Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда
от 20 декабря 2013 г. N 33АП-3976/2013
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего: Пасютиной Т.В.,
судей коллегии: Бабича В.В., Марьенковой А.В.,
при секретаре: Малик М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Амурской области на решение Белогорского городского суда от 05 сентября 2013 года.
Заслушав дело по докладу судьи Пасютиной Т.В., судебная коллегия
установила:
Григорьев К.В., Лихошерстова Н.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Л., Д. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Белогорский район, администрации Томичёвского сельсовета Белогорского района, указав, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природно-ливневых дождей, был подтоплен находящийся в их пользовании земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> и утрачен урожай овощей. Полагают, что имеют право на компенсацию причиненного ущерба, поскольку урожай утрачен в связи с ливневыми дождями и подтоплением, которые относятся к чрезвычайной ситуации.
Просили суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования Томичёвский сельсовет Белогорского района Амурской области и включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (ливневых дождей, подтопления приусадебных участков в населенных пунктах) на территории муниципального образования села Томичи Белогорского района Амурской области, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В суде первой инстанции Григорьев К.В., Лихошерстова Н.В. на требованиях настаивали, указали, что выращенный на земельном участке урожай был основным источником запаса продуктов на зиму.
Представитель администрации Томичёвского сельсовета в заседание суда первой инстанции участия не принимал, согласно телефонограмме от 05.09.2013 года просил о рассмотрении дела в его отсутствие, одновременно указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований, истцы действительно постоянно проживают на территории с. Томичи Белогорского района Амурской области, где имеют земельный участок, который был подтоплен, а выращенный на нем урожай испорчен.
Представители ответчика администрации Белогорского района, третьих лиц - Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Решением Белогорского городского суда от 05 сентября 2013 года иск Григорьева К.В., Лихошерстовой Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Л., Д. удовлетворен, решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе представитель правительства Амурской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что действующее законодательство предусматривает возможность выплаты компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных только в личных подсобных хозяйствах. Указанная компенсация рассматривается в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия законных оснований для его отмены не находит.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года N 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В настоящее время также действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 правительством Амурской области принято постановление от 13 сентября 2013 года N 423 "Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета".
Пунктом 2 постановления правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года N 423 утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" предусмотрена выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
Из заявления Григорьева К.В., Лихошерстовой Н.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Л., Д. усматривается, что истцы в обоснование предъявленных исковых требований приводят доводы о подтоплении огорода, расположенного по адресу: <адрес> и утрате, вследствие подтопления, имущества - огородной продукции.
Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования комиссии от 12 сентября 2013 года, из которого следует, что подтоплен приусадебный участок с жилым домом общей площадью <данные изъяты> кв м расположенные по адресу: <адрес> уничтожен урожай овощных и плодово-ягодных культур.
Следовательно, в данном случае применению полежат положения подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области".
В целях реализации подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" приняты Правительством Российской Федерации распоряжение от 5 октября 2013 года N 1797-р, а правительством Амурской области постановление от 11 октября 2013 года N 489 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению".
Согласно пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года N 1797-р должны быть сформированы списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013 года.
По смыслу подпункта "з" пункта 3 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" и пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 октября 2013 года N 1797-р право на выплату компенсации имеют граждане ведущие личные подсобные хозяйства и утратившие урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения.
Как следует из ответа на запрос суда апелляционной инстанции Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области от 09 декабря 2013 года N 4-05-2843 село Томичи Белогорского района входит в перечень населенных пунктов, пострадавших от наводнения и переувлажнения в результате дождей и паводков на территории Амурской области. Характер подтопления с. Томичи - частые интенсивные дожди, временами достигающие опасного природного явления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно Межгосударственному стандарту "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03 - 97/ГОСТ Р 22.0.03 - 95", утвержденному постановлением Госстандарта России от 25 мая 1995 года N 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 1 марта 2000 года N 120 различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.
Как следует из ответа на судебный запрос Амурского ЦГМС - филиала ФГБУ "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" частые интенсивные дожди, временами достигающие критерия опасного природного явления, значительное количество осадков, паводки на густой речной сети Амурской области, большая глубина затопления пойм рек, длительное присутствие воды на пойме привело к подтоплению, затоплению населенных пунктов, следовательно, привело к крупномасштабному наводнению в районах Амурской области, в том числе в Белогорском районе, включая с. Томичи.
Законодательное определение понятия "личное подсобное хозяйство" дано в статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", согласно которой личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Согласно сведениям предоставленным суду апелляционной инстанции администрацией Томичёвского сельсовета Белогорского района от 13.12.2013 года семья: Григорьев К.В., Лихошерстова Н.В., Л., Д. на основании похозяйственной книги N, за ДД.ММ.ГГГГ лицевой счет N с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживают и ведут совместное личное подсобное хозяйство по адресу: <адрес>.
Таким образом, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> относится к числу личных подсобных хозяйств.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Белогорского городского суда от 05 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Амурской области без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 20 декабря 2013 г. N 33АП-3976/2013 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании