Решение Арбитражного суда Амурской области
от 23 сентября 2008 г. N А04-3720/08-100/3
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 ноября 2008 г. N Ф03-5334/2008 настоящее Решение оставлено без изменения
Дата объявления решения - 19 сентября 2008 г. Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения - 23 сентября 2008 г.
Арбитражный суд Амурской области, при участии в заседании представителей:администрации г. Зеи - Головин P.С., доверенность от 21.08.2006 N 1 на три года, паспорт; Гартенберг Р.М. доверенность от 15.08.2008 N 64, удостоверение N ЛД 33; Махров О.В., доверенность от 15.05.2008 N 54, удостоверение N ЛД 08; третьи лица - Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Зеи - Гартенберг P.M., председатель комитета, удостоверение от 05.05.2008 N ЛД 33; рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Городские коммунальные системы" к администрации г. Зеи Амурской области, о признании недействующим нормативного правового акта.
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось ООО "Городские коммунальные системы" (далее - ООО "ГКС", общество, заявитель) с заявлением к администрации г. Зеи Амурской области (далее - администрация) о признании постановления главы г. Зеи от 26.12.2007 N 1392 не соответствующим части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 24 Устава г. Зеи Амурской области и не действующим полностью с момента его издания.
Определением от 18.08.2008 суд по собственной инициативе в порядке статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1 ООО "Очистные сооружения канализации 1" (г. Зея, ул. Магистральная, 15);
2) ООО "Очистные сооружения канализации 2" (г. Зея, ул. Магистральная, 15);
3) ООО "Водоочистная станция 1" (г. Зея, ул. Магистральная, 15);
4) ООО "Водоочистная станция 2" (г. Зея, ул. Магистральная, 15);
5) ООО "Водоочистная станция 3" (г. Зея, ул. Магистральная, 15);
6) ООО "Дорожно-ремонтная служба" (г. Зея, пер. Боровинского, 10; г. Зея, пер. Лаврушенский, 3);
7) Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Зеи (г. Зея, ул. Мухина, 217).
Требования по заявлению обоснованы тем, что по смыслу части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Частью 3 приведенной статьи предусмотрено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления граждан с актами, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Согласно статье 24 Устава г. Зеи Амурской области правовые акты главы города вступают в силу с момента их подписания, если в самом акте не предусмотрен иной срок. Нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в газете "Зейский вестник". Однако в нарушение вышеприведенных правовых норм постановление главы г. Зеи от 26.12.2007 N 1392 не было опубликовано в газете "Зейский вестник".
В объяснениях заявитель указывает на то, что ООО "Городские коммунальные системы" является управляющей компанией, функциями которой является управление многоквартирными домами.
Обществом были заключены соответствующие договоры с организациями коммунального комплекса, для которых постановлением главы г. Зеи от 26.12.2007 N 1392 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на 2008 год" пунктом 1 утверждены и введены в действие с 01.01.2008 тарифы на услуги водоснабжения для ООО "Водоочистная станция 1", ООО "Водоочистная станция 2", ООО "Водоочистная станция 3" -16,44 руб. за куб. м; на услуги водоотведения и очистки сточных вод для ООО "Очистные сооружения канализации 1"-20,72 руб. за куб. м и 12,75 руб. за куб. м, ООО "Очистные сооружения канализации 2" - 20,72 руб. за куб. м и 12,75 руб. за куб. м; на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО "Дорожно-ремонтная служба" - 35,11 руб. за куб. м.
Названное постановление вступило в силу по истечении 30 дней с момента его официального опубликования и действует до 31.12.2008. Опубликовано в N 52 (78) газеты "Зея" выпуска 29.12.2007.
В настоящее время между обществом и организациями коммунального комплекса возникли споры относительно подлежащих их договорным отношениям тарифов.
Организациями коммунального комплекса соответственно применяются тарифы, утвержденные постановлением главы г. Зеи от 26.12.2007 N 1392.
В свою очередь, общество считает, что вышеуказанные тарифы не подлежат применению, поскольку они утверждены органом местного самоуправления в нарушение предусмотренного законом порядка его принятия и опубликования.
В судебное заседание 19.09.2008 представители ООО "ГКО", а также третьих лиц (ресурсоснабжающих организаций) не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ресурсоснабжающие организации, кроме ООО "Дорожно-ремонтная служба", заявили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.
Депо рассматривается в отсутствие представителей не явившихся лиц по правилам статьи 156 АПК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В судебном заседании 19.09.2008 представитель администрации г. Зеи требования по заявлению не признал, поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Согласно отзыву администрация указывает на то, что обжалуемое постановление признано утратившим силу постановлением главы г. Зеи от О6.02.2008 N 150 "Об утверждении тарифов на услуги водоотведения и очистки сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на 2008 год". В соответствии с положениями части 1 статьи 192 АПК РФ в качестве предмета оспаривания могут выступить только вступившие в силу и действующие в момент рассмотрения дела нормативные правовые акты. В связи с чем данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, и в соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ считает, что производство по данному делу следует прекратить.
Как указывает ответчик, администрация г. Зеи не осуществляет прямого финансирования АНО "Издательский дом "Зейский вестник", что позволило бы публиковать в газете "Зейский вестник" материалы администрации г. Зеи без оплаты данной услуги. Необходимость официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации подпадает под определение, предусмотренное в части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Таким образом, порядок заключения муниципального контракта на услуги печатного издания регулируется указанным Федеральным законом. В связи с чем, по мнению администрации, пункт 2 статьи 24 Устава г. Зеи противоречит Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", таким образом, муниципальный правовой акт подлежит применению в части, не противоречащей закону, имеющему большую юридическую силу.
Также ответчик обращает внимание суда на то, что заявителем не указано, каким образом нарушаются оспариваемым нормативным актом его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. Дополнительно представитель ответчика отметил, что администрацией г. Зеи в полной мере была обеспечена доступность гражданам и иным заинтересованным лицам ознакомиться с содержанием оспариваемого постановления.
На вопросы суда представитель администрации г. Зеи пояснил, что:
- решение Зейским городским Советом народных депутатов о наделении полномочиями по установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги было принято 28.12.2007, однако указанное решение ранее указанной даты не исключало указанных полномочий администрации г. Зеи, поскольку федеральное законодательство в указанном вопросе прямо не разделяет полномочия исполнительных и представительных органов местного самоуправления;
- оспариваемое постановление действовало и применялось в расчетных периодах январь-февраль 2008 г., расчеты по коммунальным услугам производились исходя из данного постановления.
Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Зеи в судебном заседании поддержал позицию ответчика. На вопросы суда представитель Комитета ЖКХ администрации г. Зеи пояснил, что:
- разногласий с ресурсоснабжающими организациями по вопросам об установленных размерах тарифов оспариваемым постановлением не было, указанные тарифы данными организациями признаны и применяются;
- при проверке расчетов ресурсоснабжающих организаций применялся смешанный метод (метод расходов и метод индексации);
- установленные тарифы соответствуют предельному индексу их роста на 2008 г.
Заслушав представителей администрации г. Зеи и Комитета ЖКХ администрации г. Зеи, исследовав материалы дела, суд установил:
как следует из материалов дела, в октябре 2007 г. в администрацию г. Зеи ресурсоснабжающими организациями были поданы расчеты стоимости коммунальных услуг, по которым орган местного самоуправления должен был утвердить соответствующий тариф.
Согласно расчетам ресурсоснабжающих организаций заявленная стоимость коммунальных услуг составляла:
N п/п |
Наименование организаций |
Тариф, руб./м3 |
1 |
ООО "Водоочистная станция 1" - водоснабжение |
25,14 |
2 |
ООО "Водоочистная станция 2" - водоснабжение |
25,14 |
3 |
ООО "Водоочистная станция 3" - водоснабжение |
25,14 |
4 |
ООО "Очистные сооружения канализации 1" - водоотведение |
41,7 |
5 |
ООО "Очистные сооружения канализации 2" - водоотведение |
41,7 |
6 |
ООО "Дорожно-ремонтная служба" - утилизация |
81 |
По результатам проверки представленных расчетов отделом социально-экономического развития г. Зеи путем использования сочетания методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций для ООО "Водоочистная станция 1", ООО "Водоочистная станция 2", ООО "Водоочистная станция 3" по заключению принят к утверждению тариф 16,44 руб./куб. м.
Для ООО "Очистные сооружения канализации 1" и ООО "Очистные сооружения канализации 2" к утверждению в соответствии с заключением отдела социально-экономического развития города принят тариф 20,72 руб./куб. м; для ООО "Дорожно-ремонтная служба" - 35,11 руб./куб. м.
Как следует из заключений регулирующим органом, при проверке расчетов учтен и применен приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 04.05.2007 N 22-ПР, которым установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2008 г. в размере 107,7%.
Постановлением главы г. Зеи от 26.12.2008 N 1392 утверждены тарифы на услуги водоснабжения для ООО "Водоочистная станция 1", ООО "Водоочистная станция 2", ООО "Водоочистная станция 3"; на услуги водоотведения и очистки сточных вод для ООО "Очистные сооружения канализации 1", ООО "Очистные сооружения канализации 2"; на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО "Дорожно-ремонтная служба" (согласно приложению).
Как следует из приложения к постановлению от 26.12.2008 N 1392, главой г. Зеи утверждены тарифы в следующих размерах:
N п/п |
Наименование организаций |
Тариф, руб.м3 |
1 |
ООО "Водоочистная станция 1" - водоснабжение |
16,44 |
2 |
ООО "Водоочистная станция 2" - водоснабжение |
16,44 |
3 |
ООО "Водоочистная станция 3" - водоснабжение |
16,44 |
4.1 |
ООО "Очистные сооружения канализации 1" -водоотведение |
20,72 |
4.2 |
- очистка стоков (ФНС N 7) |
12,75 |
5.1 |
ООО "Очистные сооружения канализации 2" - водоотведение |
20,72 |
5.2 |
- очистка стоков (ФНС N 7) |
12,75 |
6 |
ООО "Дорожно-ремонтная служба" -утилизация |
35,11 |
Решением Зейского городского Совета народных депутатов от 28.12.2007 N 394 принято решение по наделению администрации г. Зеи полномочиями по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
Оспариваемое ООО "ГКС" постановление главы г. Зеи от 26.12.2007 N 1392 было опубликовано в газете "Зея" от 29.12.2007.
В дальнейшем постановлением главы г. Зеи от 06.02.2008 N 150 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на 2008 год" постановление главы г. Зеи от 26.12.2007 N 1392 было признано утратившим силу.
09.02.2008 в газете "Зея" и 15.07.2008 в газете "Зейский вестник" N 82 (10610) было опубликовано постановление главы г. Зеи от 06.02.2008 N 150. Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу указаний частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесен к компетенции органа местного самоуправления.
Согласно положениям частей 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):
- определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей;
- устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
- публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80% (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
С учетом названных положений закона, а также содержания части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающих исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, суд считает, что глава г. Зеи в полном соответствии с предоставленными ему полномочиями принял оспариваемое постановление, несмотря на то что решение Зейского городского Совета народных депутатов N 394 о делегировании таких полномочий было принято позже 26.12.2007-28.12.2007.
В соответствии с правилами части 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Поскольку постановление главы г. Зеи от 26.12.2007 N° 1392, утвердившее тарифы на коммунальные услуги, является правовым актом, затрагивающим права и интересы не только ресурсоснабжающих организаций, в отношении которых установлены тарифы, но и права и имущественные интересы неопределенного круга лиц - потребителей данных услуг, суд считает, что указанный документ по правилам пункта 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - ФЗ N 210-ФЗ) должен быть опубликован в установленном порядке.
Согласно предписаниям частей 2, 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Как следует из положений части 2 статьи 24 Устава г. Зеи Амурской области, нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в газете "Зейский вестник".
Доказательств внесения изменений в Устав г. Зеи в указанной части для определения в качестве официального издания газеты "Зея", в котором необходимо публиковать муниципальные нормативные правовые акты, администрацией г. Зеи в материалы дела не представлено.
Учитывая указанные положения закона, Устава г. Зеи, а также обстоятельства дела, при которых оспариваемое постановление было опубликовано в газете "Зея" от 29.12.2007, суд пришел к следующим выводам:
в соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (пункт 21).
Тираж газеты "Зея" составляет 1800 экз., тираж газеты "Зейский вестник" - 7 825 экз.
Согласно представленным ответчиком в материалы дела справкам АНО "Издательский дом "Зейский вестник" и ООО "Зея" по состоянию на 01.02.2008 общественно-политическая газета "Зейский вестник" выходила три раза в неделю, распространялась через специально созданный отдел доставки, в розницу газету можно было приобрести в киосках "Роспечать", в 37 торговых точках, на АЗС, стоимость экземпляра в розницу на 01.02.2008 составляла 5 руб.; по состоянию на 01.02.2008 газета "Зея" выходила один раз в неделю, пункты распространения: киоски "Роспечать", 10 магазинов в городе, почтовые отделения в населенных пунктах района, стоимость одного экземпляра газеты в киосках "Роспечать" составляла 5 руб.
В связи с изложенными обстоятельствами суд считает, что оспариваемое ООО "ГКС" постановление от 26.12.2007 N 1392 было надлежащим образом доведено до сведения граждан, тем самым обеспечена возможность для населения г. Зеи Амурской области ознакомиться с его содержанием, в связи с чем доводы заявителя о нарушении ответчиком правил статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при публикации данного нормативного правового акта в газете "Зея" являются несостоятельными.
Данный вывод подтверждается тем, что заявитель, обращаясь в суд с требованиями о признании недействующим постановления от 26.12.2007 N 1392, был осведомлен о содержании данного документа и о его публикации в ненадлежащем издании.
Проверив постановление главы г. Зеи Амурской области от 26.12.07 N 1392 по правилам части 5 статьи 194 АПК РФ суд установил: в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Правилами статьи 8 данного Закона определено, что методами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, являются:
1) установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;
2) установление предельных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса;
3) индексация установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).
При этом частью 2 указанной статьи установлено, что в процессе регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса могут использоваться различные сочетания методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Правилами статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
При этом статьей 3 Федерального закона N 210-ФЗ определены общие принципы регулирования тарифов и надбавок:
1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;
6) установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
В соответствии с предписаниями частей 2-6, 7 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
В дальнейшем производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации (часть 3).
В случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий (часть 4).
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов (часть 5).
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7).
Ответчиком в материалы дела представлены расчеты прогнозируемых тарифов ресурсоснабжающих организаций, а также заключения органа местного самоуправления по каждому из расчетов.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ указанные документы в совокупности с отзывами третьих яиц (ресурсоснабжающих организаций), суд не установил нарушений со стороны администрации г. Зеи требований Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" как в части порядка утверждения тарифов по оспариваемому постановлению, так и в части соблюдения принципов регулирования тарифов.
Корректировка расчетов тарифов, по мнению суда, произведена ответчиком в полном соответствии с приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 04.05.2007 N 22-пр "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги", изданным во исполнение предписаний части 3 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ, а также в соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 N 9.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в адрес Управления ЖКХ администрации г. Зеи заявлений предприятий коммунального комплекса г. Зеи по поводу несогласия с размером тарифов, утвержденных постановлением главы города от 26.12.2007 N 1392, не поступало.
Судом также учтено, что заявителем не приведено оснований, в том числе правовых, по которым он, по существу, не согласен с тарифами, установленными спорным постановлением.
Суд при вынесении решения принимает во внимание наличие экономического обоснования установленных тарифов, отсутствие споров между органом местного самоуправления и ресурсоснабжающими организациями о размере и экономической обоснованности данных тарифов.
На основании изложенного суд считает, что материалы дела в совокупности не дают оснований для признания требований ООО "ГКС" законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На неоднократные требования суда заявителем в материалы дела не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов постановлением главы г. Зеи от 26.12.2007 N 1392.
Из представленных ООО "ГКС" в материалы дела договоров на поставку питьевой воды и прием сточных вод от 01.01.2008, заключенных с ООО "Водоочистная станция 2", ООО "Водоочистная станция 3" и ООО "Очистные сооружения канализации 2", в соответствии с которыми ООО "ГКС" обязалось приобретать за плату у ресурсоснабжающих организаций воду и оплачивать услуги по приему сточных вод, судом не усматриваются основания для вывода о наличии у заявителя заинтересованности в отношении его прав и обязанностей, которые затрагиваются спорным нормативным актом.
Кроме того, суд учитывает, что оспариваемое постановление в период с января по февраль 2008 г. действовало и применялось, следовательно, затрагивало права и законные интересы неограниченного круга лиц, в связи с чем применительно к разъяснениям, содержащимся в определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 182-О, доводы ответчика о необходимости прекратить производство по делу судом не принимаются.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на заявителя в полном объеме и составляет 2000 руб. Так как указанный размер пошлины ООО "ГКС" в полном объеме уплачен при подаче заявления по платежным поручениям от 17.06.2008 N 395, от 15.07.2008 N 461, государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать соответствующим постановление главы г. Зеи от 26.12.2007 N 1392 Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в удовлетворении требований ООО "Городские коммунальные системы" отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 23 сентября 2008 г. N А04-3720/08-100/3
Текст решения опубликован в Приложении к Вестнику Высшего Арбитражного суда, 1 квартал 2009 г.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 ноября 2008 г. N Ф03-5334/2008 настоящее Решение оставлено без изменения