Решение Арбитражного суда Амурской области
от 11 января 2008 г. N А04-9041/07-24/139
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя: Барташевич С.А. паспорт 1003 N 771563 выдан 18.09.2003 года ОВД Белогорска и Белогорского района; от ответчика: Дьяченко М.А. ведущий специалист юридического отдела по доверенности от 13.10.2005 года, рассмотрев в судебном заседании заявление ИП Барташевича Станислава Анатольевича к Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Амурской области об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
Индивидуальный предприниматель Барташевич Станислав Анатольевич (далее по тексту - заявитель, ИП Барташевич С.А.) обратился в арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Амурской области (далее - Налоговый орган) от 10.12.2007 года N 799/2007 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Заявление обосновано тем, что при оказании услуги по перевозке пассажиров водителем не оприходована через контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) сумма оказанной услуги. ККТ в такси не установлена. При назначении наказания, налоговым органом не учтены обстоятельства смягчающие ответственность, не принято во внимание материальное положение предпринимателя.
Заявитель в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что ККТ при оказании услуг при перевозке пассажиров не использует, могут применяться бланки строгой отчетности. Но законодательством формы бланков строй отчетности не утверждены.
Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что предпринимателем не обеспечена установка ККТ в такси, не представлен договор с водителем. При вынесении постановления принят во внимание тот факт, что предпринимателем совершено повторное однородное административное правонарушение.
Исследовав материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.
Барташевич Станислав Анатольевич 30.06.1974 года рождения, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным номером 306280409700103, ИНН 280403166189.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 05.12.2007 года N 13-916, Налоговым органом совместно с участием сотрудника ДПС ГИБДД Свищевым Ю.В. 05.12.2007 года проведена проверка в такси "Форсаж" соблюдения Федерального Закона Российской Федерации от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
В ходе проверки установлено, что 05.12.2007 года в 10 часов 12 минут в такси "Форсаж", принадлежащего ИП Барташевич С.А., при расчете за оказанную услугу по перевозке двух пассажиров автомобилем марки "Toyota Lite Ace" с государственным номером А590НК28, следовавшего по маршруту от ул. Кирова, 114а до ул. Базарная, стоимостью 60,00 рублей за проезд, ККТ не применена, отсутствует.
По результатам проверки составлен акт от 05.12.2007 года N 010245/916.
По факту совершенного правонарушения должностным лицом налоговой инспекции составлен протокол об административном правонарушении от 06.12.2007 года N 799/2007, действиями предпринимателя квалифицированы по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В объяснении от 06.12.2007 года ИП Барташевич указал, что для установки ККТ отсутствуют средства, на момент проверки ККТ в автомобиле отсутствовало, водитель работает по договору, излишки в кассе 150 рублей, так как ККТ в автомобиле отсутствует.
Постановлением межрайонной инспекции ФНС N 3 по Амурской области от 10.12.2007 года N 799/2007 ИП Барташевич привлечен к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 4 000 рублей.
Факт правонарушения подтвержден актом проверки от 05.12.2007 N 010245/916, актом проверки выдачи чека от 05.12.2007 N 010245, протоколом об административном правонарушении от 31.05.2007 года N 799/2007, постановлением по делу об административном правонарушении от 10.12.2007 N 799/2007, иными материалами дела.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель оспорил его в арбитражный суд.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании постановления незаконным и его отмене в связи со следующим.
В соответствии с необходимостью применения контрольно-кассовой техники организациями при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым автотранспортом (такси) обусловлена требованиями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон), согласно которому контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы, в том числе, осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона; осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
Статьями 1, 2 Закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты, отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Факт не применения предпринимателем контрольно-кассовой техники (в виду ее отсутствия в такси) при осуществлении денежных расчетов при приеме оплаты стоимости за услуги, суд считает установленным.
Довод ответчика о том, что законодательством не утверждены бланки строгой отчетности, судом отклонен.
Так как в силу пункта 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171, к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.
Пунктом 3 данного Положения установлена формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Согласно пункта 6 Положения бланк, предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование, шестизначный номер и серия; код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк; вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров; стоимость услуги в денежном выражении.
Исходя из пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели согласно порядку, определенному Правительством Российской Федерации, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники.
Таким образом, вина предпринимателя судом установлена, поскольку им не обеспечено выполнение требований по применению ККТ (в автомобиле контрольно-кассовая техника не установлена).
Согласно статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Примечание к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Предприниматель Барташевич, оказывающий населению услуги по перевозке автомобильным транспортом (такси), при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт обязан использовать контрольно-кассовую технику, что им не было выполнено, следовательно, правомерно привлечен налоговым органом к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что оспариваемое постановление вынесено без учета обстоятельств смягчающих ответственность, в связи, с чем постановление незаконно, судом отклонен.
Согласно статье 4.9 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При вынесении оспариваемого постановления Налоговым органом установлены обстоятельства отягчающие ответственность, ранее ИП Барташевич постановлением от 16.04.2007 года N 60/2007 привлекался к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
В удовлетворении требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его получения в Шестой арбитражный апелляционный суд Дальневосточного судебного округа (г. Хабаровск) и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 11 января 2008 г. N А04-9041/07-24/139
Текст Решения официально опубликован не был