Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Решение Благовещенского районного суда от 1 марта 2016 г. N 2-184/2016 "О возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок мусора" (ключевые темы: несанкционированная свалка - отходы производства и потребления - утилизация отходов - окружающая среда - муниципальные нужды)

Решение Благовещенского районного суда
от 1 марта 2016 г. N 2-184/2016

 

Именем Российской Федерации

 

г. Благовещенск

01 марта 2016 года

 

Благовещенский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,

при секретаре Шиховой О.А., с участием:

представителя истца - помощника Амурского межрайонного природоохранного прокурора ФИО З,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей Чигиринского сельсовета, к администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок мусора,

установил:

Амурский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, и в обоснование заявленных требований указал, что Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования Чигиринский сельсовет Благовещенского района Амурской области в северной части кадастрового квартала 28:10:013011 вдоль дороги, а также в южной части кадастрового квартала 28:10:013001 справа от дороги в районе карьера неизвестными лицами организованы несанкционированные свалки отходов - пластиковых бутылок, полипропиленовых мешков, отходов линолеума. Поскольку в составе мусора выявлено наличие материалов, не способных к природному саморазложению на протяжении длительного времени, то его несанкционированная свалка ведет к безусловному ухудшению качества земель - одного из компонентов природной среды. Кроме того, в результате разложения мусора в почву попадают вредные химические и биологические соединения, что свидетельствует о негативном воздействии на окружающую среду. Земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки отходов, не сформированы и не состоят на кадастровом учете. Соответственно, определить их правообладателей невозможно.

Выявленный факт нахождения свалки мусора на территории, находящейся в ведении муниципального образования Чигиринский сельсовет, свидетельствует о том, что полномочия местной администрацией по организации деятельности и по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов реализованы ненадлежащим образом. Наличие несанкционированной свалки отходов не только нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, но и может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровья населения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 45 ГПК РФ, просит суд возложить на

администрацию Чигиринского сельсовета обязанность организовать ликвидацию несанкционированных свалок мусора, расположенных на территории муниципального образования Чигиринский сельсовет в северной части кадастрового квартала 28:10:013011 вдоль дороги, а также в южной части кадастрового квартала 28:10:013001 справа от дороги в районе карьера, путем сбора и вывоза мусора на объект размещения отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца - помощник Амурского межрайонного природоохранного прокурора ФИО З в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.

Ответчик - администрация Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области явку в судебное заседание своего представителя не обеспечила, извещена своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц.

Настоящее заявление прокурора направлено на защиту интересов граждан, поскольку расположение несанкционированных свалок на земельном участке нарушает права граждан на благоприятную среду обитания в границах муниципального образования.

Согласно ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального Закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу требований ч. 1 ст. 13 Федерального Закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Аналогичные требования закреплены в ст. 22 Федерального Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Судом установлено, что на земельных участках, расположенных в северной части кадастрового квартала 28:10:013011 (вдоль дороги) и в южной части кадастрового квартала 28:10:013001 (справа от дороги в районе карьера), располагаются свалки отходов.

Данное обстоятельство подтверждается справкой от 12 февраля 2016 года о результатах проведения проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления, согласно которой, в ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Чигиринский сельсовет в северной части кадастрового квартала 28:10:013011 вдоль дороги, а также в южной части кадастрового квартала 28:10:013001 справа от дороги в районе карьера неизвестными лицами организованы несанкционированные свалки отходов, среди которых пластиковые бутылки, полипропиленовые мешки, отходы линолеума.

Место свалок также подтверждается схемой расположения несанкционированных свалок отходов в районе с. Верхнеблаговещенское и выкопировками из публичных кадастровых карт.

Таким образом, как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, земельные участки, на которых размещены свалки, находятся на территории Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области, что подтверждается информацией, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области от 08 февраля 2016 года, из которой следует, что земельные участки, расположенные в кадастровых кварталах 28:10:013011 и 28:10:013001, относятся к муниципальному образованию Чигиринский сельсовет Благовещенского района.

В соответствии с положениями п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 1 Закона Амурской области от 03 октября 2014 года N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области" к вопросам местного значения органов местного самоуправления поселений отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно положениям Федерального Закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", вывоз бытовых отходов осуществляется на объекты размещения отходов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация переработки и утилизации бытовых отходов и мусора законодателем отнесена к полномочиям органов местного самоуправления района в соответствии с ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 13 Федерального Закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", ч. 2 ст. 7 Федерального Закона N 7-ФЗ от 10 февраля 2002 года "Об охране окружающей среды", и подпунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

ГАРАНТ:

По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Федерального закона вместо "10 февраля 2002 года" следует читать "10 января 2002 года"

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального Закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам (часть 2 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"). Размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в порядке, установленном названным Федеральным Законом.

Из вышеизложенного следует, что поскольку свалки расположены на территории Чигиринского сельсовета Благовещенского района, таким образом, обязанность по очистке земельных участков возлагается на администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района.

При этом, также установлено, что указанные свалки, находящиеся на территории Чигиринского сельсовета Благовещенского района в северной части кадастрового квартала 28:10:013011 вдоль дороги, а также в южной части кадастрового квартала 28:10:013001 справа от дороги в районе карьера, являются несанкционированными, поскольку отсутствуют какие- либо распорядительные документы в отношении данных земельных участков, и в частности создания на них объектов размещения отходов, равно как и отсутствует согласование размещения свалок именно на данной территории с компетентными органами.

Несанкционированная свалка отходов является источником загрязнения природной среды, что является общеизвестным фактом и в силу ч. 1 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказыванию не подлежит.

Как было указано выше и установлено судом, на территории Чигиринского сельсовета Благовещенского района располагаются несанкционированные свалки отходов, доказательств того, что предпринимались какие-либо конкретные действия по ликвидации данных свалок со стороны администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области не представлено. Таким образом, имеет место бездействие администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района по принятию необходимых мер к отчистке земельных участков от отходов, а, следовательно, исковое заявление Амурского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению, и на администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области следует возложить обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории муниципального образования Чигиринский сельсовет в северной части кадастрового квартала 28:10:013011 вдоль дороги, а также в южной части кадастрового квартала 28:10:013001 справа от дороги в районе карьера.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а так же действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.

Учитывая, что организация очистки земельных участков на территории Чигиринского сельсовета является обязанностью администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области, указанное действие не требует больших временных затрат, суд считает, что заявленный прокурором двухмесячный срок, является разумным и достаточным для ликвидации несанкционированной свалки отходов.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

Исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей Чигиринского сельсовета, к администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок мусора - удовлетворить.

Возложить на администрацию Чигиринского сельсовета Благовещенского района Амурской области обязанность организовать ликвидацию несанкционированных свалок мусора, расположенных на территории муниципального образования Чигиринский сельсовет, в северной части кадастрового квартала 28:10:013011 вдоль дороги, а также в южной части кадастрового квартала 28:10:013001 справа от дороги в районе карьера, путем сбора и вывоза мусора на объект размещения отходов, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня его вынесения.

 

Председательствующий:

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Благовещенского районного суда от 1 марта 2016 г. N 2-184/2016 "О возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок мусора"


Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве

Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании