Решение Арбитражного суда Амурской области
от 5 июня 2008 г. N А04-660/08-10/75
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: истец: Татауров О.С.. - довер. от 01.01.08 г. N ДЭК-20/69д, сроком до 31.12.08 г., права ст.62 АПК РФ; ответчик - Министерство финансов РФ: Телюк А.В. - довер. от 28.12.07 г. N 28-01/345747, сроком по 31.12.2008 г., права ст.62 АПК РФ; третье лицо - УФК по Амурской области: Телюк А.В. - довер. от 28.12.2007 г. N 10-53/67, сроком до 31.12.2008 г., права ст.62 АПК РФ, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 454781 руб. 58 коп.,
установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к министерству финансов Амурской области о взыскании убытков за период с 01.12.07 г. по 31.12.07 г. в сумме 454781 руб. 58 коп., понесенных в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности мер социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", договору от 31.03.2006 г. N 141-20/06, в соответствии со ст.ст.16, 309, 1069, 1071 ГК РФ.
Свои требования истец обосновывал тем, что между ОАО "Амурэнерго" и Отделом образования администрации Октябрьского района заключен договор от 31.03.2006 г. N 141-20/06 о возмещении выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
С 01 февраля 2007 года в связи с реорганизацией ОАО "Амурэнерго" в форме слияния с ОАО "Хабаровскэнерго", ОАО "Южное Якутскэнерго", ОАО "Дальэнерго", ЗАО "ЛуТЭК" образовано ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (ОАО "ДЭК") с сохранением полного правопреемства.
Согласно пункту 2.1.1 договора истец принял на себя обязательство по предоставлению скидки по оплате электрической энергии педагогическим работникам и пенсионерам проживающим в Октябрьском районе, в соответствии с Законом Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Отдел образования принял на себя обязательство ежемесячно перечислять истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки.
Истец свои обязательства исполнил полностью, однако, ему не возмещены затраты за предоставленные льготы, в связи с чем, истец просил удовлетворить заявленные требования.
Истец в судебном заседании 13.05.08 г. заявил ходатайство (заявление от 13.05.08 г.) об отказе от исковых требований в отношении ответчика - министерства финансов Амурской области.
Судом были разъяснены правовые последствия отказа от иска и прекращения производства по делу в отношении данного ответчика.
В силу п.2, п.5 ст.49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
В силу п.2, п.5 ст.49 АПК РФ арбитражный суд, рассмотрев ходатайство истца об отказе от исковых требований в отношении ответчика - министерства финансов Амурской области, его удовлетворил, отказ в данной части принял, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем, производство по делу по п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ в отношении указанного ответчика подлежит прекращению.
Кроме того, истец в судебном заседании 13.05.08 г. заявил ходатайство (заявление) от 13.05.2008 г. об уточнении периода взыскания убытков, о привлечении к участию в деле в качестве ответчика по делу - Министерство финансов Российской Федерации и просил суд взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" убытки, понесенные в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам проживающим в Октябрьском районе мер социальной поддержки в виде льгот по оплате электроэнергии за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 454781 руб. 58 коп.
Арбитражный суд рассмотрев данное ходатайство истца, в силу ст.46, ст.49, ст.159 АПК РФ его удовлетворил, уточнение периода взыскания убытков принял, а также определением от 13.05.08 г. привлек к участию в деле в качестве ответчика - Министерство финансов Российской Федерации.
Определениями от 18.02.2008 г., от 13.03.2008 г., от 13.05.2008 г. арбитражный суд в силу ст.51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора для выяснения необходимых обстоятельств по делу: министерство финансов Амурской области; Управление Федерального казначейства Минфина РФ по Амурской области; Отдел образования администрации Октябрьского района; Финансовый отдел администрации Октябрьского района.
В соответствии со ст.51, ст.46 АПК РФ после привлечения к участию в деле третьего лица и другого ответчика рассмотрение дела производится с самого начала, на что также указано в п.17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.05 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Третье лицо - министерство финансов Амурской области в судебное заседание не явилось, извещалось заказным письмом от 15.05.08 г., вручено 16.05.08 г., согласно ранее представленного в суд отзыва на иск от 13.05.08 г. указало, что в 2007 году в соответствии с отчетом Октябрьского района из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 10788 тыс.руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 11140 тыс.руб.
Третье лицо - Финотдел администрации Октябрьского района в судебное заседание не явилось, извещалось заказным письмом от 15.05.08 г., вручено 16.05.08 г., направило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, согласно представленного ранее в суд отзыва на иск от 26.03.08 г. N 02-01/131 указало, что данные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан финансируются из средств федерального бюджета, поскольку льгота установлена федеральным законодательством, однако, денежных средств в спорный период было выделено недостаточно для возмещения предприятиям ЖКХ понесенных расходов, поскольку фактическая потребность Октябрьского района значительно выше.
Третье лицо - Отдел образования администрации Октябрьского района в судебное заседание не явилось, извещалось заказным письмом от 15.05.08 г., вручено 16.05.08 г., направил ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, согласно письменного отзыва на иск от 11.03.08 г. N 71, считает требования обоснованными в заявленной сумме, подтверждает наличие задолженности согласно акта сверки, однако, ввиду отсутствия достаточного финансирования из бюджета льгот, установленных Законом Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" возможность для возмещения расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот у него отсутствовала.
Дело рассматривалось в судебном разбирательстве в порядке ст.156 АПК РФ, по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие третьих лиц.
Истец в настоящем судебном заседании на иске настаивал.
Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации в судебном заседании, согласно письменного отзыва на иск от 13.05.2008 г. N 10-50/56 считает, что отсутствуют правовые основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, просит суд в иске к нему отказать. Сообщил, что средства из федерального бюджета в 2007 году на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам проживающим в сельской местности, в доход областного бюджета не передавались
Третье лицо - Управление федерального казначейства по Амурской области в судебном заседании, согласно отзыва на иск от 15.04.2008 г. не согласно с исковыми требованиями, считает, что взыскание убытков должно производиться за счет средств казны Амурской области.
Арбитражный суд заслушав истца, ответчика и третье лицо, рассмотрев и исследовав представленные по делу доказательства считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено материалами дела между истцом (организация) и Отделом образования администрации Октябрьского района (учреждение) заключен договор от 31.03.2006 г. N 141-20/06 о возмещении выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Согласно дополнительного соглашения от 19.12.07 г. договор считается продленным на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за месяц до окончания срока действия.
В соответствии с п.2.1. названного договора истец принял на себя обязательство предоставлять скидку по оплате электрической энергии педагогическим работникам и пенсионерам проживающим в Октябрьском районе, в соответствии с Законом Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Учреждение в свою очередь, согласно п.2.2 договора приняло на себя обязательство ежемесячно перечислять истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки на основании документов, указанных в п. 2.1.3 (счета по отдельным категориям граждан и списков граждан к ним).
В связи с не возмещением истцу расходов за предоставленные льготы за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 454781 руб. 58 коп. истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом в материалы дела представлены: счета-фактуры, списки граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате электроэнергии, акт сверки расчетов по состоянию на 31.12.2007 г., подписанный без возражений отделом образования.
Возражений по представленным документам, по периоду и сумме убытков от сторон не поступило.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд оценивает предоставленные истцом документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанным категориям граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 ФЗ N 52-ФЗ от 06.05.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 г. утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п.10, п.11 части 1 ст.1 Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту Закон N 99-ОЗ), принятого во исполнение Закона РФ "Об образовании" определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по оплате электроснабжения, в том числе:
- педагогические и руководящие работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) (далее - педагогические работники);
- пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п.п. 9, 10 части 1 настоящей части, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) (далее - пенсионеры на селе).
Пунктом 4 ст.9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Закон Амурской области N 427-ОЗ от 31.01.2005 г. "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" устанавливает аналогичный перечень граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, а Приложение N 1 к указанному Закону устанавливает размер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг указанным категориям граждан, в том числе по оплате электроснабжения в размере 100%.
В соответствии с правилами ст.170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Учитывая изложенное, в том числе указанное постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что компенсация понесенных сторонами, предоставляющими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", убытков должна осуществляться посредством передачи финансовых средств нижестоящим бюджетам Российской Федерацией.
В соответствии с отчетом Октябрьского района об использовании субвенций в 2007 г., из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 10788 тыс.руб., из них по педагогическим работникам - 6325 тыс.руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 11140 тыс.руб., из них по педагогическими работниками - 2452 тыс.руб.
Таким образом, полученные из областного бюджета в 2007 г. средства на реализацию Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены, что отражено также в отчете об использовании субвенций муниципального образования за 2007 г.
Из изложенного следует, что фактическая потребность Октябрьского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, предусмотренные и выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования денежных средств, полученных бюджетом Октябрьского района не представлено.
Как следует из материалов дела, Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ доказательств того, что денежные средства на предоставление субвенций для компенсации льгот, понесенных в связи с реализацией Закона РФ от 10.07.1992 г. "Об образовании" были предусмотрены и выделены из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (Амурской области) в 2007 г. не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Амурская область в лице министерства финансов Амурской области не имела возможности направлять средства на реализацию Закона РФ "Об образовании" и принятого во исполнение его Закона Амурской области N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного Закона РФ "Об образовании" из федерального бюджета в 2007 г. не передавались.
Средств предусмотренных в бюджете Амурской области на 2007 г. и переданных бюджету Октябрьского района было недостаточно.
В соответствии со ст.16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст.1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Поскольку Амурской области в 2007 г. не были выделены средства федерального бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закона "Об образовании" в достаточном объеме, постольку суд считает, что убытки понесенные в результате предоставления льгот педагогическим работникам по оплате электроэнергии за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 454781 руб. 58 коп. следует взыскать с Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации.
Истцом при предъявлении иска уплачена госпошлина в федеральный бюджет Российской Федерации в сумме 10595 руб. 60 коп. по платежному поручению N 974 от 01.02.2008 г.
В соответствии с п.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, т.е. с ответчика.
Согласно разъяснений Информационного письма ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового Кодекса РФ" ответчик не подлежит освобождению от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, поскольку спор вытекает из гражданских правоотношений.
В соответствии со ст.110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца.
Руководствуясь п.2, п.5 ст.49, п.4 ч.1 ст.150, ст.ст. 167-171, 176, 180, 110 АПК РФ суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" убытки, понесенные в результате предоставления льгот педагогическим работникам по оплате электроэнергии за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 454781 руб. 58 коп.; а также расходы по оплате госпошлины в сумме 10595 руб. 60 коп.
В отношении ответчика - министерства финансов Амурской области производство по делу прекратить, в связи с отказом от иска к данному ответчику.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 5 июня 2008 г. N А04-660/08-10/75
Текст решения официально опубликован не был