Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда
от 25 октября 2013 г. N 33АП-3458/13
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васильева О.Д.,
судей коллегии Бурова Э.А., Сараевой Н.В.
при секретаре Вивдич Е.Н.
с участием истца Литвиненко А.А., представителя правительства Амурской области Войлошникова Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе правительства Амурской области на решение Белогорского городского суда от 26 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Литвиненко А. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д. к администрации муниципального образования Белогорского района, администрации Пригородного сельсовета Белогорского района о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Заслушав дело по докладу судьи Васильева О.Д., изучив доводы жалобы, возражений по жалобе, выслушав пояснения представителя правительства Амурской области Войлошникова Д.С., истца Литвиненко А.А., судебная коллегия
установила:
Литвиненко А. А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Д. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Белогорского района, администрации Пригородного сельсовета Белогорского района о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. В обоснование предъявленных требований указала следующее. В августе 2013 года в результате ливневых дождей был подтоплен, принадлежащий истцу, огород, расположенный по адресу: <адрес>. Вследствие подтопления было испорчено принадлежащее Литвиненко А.А. имущество - огородная продукция. Данное обстоятельство подтверждается актом. Истец обратилась в администрацию Пригородного сельсовета с заявлением о включении ее в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения материальной помощи при утрате имущества. Однако 10 сентября 2013 года администрация села Пригородное отказала ей в этом. Истец просила суд признать ее и ее несовершеннолетнего сына Д. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования села Пригородное; включить Литвиненко А.А. и Д. в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования села Пригородное.
Представители ответчиков администрации Пригородного сельсовета и администрации Белогорского района предъявленные требования не признали, суду пояснили, что Литвиненко А.А. и Д. действительно постоянно проживают по адресу: <адрес>. В результате сильных дождей земельный участок, которым пользуется истец, был затоплен, урожай уничтожен. Однако в силу отсутствия у Литвиненко А.А. и Д. регистрации по месту их проживания, оснований для признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации нет.
Представитель третьего лица - правительства Амурской области указал, что плоды и продукция, получаемые на земельном участке и используемые для личного потребления, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная и финансовая помощь из резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда правительства Амурской области. Кроме того, утрата урожая сельскохозяйственных культур не может рассматриваться как самостоятельное основание для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества.
Представители министерства финансов Амурской области и министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области в судебное заседание не явились, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Решением Белогорского городского суда от 26 сентября 2013 года постановлено иск Литвиненко А.А. удовлетворить; признать Литвиненко А.А. и несовершеннолетнего Д. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - ливневых дождей, наводнения на территории муниципального образования Пригородного сельсовета Белогорского района Амурской области на 5 августа 2013 года; включить Литвиненко А.А. и несовершеннолетнего Д. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации ливневых дождей, наводнения на территории муниципального образования Пригородного сельсовета Белогорского района Амурской области на 5 августа 2013 года; обратить решение к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представитель правительства Амурской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Литвиненко А.А. В обоснование указал, что действующее законодательство предусматривает возможность выплаты компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных только в личных подсобных хозяйствах. Указанная компенсация рассматривается в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации муниципального образования Белогорского района просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу правительства Амурской области без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года N 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В настоящее время также действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 правительством Амурской области принято постановление от 13 сентября 2013 года N 423 "Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета".
Пунктом 2 постановления правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года N 423 утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" предусмотрена выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Таким образом, разрешая исковые требования Литвиненко А.А. о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, суду первой инстанции надлежало применить вышеназванные нормативно-правовые акты.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 196 ГПК РФ суд первой инстанции должен был установить на включение в какой именно список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, претендует истец.
Из заявления Литвиненко А.А. усматривается, что истец в обоснование предъявленных исковых требований приводит доводы о подтоплении огорода, расположенного по адресу: <адрес>, утрате, вследствие подтопления, имущества - огородной продукции.
Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования частично (полностью) утраченного имущества от 11 сентября 2013 года, из которого следует, что в результате продолжительных ливневых дождей было утрачено имущество - огородная продукция <иные данные>, находящееся по адресу: <адрес>.
Следовательно, в данном случае применению полежат положения подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
В целях реализации подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" приняты Правительством Российской Федерации распоряжение от 5 октября 2013 года N 1797-р, а правительством Амурской области постановление от 11 октября 2013 года N 489 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению".
Согласно пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года N 1797-р должны быть сформированы списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013 года.
По смыслу подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года N 1797-р право на выплату компенсации имеют граждане ведущие личные подсобные хозяйства и утратившие урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
Как следует из ответа на запрос суда апелляционной инстанции Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области от 24 октября 2013 года N 4-05-2187 в августе 2013 года территория Белогорского района, в том числе село Пригородное, подверглись опасному гидрометеорологическому явлению "очень сильный дождь", "очень сильный ливень".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно Межгосударственному стандарту "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03 - 97/ГОСТ Р 22.0.03 - 95", утвержденному постановлением Госстандарта России от 25 мая 1995 года N 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 1 марта 2000 года N 120 различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Как следует из ответа на судебный запрос Амурского ЦГМС - филиала ФГБУ "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" опасное гидрологическое явление было в Зейском, Мазановском, Свободненском, Благовещенском, Константиновском, Михайловском, Архаринском районах Амурской области. Опасное агрометеорологическое явление "переувлажнение" было в Бурейском, Белогорском, Ивановском, Михайловском, Константиновском, Тамбовском, Октябрьском, Свободненском, Ромненском, Завитинском, Магдагачинском, Серышевском районах Амурской области.
Законодательное определение понятия "личное подсобное хозяйство" дано в статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", согласно которой личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Согласно сведениям, предоставленным суду апелляционной инстанции администрацией Пригородного сельсовета Белогорского района, Литвиненко А.А. и Д. зарегистрированы по адресу: <адрес 2>. Литвиненко А.А. и Д. фактически проживают по адресу: <адрес>. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит М..
<данные изъяты>
Как следует из выписки из похозяйственной книги земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности М.. Целевое назначение - земли поселений для приусадебных участков, категория земель - земли населенных пунктов.
То есть, земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> не относится к числу личных подсобных хозяйств.
Соответственно, Литвиненко А.А. и Д. не являются гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования Литвиненко А.А. в силу подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года N 1797-р не подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене вследствие неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Белогорского городского суда от 26 сентября 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Литвиненко А. А. о признании ее и Д. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования села Пригородное; включении Литвиненко А.А. и Д. в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования села Пригородное отказать.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 25 октября 2013 г. N 33АП-3458/13 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании