Решение Арбитражного суда Амурской области
от 18 июня 2003 г. N А04-1734/03-19/196
Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: межрайонной ИМНС РФ N 3 по Амурской области к предпринимателю Чайковской Татьяне Алексеевне о привлечении к административной ответственности, при участии в заседании: от заявителя - Полежаева Н.Г., гл. спец. юр. отдела по дов. от 16.04.02 г. N 12, после перерыва - Бочаров В.И., спец. 1 категории юр. отдела по дов. от 27.08.02 г. N 19, после перерыва - Коток Н.С., представитель по дов. от 07.06.03 г. N 28 АА 139325, паспорт 10 01 229380, установил:
Межрайонная инспекция МНС РФ N 3 по Амурской области обратилась в арбитражный суд области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Чайковской Татьяны Алексеевны по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Заявитель в судебном заседании поддержал требования о привлечении предпринимателя к административной ответственности, пояснив в частности, что документы на алкогольную продукцию, перечисленную в протоколе об административном правонарушении, не содержали надлежащей информации о продавце и покупателе; предприниматель не вправе реализовывать алкоголь, легальность которого не подтверждена соответствующими документами.
Ответчик в судебном заседании признал факт реализации алкогольной продукции, указанной в протоколе об административном правонарушении, без надлежащим образом оформленных документов; вместе с тем обратил внимание суда на отсутствие полномочий налоговых органов на проведение проверки законодательства в области производства и оборота спиртосодержащей продукции, допущенных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и протокола изъятия - без участия двух свидетелей. Ходатайствовала "освободить ее от наказания, либо ограничится минимальным наказанием".
Судом также оценены доводы ответчика, согласно которым документы на алкогольную продукцию, явившуюся предметом административного правонарушения, фактически имелись в наличии, были представлены позднее в полном объеме.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Чайковская Татьяна Алексеевна зарегистрирована постановлением администрации г. Белогорска от 24.08.01 г. в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Проверкой соблюдения требований законодательства РФ об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной налоговым органом на основании решения заместителя руководителя межрайонной ИМНС РФ N 3 по Амурской области от 14.05.03 г. N 12-162, установлено, что 14.05.03 г. в 14 часов 28 минут в закусочной "Зодиак", принадлежащем предпринимателю, расположенном по адресу: г. Белогорск, ул. Гастелло, 8-а, осуществлялась розничная продажа газированного слабоалкогольного напитка "Грейпфрутовый рай", дата розлива 19.03.03 г., емк. 1,5 л., алк. 8,9%, по цене 50 руб. за бутылку, в количестве 2 бутылок; газированного слабоалкогольного напитка "Коктейль Манго-Манго", дата розлива 25.12.02 г, емк. 1,5 л, алк. 8,9%, по цене 50 руб. за одну бутылку, в количестве 2 бутылок; негазированного слабоалкогольного напитка "Коктейль апельсиновый", дата розлива 01.04.03 г., емк. 0,5 л, алк. 8,9%, по цене 30 руб. за одну банку, в количестве 8 банок; негазированного слабоалкогольного напитка' "Коктейль апельсиновый", дата розлива 08.04.03 г., емк. 0,33 л, алк. 8,9; стоимостью 25 руб. за 1 банку, всего 7 банок без наличия сертификатов соответствия и документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, разделов А и Б справок к товарно-транспортным накладным.
В ходе производства административного расследования предпринимателем представлены копии сертификатов соответствия на всю перечисленную выше алкогольную продукцию, не заверенную должным образом: нотариусом или центром стандартизации, а заверенные печатью предпринимателя Саркисян А.В. без его подписи; а также представлены раздел А справки к товарно-транспортной накладной на газированный слабоалкогольный напиток "Грейпфрутовый рай" 1,5 л и "Коктейль Манго-Манго" 1,5 л, в которых отсутствует дата розлива, в разделе Б к ТТН отсутствует информация о покупателе и продавце. На негазированный слабоалкогольный напиток "Коктейль апельсиновый" 0,5 л и 0,33 л разделы А и Б справки к ТТН не предъявлены.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 16.05.02 г. N 4, в котором изложены обстоятельства совершенного правонарушения.
Факт правонарушения подтвержден, кроме того, ценниками на реализуемую продукцию, изъятыми в день совершения проверки и свидетельствующими о фактической продаже указанных в протоколе видов алкогольной продукции; письменной объяснительной предпринимателя от 14.05.03 г., иными документами.
Оценка доказательств в их совокупности свидетельствует о состоятельности требований налогового органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности, о наличии вины Чайковской Т.А. в содеянном по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 22.11.95 г. N 171-ФЗ (с изменениями и дополнениями) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 26 приведенного Закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.
Пунктом 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.08.96 г. N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" (с изменениями и дополнениями) установлена обязанность продавца своевременно в доступной наглядной форме довести до сведения покупателей информацию о данных, подтверждающих проведение сертификации алкогольной продукции, а также иметь копию справки к товара - транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя.
В приведенных Правилах под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи.
Пунктом 3 Перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 г. N 1019 установлено, что при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара. При этом в названном пункте прямо предусматривается, что в случае реализации алкогольной продукции через сеть торговых точек, справки к товарно-транспортным накладным должны храниться в каждой торговой точке.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ должностные лица организаций и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной продукции.
Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства РФ свидетельствует о том, что налоговым органом установлен факт совершения предпринимателем административного правонарушения, выразившегося в розничной продаже алкогольной продукции без надлежаще оформленных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Судом исследованы доводы предпринимателя об отсутствии полномочий налоговых органов на проведение проверки законодательства в области производства и оборота спиртосодержащей продукции, допущенных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и протокола изъятия - без участия двух свидетелей и признаны несостоятельными.
Довод ответчика о том, что проверка соблюдения требований законодательства РФ об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции и протокол об административном правонарушении составлен не уполномоченным органом, признан судом несостоятельным в связи со следующим.
Согласно п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.16 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 19.08.96 г. N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" (с изменениями) федеральной налоговой службе России, другим ведомствам предписано принять неотложные меры по улучшению организации и осуществлению государственного контроля за оборотом алкогольной продукции.
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.00 г. N 783, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам осуществляет возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Законодательство об административных правонарушениях не предусматривает обязательного участия свидетелей при составлении протокола об административных правонарушениях. Из содержания статьи 28.2 КоАП РФ усматривается, что в протоколе указываются "фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие".
Изъятие вещей и документов производится согласно предписаниям ст. 27.10 КоАП РФ в присутствии двух понятых.
Изучением протокола изъятия фактур, ценников на спиртосодержащую продукцию, указанную в протоколе об административном правонарушении, от 14.05.03 г. установлено, что изъятие документов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении произведена в соответствии с требованиями законодательства РФ - с участием двух понятых Медведевой Раисы Михайловны и Максимовой Ольги Владимировны (адреса места жительства указаны в протоколе изъятия).
При вынесении решения суд принимает во внимание совершение правонарушения предпринимателем впервые, признание вины в содеянном и считает возможным признать приведенные обстоятельства в порядке ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ смягчающими его ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность предпринимателя, не установлено.
С учетом предписаний ст. 4.1 КоАП РФ суд считает возможным назначить наказание Чайковской Т.А. в пределах минимального размера санкции, установленной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Поскольку Законом РФ "О государственной пошлине" заявление по делу о привлечении к административной ответственности не предусмотрено в качестве объекта взимания государственной пошлины, госпошлина по настоящему спору не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 АПК РФ, суд решил:
Признать индивидуального предпринимателя Чайковскую Татьяну Алексеевну, зарегистрированную постановлением администрации г. Белогорска от 24.08.01 г., с местом проживания: г. Белогорск, ул. Транспортная, 8а-21, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Назначить Чайковской Татьяне Алексеевне административное наказание в размере сорока минимальных размеров оплаты труда в сумме 4000 рублей с конфискацией алкогольной продукции: газированного слабоалкогольного напитка "Грейпфрутовый рай", дата розлива 19.03.03 г., емк. 1,5 л, алк. 8,9%, по цене 50 руб. за бутылку, в количестве 2 бутылок; газированного слабоалкогольного напитка "Коктейль Манго- Манго", дата розлива 25.12.02 г, емк. 1,5 л, алк.8,9 %, по цене 50 руб. за одну бутылку, в количестве 2 бутылок; негазированного слабоалкогольного напитка "Коктейль апельсиновый", дата розлива 01.04.03 г., емк. 0,5 л, алк.8,9 %, по цене 30 руб. за одну банку, в количестве 8 банок; негазированного слабоалкогольного напитка "Коктейль апельсиновый", дата розлива 08.04.03 г., емк. 0,33 л, алк. 8,9; стоимостью 25 руб. за 1 банку, всего 7 банок.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 18 июня 2003 г. N А04-1734/03-19/196
Текст Решения официально опубликован не был