Прокуратурой Амурской области проверена законность решения Амурского областного Совета народных депутатов от 16.09.1988 "Об утверждении Правил охоты на территории области" и установлено, что оно подлежит отмене как противоречащее требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, природопользование находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в ред. Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ) (далее - Закон N 52-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов:
- организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира;
- установление согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- регулирование численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- введение на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, осуществляет согласование устанавливаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания:
- осуществляют контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний, об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
- осуществляют согласование введения органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений на использование объектов животного мира.
В силу ст. 6.1 Закона N 52-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира относятся:
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также контроль за их исполнением;
- учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
- разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания;
- участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти,
- выполняющими обязательства Российской Федерации по указанным договорам.
Анализ вышеуказанных норм Закона N 52-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что у органов государственной власти субъекта отсутствуют полномочия самостоятельно, без согласования с федеральным органом исполнительной власти, регулировать правоотношения, связанные с охотопользованием.
Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 18 "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" (в ред. постановления Правительства РФ от 25.02.2009 N 171) полномочия органов исполнительной власти субъектов в указанной сфере ограничены:
- правом выдачи именных разовых лицензий на добывание объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено (п. 6 постановления), при этом порядок выдачи, оформления и форма лицензии устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
- правом осуществить корректировку сроков добывания объектов животного мира в пределах двух недель раньше или двух недель позже установленных сроков с учетом изменения сроков миграции и воспроизводственных циклов животных в связи с изменением климатических условий в конкретном году (п. 17 постановления); с обязательным согласованием указанной процедуры с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Следует учесть, что решение Амурского областного Совета народных депутатов, как следует из его преамбулы, принято в соответствии с "Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.1960 N 1548 и "Типовыми правилами охоты в РСФСР", утвержденными приказом по Главному управлению охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 04.01.1988 г. N 1 и реализует (дублирует) изложенные в них нормы.
Однако указанные федеральные нормативные правовые акты фактически утратили силу в связи с принятием вышеуказанного постановления Правительства РФ от 10.01.2009 N 18 "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты", которым утверждены Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; сроки добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; перечень орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению; а также перечень способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению.
Действие на территории области незаконного нормативного правового акта высшего законодательного органа государственной власти области, противоречащего положениям федерального законодательства нарушает единое правовое пространство Российской Федерации и Амурской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ" (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ), требую:
Отменить решение Амурского областного Совета народных депутатов от 16.09.1988 "Об утверждении Правил охоты на территории области" как незаконное.
Настоящий протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней с момента его поступления, с обязательным участием прокурора. О результатах рассмотрения прокурор области должен быть уведомлен в письменной форме.
Прокурор области |
Н.Л. Пилипчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Амурской области от 22 июля 2009 г. N 7-22/13-2009 "На решение Амурского областного Совета народных депутатов от 16.09.1988 "Об утверждении Правил охоты на территории области"
Текст протеста официально опубликован не был