Решение Арбитражного суда Амурской области
от 6 марта 2008 г. N А04-164/2008-1/3
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2008 г. N 06АП-1243/2008-А04 настоящее решение оставлено без изменений
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя: Мельник Светлана Александровна - главный специалист-эксперт по доверенности от 09.01.2008 г. N МЗ-16. от ответчика: Щеголева Юлия Сергеевна - ведущий специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 25.01.2008 г. N 02-03/5, рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области к Отделению по Сковородинскому району Управления Федерального казначейства по Амурской области о оспаривании отказа в принятии исполнительного документа,
установил:
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 04.03.2008 года.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено в полном объеме 06.03.2008 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными действий Отделения федерального казначейства МФ РФ по Сковородинскому району по отказу в принятии на исполнение постановление от 19.11.2007 года N 55 о взыскании с Отдела по управлению муниципальной собственностью и землепользованию администрации города Сковородино пеней, начисленных на недоимку по страховой части трудовой пенсии и обязании исполнить данное постановление.
В судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство о замене ответчика "Отделение федерального казначейства МФ РФ по Сковородинскому району" на "Отделение по Сковородинскому району Управления Федерального казначейства по Амурской области" (далее - ответчик, отделение казначейства) пояснил, что им в заявлении не точно было указано наименование ответчика.
Суд произвел замену ненадлежащего ответчика надлежащим в силу статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Управление указало, что ответчик в нарушение положений статей 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не исполняет постановление N 55 от 19.11.2007 года о взыскании с Отдела по управлению муниципальной собственностью и землепользованию администрации города Сковородино пеней, чем нарушает нормы действующего законодательства и ущемляет интересы государства в части пополнения бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Представил реестр поступления платежей, которым подтверждается, что пени страхователем на 04.03.2008 года уплачены не были.
Ответчик против заявленных требований возражал, считает, что согласно положениям статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен иммунитет бюджетов, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1. БК РФ. В статье 242.1. БК РФ приведен исчерпывающий перечень исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) предъявляемых в орган Федерального казначейства для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие органами Федерального казначейства иных исполнительных документов, выдаваемых в соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 года N 119-ФЗ не производится.
Так как постановление Управления не является судебным актом, принятие указанного постановления отделением казначейства и произведение по нему взыскания повлечет нарушение действующего бюджетного законодательства.
В порядке поддержания своих доводов, ответчик ссылался на письмо Федерального казначейства от 30.08.2007 N 42-7.1-15/9.2-330, которым дано разъяснение о порядке применения на практике Постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 г. N 31, и в котором указано, что принятие исполнительных документов, не перечисленных в статье 242.1. БК РФ органами Федерального казначейства недопустимо.
Считает свои действия по возврату постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации правомерными, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав доводы сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Отделение по Сковородинскому району Управления федерального казначейства по Амурской области зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1022801228988 по юридическому адресу: город Сковородино Амурской области улица Победы, дом 36.
19.11.2007 года начальником Управления вынесено постановление N 55 о взыскании с Отдела по управлению муниципальной собственностью и землепользованию администрации города Сковородино пеней на страховую часть трудовой пенсии в сумме 132.43 руб. (далее - постановление).
Постановление для исполнения было направлено в отдел судебных приставов по Сковородинскому району УФССП по Амурской области.
Своим постановлением от 21.11.2007 года судебный пристав-исполнитель возвратил исполнительный документ, указав, что согласно статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
30.11.2007 года Управлением направлено постановление для исполнения в Отделение по Сковородинскому району Управления Федерального казначейства по Амурской области (по месту открытия должнику лицевых счетов).
Письмом от 06 декабря 2007 года N 02-03/894 отделение казначейства возвратило без исполнения ряд постановлений, в том числе и постановление от 19.11.2007 года N 55. Основанием отказа указано, что статьей 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Перечень исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), предъявляемых в орган Федерального казначейства для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, приведенный в статье 242.1. БК РФ является исчерпывающим.
Считая действия по возврату постановления незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 5 статьи 242.1 БК РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее ФЗ N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Требования Управления к страхователю-должнику составили 132.43 руб., следовательно, в отношении него по данной сумме требований применяется внесудебный порядок взыскания.
В соответствии со статьей 25.1. ФЗ N 167-ФЗ органом уполномоченным принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если страхователь сам добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы является территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Форма решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в отношении страхователя-должника N 61 от 19.11.2007 года вынесено в рамках действующего законодательства.
Положениями части 14 и 15 статьи 25.1. ФЗ N 167-ФЗ предусмотрен и порядок исполнения принятого решения, в соответствии с которыми, решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, так же установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Статьей 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 119-ФЗ от 21 июля 1997 года (действующего на момент осуществления действий) к исполнительным документам отнесены постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Такой случай предусмотрен статьями 25, 25.1 ФЗ N 167-ФЗ.
Статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" закреплено, что требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, законом закреплен внесудебный порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации, а постановление Управления о взыскании пеней является по своей правовой природе исполнительным документом.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31, установленная статьей 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" случае данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ.
В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Статья 13 Федерального конституционного закона Российской Федерации N 1-ФКЗ от 28.04.1995 года "Об арбитражных судах в Российской Федерации" закрепляет, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации уполномочен рассматривать материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики. По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
Арбитражные суды на территории Российской Федерации на основании действующего законодательства и обязательных разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам применения судебной практики выносят судебные акты (решения, определения и постановления), которые в соответствии с нормами статьи 7 Федерального конституционного закона Российской Федерации N 1-ФКЗ от 28.04.1995 года "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ, после вступления в законную силу обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.
Следовательно, постановления, принятые Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для исполнения не только арбитражными судами, но и для применения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами.
Из этого следует, что заявитель правомерно обратился в отделение казначейства с заявлением об исполнении постановления N 55 от 19.11.2007 года.
Согласно статьи 242.1. БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, согласно части 3 вышеуказанной статьи, является:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и ФЗ "Об исполнительном производстве";
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Ответчик не представил суду доказательств наличия приведенных оснований для возврата Управлению исполнительного документа.
Порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений установлен статьей 242.5 БК РФ.
В соответствии с указанной статьей, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В данном случае имеет место коллизия правовых норм статей 242.1, 242.5 БК РФ и 25, 25.1 ФЗ N 167-ФЗ.
Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации являются федеральными законами, то есть имеют одинаковую юридическую силу. Названные нормы в существующей редакции введены в действие с 01.01.2006 года.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 14.05.2003 года N 8-п, при возникновении правовой коллизии приоритет имеют специальные нормы. В рассматриваемом случае специальными будут нормы Федерального закона N 167-ФЗ.
Исходя из изложенного, суд находит доводы ответчика не обоснованными.
Таким образом, у отделения казначейства отсутствовали законные основания для возврата постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя-организации N 55 от 19.11.2007 года.
Учитывая изложенное, суд считает, что действия Отделения по Сковородинскому району Управления федерального казначейства по Амурской области по возврату исполнительного документа - постановления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области от 19.11.2007 года N 55 не соответствуют статьям 242.1, 242.5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и статье 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 119-ФЗ от 21 июля 1997 года.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов государства в лице Фонда, что предусмотрено пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данные действия надлежит признать незаконным и обязать отделение казначейства исполнить постановление Фонда N 55 от 19.11.2007 года о взыскании пеней.
В связи с удовлетворением заявленного требования, государственная пошлина в размере 2000 рублей в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Требования удовлетворить;
Признать незаконным, не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об исполнительном производстве" отказ Отделения по Сковородинскому району Управления федерального казначейства по Амурской области от 06.12.2007 N 02-03/894 в принятии (возврат) исполнительного документа от 19 ноября 2007 года N 55;
Отделению по Сковородинскому району Управления федерального казначейства по Амурской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия к исполнению постановлений государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области от 19 ноября 2007 года N 55;
Взыскать с Отделения по Сковородинскому району Управления федерального казначейства по Амурской области, зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером 1022801228988 по юридическому адресу: город Сковородино Амурской области улица Победы, дом 36 в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд Дальневосточного судебного округа (г. Хабаровск), либо в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа (г.Хабаровск) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 6 марта 2008 г. N А04-164/2008-1/3
Текст Решения официально опубликован не был