Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 31 мая 2005 г. N 02-850
Решением Арбитражного суда Амурской области от 11 июля 2005 г. настоящее Решение оставлено в силе
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Федосов И.В. - председатель Комиссии, и.о. руководителя управления,
Члены Комиссии:
Богуш В.П. - и.о. начальника отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного законодательства, законодательства о
естественных монополиях,
Малыгина Т.Г. - ведущий специалист АМО,
Куц Е.Г. - специалист 1 категории АМО,
при участии представителя ООО "Фарм-Экспресс":
- Вологдиной Татьяны Викторовны - менеджер по оптовой торговле ООО "Фарм-Экспресс";
заместитель главного врача МУ МЛПУ "Станция скорей медицинской помощи" г. Белогорска", который не смог представить Комиссии своих полномочий (доверенность, приказ об исполнении обязанностей руководителя учреждения), в связи с чем Комиссия не допустила его к участию в рассмотрении дела;
рассмотрев дело N А-7/242005 о нарушении муниципальным учреждением "Отдел здравоохранения администрации г. Белогорска" (г. Белогорск, ул. Гагарина 2) и МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" (г. Белогорск, ул. Скорикова, 4 ) пункта 1 статьи 7 и статьи 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
14 апреля 2005 года в Амурское УФАС России поступило заиление ООО "Фарм-Экспресс" о нарушениях, допущенных при проведении конкурса на закупки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской продукции для дорогостоящих видов лечения МЛПУ" Станция скорой медицинской помощи".
Указанный конкурс был проведен МУ МЛГУУ "Станция скорой медицинской помощи" г. Белогорска.
Объявление о проведении конкурса было опубликовало в газете "Белогорские ведомости" N 6 (14084) от 17.02.2005г. В объявлении было указано, что МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" проводит открытый конкурс на поставку лекарственных средств в 2005 году за счет бюджетных средств г. Белогорска. Проведение конкурса было объявлено на 18.03.2005г.
ООО "Фарм-Экспресс" в своем заявлении указывает, что 04 апреля 2005 года обществом было получено уведомление о том, что их заявка об участии в конкурсе была отклонена, как несоответствующая квалификационным требованиям.
При рассмотрении заявления и документов, представленных заявителем и МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" было установлено следующее.
Конкурсная заявка ООО "Фарм-Экспресс" была подана 17.03.2005г. и зарегистрирована под N 2. Конкурсная заявка ОАО "Фармация" была подана также 17.03.2005г. и зарегистрирована под N 1. Конкурсные заявки зарегистрированы в журнале регистрации конкурсных заявок и утверждены главным врачом МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" 17.02.2005г. В журнале регистрации предоставленных комплектов конкурсной документации, утвержденных главным врачом МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" 17.02.2005г. под N 1 24.02.2005г. зарегистрирована конкурсная документации ОАО "Амурфармация" и под N 2 от 11.03.2005г. зарегистрирована конкурсная документация ООО "Фарм-Экспресс".
ООО "Фарм-Экспресс" для участия в конкурсе была подана заявка только на поставку лекарственных препаратов общего списка и изделий медицинского назначения. На поставку наркотических средств, сильнодействующих и психотропных препаратов, экстемпоральных лекарственных средств заявка не подавалась ввиду отсутствия соответствующей лицензии.
21.03.2005г. был проведен открытый конкурс на закупку продукции медицинского назначения для нужд МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" г. Белогорска.
Вскрытие конвертов производилось членами конкурсной комиссии в присутствии представителей ОАО "Амурфармация" и ООО "Фарм-Экспресс".
Конкурсная комиссия, рассмотрев представленные претендентами документы, приняла решение об отклонении заявки N 2, поступившей от ООО "Фарм-Экспресс", как несоответствующей квалификационным требованиям, изложенным в конкурсной документации заказчика. Из протокола неясно, каким именно квалификационным требованиям, не соответствует заявка ООО "Фарм-Экспресс".
В результате отклонения заявки ООО "Фарм-Экспресс" и рассмотрения заявки ОАО "Амурфармация", комиссия приняла решение о признании ОАО "Амурфармация" победителем конкурса на поставку продукции медицинского назначения для нужд МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" г. Белогорска на 2005 год. Основанием для принятия такого решения стало наличие у ОАО "Амурфармация" возможностей для приготовления стерильных растворов, наличие лицензии на работу с наркотическими, сильнодействующими и психотропными препаратами, а также возможность проведения экспертизы качества лекарственных препаратов.
По результатам проведенного конкурса 25.03.2005г. МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" заключило с ОАО "Амурфармация" контракт на поставку лекарственных средств медицинского назначения. Срок действия контракта до 31.12.2005г.
ООО "Фарм-Экспресс" 04.04.2005г. получило от организатора конкурса уведомление о том, что заявка ООО "Фарм-Экспресс" была отклонена, как не соответствующая квалификационным требованиям конкурсной документации.
На рассмотрении дела 26.05.2005г. представитель ООО "Фарм-Экспресс" поддержал свои требования о нарушениях, допущенных при проведении конкурса и признании конкурса недействительным.
Представитель МУ "Отдел здравоохранения администрации г. Белогорска" на рассмотрение дела не прибыл, хотя данное лицо о рассмотрении дела извещено надлежащим образом. В материалах дела имеется уведомление о получении 21.04.2005г. определения о возбуждении дела.
Представитель МУ МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" на рассмотрение дела прибыл без документов, подтверждающих полномочия для участия в деле. В связи с этим он присутствовал на рассмотрении дела без права представления учреждения в Амурском УФ АС России.
При рассмотрении конкурсной документации иных документов, имеющихся в деле было установлено следующее.
МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи. Его учредителем является администрация г. Белогорска. МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" является юридическим лицом, подчинено отделу здравоохранения администрации г. Белогорска.
29.10.2004г. МУ "Отдел здравоохранения администрации г. Белогорска" был издан приказ N 145-Д "О создании комиссии". Данным приказом главным врачам лечебно-профилактических учреждений г. Белогорска предписывалось в срок до 10.11.2004г. создать комиссии для организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд лечебно-профилактических учреждений и до конца 2004 года провести конкурсы по планируемым закупкам, с победителями конкурсов заключить договоры.
В соответствии с данным приказом МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" была разработана конкурсная документация на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской продукции для дорогостоящих видов лечения. В конкурсные документы входит инструкция поставщикам-участникам конкурса, информационная карта конкурсной документации, форма конкурсной заявки, проект контракта, бланки заказа и бланки предложения на закупаемый товар.
В пункте 1 инструкции поставщикам-участникам конкурса указано, что муниципальный заказчик - МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" располагает средствами городского бюджета на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской продукции для дорогостоящих видов лечения и организатором конкурса является МЛНУ "Станция скорой медицинской помощи".
Пунктом 2 Инструкции установлено, что к участию в конкурсе приглашаются юридические лица. То есть, тем самым ограничен доступ к участию в конкурсе по субъектному составу. Индивидуальные предприниматели не допускаются к участию в конкурсе и соответственно ущемляются их права.
Пунктом 15 информационной карты установлены квалификационные требования участника конкурса, а именно "иметь опыт не менее 3-х лет оптовых поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения и иной медицинской продукции, а также "проведение экспертизы качества лекарственных препаратов".
Указом Президента РФ от 08.04.1997г. N 505 установлено, что поставщик должен иметь опыт. При этом ни одним нормативным правовым актом РФ не установлено ограничение по участию в конкурсе из-за отсутствия опыта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "от 08.04.1997г. N 505" следует читать как "от 08.04.1997 N 305"
Проведение экспертизы качества лекарственных препаратов должно осуществляться в соответствии с правилами и нормами сертификации органами, аккредитованными на проведение соответствующей экспертизы. В Амурской области отсутствуют лаборатории, аккредитованные на проведение экспертизы качества лекарственных препаратов. Результаты лабораторного анализа качества лекарственных препаратов, выполняемого ОАО "Амур-фармация" не могут быть признаны официальными.
Поставляемые лекарственные препараты должны иметь сертификат качества (сертификат соответствия), удостоверяющий соответствие препарата стандартам качества.
Следовательно, включать в условие конкурса требование "проведение экспертизы качества лекарственных препаратов" и ограничивать участие в конкурсе из-за отсутствия опыта поставки менее 3- лет неправомерно и может привести к ограничению доступа поставщиков к участию в конкурсе.
Пунктом 32 Инструкции установлено право заказчика принимать или отклонять любую конкурсную заявку в соответствии с инструкцией, а также срок до 10.11.2004г. создать комиссия для организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд лечебно-профилактических учреждений и до конца 2004 года провести конкурсы по планируемым закупкам, с победителями конкурсов заключить договоры.
В соответствии с данным приказом МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" была разработана конкурсная документация на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской продукции для дорогостоящих видов лечения. В конкурсные документы входит инструкция поставщикам-участникам конкурса, информационная карта конкурсной документации, форма конкурсной заявки, проект контракта, бланки заказа и бланки предложения на закупаемый товар.
В пункте 1 инструкции поставщика-участника конкурса, указано что муниципальный заказчик - МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" располагает средствами городского бюджета на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской продукции для дорогостоящих видов лечения и организатором конкурса является МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи".
Пунктом 2 Инструкции установлено, что к участию в конкурсе приглашаются юридические лица. То есть, тем самым ограничен доступ к участию в конкурсе по субъектному составу. Индивидуальные предприниматели не допускаются к участию в конкурсе и соответственно ущемляются их права.
Пунктом 15 информационной карты установлены квалификационные требования участника конкурса, а именно "иметь опыт не менее 3-х лет оптовых поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения и иной медицинской продукции, а также "проведение экспертизы качества лекарственных препаратов".
Указом Президента РФ от 08.04.1997г. N 305 установлено, что поставщик должен иметь опыт. При этом ни одним нормативным правовым актом РФ не установлено ограничение по участию в конкурсе из-за отсутствия опыта.
Проведение экспертизы качества лекарственных препаратов должно осуществляться в соответствии с правилами и нормами сертификации органами, аккредитованными на проведение соответствующей экспертизы. В Амурской области отсутствуют лаборатории, аккредитованные на проведение экспертизы качества лекарственных препаратов. Результаты лабораторного анализа качества лекарственных препаратов, выполняемого ОАО "Амурфармация" не могут быть признаны официальными.
Поставляемые лекарственные препараты должны иметь сертификат качества (сертификат соответствия), удостоверяющий соответствие препарата стандартам качества.
Следовательно, включать в условие конкурса требование "проведение экспертизы качества лекарственных препаратов" и ограничивать участие в конкурсе из-за отсутствия опыта поставки менее 3- лет неправомерно и может привести к ограничению доступа поставщиков к участию в конкурсе.
Пунктом 32 Инструкции установлено право заказчика принимать или отклонять любую конкурсную заявку в соответствии с инструкцией, а также прекратить процедуру конкурса и отказаться от всех заявок в любое время заключения контракта, не неся при этом никакой ответственности перед поставщиками, которым такое действие может принести убытки.
Пунктом 3 статьи 448 Гражданского кодекса РФ установлено, что организатор открытого Конкурса, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения конкурса в любое время, но не позднее, чем за 30 дней до проведения конкурса. В случае если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Абзацем 2 пункта 13 инструкции поставщикам - участникам конкурса установлено, что конкурсные заявки могут содержать предложений на поставку отдельных наименований номенклатуры продукции. ООО "Фарм-Экспресс" приняло участие в конкурсе на закупку только лекарственных препаратов общего списка и изделий медицинского назначения.
Тем не менее, организатор конкурса - МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" отклонило конкурсную заявку ООО "Фарм-Экспресс" на том основании, что у данного участника отсутствует возможность:
- на приобретение, хранение, перевозки, отпуск и реализации наркотических, сильнодействующих и психотропных препаратов;
- приготовления стерильных растворов;
- проведения экспертизы качества лекарственных препаратов.
МУ МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" при проведении конкурса и определении его победителя нарушило порядок проведения конкурса по вышеназванным основаниям. Кроме того, в случае отклонения заявки ООО "Фарм-Экспресс", когда остался один участник конкурса, в соответствии с пунктом 43 Указа Президента РФ от 08.04.1997г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", организатор конкурса должен был признать конкурс несостоявшимся и назначить новый срок его проведения..
Таким образом, в конкурсной документации о проведении открытого конкурса на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской продукции для дорогостоящих задов лечения, разработанной МУ МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи", в порядке проведения конкурса по проведению конкурса и определении его победителя содержатся нарушения пункта 1 статьи 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Пунктом 2 статьи 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установлено, что нарушения правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом конкурса недействительным.
Комиссия, руководствуясь п.1 статьи 27, пунктом 6 статьи 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с пунктом 2.26 - 2.29 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства
решила:
1. Признать МУ МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" нарушившей пункт 1 статьи 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Обратиться в арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным конкурса, проведенного 21.03.2005г. МУ МЛПУ "Станция скорой медицинской помощи" по закупке лекарственных средств медицинского назначения и определил его победителя.
Председатель Комиссии |
И.В. Федосов |
Члены Комиссии: |
В.П. Богуш |
Т.Г. Малыгина
Е.Г. Куц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 31 мая 2005 г. N 02-850
Текст Решения официально опубликован не был
Решением Арбитражного суда Амурской области от 11 июля 2005 г. настоящее Решение оставлено в силе