Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда
от 20 ноября 2013 г. N 33АП-3661/13
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи Губановой Т.В.,
судей коллегии Загоруйко Л.В., Маньковой В.Э.,
при секретаре Вивдич Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе губернатора и Правительства Амурской области на решение Белогорского городского суда от 02 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Лисненко Т. Т. к администрации муниципального образования Белогорский район, администрации Васильевского сельсовета Белогорского района о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Заслушав дело по докладу судьи Губановой Т.В, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя губернатора и Правительства Амурской области - Бартулевой С.В., действующей на основании доверенности от 22.07.2013 года N, судебная коллегия
установила:
Лисненко Т. Т. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Белогорский район, администрации Васильевского сельсовета Белогорского района о признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. В обоснование предъявленных требований указала, что в августе 2013 года по причине ливневых дождей был подтоплен принадлежащий истцу огород, расположенный по адресу: <адрес>. Вследствие подтопления было испорчено принадлежащее Лисненко Т.Т. имущество - огородная продукция. Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра земельного участка. Просила суд признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования село Междугранка и включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования село Междугранка, а также обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец Лисненко Т.Т. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Белогорского района иск не признала, указав, что земельный участок, которым пользуется истец, был затоплен, и Лисненко Т.Т. вправе обратиться в органы социальной защиты населения для получения материальной помощи в связи с гибелью урожая.
Представители ответчика - администрации Васильевского сельсовета Белогорского района, третьих лиц - правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по Белогорску и Белогорскому району Амурской области в судебное заседание не явились, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Решением Белогорского городского суда от 02 сентября 2013 года иск Лисненко Т.Т. удовлетворен; решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представитель губернатора и правительства Амурской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Лисненко Т.Т. В обоснование указывает, что пострадавшее имущество не принадлежит истцу на законных основаниях. Полагает, что действующее законодательство предусматривает возможность выплаты компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных только в личных подсобных хозяйствах. Данная компенсация рассматривается в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно, утрата урожая не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов. Указывает на то, что механизм реализации положений о выплате гражданам компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур на уровне Амурской области не решен.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В суде апелляционной инстанции представитель губернатора и Правительства Амурской области на требованиях и доводах апелляционной жалобы настаивала. Дополнительно пояснила, что постановлением Правительства Амурской области от 23 июля 2013 года N 324 утверждена социальная программа "Укрепление материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения и оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности в 2013 году", в рамках которой при наличии на момент возникновения чрезвычайной ситуации у неработающего пенсионера или члена его семьи на праве собственности либо в пользовании садового, дачного или огородного земельного участка, где в результате чрезвычайной ситуации произошла утрата сельскохозяйственных культур, в случае обращения за получением единовременной материальной помощи в связи с утратой сельскохозяйственных культур, оказывается материальная помощь в размере 5000 рублей.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах и на основании правил ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя губернатора и Правительства Амурской области, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года N 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
По смыслу приведенной нормы компенсация может быть выплачена только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим нормативным актом.
Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В настоящее время также действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
Подпунктом "з" пункта 3 данного Указа предусмотрена выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Таким образом, разрешая исковые требования Лисненко Т.Т. о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, суду первой инстанции в соответствии с требованиями части 1 статьи 196 ГПК РФ надлежало установить, на включение в какой именно список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, претендует истец, и применить соответствующий нормативно-правовой акт из числа вышеназванных.
Из искового заявления усматривается, что Лисненко Т.Т. в обоснование предъявленных требований приводит доводы о подтоплении огорода, расположенного по адресу: Амурская область, Белогорский район, село Междугранка, утрате вследствие подтопления имущества - огородной продукции.
Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования частного жилого помещения от 02 сентября 2013 года, исходя из которого, в результате продолжительных ливневых дождей было утрачено имущество - огородная продукция <данные изъяты>, находящееся по адресу: <адрес>.
Следовательно, в данном случае применению полежат положения подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
По смыслу подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года N 1797-р право на выплату компенсации имеют граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и утратившие урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
Законодательное определение понятия "личное подсобное хозяйство" дано в статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", согласно которой личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, предоставленного филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ за N, земельный участок <данные изъяты> кв. м, границы которого проходят по <адрес>, принадлежит на праве собственности Л. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - садоводство и огородничество.
То есть, указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства истцу не предоставлялся и не был им приобретен, вещных прав Лисненко Т.Т. на него не имеет. Сведения, учитываемые в установленном Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" порядке, подтверждающие факт использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, границы которого проходят по <адрес> в качестве личного подсобного хозяйства Лисненко Т.Т. или совместно проживающим с нею членом ее семьи в материалах дела отсутствуют.
Также судебная коллегия обращает внимание на то, что согласно подпункту "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" выплата компенсации гражданам по утрате ввиду наводнения урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, производится при условии их постоянного проживания в населенных пунктах, подвергшихся наводнению.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, следует из паспорта Лисненко Т.Т. серии N, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, а также акта обследования частного жилого помещения от 02 сентября 2013 года истец постоянно проживает по адресу: <адрес>.
Таким образом, поскольку Лисненко Т.Т. не проживает в <данные изъяты> населенных пунктах, где проходят границы земельного участка, вследствие затопления которого был утрачен урожай сельскохозяйственных культур, исковые требования не могут подлежать удовлетворению.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в силу подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года N 1797-р, а также постановления правительства Амурской области от 11 октября 2013 года N 489 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению", правом на получение компенсации наделены те граждане, утрата урожая которых произошла в результате наводнения.
Согласно Межгосударственному стандарту "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03 - 97/ГОСТ Р 22.0.03 - 95", утвержденному постановлением Госстандарта России от 25 мая 1995 года N 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 1 марта 2000 года N 120 различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Из анализа вышеприведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что выплата компенсации из резервных фондов Правительства Российской Федерации и Правительства Амурской области производится в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате опасного гидрологического явления - наводнения.
Как усматривается в справке Амурского ЦГМС - филиала ФГБУ "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 18 октября 2013 года N 2556, опасное гидрологическое явление было в Зейском, Мазановском, Свободненском, Благовещенском, Константиновском, Михайловском, Архаринском районах Амурской области. Опасное агрометеорологическое явление "переувлажнение" установлено в Бурейском, Белогорском, Ивановском, Михайловском, Константиновском, Тамбовском, Октябрьском, Свободненском, Ромненском, Завитинском, Магдагачинском, Серышевском районах Амурской области.
Исходя из справки Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области от 24 октября 2013 года N 4-05-2187 в августе 2013 года территория Белогорского района, в том числе сел Васильевка и Междугранка, подверглась опасному метеорологическому явлению "очень сильный дождь", "очень сильный ливень".
Таким образом, поскольку земельный участок, границы которого проходят по <адрес>, подвергся опасному метеорологическому явлению, не относится к числу личных подсобных хозяйств, и Лисненко Т.Т. не является гражданином или постоянно проживающей с членом ее семьи, ведущим личное подсобное хозяйство, требования истца судом первой инстанции удовлетворены неправомерно.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции не установил юридически значимые обстоятельства дела - право, на основании которого истцу предоставлен земельный участок или приобретение его для ведения личного подсобного хозяйства, факт ведения личного подсобного хозяйства Лисненко Т.Т., природное явление, повлекшее чрезвычайную ситуацию в месте нахождения земельного участка и гибель урожая, не принял во внимание место постоянного проживания истца и положил в основу решения законодательные нормы, не подлежащие применению при обстоятельствах настоящего дела.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции не соответствует нормам материального права и подлежит отмене, а исковые требования Лисненко Т.Т. - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Белогорского городского суда от 02 сентября 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лисненко Т. Т. о признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования село Междугранка, включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования село Междугранка отказать.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 20 ноября 2013 г. N 33АП-3661/13 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании