Решение Арбитражного суда Амурской области
от 7 июля 2008 г. N А04-1511/08-6/61
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 сентября 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3978 настоящее Решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Амурской области, при участии: истец - Тучин В.Ф., начальник, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Домоуправления N 7 Благовещенской КЭЧ к 1) министерству финансов Амурской области; 2) Управлению федерального казначейства по Амурской области; 3) Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Третьи лица: Финансовое управление администрации Ивановского района, Министерство здравоохранения Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области, Администрация Ивановского района, о взыскании 11189 руб. 75 коп.,
установил:
В соответствии со ст. 176 АПК РФ резолютивная часть решения объявлена 01.07.2008 года. Изготовление полного текста решения отложено на 07.07.2008 года.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось с иском Домоуправление N 7 Благовещенской КЭЧ к Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Управлению федерального казначейства по Амурской области о взыскании 126171 руб., составляющие убытки от неисполнения законов по предоставлению льгот по оплате за потребленную электроэнергию.
Определением от 04.05.2008 г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ и УФК по Амурской области.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены: Финансовое управление администрации Ивановского района, Министерство здравоохранения Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области, Администрация Ивановского района
Свои доводы истец обосновывает тем, что 31.12.2007 года между Домоуправление N 7 Благовещенской КЭЧ и Администрацией Ивановского района был заключен договор о возмещение выпадающих доходов. Со стороны истца обязательства по предоставлению льгот выполнены полностью.
Ответчик принял на себя обязательства по возмещению выпадающих доходов. Вместе с тем их не выполнил. Долг на день предъявления иска составил в сумме 96121 руб. 34 коп. по предоставлению льгот педагогическим работникам, 30049 руб. 66 коп.- медицинским работникам.
К оплате ответчику были предъявлены счета-фактуры, которые остались не оплаченными, что явилось основанием для истца обратиться в арбитражный суд.
Министерство финансов Амурской области с заявленными требованиями не согласно полностью в отзыве указало, что порядок, условия и размер возмещения выпадающих доходов от предоставленных льгот предусмотрен ФЗ "Об образовании" для педагогических работников и устанавливаются законодательными актами Российской федерации.
В 2006-2007 годах денежные средства на исполнение ФЗ "Об образовании" субъекту РФ не передавались.
Согласно отчету об исполнении субвенции за 2007 год Ивановскому району из средства бюджета на исполнение Закона Амурской " О социальной поддержке граждан отдельных категорий" выделены субвенции в размере 13271 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2008 года имеется кредиторская задолженность в сумме 5648, 8 тыс. руб.
Представитель Министерства здравоохранения Амурской области поясняет, что меры социальной поддержки медицинским работникам находятся в ведении субъектов РФ и устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.
Министерство здравоохранения Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере здравоохранения области и не является главным распорядительным денежных средств по отношению к МУЗ "Ивановская ЦРБ".
Администрация Ивановского района по существу заявленных требований поясняет, что на реализацию Закона Амурской "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено 1039620 тыс. руб. в том числе Ивановскому району 13271 тыс. руб. Кредиторская задолженность за 2007 год составляет в сумме 5648, 8 тыс. руб.
Ответчик - Министерство финансов РФ, представил отзыв на иск, в котором с требованиями истца не согласился в полном объеме и пояснил, что согласно Закону Амурской области N 427-ОЗ от 31.01.2005 г. "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержке по оплате жилья и коммунальных услуг", Закону Амурской области N 99-ОЗ от 05.12.2005 г. "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.
Ответчик - министерство финансов Амурской области, представил отзыв на заявление, в котором с заявленными требованиями не согласен полностью и поясняет, что в соответствии с Законом Амурской области N 99-ОЗ от 05.12.2005 года "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на неопределенный срок.
Расходование средств на реализацию льгот работникам государственных учреждений Амурской области, установленных вышеназванным Законом в силу ст. 161 БК РФ осуществляется учреждением согласно бюджетной сметы.
В предварительном судебном заседании 28.05.2008 г. подготовка дела к судебному заседанию завершена, дело назначено для рассмотрения к судебному разбирательству на 25.06.2008 г.
В судебном заседании 25.06.2008 объявлен перерыв до 01.07.2008 до 13 час. 00 мин.
Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание после перерыва не явились. О времени и месте его проведения извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствии ответчиков и третьих лиц.
В судебном заседании 01.07.2008 г. истец на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев и исследовав доказательств по делу, арбитражный суд установил следующее:
31.12.2007 года между Домоуправление N 7 Благовещенской КЭЧ и Администрацией Ивановского района был заключен договор о возмещение выпадающих доходов. Со стороны истца обязательства по предоставлению льгот выполнены полностью.
Ответчик принял на себя обязательства по возмещению выпадающих доходов. Вместе с тем их не выполнил. Долг на день предъявления иска составил в сумме 96121 руб. 34 коп. по предоставлению льгот педагогическим работникам, 30049 руб. 66 коп.- медицинским работникам.
К оплате ответчику были предъявлены счета-фактуры, которые остались не оплаченными.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом в материалы дела представлены: счета-фактуры, списки работников пользующихся льготами; акты сверок, подписанные без возражений.
Возражений по представленным документам, по периоду и сумме задолженности от сторон не поступило.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд оценивает предоставленные истцом документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанным категориям граждан.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 ФЗ N 52-ФЗ от 06.05.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 27.06.2003 г. утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п. 10 ст. 1 Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (далее по тексту Закон N 99-ОЗ), принятому во исполнение Закона РФ "Об образовании", определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе: специалисты государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках):
- педагогические и руководящие (имеющие педагогическую нагрузку и работающие не менее чем на 0,75 ставки по основной должности, в сельских малокомплектных школах - вне зависимости от педагогической нагрузки) работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (п. 10).
Пунктом 4 ст. 9 Закона N 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Закон Амурской области N 427-ОЗ от 31.01.2005 г. "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" устанавливает аналогичный перечень граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, а Приложение N 1 к указанному Закону устанавливает размер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг указанным категориям граждан, в том числе по оплате электроснабжения в размере 100%.
В соответствии с правилами ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Учитывая изложенное, в том числе указанное постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что компенсация понесенных сторонами, предоставляющими льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", убытков должна осуществляться посредством передачи финансовых средств нижестоящим бюджетам Российской Федерацией.
Согласно отзыва министерства финансов Амурской области в 2006 г., в 2007 г. Российской Федерацией не передавались денежные средства на реализацию льгот педагогическим работникам.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области не имела возможности направлять средства на реализацию Закона РФ "Об образовании" и принятого во исполнение его Закона Амурской области N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", поскольку средства на реализацию указанного Закона РФ "Об образовании" из федерального бюджета в 2007 г. не передавались.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Поскольку Амурской области в 2007г. не были выделены средства федерального бюджета на реализацию полномочий в части предоставления социальной поддержки гражданам согласно Закону "Об образовании" в достаточном объеме, постольку суд считает, что убытки понесенные в результате предоставления льгот педагогическим работникам за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 96121 руб. 34 коп. следует взыскать с Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации.
Убытки понесенные в результате предоставления льгот медицинским работникам во исполнение Закона N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 30049 руб. 66 коп. следует взыскать с Амурской области, в лице министерства финансов Амурской области за счет средств Казны Амурской области.
По отношению Управлению федерального казначейства по Амурской области в иске следует отказать.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 4023,42 руб., которую следует отнести на ответчиков пропорционально удовлетворенным требованиям: 3065,18 руб. на Российскую федерацию в лице Министерства финансов РФ, 958, 25 руб. на Амурскую область в лице министерства финансов Амурской области.
Согласно разъяснений п. 3, п. 4 Информационного письма ВАС РФ N 117 от 13.03.2007г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового Кодекса РФ" ответчик не подлежит освобождению от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, поскольку спор вытекает из гражданских правоотношений.
Руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 180, 104, 110 АПК РФ суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Домоуправления N 7 Благовещенской КЭЧ убытки, понесенные в результате предоставления льгот педагогическим работникам за период за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 96121 руб. 34 коп.;
- в доход федерального бюджета государственную пошлину 3065 руб. 18 коп.
Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу Домоуправления N 7 Благовещенской КЭЧ убытки, понесенные в результате предоставления льгот медицинским работникам за период за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 30049 руб. 66 коп.;
- в доход федерального бюджета государственную пошлину 958 руб. 25 коп.
По отношению к Управлению федерального казначейства по Амурской области в иске отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 7 июля 2008 г. N А04-1511/08-6/61
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 сентября 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3978 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения официально опубликован не был