Решение Арбитражного суда Амурской области
от 19 июня 2003 г. N А04-1460/03-19/152
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 сентября 2003 г. N Ф03-А04/03-2/2235 настоящее Решение оставлено без изменения
Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании исковое Амурского отделения Российской общественной заявление организации инвалидов силовых структур к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда России по Амурской области о признании недействительным ненормативного акта, при участии в заседании: от заявителя - Гончаренко А.Ю. ю/к по дов. от 28.05.03 г., паспорт 10 02 394945, от ответчика - Шевченко Т.М. гл. ю/к по дов. от 04.01.03 г. N 09-01, установил:
Амурское отделение Российской общественной организации инвалидов силовых структур обратилось в арбитражный суд области к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Амурской области с заявлением о признании недействительным ненормативного акта - письма ГУ ОПФР по Амурской области от 10.04.03 г. N 10-935, обязывающее заявителя уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с любых выплат и вознаграждений.
Амурское областное отделение Российской общественной организации инвалидов силовых структур зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области от 30.03.01 г. за N 1.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, указав, в частности, что статьей 239 НК РФ предусмотрена льгота по уплате единого социального налога для общественных организаций инвалидов. Поскольку страховые взносы на пенсионное страхование являются составной частью единого социального налога, то приведенная льгота должна распространяться и на правоотношения, предусмотренные ФЗ РФ от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании".
Ответчик с требованиями заявителя не согласился, указав, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога; Закон РФ N 167-ФЗ, исходя из возмездной природы платежей, льготы по уплате страховых взносов не предусматривает. Кроме того, полагал, что оспариваемое письмо не нарушает прав заявителя, а носит разъяснительный характер.
Анализ исследованных судом доказательств в их совокупности свидетельствует о несостоятельности заявленных требований по следующим основаниям.
С 01.01.02 г. Федеральным законом от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на территории Российской Федерации введена уплата страховых взносов на обязательное страхование в Пенсионный фонд РФ.
Федеральный закон от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установил основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, урегулировал правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определил правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Законодатель в ст. 6 Закона установил, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, к которым относится и Амурское областное отделение Российской общественной организации инвалидов силовых структур.
В соответствии с Законом РФ от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" и вступлением в силу с 01.01.02 г. Федерального закона от 31.12.01 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены соответствующие изменения в главу 24 "Единый социальный налог".
Согласно новой редакции главы 24 НК РФ и предписаниям ст. 9 ФЗ РФ N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной части трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Из положений приведенного законодательства РФ следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
В соответствии со ст. 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Предусмотренная ст. 14 ФЗ РФ N 167-ФЗ обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации для всех страхователей объясняется неразрывной связью реализации прав граждан на трудовые пенсии с фактом уплаты страховых взносов, что имеет определяющее значение как для размера трудовой пенсии, так и для включения периодов работы в страховой стаж.
Принимая во внимание индивидуальную возмездную природу страховых взносов, учитывая, что размер получаемой пенсии зависит от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, суд приходит к выводу о том, что при отсутствии платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работники общественной организации инвалидов будут лишены возможности иметь на своих индивидуальных счетах средства на страховую и накопительную часть пенсии, что приведет к нарушению государственных гарантий их пенсионного обеспечения.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что ст. 239 НК РФ, предусматривающая льготу по уплате единого социального налога для общественных организаций инвалидов, применима к этим организациям и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда, является ошибочной.
Признавая указанный довод заявителя несостоятельным, суд исходит из того, что ст. 239 НК РФ предоставляет льготы по уплате единого социального налога отдельным категориям налогоплательщиков, но не страхователям, обязанным в силу ст. 14 ФЗ РФ N 167-ФЗ своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в бюджет фонда.
Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, приведенный Закон не содержит. Отсюда следует, что предписания ст. 239 НК РФ, устанавливающие льготу по уплате единого социального налога на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
Судом оценен довод ответчика о том, что оспариваемое письмо не затрагивает прав и законных интересов заявителя, и признан необоснованным.
Из содержания приведенного письма управляющего государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда РФ по Амурской области Г.П. Ворончихина от 10.04.03 г. N 10-935, адресованного исполнительному директору Амурского областного отделения Российской общественной организации инвалидов силовых структур Ю.В. Демидова усматривается, что руководитель государственного внебюджетного фонда указывает на обязанность организации уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ: "...общественная организация инвалидов обязана исчислять и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с любых выплат и вознаграждений вне зависимости от формы, в которой они осуществляются, кроме сумм, указанных в статье 238 Кодекса".
Поскольку оспариваемым письмом (ответом на обращение Амурского областного отделения Российской общественной организации инвалидов силовых структур от 24.03.03 г. о возможности освобождения от уплаты страховых взносов) затрагиваются права и законные интересы заявителя, суд признает настоящий документ актом ненормативного характера.
С учетом изложенного выше, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении требований о признании письма государственного учреждения - Отделения ПФР по Амурской области от 10.04.03 г. N 10-935 недействительным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Амурской области в течение месяца со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 19 июня 2003 г. N А04-1460/03-19/152
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 сентября 2003 г. N Ф03-А04/03-2/2235 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст Решения официально опубликован не был