Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к административному регламенту
управления образования администрации РМР
по предоставлению муниципальной услуги
"Аттестация педагогических и руководящих работников
муниципальных образовательных учреждений
на первую квалификационную категорию"
Процедуры аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (с приложениями)
Первое направление аттестации - экспертиза профессиональной компетентности аттестуемого
1. Собеседование
Собеседование - это беседа по заранее сформулированным вопросам (блокам вопросов) без предварительной подготовки. Беседа позволяет варьировать содержание вопросов с целью получения более точных и развернутых сведений.
Беседа - метод получения информации на основе словесного общения в форме свободного диалога на определенную тему.
В ходе беседы эксперты оценивают:
- уровень знаний о современном состоянии обсуждаемой проблемы;
- умения анализировать, сравнивать;
- умение выбрать наиболее эффективные средства и возможность применения их на практике в конкретной ситуации;
- умение аргументировать и обосновать собственную точку зрения по вопросу, подкрепляя ее достижениями современной педагогической науки и практики, собственного опыта.
2. Защита реферата
Защита реферата - форма экспертизы, которая представляет собой анализ теоретических, методических и нормативно-правовых источников, изложение взглядов на теоретические и методические подходы к решению какой-либо проблемы современного образования.
Тему реферата аттестуемый выбирает самостоятельно. Объем реферата - не более 20 машинописных страниц (возможен рукописный вариант).
Для защиты реферата необходимо наличие положительной рецензии (при необходимости - двух). Подбор рецензентов осуществляют специалисты ГУ ЯО ЦОиККО. Аттестуемый делает устное сообщение, в котором освещает тему, цель и задачи реферата, обосновывает их актуальность, коротко характеризует основное содержание изученного теоретического материала и делает выводы. Выступление должно быть не более 5-7 минут.
При защите реферата оценивается:
- обоснованность выбора темы реферата, ее актуальность (наличие значимой в исследовательском плане проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения)
- соответствие темы реферата его содержанию;
- знание теории и практики исследуемого вопроса, степень изученности проблемы;
- достаточность и современность привлеченных к рассмотрению источников;
- глубина анализа используемых источников;
- теоретическая, познавательная значимость выводов;
- оформление реферата (наличие оглавления, рубрикации внутри текста, нумерации страниц; соблюдение правил цитирования и оформления литературных ссылок; оформление списка литературных источников), стилистическая грамотность.
3. Защита авторского проекта
Форма экспертизы педагога и руководителя, определяющая знания и аналитические способности аттестуемого. Авторский проект ("брошенный вперед") представляет собой конструирование новых форм педагогической или управленческой деятельности,
Авторский проект может быть выполнен одним педагогом или группой в объеме не более 15 машинописных страниц. При защите должна быть указана роль аттестуемого в разработке группового проекта. Авторские проекты педагогов, как правило, связаны с проектированием образовательных программ, педагогических технологий и т.п. Эта форма экспертизы рекомендуется педагогам и руководителям, претендующим на высшую квалификационную категорию. Для защиты авторского проекта необходима положительная рецензия. Подбор рецензентов осуществляют специалисты ЦОиККО.
При защите авторского проекта аттестуемый делает устное сообщение (не более 5-7 минут), в котором освещает название проекта, цель и задачи, обосновывает его актуальность, коротко характеризует структуру, содержание, предполагаемые результаты, в том числе промежуточные, и делает вывод.
Характеристика проектов и этапы их реализации
Проект показывает направление и пути изменения актуальной социально-культурной ситуации. Проекты могут быть монопредметными (моноаспектными) и комплексными. Монопредметный (моноаспектный) проект посвящен одному учебному предмету или одному аспекту деятельности. Комплексный проект охватывает многие сферы педагогической или управленческой практики. Реализация проекта включает несколько этапов.
1) Теоретическое обоснование проекта. Данный этап предполагает анализ научной литературы (концепций, фактов) с целью выявления перспективных идей, нуждающихся в проектном воплощении. Теоретическое обоснование представляет собой небольшое реферативное исследование, посвященное проектной тематике.
2) Практическое обоснование проекта. Данный этап направлен на исследование актуальной ситуации, требующей изменений. Для анализа ситуации выделяются нуждающиеся в исследовании параметры, подбираются методы и методики, позволяющие собрать фактический материал. Производится сбор и статистическая обработка полученного материала, показывающая существующие закономерности и тенденции развития актуальной ситуации. На основе выявленных тенденций определяются новые направления развития, учитывающие все виды актуальных ресурсов (материально-технические, кадровые, психологические, финансовые, методические, организационные).
3) Апробация проекта. Направлена на выработку промежуточных целей и программы практической реализации проекта. На этом этапе идея проекта "сталкивается" с актуальной ситуацией, что позволяет выявить очаги "сопротивления" и поддержки. Поскольку проекты в сфере образования носят социальный характер, то для их реализации обязательно формируется коллектив единомышленников. В такой коллектив могут входить административный аппарат образовательного учреждения или регионального органа управления образованием, педагоги, родители, учащиеся и представители общественных организаций. Этот коллектив должен являться носителем новой идеологии и реальной движущей силой проекта. Этим коллективом и вырабатывается программа и конкретный план действий, учитывающий специфику сложившейся ситуации. Апробация проекта завершается написанием текста программы (обозначение основных направлений реализации проекта с учетом опыта апробации) и плана практических мероприятий по внедрению проекта в жизнь.
4) Практическая реализация проекта. Производится реализация плана и программы намеченных мероприятий. На данном этапе обычно проводится мониторинг, дающий информацию о процессах изменения, происходящих в исследуемом объекте (уроке, школе, классе и т.д.).
5) Подведение итогов после завершения проекта. Для подведения итогов берутся те же параметры, которые использовались при изучении допроектной ситуации. Сравнение результатов по данным параметрам дает информацию об эффективности проекта. По итогам проекта пишется отчет с подробным анализом происшедших изменений, с выявлением позитивных и негативных тенденций развития.
Аттестуемые могут представлять свои проекты для защиты не ранее, чем по завершении третьего этапа реализации проекта. Таким образом, аттестуемый, как минимум, должен представить к защите в напечатанном виде теоретическое и практическое обоснование проекта, его программу и календарный план реализации.
При защите авторского проекта оценивается:
- способность анализировать актуальную ситуацию, выявлять проблемы и возможные пути для их преодоления, потенциальные ресурсы;
- способность конкретизировать абстрактную идею на конкретном материале и представить ее в организационно-деятельностной форме;
- знания аттестуемого в области новых педагогических или управленческих технологий;
- оформление авторского проекта, соответствие стандартным требованиям, структурирование текста, качество выполнения схем, таблиц, рисунков, полнота библиографии.
4. Представление и защита методических и других разработок
Представляет собой описание методических подходов к изучению какой-либо темы, раздела предмета и др. с целью методического обеспечения образовательной деятельности. Представляется в письменном виде (объемом не более 15 машинописных листов) в ЦОиККО за две недели до начала аттестационного периода. Тему разработки аттестуемый выбирает самостоятельно. Данная форма предполагает научное руководство. Подбор научного руководителя необходимо согласовывать со специалистами ЦОиККО.
В перечень учебно-методических и других разработок, представленных аттестуемым к защите, могут входить комплекты методического обеспечения образовательных стандартов, учебно-программная документация, комплекты заданий для входного, промежуточного и итогового контроля результатов обучения, воспитания и развития учащихся в разных формах, комплекты опорных конспектов, комплекты наглядных пособий и другие методические разработки.
Для защиты учебно-методических разработок необходимо наличие положительной рецензии (при необходимости двух). Подбор рецензентов осуществляют специалисты ЦОиККО. На защите аттестуемый делает устное сообщение (не более 5-7 минут), в котором раскрывает суть методической разработки.
Независимо от формы в работе должны быть представлены:
- теоретические основы;
- дидактический анализ (место темы в курсе, цель ее, пропедевтика, основные понятия, анализ практической части);
- методика изучения (обоснованный выбор методов, форм и средств обучения с учетом психологических, возрастных, индивидуальных особенностей обучаемых);
- возможности и удобства практического использования;
- выводы.
В работе должно быть дано обоснование целесообразности ее внедрения, а также описание форм и методов реализации.
При защите методической разработки оценивается:
- ее актуальность;
- новизна (может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и рационализация отдельных сторон педагогического процесса),
- полнота раскрытия темы;
- эффективность представленного опыта и возможность практического применения;
- умение автора презентовать свою работу.
5. Представление и защита опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа - это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогическом процессе. Она предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания: активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия.
Опытно-экспериментальная работа осуществляется под научным руководством на базе деятельности опытно-экспериментальной площадки или в рамках опытно-экспериментального проекта, утвержденных органом управления образованием или руководителем образовательного учреждения.
Аттестуемый при защите опытно-экспериментальной работы представляет:
- обоснованную научную гипотезу, которой принадлежит определяющая роль в эксперименте;
- аргументированный выбор вида опытно-экспериментальной работы (констатирующий, проверочный, уточняющий, созидательный, преобразующий и формирующий эксперимент);
- этапы эксперимента (теоретический, методический, собственно эксперимент, аналитический);
- документально зафиксированный результат опытно-экспериментальной работы: учебник, задачник, методическое пособие, диссертация, методические рекомендации, творческий отчет, статьи, публикации и др. (по возможности);
- выводы и практические рекомендации.
При защите может быть представлен отзыв руководителя эксперимента.
Объем работы - не более 20 машинописных страниц. Для защиты необходима положительная рецензия. Подбор рецензентов осуществляют специалисты ЦОиККО.
На квалификационных испытаниях аттестуемый излагает содержание, структуру и результаты опытно-экспериментальной работы, может высказать особые замечания об ее значении. Интересным и значимым будет анализ негативных результатов опытно-экспериментальной работы.
При защите опытно-экспериментальной работы оценивается:
- актуальность темы;
- глубина обоснования программы или модели;
- аргументированность выбранных критериев (показателей) и методов для оценки результатов;
- понимание проблем, которые еще предстоит решать;
- аргументированность плана;
- оформление материалов;
- лаконичность и убедительность выступления.
По желанию аттестуемого возможно совмещение представления и защиты опытно-экспериментальной работы со вторым направлением аттестации в форме "Представление о результатах опытно-экспериментальной работы".
6. Защита программы развития образовательного учреждения (для руководителей)
Программа развития образовательного учреждения - это одна из наиболее сложных форм авторского проекта.
Предполагает аналитическое обоснование целесообразности разработанной аттестуемым программы развития образовательного учреждения. Содержит мониторинг промежуточных результатов внедрения программы. Представляется в письменном виде в ЦОиККО. Объем не более 10 машинописных листов с приложением копии программы развития. Для защиты необходима положительная рецензия. Подбор рецензентов осуществляют специалисты ЦОиККО. На защите программы аттестуемый делает сообщение не более 5-7 минут.
При защите программы развития оценивается:
- способность анализировать управленческую ситуацию;
- умение прогнозировать на диагностической основе;
- умение проектировать управленческую деятельность;
- новизна;
- эффективность, самобытность программы развития.
По желанию аттестуемого возможно совмещение защиты программы развития ОУ со вторым направлением аттестации в форме "Анализ результатов реализации программы развития образовательного учреждения".
7. Представление результатов работы в творческих группах по вопросам образования
Предполагает документальное подтверждение результатов завершенной работы аттестуемого в различных творческих группах по вопросам образования в течение последних 5 лет. Творческие группы, созданные по приказу соответствующего органа управления образованием или руководителя образовательного учреждения, могут быть различного уровня: федерального, регионального, муниципального, уровня учреждения образования.
Представление готовится руководителем творческой группы. Может быть выполнено по форме (приложение 2). Описание работы в творческих группах не должно превышать двух машинописных страниц.
К представлению прилагаются: авторский проект, разработки научно-методического, учебно-методического и другого характера, опытно-экспериментальные разработки, дидактические комплексы, учебники, программы, концепции развития или другие материалы. На заседании экспертной комиссии аттестуемый излагает содержание своей деятельности в творческой группе (цели, задачи, непосредственное участие, результаты).
Оценивается:
- конкретный вклад аттестуемого в коллективную работу;
- актуальность проблемы и новизна путей решения;
- эффективность.
8. Защита по совокупности опубликованных работ.
Проводится на основании не менее трех публикаций в центральной или областной печати в межаттестационный период по профилю деятельности аттестуемого.
Публикации могут быть различного характера:
- монографии;
- учебные пособия;
- учебно-методические разработки;
- тезисы докладов, выступлений на научно-практических конференциях, семинарах, научные статьи.
За две недели до начала аттестационного периода в квалификационную комиссию подаются следующие материалы:
- список печатных работ, заверенный печатью учреждения образования;
- оригиналы или ксерокопии печатных работ;
- аннотации к работам.
На заседании квалификационной комиссии аттестуемый делает устное сообщение в течение 5-7 минут по проблематике своих публикаций.
9. Совмещение процедур итоговой аттестации курсов повышения квалификации учреждений дополнительного профессионального образования с экспертизой профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений (по профилю деятельности) при аттестации на квалификационные категории
Данную форму может выбрать педагогический и руководящий работник, подавший заявление на аттестацию в текущем учебном году, при условии, если формы итоговой аттестации курсов повышения квалификации соответствуют формам экспертизы профессиональной компетентности, утвержденным департаментом образования.
Программы курсов повышения квалификации должны включать психолого-педагогический, предметный и тематический блоки. Они согласовываются с экспертными (квалификационными) группами Главной аттестационной комиссии (ГАК). Право на совмещение процедур итоговой аттестации с экспертизой профессиональной компетентности учреждению дополнительного профессионального образования предоставляет ГАК.
В состав комиссии по итоговой аттестации курсов повышения квалификации должны входить члены экспертных (квалификационных) групп ГАК, представители заказчиков.
На заседании присутствует специалист ЦОиККО, который ведет протокол заседания и оформляет удостоверения по результатам экспертизы профессиональной компетентности с рекомендацией присвоения квалификационной категории. Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации выдается учреждением дополнительного профессионального образования.
Списки слушателей курсов, желающих совместить итоговую аттестацию с экспертизой профессиональной компетентности (с указанием выбранной формы экспертизы и тематики письменной работы), предоставляются в ЦОиККО в течение первой недели работы курсов.
Аттестуемый, выбравший форму экспертизы, требующую рецензирования, предоставляет письменные материалы в ЦОиККО не позднее, чем за неделю до итоговой аттестации.
Примечание. Преподаватели общеобразовательных дисциплин УНПО и УСПО могут выбрать данную форму только при наличии документа о прохождении предметных курсов.
Второе направление аттестации - экспертиза результативности деятельности
1. Анализ и самоанализ посещенных учебных занятий (учебных и внеучебных мероприятий), результативности деятельности педагогического работника
Предполагает посещение экспертами учебных занятий аттестуемого, в ходе которых устанавливается соответствие качества процесса обучения (воспитания) и результата обучения квалификационным требованиям к педагогу определенной категории, степень обученности, развитости детей в рамках учебного предмета. Количество и время посещений определяют эксперты в зависимости от расписания, представленного аттестующимся педагогом.
В ходе учебных занятий и последующей беседы с аттестуемым определяются:
- умение ставить цели и задачи, прогнозировать результат педагогической деятельности;
- умение обосновывать цели, соотносить их с требованиями государственного стандарта, возрастными особенностями детей, умение осуществлять личностно-ориентированный подход;
- умение выбирать педагогические средства, соответствующие целям;
- умение анализировать результаты своей деятельности и деятельности учащихся.
Анализ документально зафиксированных результатов образовательного процесса педагога проходит на его рабочем месте. Для анализа экспертами могут быть использованы следующие материалы:
- Протоколы педсоветов, совещаний при директоре, протоколы методического совета, протоколы заседаний Совета образовательного учреждения, аттестационной комиссии.
- Материалы внутреннего контроля.
- Тематическое планирование, годовой план образовательного учреждения.
- Журналы, протоколы по итоговой аттестации учащихся, протоколы экзаменов.
- Тетради, творческие работы учащихся, документы, удостоверяющие достижения учащихся (Почетные грамоты, сертификаты, дипломы и т.д.).
- Итоги мониторинговых исследований (успеваемости, здоровья, социометрии, уровня развития и т.д.).
- Документы по результатам проверок всех уровней.
- Документы, удостоверяющие личные профессиональные достижения педагога, и другие документы, отражающие специфику работы аттестуемого.
- Итоги рейтинга педагога и предмета.
- Научные труды, публикации, разработки, творческие работы,
Эксперты представляют экспертное заключение в аттестационную комиссию.
2. Анализ результатов педагогической деятельности на основе изучения документов и самоанализа профессиональной деятельности (как самостоятельная форма для методистов, социальных педагогов, старших воспитателей, педагогов-организаторов).
Анализ документально зафиксированных результатов образовательного процесса педагога проходит на его рабочем месте. Для анализа экспертами могут быть использованы следующие материалы:
- Материалы контроля.
- Журналы, протоколы итоговой аттестации учащихся, результаты промежуточной аттестации учащихся, аналитические материалы.
- Тетради, творческие работы учащихся, документы, удостоверяющие достижения учащихся (Почетные грамоты, сертификаты, дипломы и т.д.)
- Итоги мониторинговых исследований (успеваемости, здоровья, социометрии, уровня развития и т.д.)
- Протоколы педсоветов, совещаний при директоре, протоколы методического совета, протоколы заседаний Совета образовательного учреждения, аттестационной комиссии.
- Планирование, годовой план образовательного учреждения.
- Документы, удостоверяющие личные профессиональные достижения педагога и другие документы, отражающие специфику работы аттестуемого.
- Итоги рейтинга педагога и предмета.
- Научные труды, публикации, разработки, творческие работы,
Эксперты представляют экспертное заключение в аттестационную комиссию.
3. Представление образовательного учреждения, отражающее совокупность результатов практической деятельности аттестуемого при подтверждении имеющейся категории (для педагогов).
При подтверждении имеющейся категории
Предполагает подготовку администрацией учреждения представления на аттестуемого педагога по результатам его деятельности за последние 4 года.
Текст представления должен содержать выводы администрации о качестве работы педагога, его профессиональных умениях и результатах работы, факты, документально зафиксированные в:
- протоколах педагогических советов;
- протоколах заседаний МО,
- материалах внутреннего контроля (итоги тестирования, срезовых работ и др.);
- классных журналах;
- тетрадях, дневниках учащихся;
- документах, удостоверяющих личные достижения учителя и др.
Необходимо указать тематику выступления и занятий, дату их проведения, номера протоколов педсоветов, заседаний МО и т.д.
Представление направляется в аттестационную комиссию соответствующего уровня за две недели до начала аттестационного периода. Данная форма рекомендуется педагогам, подтверждающим квалификационную категорию и имеющим стабильно высокие результаты тру
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.