Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда
от 9 декабря 2013 г. N 33АП-3924/13
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Марьенковой А.В.,
судей коллегии: Гончарук И.А., Губановой Т.В.,
при секретаре: Перепелициной Л.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Серовой О.Б. на решение Свободненского городского суда от 21 октября 2013 года.
Заслушав дело по докладу судьи Марьенковой А.В., пояснения Серовой О.Б., представителя администрации города Свободного Грищенкова Н.Ю., действующей на основании доверенности N от 04.06.2013, судебная коллегия,
установила:
Серова О.Б. обратилась в суд с иском к администрации города Свободного о признании пострадавшей в период чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории города Свободного Амурской области в июле-августе 2013 года и включении ее в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации.
В обоснование требований указала, что 16 августа 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов реки Зея на территории города Свободного ее дом, земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, подтоплены. В результате подтопления испорчено принадлежащее ей имущество, пострадал дом, в котором она проживает. Она обратилась с заявлением в администрацию г. Свободного о включении её в список пострадавших от чрезвычайной ситуации. Однако ей было отказано. Считая, что имущество её пострадало в результате ЧС, обратилась с данными требованиями в суд.
В судебном заседании представитель ответчика администрации города Свободного не согласился с заявленными требованиями, указал, что согласно Методическим рекомендациям единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшемся на затопленном земельном участке). Финансовая помощь за утраченное имущество оказывается гражданам при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым помещением подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации. Из акта комиссии от 12 сентября 2013 года, обследовавшей жилой дом Серовой О.Б. на предмет признания заявителя пострадавшей в результате подтопления, следует, что жилой дом не подтоплен, пострадавшего имущества нет.
Истец, представитель третьего лица в судебное заседание не явились.
Решением Свободненского городского суда 21 октября 2013 года в удовлетворении требований Серовой О.Б. отказано.
В апелляционной жалобе Серова О.Б. ставит вопрос об отмене постановленного решения. Указывает на нарушение судом норм процессуального права, выразившихся в ненадлежащем извещении её о времени и месте рассмотрения дела и проведении судебного заседания без её участия. Оспаривает акт обследования частного жилого помещения, считает его составленным с нарушением.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации города Свободного указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
09 декабря 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда на основании п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 330 ГПК перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с допущенными судом первой инстанции существенными нарушениями норм процессуального права - рассмотрение дела без надлежащего извещения истца Серовой О.Б.
В суде апелляционной инстанции при рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, истец на удовлетворении иска настаивала, настаивала на доводах апелляционной жалобы.
Представитель администрации города Свободного в судебном заседании указала на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца.
Представитель Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился. Судебная коллегия, проверив уведомления лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, находит их надлежащими, так как извещения направлены заблаговременно, все адреса в извещениях указаны правильно. При таких обстоятельствах отсутствуют основания сомневаться в их надлежащем извещении, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 1 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения лиц, присутствующий в судебном заседании, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года N 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
31 августа 2013 года издан Указ Президента РФ N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ N 693 от 31.08.2013 было принято постановление N 423 "Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета". Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству РФ поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года N 21 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с пунктом 1.2 которых данные методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.
Таким образом, из требований приведенных актов следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом, земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу <адрес>, находятся в собственности С. Серова О. Б. была зарегистрирована в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что в результате подтопления, вызванного выходом из берегов реки Зея, испорчено принадлежащее ей имущество, Серова О.Б. 12 сентября 2013 года обратилась к губернатору Амурской области и главе администрации города Свободного с заявлениями о выплате ей, как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), произошедшего в г. Свободном, единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека, но не более 50000 рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно Межгосударственному стандарту "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03 - 97/ГОСТ Р 22.0.03 - 95", утвержденному постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 N 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 01.03.2000 N 120 различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Как следует из ответа на судебный запрос Амурского ЦГМС - филиала ФГБУ "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" опасное гидрологическое явление имело место в Зейском, Мазановском, Свободненском, Благовещенском, Константиновском, Михайловском, Архаринском районах Амурской области. Опасное агрометеорологическое явление "переувлажнение" имело место в Бурейском, Белогорском, Ивановском, Михайловском, Константиновском, Тамбовском, Октябрьском, Свободненском, Ромненском, Завитинском, Магдагачинском, Серышевском районах Амурской области.
Согласно акту обследования жилого помещения, расположенного в <адрес>, от 12 сентября 2013 года жилой дом истца не подтоплен, пострадавшего имущества нет.
Судебная коллегия учитывает, что исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, в ходе судебного разбирательства необходимо исследовать каждое доказательство, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений, отвечающее требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование своей позиции о наличии повреждений принадлежащего ей имущества Серовой О.Б. в суд апелляционной инстанции представлены фотографии, исследованные судебной коллегией в судебном заседании и приобщенные к материалам дела. На указанных фотоснимках запечатлены отдельные фрагменты жилого дома и приусадебного участка. Однако указанные фотографии свидетельствуют лишь о наличии некоторых косметических дефектов жилого помещения, порчу или утрату имущества в результате подтопления жилого дома не подтверждают.
Доказательств, опровергающих факты, изложенные в акте обследования жилого дома, истцом в ходе рассмотрения дела не представлено. Ссылка апелляционной жалобы на нарушение составления акта, является необоснованной, так как в судебное заседание суда апелляционной инстанции стороной ответчика предоставлена копия акта с подписями начальника Управления по делам ГО и ЧС города Свободного и главы администрации города с соответствующими печатями данных организаций. Кроме того, данный акт истцом не оспорен, недействительным не признан, в связи с чем, подтверждает факт отсутствия доказательств, свидетельствующих о порче или утрате имущества в результате подтопления жилого дома и земельного участка.
Изложенные обстоятельства исключают возможность признания истца пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в июле-августе 2013 года на территории г. Свободного.
В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Серовой О.Б. не имеется.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Свободненского городского суда от 21 октября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Серовой О. Б. в удовлетворении искового заявления о признании пострадавшей в период чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории города Свободного Амурской области в июле-августе 2013 года и включении ее в списки граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации, отказать.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 9 декабря 2013 г. N 33АП-3924/13 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании