ г. г. __________________
________________________________________________________________________,
(полное наименование учреждения здравоохранения)
именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице главного врача _____________
_____________________________________, действующего на основании Устава,
с одной стороны, и гражданин (ка) или его законный представитель
________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
именуемый в дальнейшем "Заказчик", с другой стороны, заключили настоящий
договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Настоящий договор определяет условия оказания платных
медицинских услуг. "Заказчик" поручает, а "Исполнитель" обязуется оказать
"Заказчику" платную медицинскую услугу.
2. Стоимость и порядок оплаты
2.1. Стоимость услуги согласно прейскуранту составляет
_______________________________________ руб.
2.2. Оплата "Заказчиком" производится наличным платежом в кассу или
по безналичному расчету на счет "Исполнителя" до предоставления
медицинской услуги (предоплата).
2.3. При возникновении необходимости выполнения дополнительных
работ, не предусмотренных настоящим договором, они выполняются с
письменного согласия "Заказчика" с оплатой согласно прейскуранту и
оформляются дополнением к настоящему договору.
3. Права и обязанности сторон
3.1. "Исполнитель" обязан:
- оказать "Заказчику" качественную медицинскую услугу в
установленный договором срок;
- заблаговременно предоставить "Заказчику" доступную для его
понимания достоверную информацию о предоставляемой услуге;
- обеспечить все необходимые стационарные (амбулаторные) условия
пребывания "Заказчика";
- незамедлительно информировать "Заказчика" об обнаруженной
невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности
продолжения работы;
- выдать "Заказчику" кассовый чек, подтверждающий прием наличных
денег.
3.2. "Исполнитель" имеет право:
- в случае возникновения неотложных ситуаций, действуя в условиях
крайней необходимости, самостоятельно определять объем исследований,
манипуляций, оперативных вмешательств, необходимых для установления
диагноза, обследования и оказания медицинской помощи, в том числе, и не
предусмотренной договором;
- отказаться от исполнения обязательств при условии возврата
"Заказчику" стоимости оплаченной услуги;
3.3. "Заказчик" обязан:
- своевременно оплатить стоимость услуги;
- сообщить исполнителю сведения, необходимые для качественного
исполнения услуги (реакция на медикаменты, перенесенные заболевания и
пр.);
- точно соблюдать правила и условия получения медицинской услуги,
рекомендованной "Заказчиком".
3.4. "Заказчик" имеет право:
- на предоставление ему "Исполнителем" полной, доступной для
понимания, своевременной информации о получаемой медицинской услуге;
- отказаться от получения услуги на любом этапе и получить
оплаченную сумму с возмещением "Исполнителю" фактических затрат.
4. Информация о предоставляемой услуге
4.1. "Исполнитель" имеет лицензию __________________________________
_________________________________________________________________________
(N лицензии, кем и когда лицензия выдана)
4.2. "Заказчик" уведомлен о том, что данный вид медицинской услуги
не входит (входит) в программу ОМС и не финансируется (финансируется) из
средств ОМС.
4.3. Перед оказанием медицинской услуги врач обследует "Заказчика" и
устанавливает отсутствие противопоказаний.
4.4. Началом предоставления медицинской услуги считается:
4.4.1. При стационарном лечении - день госпитализации;
4.4.2. При амбулаторном лечении - первичный осмотр и обследование.
4.5. Продолжительность услуги: _______________ часов;
_______________ дней.
4.6. Лечение производит врач (врачи): ______________________________
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О, врачебная квалификационная категория)
4.7. "Заказчик" дает согласие (отказывается) на сообщение в стол
информации "Исполнителя" о пребывании в стационаре.
4.8. "Заказчик" разрешает передавать информацию о состоянии своего
здоровья, результатах обследования и лечения следующим лицам:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
4.9. "Заказчик" дает согласие (отказывается) на получение информации
о своем здоровье лично. При отказе - эти сведения сообщить:
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
4.10. В связи с оказанием медицинской услуги, в предусмотренных
нормативными актами МЗ РФ случаях, "Заказчику" по его требованию выдается
листок нетрудоспособности.
4.11. "Заказчик" информирован:
4.11.1. О возможных (но не обязательных) осложнениях медицинской
услуги, которые могут причинить вред здоровью:
1. _________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________
В случае возникновения осложнений "Исполнитель" предпринимает
действия, направленные на устранение их последствий без дополнительной
оплаты.
4.11.2. О несовершенстве медицинской науки и практики и
невозможности в связи с этим гарантировать ожидаемые результаты лечения.
4.12. "Заказчик" разрешает "Исполнителю" <получать> всю информацию о
состоянии своего здоровья из других лечебных учреждений в целях повышения
качества предоставляемой услуги.
5. Ответственность сторон
5.1. В случае ненадлежащего оказания услуги "Заказчик" вправе по
своему выбору потребовать:
5.1.1. Безвозмездного устранения недостатков услуги;
5.1.2. Соответствующего уменьшения стоимости услуги;
5.1.3. Возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков
оказанной услуги, если это необходимо, в других медицинских учреждениях.
5.2. "Исполнитель" освобождается от ответственности за
неудовлетворительный исход или осложнения, если докажет, что это
произошло вследствие непреодолимой силы, грубой неосторожности или умысла
"Заказчика".
5.3. "Заказчик" возмещает "Исполнителю" фактические убытки, если
последний не смог оказать услугу или был вынужден прекратить ее оказание
по вине "Заказчика".
6. Срок действия договора, порядок его расторжения
6.1. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до
исполнения обязательств сторонами.
6.2. Условия договора могут быть изменены по соглашению сторон,
оформлены в письменной форме в виде дополнений.
6.3. Договор может быть расторгнут по соглашению сторон, а также по
другим основаниям, предусмотренным законодательством.
7. Прочие условия
7.1. Споры и разногласия решаются путем переговоров, привлечения
экспертов, устраивающих обе стороны, а также в судебном порядке.
Реквизиты сторон:
"Исполнитель" "Заказчик"
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
_______________________ _______________________
Подписи сторон
"Исполнитель" "Заказчик"
_______________________ _______________________
М.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента здравоохранения Краснодарского края от 22 сентября 2003 г. N 419-ОД "Об оказании платных медицинских услуг в Краснодарском крае"
Текст приказа размещен на сайте региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края в сети Интернет.
Приказом департамента здравоохранения Краснодарского края от от 16 февраля 2009 г. N 297 настоящий приказ признан утратившим силу.