Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда
от 4 декабря 2013 г. N 33АП-3662/13
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи Губановой Т.В.,
судей коллегии Грибовой Н.А., Маньковой В.Э.,
при секретаре Перепелициной Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе губернатора и правительства Амурской области на решение Белогорского городского суда от 04 сентября 2013 года по гражданскому делу по иску Коптевой О. В. к администрации муниципального образования Белогорский район, администрации Лохвицкого сельсовета Белогорского района о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Заслушав дело по докладу судьи Губановой Т.В., изучив доводы жалобы, выслушав пояснения истца Коптевой О.В., представителя ответчика - администрации Лохвицкого сельсовета Белогорского района Амурской области - Моргунова В.А., действующего на основании прав по должности, судебная коллегия
установила:
Коптева О. В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Белогорский район, администрации Лохвицкого сельсовета Белогорского района о признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. В обоснование предъявленных требований указала, что по причине ливневых дождей, вызвавших паводок, наводнение был подтоплен принадлежащий истцу огород (приусадебный участок), расположенный по адресу: <адрес>, который принадлежал на праве собственности <данные изъяты> Г. Вследствие подтопления было испорчено принадлежащее Коптевой О.В. имущество - огородная продукция. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования жилого помещения. Просила суд признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации ливневых дождей, подтопления на территории муниципального образования Лохвицкий сельсовет Белогорского района Амурской области и включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации ливневых дождей, подтопления приусадебных на территории муниципального образования Лохвицкий сельсовет Белогорского района Амурской области, а также обратить решение к немедленному исполнению.
В суде первой инстанции истец Коптева О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что собственник земельного участка, <данные изъяты> Г. умер, и в настоящее время она оформляет документы для получения в собственность в порядке наследования данный земельный участок.
Представитель ответчика - администрации Лохвицкого сельсовета предъявленные требования признал, пояснив, что Коптева О.В. постоянно проживает на территории <адрес>. В результате сильных дождей земельный участок, которым пользуется истец, был затоплен, урожай уничтожен. Указал, что правоустанавливающие документы на данный земельный участок у истца отсутствуют.
Представители ответчика - администрации Белогорского района, третьих лиц - правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области в судебное заседание не явились, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Решением Белогорского городского суда от 04 сентября 2013 года иск Коптевой О.В. удовлетворен; решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представитель правительства Амурской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Коптевой О.В. В обоснование ссылается на то, что истец не имел права пользования вышеназванным земельным участком. Поскольку компенсация за утрату урожая сельскохозяйственных культур предусматривается действующим законодательством в качестве самостоятельного вида выплат, утрата урожая не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов. Указывает, что механизм реализации положений о выплате гражданам компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур на уровне Амурской области не решен.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В суде апелляционной инстанции истец возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, находя решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Пояснила суду, что в доме была вода, и сейчас он сырой. Дом наследуется истцом вместе с земельным участком, так как находится на нем. Компенсационную выплату в размере <данные изъяты> рублей она получила. Представленное заявление идентично поданному в село.
Представитель ответчика с апелляционной жалобой не согласился, просил оставить решение суда без изменения. Дополнительно пояснил, что в результате чрезвычайной ситуации причинен ущерб не только огороду, но и постройкам, находящимся на указанном земельном участке. Доказательств, подтверждающих данный факт, не имеется. Коптевой О.В. получена единовременная финансовая помощь.
Представители ответчика - администрации муниципального образования Белогорский район, третьих лиц - правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по Белогорску и Белогорскому району Амурской области, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах и на основании правил статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года N 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
По смыслу приведенной нормы компенсация может быть выплачена только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим нормативным актом.
Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В настоящее время также действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
Подпунктом "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" предусмотрена выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Таким образом, при разрешении настоящего спора по существу суду первой инстанции в соответствии с требованиями части 1 статьи 196 ГПК РФ, исходя из иска, надлежало установить, ввиду каких обстоятельств Коптева О.В. просила признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, оценить правомерность и обоснованность включения истца в соответствующий список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, согласно действующим нормативно-правовым актам.
Из искового заявления усматривается, что Коптева О.В. в обоснование предъявленных требований приводит доводы о подтоплении огорода, расположенного по адресу: <адрес>, утрате вследствие подтопления имущества - огородной продукции.
Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования частного жилого помещения от 02 августа 2013 года, исходя из которого, в результате продолжительных ливневых дождей было утрачено имущество - огородная продукция <данные изъяты>, находящееся по адресу: <адрес>.
Следовательно, в данном случае применению полежат положения подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
По смыслу подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года N 1797-р право на выплату компенсации имеют граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и утратившие урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
Законодательное определение понятия "личное подсобное хозяйство" дано в статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", согласно которой личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Как следует из паспорта N, выданного ДД.ММ.ГГГГ и справки от 28 августа 2013 года N, предоставленной администрацией Лохвицкого сельсовета Белогорского района Амурской области, Коптева О.В. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес>.
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону N от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, который предоставлен под приусадебный участок, категория земель - земли населенных пунктов.
При этом сведения, учитываемые в установленном Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" порядке, подтверждающие факт использования земельного участка по адресу: <адрес>, Коптевой О.В. для ведения личного подсобного хозяйства самостоятельно или с совместно проживающим гражданином, членом ее семьи, отсутствуют.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание то, что в силу подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" правом на получение компенсации наделены те граждане, утрата урожая которых произошла в результате наводнения.
Согласно Межгосударственному стандарту "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03 - 97/ГОСТ Р 22.0.03 - 95", утвержденному постановлением Госстандарта России от 25 мая 1995 года N 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 1 марта 2000 года N 120 различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Из анализа вышеприведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что выплата компенсации из резервных фондов Правительства Российской Федерации и правительства Амурской области компенсации производится в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур вследствие чрезвычайной ситуации - наводнения.
Как усматривается в справке Амурского ЦГМС - филиала ФГБУ "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 18 октября 2013 года N опасное гидрологическое явление было в Зейском, Мазановском, Свободненском, Благовещенском, Константиновском, Михайловском, Архаринском районах Амурской области. Опасное агрометеорологическое явление "переувлажнение" установлено в Бурейском, Белогорском, Ивановском, Михайловском, Константиновском, Тамбовском, Октябрьском, Свободненском, Ромненском, Завитинском, Магдагачинском, Серышевском районах Амурской области.
Исходя из справки Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области от 24 октября 2013 года N в августе 2013 года территория Белогорского района, в том числе село с. Лохвицы, подверглась опасному метеорологическому явлению "очень сильный дождь", "очень сильный ливень".
Таким образом, поскольку земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> подвергся опасному метеорологическому явлению, не относится к числу личных подсобных хозяйств, и Коптева О.В. не является гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство самостоятельно или с совместно проживающим гражданином, членом ее семьи, требования истца судом первой инстанции удовлетворены неправомерно.
Разрешая настоящий спор, суд не установил юридически значимые обстоятельства дела - факт ведения личного подсобного хозяйства истцом самостоятельно или с совместно проживающим гражданином, членом ее семьи, а также природное явление, повлекшее чрезвычайную ситуацию в месте нахождения земельного участка и гибель урожая, не положил в основу решения правовые нормы, подлежащие применению при обстоятельствах настоящего дела.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции не соответствует нормам материального права и подлежит отмене, а исковые требования Коптевой О.В. на основании подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года N 1797-р - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Белогорского городского суда от 04 сентября 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Коптевой О. В. о признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления) на территории муниципального образования Лохвицкий сельсовет Белогорского района Амурской области, включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления) на территории муниципального образования Лохвицкий сельсовет Белогорского района Амурской области отказать.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 4 декабря 2013 г. N 33АП-3662/13 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании