Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 сентября 2003 г. N Ф03-А04/03-2/2235
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Амурского областного отделения Российской общественной организации инвалидов силовых структур на решение от 19.06.2003 по делу N А04-1460/03-19/152 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Амурского областного отделения Российской общественной организации инвалидов силовых структур к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда по Амурской области о признании недействительным ненормативного акта.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 17.09.2003.
Амурское областное отделение Российской общественной организации инвалидов силовых структур (далее - АОО РООИСС) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об оспариваний ненормативного акта, изданного в виде письма от 10.04.2003 N 10-935 Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по Амурской области (далее - Отделение Пенсионного фонда), обязывающего заявителя уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд с любых выплат и вознаграждений.
Решением суда от 19.06.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" право на обязательное пенсионное страхование может быть реализовано только в случае уплаты страховых взносов. Специальных норм, устанавливающих льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, Федеральный закон не содержит.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Правильность принятого по делу судебного акта проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе АОО РООИСС, которое просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. Как считает заявитель, суд не учел, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ организации, производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в составе единого социального налога, и статья 239 Налогового кодекса РФ, предусматривающая льготу по уплате единого социального налога для общественных организаций инвалидов, применима к этим организациям и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что судом при разрешении дела не дана правовая оценка его доводам о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по правовой природе, в соответствии со статьей 8 Налогового кодекса РФ, являются дополнительным налогом. Согласно статье 5 Налогового кодекса РФ они не подлежат взысканию, поскольку не предусмотрены Налоговым кодексом РФ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, основанием для обращения АОО РООИСС в арбитражный суд послужило письмо Отделения Пенсионного фонда РФ от 10.04.2003 N 10-935, которым заявителю разъяснено отсутствие в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" наличие льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для общественных организаций инвалидов и нераспространение действия статьи 239 Налогового кодекса РФ на указанные платежи.
Отказывая в признании недействительным указанного письма налогового органа, арбитражный суд, правильно применив действующее законодательство, пришел к обоснованному выводу о его соответствии требованиям Закона.
В соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 и вступлением в силу с 01.01.2002 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в главу 24 "Единый социальный налог". По смыслу норм указанного законодательства следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
Согласно статье 9 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, утверждение заявителя жалобы о том, что, поскольку общественная организация инвалидов в соответствии со статьей 239 Налогового кодекса РФ освобождена от уплаты единого социального налога, то и, соответственно, не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не основано на нормах главы 24 Налогового кодекса РФ и Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001.
Не могут быть приняты доводы заявителя о неприменении судом статей 5 и 8 Налогового кодекса РФ.
Так в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 страхователями являются лица, производящие выплаты физическим лицам. Согласно статье 3 Закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете. Статья 7 данного Закона указывает, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном счете и служат впоследствии базой для расчета размера назначаемой пенсии.
В силу же статьи 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансирования деятельности государства.
Таким образом, понятие обязательного страхового взноса на пенсионное страхование является иным, чем понятие налогового платежа.
Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются возмездными, и их уплата производится в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 и этот Закон не содержит специальных льгот по уплате страховых взносов общественным организациям инвалидов, то налоговый орган обоснованно информировал Амурское отделение РООИСС о неприменении статьи 239 Налогового кодекса РФ при исчислении и перечислении в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Учитывая изложенное основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятого по делу судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.06.2003 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1460/03-19/152 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не могут быть приняты доводы заявителя о неприменении судом статей 5 и 8 Налогового кодекса РФ.
Так в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 страхователями являются лица, производящие выплаты физическим лицам. Согласно статье 3 Закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете. Статья 7 данного Закона указывает, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном счете и служат впоследствии базой для расчета размера назначаемой пенсии.
В силу же статьи 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансирования деятельности государства.
...
Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются возмездными, и их уплата производится в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 и этот Закон не содержит специальных льгот по уплате страховых взносов общественным организациям инвалидов, то налоговый орган обоснованно информировал Амурское отделение РООИСС о неприменении статьи 239 Налогового кодекса РФ при исчислении и перечислении в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное пенсионное страхование."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 сентября 2003 г. N Ф03-А04/03-2/2235
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании