Решение арбитражного суда Амурской области
от 25 июня 2008 г. N А04-3370/08-14/121
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании: ответчик: Пукач А.Р., по доверенности от 02.07.2007, рассмотрев в судебном заседании заявление ЗАО " Артель старателей "Архара" к Управлению по технологическому и экологическому надзору по Амурской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, установил:
ЗАО "Артель старателей "Архара" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Амурской области об оспаривании постановления о назначении административного наказания N 10-010/1928 от 14.05.2008 года за совершение правонарушения, предусмотренного статьей ст. 8.41 КоАП РФ.
Заявитель в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен. Запрашиваемые документы не представил.
Представитель Управления с заявленным требованием не согласился. Пояснил, что поскольку обществом не исполнена обязанность своевременного и полного внесения платы за негативное воздействие окружающей среды, то Управление по технологическому и экологическому надзору по Амурской области правомерно привлекло ЗАО "Артель старателей "Архара" к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
29 апреля 2008 года Межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении N 46-08 в отношении ЗАО "Артель старателей "Архара". Материалы направлены на рассмотрение в Управление по технологическому и экологическому надзору по Амурской области.
Определением N 10-010/179 от 04.05.2008 Управление по технологическому и экологическому надзору по Амурской области назначило время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 14 мая 2008 года на 14 час. 00 мин. Данное определение было направлено заказным письмом N 67500402120610 в адрес Общества.
14 мая 2008 года и.о. Управления по технологическому и экологическому надзору по Амурской области вынесено Постановление N 10-010/1928 о назначении административного наказания.
Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического истца, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия относится размещение отходов производства и потребления. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", сохраняющим силу в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов (пункт 1 Порядка). При этом перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации (пункт 9 Порядка).
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признан календарный квартал.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела - постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении N 46-08 от 29.04.2004, общество на момент проверки не внесло в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки. Плата за 1, 2, 3 кварталы 2007 года была внесена только 14.11.2007 (платежное поручение N 9), что и не оспаривается заявителем.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.
При этом, как видно из материалов дела, административным органом учтено добровольное устранение обществом последствий правонарушения и назначено наказание в виде штрафа, составляющего низший предел санкции, установленной статьей 8.41 КоАП РФ для юридических лиц.
Суд считает, что заявителем не доказано принятие всех зависящих от него мер по соблюдению сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Статья 8.41 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, у административного органа имелись законные основания для привлечения общества к административной ответственности, порядок привлечения к административной ответственности судом проверен, нарушений не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
ЗАО "Артель старателей "Архара" правомерно привлечено к административной ответственности, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Ссылка заявителя о том, что поскольку Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" не был до него доведен, поэтому им нарушен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, несостоятельна.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" является нормативным правовым актом, поскольку зарегистрирован в Министерстве юстиции # 17.07.20067 N 8077, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" - 24.07.2006, "Российской газете" - 28.07.2006.
Нарушение требований закона ввиду незнания его положений не освобождает виновное юридическое или физическое лицо от ответственности за это, а поэтому суд не может согласиться с утверждением заявителя о том, что Общество не должно нести ответственности за допущенное нарушение закона.
В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил :
В удовлетворении требования о признании постановления Управления по технологическому и экологическому надзору по Амурской области от 14.05.2008 N 10-010/1928 о привлечении к административной ответственности ЗАО "Артель старателей "Архара" в виде штрафа в размере 50000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Шестой апелляционный арбитражный суд, либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение арбитражного суда Амурской области от 25 июня 2008 г. N А04-3370/08-14/121
Текст решения официально опубликован не был