Решение Арбитражного суда Амурской области
от 20 мая 2008 г. N А04-732/08-10/83
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: истец: Жарикова М.Ю., довер. от 01.01.2008 г. N ДЭК-20/207Д, выдана сроком до 31.12.2008 г.; ответчики: Министерство финансов Амурской области: Братковская А.А., довер. от 15.08.2007 г. N 13-10/501, сроком действия один год; Министерство финансов РФ: Тараруева Л.А., довер. от 28.12.07 г. N 10-53/66, сроком по 31.12.2008 г.; третьи лица: УФК по Амурской области: Тараруева Л.А., довер. от 28.12.2007 г. N 10-53/66, сроком до 31.12.2008 г., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" к министерству финансов Амурской области; Министерству финансов Российской Федерации; Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей детская школа искусств закрытого административно-территориального образования Углегорск Амурской области о взыскании 10038 руб. 66 коп.
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к министерству финансов Амурской области, МОУ дополнительного образования детей детская школа искусств закрытого административно-территориального образования Углегорск Амурской области о взыскании с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет казны Амурской области убытков в размере 10038 руб. 66 коп. за период ноябрь, декабрь 2007 г., понесенных в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате электроэнергии, согласно Закону Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", по договору N СВООЭ1520807 от 20.10.2007 г., в соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
Свои требования истец обосновывал тем, что между ОАО "ДЭК" и МОУ дополнительного образования детей детская школа искусств закрытого административно-территориального образования Углегорск Амурской области заключен договор N СВООЭ1520807 от 20.10.2007 г. "О возмещении в 2007 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закона Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий N 99-ОЗ от 05.12.05 г.".
Согласно пункта 2.1.1 указанного договора истец взял на себя обязательство предоставлять социальную поддержку по оплате электрической энергии педагогическим работникам, работающим в школе искусств, установленным постановлением Губернатора Амурской области N 702 от 23.12.2005 г.
МОУ дополнительного образования детей детская школа искусств ЗАТО Углегорск Амурской области взяло на себя обязательство ежемесячно, по мере поступления денежных средств из областного бюджета, перечислять истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки на основании документов, указанных в п. 2.1.3 (счета по отдельным категориям граждан и списков граждан к ним).
Истец свои обязательства исполнил полностью, однако, ему не возместили затраты за предоставленные льготы, в связи с чем, истец просил удовлетворить заявленные требования.
Определением от 19.03.2008 г. арбитражный суд в силу ст.51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрацию ЗАТО п. Углегорск, Управление федерального казначейства по Амурской области.
Истец в судебном заседании 23.04.2008 г. заявил ходатайство (заявление от 21.04.08 г. N 1510) о привлечении в порядке ст. 46 АПК РФ в качестве ответчика по делу - Министерство финансов Российской Федерации, просил суд взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" убытки, понесенные в результате предоставления работникам МОУ дополнительного образования детей детская школа искусств закрытого административно-территориального образования Углегорск Амурской области мер социальной поддержки в виде льгот по оплате электроэнергии за период с 01.11.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 10038 руб. 66 коп.
Арбитражный суд заявленное ходатайство удовлетворил, определением от 23.04.2008 г. в силу ст.46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве второго ответчика - Министерство финансов Российской Федерации.
В силу ст.46 АПК РФ в случае привлечения к участию в деле другого ответчика рассмотрение дела производится с самого начала, на что также указано в п.17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.05 г. N 99.
Ответчик - МОУ дополнительного образования детей детская школа искусств закрытого административно-территориального образования Углегорск Амурской области в настоящее судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, заказное письмо от 24.04.08 г. вручено 28.04.08 г., согласно направленного в суд отзыва на иск от 18.03.08 г. N 159 признает заявленные исковые требования в сумме 10038 руб. 66 коп., согласно акта сверки взаимных расчетов от 23.01.2008 г., подписанного без возражений, согласно ходатайства от 22.04.08 г. N 32 просит суд рассмотреть дело без его участия.
Третье лицо- Администрация ЗАТО п. Углегорск в настоящее судебное заседание не явилось, о дате и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, заказное письмо от 24.04.08 г. вручено 28.04.2008 г., направило отчет об использовании средств, просит суд рассмотреть дело без его участия.
Дело рассматривается в судебном заседании в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Истец в судебном заседании заявил ходатайство (заявление от 19.05.2008 г.) об отказе от исковых требований в отношении ответчиков - министерства финансов Амурской области, МОУ дополнительного образования детей детская школа искусств закрытого административно-территориального образования Углегорск Амурской области, просит суд взыскать с Российской Федерации, в лице министерства финансов Российской Федерации, за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" убытки, понесенные в результате предоставления гражданам педагогическим работникам льгот по оплате электроэнергии за период с 01.11.2007 г. по 31.12.2007 г. в размере 10038 руб. 66 коп.
Судом были разъяснены правовые последствия отказа от иска в отношении указанных ответчиков и прекращения производства по делу в данной в части.
В силу п.2, п.5 ст.49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
В силу п.2, п.5 ст.49 АПК РФ арбитражный суд, рассмотрев ходатайство истца об отказе от исковых требований в отношении указанных ответчиков, его удовлетворил, отказ от иска в данной части принял, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем, производство по делу по п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ в отношении указанных ответчиков подлежит прекращению.
Ответчик - министерство финансов Амурской области в судебном заседании, согласно отзывов на иск 23.04.2008 г., от 20.05.08 г. пояснил, что в 2007 году в соответствии с отчетом ЗАТО Углегорск из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 3781 тыс. руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 1551,9 тыс. руб.
Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации в судебном заседании, согласно отзыва на иск от 25.04.2008 г. N 10-50/39 считает, что отсутствуют правовые основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, просит суд в иске к нему отказать.
Третье лицо - Управление федерального казначейства по Амурской области в судебном заседании, согласно отзыва на иск от 15.04.2008 г. N 10-50/26 не согласно с исковыми требованиями, считает, что взыскание убытков должно производиться за счет средств казны Амурской области.
Заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев и исследовав доказательств по делу, арбитражный суд установил следующее:
Как установлено материалами дела, 20.10.2007 г. между ОАО "ДЭК" (организация) и МОУ дополнительного образования детей детская школа искусств закрытого административно- территориального образования Углегорск Амурской области (распорядитель) был заключен договор N СВООЭ1520807 от 20.10.2007 г. "О возмещении в 2007 году выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закона Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий N 99-ОЗ от 05.12.05 г.".
Срок действия договора стороны установили с 01.11.2007 г. по 31.12.2007 г. (п.5.1 договора).
В соответствии с п. 2.1. названного договора истец взял на себя обязательство предоставлять скидку по оплате электрической энергии педагогическим работникам МОУ дополнительного образования детей детская школа искусств ЗАТО Углегорск Амурской области предусмотренную Законом Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Распорядитель, в свою очередь, взял на себя обязательство ежемесячно перечислять истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки (п.2.2 договора).
В связи с не возмещением истцу расходов за предоставленные льготы за период с 01.11.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 10038 руб. 66 коп. истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом в материалы дела представлены: счета-фактуры, списки граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате электроэнергии, акт сверки расчетов по состоянию на 31.12.2007 г., подписанный в сумме 10038 руб. 66 коп. без возражений.
Возражений по представленным документам, по периоду и сумме задолженности от сторон не поступило.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд оценивает предоставленные истцом документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанным категориям граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 ФЗ N 52-ФЗ от 06.05.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п. 10 ст. 1 Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту Закон N 99-ОЗ), принятый во исполнение Закона РФ "Об образовании" определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе: специалисты государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), в т.ч по оплате электроснабжения:
- педагогические и руководящие (имеющие педагогическую нагрузку и работающие не менее чем на 0,75 ставки по основной должности, в сельских малокомплектных школах - вне зависимости от педагогической нагрузки) работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (п. 10).
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Закон Амурской области N 427-ОЗ от 31.01.2005 г. "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" устанавливает аналогичный перечень граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, а Приложение N 1 к указанному Закону устанавливает размер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг указанным категориям граждан, в том числе по оплате электроснабжения в размере 100%.
В соответствии с правилами ст.170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Учитывая изложенное, в том числе указанное постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что компенсация понесенных сторонами, предоставляющими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", убытков должна осуществляться посредством передачи финансовых средств нижестоящим бюджетам Российской Федерацией.
В соответствии с отчетом по ЗАТО Углегорск Амурской области об использовании субвенций за декабрь 2007 г., в 2007 году из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 3781 тыс. руб., из них педагогическим работникам - 2521,4 тыс. руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 1551,9 тыс. руб., из них перед педагогическими работниками - 888,0 тыс. руб.
Таким образом, полученные из областного бюджета в 2007 г. средства на реализацию Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" были полностью распределены, что отражено также в отчете об использовании субвенций по ЗАТО Углегорск Амурской области за 2007г.
Из изложенного следует, что фактическая потребность ЗАТО Углегорск Амурской области в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает средства, предусмотренные и выделенные из бюджета Амурской области.
Доказательств нецелевого использования денежных средств, полученных бюджетом ЗАТО Углегорск Амурской области не представлено.
Как следует из материалов дела, Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ доказательств того, что денежные средства на предоставление субвенций для компенсации льгот, понесенных в связи с реализацией Закона РФ от 10.07.1992 г. "Об образовании" были предусмотрены и выделены из федерального бюджета бюджету субъекта РФ (Амурской области) в 2007 г. не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области не имела возможности направлять средства на реализацию Закона РФ "Об образовании" и принятого во исполнение его Закона Амурской области N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного Закона РФ "Об образовании" из федерального бюджета в 2007 г. не передавались.
Средств предусмотренных в бюджете Амурской области на 2007 г. и переданных бюджету ЗАТО Углегорск Амурской области было недостаточно.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Поскольку Амурской области в 2007 г. не были выделены средства федерального бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закону "Об образовании" в достаточном объеме, постольку суд считает, что убытки понесенные в результате предоставления льгот педагогическим работникам по оплате электроэнергии за период с 01.11.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 10038 руб. 66 коп. следует взыскать с Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации.
Истец при предъявлении иска в арбитражный суд по платежному поручению N 174 от 21.01.2008 г. уплатил государственную пошлину в федеральный бюджет РФ в размере 500 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу истца в сумме 500 руб., поскольку в соответствии с п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" спор вытекает из гражданских правоотношений.
Руководствуясь п.2, п.5 ст.49, п.4 ч.1 ст.150, ст.ст. 167-171, 176, 180, 110 АПК РФ суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" убытки, понесенные в результате предоставления льгот педагогическим работникам по оплате электроэнергии за период с 01.11.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 10038 руб. 66 коп.; а также расходы по оплате госпошлины в сумме 500 руб.
В отношении ответчиков - министерства финансов Амурской области, Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей детская школа искусств закрытого административно-территориального образования Углегорск Амурской области производство по делу прекратить, в связи с отказом от иска к данным ответчикам.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 20 мая 2008 г. N А04-732/08-10/83
Текст решения официально опубликован не был