Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 31 марта 2005 г. N 02-443
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Федосов И.В. - председатель Комиссии, зам. руководителя управления,
Члены Комиссии:
Богуш В.П. - главный специалист отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного законодательства, законодательства о
естественных монополиях,
Саенко В.Н. - специалист 1 категории АМО,
рассмотрев дело N А-7/052005 о нарушении администрацией г. Зеи (г. Зея, ул. Мухина, 117) пунктов 1 и 3 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
23 ноября 2004 года при плановой проверке нормативных правовых актов администрации г. Зеи было установлено, что администрацией г. Зеи 04.08.2004г. было принято постановление N 685 "О создании муниципального учреждения "Городская диспетчерская служба" и 18.08.2004г. было издано постановлением N 727 "О совершенствовании работы по регулированию процесса пассажирских перевозок в г. Зее".
В указанных нормативных правовых актах администрации г. Зеи содержатся следующие нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 4 постановления N 685 МП "ГДС" делегированы функции единого заказчика по заключению договоров на транспортное обслуживание муниципальной маршрутной сети города, управлению работой городского и пригородного пассажирского транспорта, контроля и учета их работы. В соответствии с указанным постановлением разработан и утвержден Устав МП "Городская диспетчерская служба".
Основными целями деятельности МУ ГДС в соответствии с пунктами 2.2. Устава является: улучшение качества транспортного обслуживания, повышения эффективности его использования на маршрутах. МУ "ГДС" в соответствии с пунктом 2.3 Устава осуществляет следующие виды деятельности: формирование сводного маршрутного расписания движения городского и пригородного транспорта; заключение договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров с юридическими и физическими лицами; оперативный еженедельный контроль за состоянием обслуживания пассажиров на маршрутах и регулирования движения подвижного состава. Пунктом 2.4 Устава определено, что МУ "ГДС" вправе оказывать услуги по организации пассажирских перевозок на маршрутах города и пригорода, в том числе:
- разработка и участие в согласовании расписаний (графиков) движения городского и пригородного транспорта;
- корректировка расписаний графика движения городского транспорта;
- разработка и изготовление паспортов автобусных маршрутов;
- внесение изменений в паспорта автобусных маршрутов;
- разработка и корректировка схем автобусных маршрутов с указанием опасных участков;
- изготовление внешних указателей автобусов;
- изготовление и размещение информации.
Кроме того, МУ "ГДС" в соответствии с пунктом 2.4 Устава, вправе оказывать услуги по проведению ежедневного контроля технического состояния автотранспортных средств, проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
Согласно п.5.2.2 Приказа Минтранса РФ "Об утверждении положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" от 08.01.1997г. N 2 (ред. 18.07.2000г.) разрабатывать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами обязаны владельцы автобусов, которыми могут являться, в том числе, и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п.55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981г. N 200, расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с местными Советами народных депутатов, следовательно, согласование графиков маршрутов движения автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров по городским маршрутам, обязанностью органов местного самоуправления.
Таким образом, муниципальное учреждение "Городская диспетчерская служба", наделенное актом органа местного самоуправления частью функций по организации транспортного обслуживания населения, которые относятся к вопросам местного значения, входящим согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в предметы ведения местного самоуправления, совмещает управленческую деятельность с хозяйственной.
В соответствии с п.3 ст.7 Закона РФ "О конкуренции..." запрещается совмещение функций наделенных функциями или правами органов местного самоуправления органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов.
Постановление главы администрации Зейского района от 18.08.2004г. N 727 "О совершенствовании работы по регулированию процесса пассажирских перевозок в г. Зее" содержит требование о размещении муниципального заказа на перевозку пассажиров на городской маршрутной сети на конкурсной основе (пункт 3.3 приложения 2 к постановлению), установление МУ "ГДС" количества автобусов, закрепленных за городской маршрутной сетью (п.3.1), заключение МУ "ГДС" договоров на транспортное обслуживание (п. 3.3 и 4.1), участие МУ "ГДС" в контрольных проверках (п. 3.3). Пунктом 1.3 приложения N 5 указанного постановления "Порядок согласования расписания движения пассажирского транспорта всех форм собственности на городских маршрутах" установлено, что пассажирскими перевозками на городских маршрутах вправе заниматься субъекты перевозочной деятельности, прошедшие конкурс и заключившие договоры на выполнение пассажирских перевозок. Обязательность участия в конкурсе на право выполнения муниципального заказа по перевозке пассажиров на маршрутной сети г. Зеи, наличия договора с МУ "ГДС" прописано также и в пунктах 2.2, 2.3 этого же Порядка. Кроме того, пунктом 2.3 Порядка установлено, что ООО "Транспортник" и ОАО "Зейское ЛТП" для осуществления перевозочной деятельности подают в администрацию г. Зеи не все документы, которые обязаны приложить другие перевозчики.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В приложении 2 к Постановлению от 18 августа 2005 г. N 727 пункт 4.1 отсутствует
Таким образом, из вышеуказанных нормативно правовых актов следует, что пассажирскими перевозками на городских маршрутах вправе заниматься субъекты перевозочной деятельности, прошедшие конкурс и заключившие договоры на выполнение пассажирских перевозок.
Кроме того, ООО "Транспортник" и ОАО "Зейское АТП" по отношению к остальным перевозчикам находятся в более выгодных условиях при оформлении документов на осуществление перевозочной деятельности, так как они для осуществления перевозочной деятельности подают в администрацию г. Зеи не все документы, которые обязаны приложить другие перевозчики.
Согласно статей 23, 49 ГК РФ граждане-предприниматели и юридические лица имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации, а отдельными' ее видами - после получения лицензии. - Перевозка пассажиров автомобильным транспортом подлежит лицензированию в соответствии со ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 10.06.2002г. N402 "О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом".
В связи с этим, закрепленные в постановлении главы администрации Зейского района от 18.08.2004г. N 727 "О совершенствовании работы по регулированию процесса пассажирских перевозок в г. Зее" положения о необходимости прохождения конкурсного отбора и об обязательном наличии договора на транспортное обслуживание ограничивают их самостоятельность в осуществлении деятельности по автомобильным пассажирским перевозкам, сужают круг хозяйствующих субъектов, имеющих право в соответствии с лицензией заниматься перевозкой пассажиров, что противоречит ст.7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", пунктом 1 которой органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещено принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещено необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
Право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом предоставляется хозяйствующим субъектам на основании лицензии и не может быть предметом конкурсного распределения, проведение вышеуказанных конкурсов расценивается как установление дополнительных административных барьеров входа хозяйствующих субъектов на рынок автомобильных пассажирских перевозок (не только новых, но и уже действующих на рынке).
Таким образом, в постановлении главы администрации Зейского района от 18.08.2004г. N 727 "О совершенствовании работы по регулированию процесса пассажирских перевозок в г. Зее" содержатся признаки нарушения п. 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции ...".
Руководствуясь п.1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в соответствии с пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации
решила:
1. Выдать администрации г. Зеи предписание о прекращении нарушения пунктов 1 и 3 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Члены Комиссии: |
И.В. Федосов |
В.П. Богуш
В.Н. Саенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 31 марта 2005 г. N 02-443
Текст Решения официально опубликован не был