Решение Арбитражного суда Амурской области
от 13 мая 2008 г. N А04-1050/08-10/102
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: истец: Стасюков П.Г., довер. от 01.01.2008 г. N ДЭК-20/101Д, выдана сроком по 31.12.2008 г., ответчик: министерство финансов Амурской области: Братковская А.А., довер. от 15.08.2007 г. N 13-10/501, сроком действия один год, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" к министерству финансов Амурской области 3-и, лица: МУЗ "Овсянковская участковая больница", Финансовое управление администрации Зейского района, о взыскании 2 068 руб. 92 коп,
установил:
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к министерству финансов Амурской области о взыскании с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу истца убытки в сумме 2 068 руб. 92 коп. за период с 01.08.07 г. по 31.12.07 г., понесенные в результате предоставления гражданам - работникам медицинского учреждения льгот по оплате энергии согласно Закону Амурской области N 99-03 от 05.12.2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", в соответствии со ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Свои требования истец обосновывал тем, что между ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" и Овсянковской муниципальной участковой больницей заключен Договор на оказание услуг по предоставлению льгот за электроэнергию от 05.09.2007 г. N 46-08/07, согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Согласно условиям договора ОАО "ДЭК" в лице филиала "Амурэнергосбыт", предоставляет льготы по оплате за электрическую энергию работникам медицинского учреждения работающих в Овсянковской муниципальной участковой больнице, а Овсянковская муниципальная участковая больница возмещает расходы, возникшие в результате предоставления мер социальной поддержки работникам медицинского учреждения.
Пунктом 2.2.2. договора установлено, что распорядитель в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 23.12.2005 г. N 702 "Об утверждении порядков предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций на их реализацию", ежемесячно перечисляет организации денежные средства на компенсацию выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Истец свои обязательства исполнил полностью, однако, ему не возместили затраты за предоставленные льготы, в связи с чем, истец просил удовлетворить заявленные требования.
Определением от 13.03.2008 г. арбитражный суд в силу ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: МУЗ "Овсянковская участковая больница", Финансовое управление администрации Зейского района.
Третье лицо - МУЗ "Овсянковская участковая больница" в настоящее судебное заседание не явилось, о дате и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, заказное письмо от 21.04.08 г. вручено 28.04.08 г., отзыва на иск и запрошенных судом документов не представило, направило в суд акт сверки расчетов, подписанный с истцом без возражений.
Третье лицо - Финансовое управление администрации Зейского района в настоящее судебное заседание не явилось, о дате и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, заказное письмо от 21.04.08 г. вручено 24.04.08 г., отзыва на иск не представило.
Дело рассматривается в судебном заседании в порядке ст. 156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие третьих лиц.
Истец в судебном заседании на иске настаивал в полном объеме.
Ответчик - министерство финансов Амурской области в судебном заседании, согласно отзыва на иск от 13.05.2008 г. исковые требования не признает, пояснил, что в 2007 году в соответствии с отчетом Зейского района из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 14249,9 тыс. руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 5920,5 тыс. руб.
Заслушав в судебном заседании истца, ответчика, рассмотрев и исследовав доказательств по делу, арбитражный суд установил следующее:
Как установлено материалами дела, между истцом - ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (организация) и МУЗ "Овсянковская участковая больница" (распорядитель) заключен договор N N 46-08/07 от 05.09.2007 г. "О возмещении в 2007 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закона Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" N 99-03 от 05.12.05 г.", согласно которого ОАО "ДЭК" обязалось предоставлять льготы по оплате за электрическую энергию работникам медицинских учреждений работающих в МУЗ "Овсянковская участковая больница", а последний (распорядитель) возмещать расходы, возникшие в результате предоставления мер социальной поддержки указанным категориям льготников.
В связи с не возмещением расходов за период с 01.08.07 г. по 31.12.07 г. на сумму 2 068 руб. 92 коп., за предоставленные льготы, согласно Закону Амурской области N 99-ОЗ от 05.12.2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом в материалы дела представлены: список граждан, которым предоставлялись льготы за указанный период, счет-фактуры, выставленная на общую сумму 2 068 руб. 92 коп., акт сверки взаимных расчетов от 18.01.2008 г., подписанный без возражений.
Возражений по представленным документам, по периоду и сумме задолженности от сторон не поступило.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд оценивает предоставленные истцом документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг указанных категорий граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
Закон Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту Закон 99-ОЗ), устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в частности абз. "г" п.п. 9 п. 1. ст. 1.
В приложении N 1 к вышеуказанному Закону N 99-ОЗ установлены размеры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Как установлено судом, в 2007 году на реализацию Закона Амурской области N 99-ОЗ, в соответствии с отчетом Зейского района, из средств областного бюджета Зейскому району выделена субвенция в размере 14249,9 тыс. руб., в т.ч. медицинским работникам - 2722, 1 тыс. руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 5920,5 тыс. руб., в т.ч. по медицинским работникам- 1379,6 тыс. руб.
Полученные из областного бюджета в 2007 г. средства на реализацию Закона N 99-ОЗ от 05.12.2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены, что отражено в отчете об использовании субвенций по Зейскому району за декабрь 2007 г.
Из изложенного следует, что фактическая потребность Зейского района в средствах необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам превышает денежные средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования полученных местным бюджетом денежных средств ответчиком не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что МУЗ "Овсянковская участковая больница" в спорный период не имело возможности направлять средства на реализацию Закона N 99-ОЗ от 05.12.2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку денежные средства из областного бюджета в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Федеральными законами "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии с правилами ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшие услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Пунктом 17 названного Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично - правовое образование.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Поскольку Зейскому району в спорный период в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закона N 99-ОЗ от 05.12.2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", таким образом, суд приходит к выводу, что убытки в сумме 2 068 руб. 92 коп., связанные с предоставлением в 2007 г. медицинским работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны в силу ст. 136 БК РФ, ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.
В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ).
Согласно действовавшего в спорный период Порядка предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельным категориям, утвержденным Постановлением губернатора Амурской области N 702 от 23.12.2005 г. главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций на реализацию Закона N 99-ОЗ от 05.12.2005 г. является министерство финансов Амурской области.
Принимая во внимание изложенное, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме заявленных требований.
Истцом при подаче иска уплачена госпошлина в сумме 500 руб. платежному поручению N 958 от 01.02.2008 г.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца в сумме 500 руб., поскольку в соответствии с п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" спор вытекает из гражданских правоотношений.
Руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 180, 110 АПК РФ суд
решил:
Взыскать с Амурской области, в лице министерства финансов Амурской области за счет средств Казны Амурской области в пользу Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" убытки в связи с предоставлением льгот медицинским работникам, согласно Закона Амурской области N 99-03 от 05.12.2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за период с 01.08.07 г. по 31.12.07 г. в сумме 2 068 руб. 92 коп.; а также расходы по оплате госпошлины в сумме 500 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 13 мая 2008 г. N А04-1050/08-10/102
Текст Решения официально опубликован не был