Решение Арбитражного суда Амурской области
от 24 апреля 2008 г. N А04-1560/08-24/40
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: от заявителя - О.А. Гайдук, Колиниченко В.В., от ответчика - А.А. Гук, рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и культурного наследия по Амурской области к ООО "Транссвязьтелеком" о привлечении к административной ответственности,
установил:
Резолютивная часть решения объявлена 23.04.2008 года, решение в соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ в полном объеме изготовлено 24.04.2008 года.
В судебном заседании 17.04.2008 года объявлялся перерыв до 23.04.2008 года.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и культурного наследия по Амурской области (далее по тексту - заявитель, Россвязьохранкультура) обратилось в арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Транссвязьтелеком" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление обосновано тем, что с 12.03.2008 года по 27.03.2008 года в ходе проведения проверки соблюдения Обществом требований законодательства о лицензировании в части реализации функций средств оперативно-розыскных мероприятий, были установлены нарушения, о чем составлен протокол об административном правонарушении.
Заявитель в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Указал, что Обществом не выполнены условия, предусмотренные лицензией, не обеспечено внедрение технических средств оперативно-розыскных мероприятий (далее - СОРМ), на момент проверки не разработан органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи план мероприятий по внедрению технических средств. После перерыва в судебном заседании представил дополнение к заявлению, согласился с малозначительностью правонарушения в связи с исправлением выявленных нарушений. Указал, что первоначально деятельность осуществлялась на основании лицензии N 20905, после истечения срока действия которой, была получена лицензия N 47995. В подтверждение факта осуществления ответчиком деятельности, предусмотренной лицензией, представил договор на оказание услуг связи от 15.06.2005 года, заключенных ответчиком с Тындинским отделением СБ РФ N 3707. Не возражал против применения судом статьи 2.9 КоАП РФ.
Ответчик после перерыва в судебном заседании требования заявителя признал, представил мотивированный письменный отзыв. Указал на тот факт, что, на момент рассмотрения дела имеется в наличие согласованный с УФСБ план мероприятий по СОРМ на узлах сети документальной электросвязи в г. Тында. Представил в доказательство указанный план. Просил учесть данное обстоятельство как смягчающие, а поскольку ущерба государству и законным интересам общества не нанесено, просил применить малозначительность. Пояснил, что ни в акте, ни в протоколе об административном правонарушении не указан размер причиненного вреда и тяжесть наступивших последствий. Указал на наличие формальных оснований и просил согласно статье 2.9 КоАП РФ освободить Общество от ответственности с вынесением устного замечания. Факт осуществления деятельности по данной лицензии не опроверг.
Суд на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ принимает признание требований ответчиком, так как оно не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Пунктом 3 статьи 70 АПК РФ предусмотрено, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Транссвязьтелеком" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре за основным государственным регистрационным номером 1022800774864, ИНН 2808015481. Осуществляет деятельность с 2003 года согласно лицензии на предоставление услуг передачи данных от 07.02.2003 года N 20905 со сроком действия до 07.02.2007 года. Имеет лицензию на продолжение осуществления данного вида деятельности по предоставление услуг по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации от 07.02.2007 года N 47995 со сроком действия до 07.02.2012 года.
На основании сообщения Управления ФСБ РФ по Амурской области, в соответствии с приказом от 11.03.2008 года N 059-к, в период с 12.03.2008 по 27.03.2008 года Россвязьохранкультурой проведена внеплановая проверка выполнения Обществом пункта 10 условий осуществления лицензионной деятельности в соответствии с лицензией N 47995 на осуществления данного вида деятельности по предоставление услуг по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
В ходе проверки было установлено нарушение пункта 2 статьи 64 Федерального закона РФ от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи", пункта 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 года N 538, отсутствует система технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) в нарушение пункта 10 условий осуществления лицензионной деятельности в соответствии с лицензией N 47995.
По результатам проверки составлен акт от 28.03.2008 года N 47995-28-02/0067.
По результатам выявленного правонарушения составлен протокол об административном правонарушении от 27.03.2008 года.
В материалах дела имеется объяснение главного инженера Гука А.А. от 27.03.2008 года, в котором указано, что в настоящее время планы мероприятия по внедрению СОРМ сданы на согласование в Управление ФСБ по Амурской области. С момента согласования плана Общество намерено выполнить все необходимые и согласованные мероприятия по СОРМ на объектах связи.
Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей.
На основании лицензии от 07.02.2007 года N 47995 и лицензионных условий к ней, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, ООО "Транссвязьтелеком" предоставляет услуги по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Согласно пункту 10 лицензионных условий лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Согласно Приказу Госкомсвязи РФ от 27.03.1999 года N 47 "Об утверждении Общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи" следует, что система технических средств по обеспечению оперативно - розыскных мероприятий (СОРМ) создается на основе Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" и Федерального закона "О связи" и предназначена для технического обеспечения проведения указанных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи (СДЭС), используемых для предоставления услуг передачи данных и телематических служб, включая сеть Интернет.
Общие технические требования (ОТТ) распространяются на любые СДЭС, которые создаются или были созданы ранее на основании лицензий Госкомсвязи (Минсвязи) России на деятельность по предоставлению услуг передачи данных и/или телематических служб.
СОРМ должна обеспечить возможность съема информации, передаваемой и принимаемой любым конкретным пользователем в процессе предоставления любых услуг СДЭС.
Пунктом 7 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 предусмотрено, что ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности, поданного не позднее 60 дней с даты получения им лицензии на оказание услуг связи. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.
В судебное заседание ответчиком представлен согласованный с Управление ФСБ по Амурской области план мероприятий по СОРМ от 08.04.2008 года.
Из протокола об административном правонарушении от 27.03.2008 года следует, что Обществом нарушены пункт 10 лицензионных условий, статьи 64 Федерального закона "О связи" - "лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий".
Факт правонарушения сторонами не оспаривается, подтверждается объяснением от 27.03.2008, актом от 28.03.2008 года N 47995-28-02/0067, предупреждением от 28.03.2008 года N ПП-47995-28-02/0005, предписанием от 28.03.2008 года N П 47995-28-02/0025.
Таким образом, нарушение, выразившееся в отсутствии системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), является нарушением лицензионных требований и условий и согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, данное деяние необходимо квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Это предполагает соразмерность деяния и назначаемого за него наказания. Следовательно, для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания необходимо, чтобы характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения соответствовали характеру и размеру назначаемого административного наказания. Иначе цели административного наказания, указанные в части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не будут реализованы, а административное наказание превратится из меры ответственности в средство ограничения конституционного права каждого на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Это будет противоречить Конституции Российской Федерации и сущности института юридической ответственности, указанной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В судебном заседании представить Россвязьохранкультура не возражал против применения судом статьи 2.9 КоАП РФ.
Учитывая, что исправление ответчиком выявленных нарушений, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, при формальном наличии признаков состава административного правонарушения, а также то обстоятельство, что план для проведения мероприятий по реализации СОРМ подписан обществом 17.03.2008 года и направлен для согласования, суд считает возможным освободить общество от административной ответственности и объявить устное замечание.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транссвязьтелеком", зарегистрированное в качестве юридического лица в Едином государственном реестре за основным государственным регистрационным номером 1022800774864, ИНН 2808015481, по юридическому адресу: Амурская область, г. Тында, ул. Красная Пресня, 47, освободить от административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявить устное замечание.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его получения в Шестой арбитражный апелляционный суд Дальневосточного судебного округа (г. Хабаровск) и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 24 апреля 2008 г. N А04-1560/08-24/40 Учитывая, что выявленные нарушения ответчиком исправлены, отсутствуют обстоятельства, отягчающие ответственность, при формальном наличии признаков состава административного правонарушения, суд считает возможным освободить общество от административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и объявить устное замечание
Текст Решения официально опубликован не был