Решение Арбитражного суда Амурской области
от 27 июня 2008 г. N А04-1450/08-6/58
Арбитражный суд Амурской области, при участии: истец - Каландия Д.И. по дов. N ДЭК - 20/744Д от 14.02.2008г, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к 1) Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 22"; 2) министерству финансов Амурской области; 3) министерству образования и науки Амурской области; 4) Финансовому управлению администрации Ивановского района; 5) Управлению федерального казначейства по Амурской области; 6) Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 11189 руб. 75 коп.,
установил:
В соответствии со ст. 176 АПК РФ резолютивная часть решения объявлена 23.06.2008 года. Изготовление полного текста решения отложено на 27.06.2008 года.
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 22"; министерству финансов Амурской области; министерству образования и науки Амурской области; Финансовому управлению администрации Ивановского района; Управлению федерального казначейства по Амурской области о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электрической энергии на основании Закона Амурской области от 05.12.2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" в сумме 11189 руб. 75 коп. за период с 01.12.2007 г. по 31.12.2007 г.
Определением от 24.04.2008 г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и Государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 22" заключен договор от 22.11.2006 г. N 304-08/06 на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки по оплате электрической энергии, имеющим право Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", в соответствии с условиями которого истец предоставил скидку по оплате электроэнергии педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
За период с 01.12.2007 г. по 31.12.2007 г. задолженность по указанному договору составила 11189 руб. 75 коп., которую истец просит взыскать на основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
Ответчик - Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 22", представил отзыв на исковое заявление, согласно которому с требованиями истца не согласился в полном объеме и пояснил, что счет к оплате истцом был предъявлен 31.12.2007 г., в связи с поздним предоставлением счета не было возможности перечислить денежные средства в 2007 г.
Ответчик - Управление федерального казначейства по Амурской области, представил отзыв на исковое заявление, в котором с требованиями истца не согласился в полном объеме и пояснил, что меры социальной поддержки гражданам, проживающим в сельской местности, должны обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Средства из федерального бюджета в 2007 г. на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работника, проживающим в сельской местности, в доход областного бюджета не передавались.
Так же, пояснил, что Управление является территориальным органом Федерального казначейства, действующее на основании Положения о федеральном казначействе.
В силу ст. 215 БК РФ органы казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. На органы казначейства возложены функции контроля за целевым использованием средств федерального бюджета.
Управление является юридическим лицом и несет ответственность только по своим обязательствам.
Ответчик - Финансовое управление администрации Ивановкого района, представил отзыв на иск, в котором пояснил, что не может быть ответчиком по настоящему спору так как Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 22" не финансируется из районного бюджета.
Ответчик - Министерство финансов РФ, представил отзыв на иск, в котором с требованиями истца не согласился в полном объеме и пояснил, что согласно Закону Амурской области N 427-ОЗ от 31.01.2005 г. "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержке по оплате жилья и коммунальных услуг", Закону Амурской области N 99-ОЗ от 05.12.2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
Ответчик - министерство финансов Амурской области, представил отзыв на заявление, в котором с заявленными требованиями не согласен полностью и поясняет, что в соответствии с Законом Амурской области N 99-ОЗ от 05.12.2005 года "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на неопределенный срок.
Расходование средств на реализацию льгот работникам государственных учреждений Амурской области, установленных вышеназванным Законом в силу ст. 161 БК РФ осуществляется учреждением согласно бюджетной сметы.
ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "детский дом N 22" является подведомственным учреждением главного распорядителя средств областного бюджета - министерства образования и науки Амурской области.
В предварительном судебном заседании 21.05.2008 г. подготовка дела к судебному заседанию завершена, дело назначено для рассмотрения к судебному разбирательству на 23.06.2008 г.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились. О времени и месте его проведения извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.
Ответчик - министерство финансов Амурской области, представил отзыв на иск, в котором с требованиями не согласился в полном объеме и пояснил, что согласно Федеральному закону N 52-ФЗ от 06.05.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей должны быть возложены на Российскую Федерацию, поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством.
В 2006 г., 2007 г. денежные средства на реализацию льгот педагогическим работникам Российской Федерацией не передавались.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие ответчиков.
В судебном заседании 23.06.2008 г. истец на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев и исследовав доказательств по делу, арбитражный суд установил следующее:
22.11.2006 г. между ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом N 22 и ОАО "Амурэнерго" был заключен договор N 304-08/06 о возмещении в 2006 г. выпадающих доходов от предоставления гражданам социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Срок действия договора стороны установили с 01.01.2006 г. до момента исполнения сторонами обязательств в полном объеме.
27.04.2007 г. между сторонами заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному договору.
В соответствии с п. 2.1.1 названного договора истец взял на себя обязательство предоставлять социальную поддержку по оплате электроэнергии работникам детского дома N 22, проживающим в Ивановском районе Амурской области, предусмотренную Законом Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом N 22, в свою очередь, взял на себя обязательство ежемесячно перечислять истцу денежные средства на компенсацию выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки.
В связи с не возмещением истцу расходов за предоставленные льготы за период с 01.12.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 11189 руб. 75 коп., истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом в материалы дела представлены: счет-фактура, счет N 1194 от 31.12.2007 г. на сумму 11189 руб. 75 коп., списки работников детского дома N 22, пользующихся льготами по электроэнергии, акт сверки расчетов по состоянию на 14.04.2008 г., подписанный на сумму 11189 руб. 75 коп. без возражений.
Возражений по представленным документам, по периоду и сумме задолженности от сторон не поступило.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд оценивает предоставленные истцом документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанным категориям граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 ФЗ N 52-ФЗ от 06.05.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 г. утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п. 10 ст. 1 Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту Закон N 99-ОЗ), принятому во исполнение Закона РФ "Об образовании", определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе: специалисты государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), в т.ч по оплате электроснабжения:
- педагогические и руководящие (имеющие педагогическую нагрузку и работающие не менее чем на 0,75 ставки по основной должности, в сельских малокомплектных школах - вне зависимости от педагогической нагрузки) работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (п. 10).
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Закон Амурской области N 427-ОЗ от 31.01.2005 г. "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" устанавливает аналогичный перечень граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, а Приложение N 1 к указанному Закону устанавливает размер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг указанным категориям граждан, в том числе по оплате электроснабжения в размере 100%.
В соответствии с правилами ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Учитывая изложенное, в том числе указанное постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что компенсация понесенных сторонами, предоставляющими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", убытков должна осуществляться посредством передачи финансовых средств нижестоящим бюджетам Российской Федерацией.
Согласно отзыва министерства финансов Амурской области от 23.06.2008 г. в 2006 г., в 2007 г. Российской Федерацией не передавались денежные средства на реализацию льгот педагогическим работникам.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области не имела возможности направлять средства на реализацию Закона РФ "Об образовании" и принятого во исполнение его Закона Амурской области N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного Закона РФ "Об образовании" из федерального бюджета в 2007 г. не передавались.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Поскольку Амурской области в 2007г. не были выделены средства федерального бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закону "Об образовании" в достаточном объеме, постольку суд считает, что убытки понесенные в результате предоставления льгот педагогическим работникам по оплате электроэнергии за период с 01.12.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 11189 руб. 75 коп. следует взыскать с Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации.
По отношению к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 22"; министерству финансов Амурской области; министерству образования и науки Амурской области; Финансовому управлению администрации Ивановского района; Управлению федерального казначейства по Амурской области в иске следует отказать.
Истец при предъявлении иска в арбитражный суд по платежному поручению N 4275 от 12.03.2008 г. уплатил государственную пошлину в федеральный бюджет РФ в размере 500 руб.
Госпошлина по настоящему делу составляет 500 руб., которую следует отнести на ответчика - Российскую федерацию в лице Министерства финансов РФ.
Согласно разъяснений п. 3, п. 4 Информационного письма ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового Кодекса РФ" ответчик не подлежит освобождению от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, поскольку спор вытекает из гражданских правоотношений.
Руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 180, 104, 110 АПК РФ суд
решил:
По отношению к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 22"; министерству финансов Амурской области; министерству образования и науки Амурской области; Финансовому управлению администрации Ивановского района; Управлению федерального казначейства по Амурской области в иске отказать.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" убытки, понесенные в результате предоставления льгот педагогическим работникам по оплате электроэнергии за период за период с 01.12.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 11189 руб. 75 коп.; а также расходы по оплате госпошлины в сумме 500 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 27 июня 2008 г. N А04-1450/08-6/58
Текст решения официально опубликован не был