В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Ярославле, утвержденным решением муниципалитета города Ярославля от 17.12.2007 N 600, учитывая протокол публичных слушаний по проекту решения муниципалитета "О бюджете города Ярославля на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов" от 12 ноября 2012 года, заключение о результатах публичных слушаний от 13 ноября 2012 года, Мэрия города Ярославля постановляет:
Одобрить:
1) прогноз базовых бюджетообразующих показателей социально-экономического развития города Ярославля на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов (приложение 1);
2) прогноз социально-экономического развития города Ярославля на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов (приложение 2).
Внести проект решения муниципалитета "О бюджете города Ярославля на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов" в муниципалитет города Ярославля.
Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Ярославля по вопросам социально-экономического развития города.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Мэр города Ярославля |
Е.Р. Урлашов |
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Ярославля на 2013 - 2015 годы
Прогноз основных показателей социально-экономического развития города на 2013 - 2015 годы разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Ярославля, утвержденным постановлением мэра города Ярославля от 09.06.2008 N 1709.
Подготовка прогноза основных показателей социально-экономического развития города Ярославля осуществлялась исходя из ориентиров и приоритетов политики органов городского самоуправления, результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций различных секторов экономики, социально-демографических процессов, с учетом итогов социально-экономического развития города прошлых лет и тенденций развития экономики Ярославской области и России в целом.
При этом использовались:
- сценарные условия для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2013 - 2015 годах;
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов;
проект прогноза социально-экономического развития Ярославской области на 2013 - 2015 годы;
- данные государственной и ведомственной статистики;
предложения структурных подразделений мэрии города Ярославля.
Основные параметры социально-экономического развития города на 2013 - 2015 годы определены на основании временных рядов с применением различных экспертных, экономико-математических и статистических методов анализа и прогнозирования, отчетных значений показателей и предварительной оценки их ожидаемых значений на текущий год с учетом возможных условий, влияющих на их изменение.
Демография
По предварительной оценке численность постоянного населения города Ярославля по итогам 2012 года увеличится на 1,2 тыс. чел. и составит 596,4 тыс. чел. В прогнозируемом периоде положительная динамика сохранится и в 2015 году численность населения достигнет 602,5 тыс. чел., что на 7,3 тыс. чел. превысит 2011 год. Основными факторами роста постоянного населения, как и в предшествующие годы, будет официально зарегистрированный миграционный приток, а также сохранение высоких значений рождаемости и снижение смертности населения.
Росту рождаемости в значительной степени способствует успешная реализация демографической политики Российской Федерации, направленной на повышение уровня жизни семей, имеющих детей, усиление статуса полноценной семьи. К числу негативных факторов относятся структурные изменения, обусловленные сокращением числа женщин репродуктивного возраста и рождение первого ребенка в более поздний период. В 2012 - 2015 годах в Ярославле в среднем прогнозируется увеличение числа рожденных более чем на 200 детей в год (в 2015 году число родившихся увеличится на 15,9% относительно 2011 года).
Снижению смертности будет способствовать реализация национального проекта в сфере здравоохранения и ряда целевых программ. С 2013 года прогнозируется уменьшение этого показателя в среднем на 1,8 - 2,0% или порядка 150 чел. в год.
Положительная динамика показателей рождаемости и смертности обеспечит снижение естественной убыли к 2015 году до 300 чел. относительно 1885 чел. в 2011 году.
Миграционный прирост в среднесрочной перспективе сохранится в пределах 2,6 - 2,7 тыс. чел. в год в основном за счет обмена населением с другими регионами России, а также странами ближнего зарубежья (Украина, Армения, Азербайджан и другими).
Возрастная структура населения будет определяться фактором замещения поколений. В трудоспособный возраст будут продолжать вступать относительно малочисленные поколения людей, рожденных в нестабильные 1990-е годы, а выбывать многочисленные поколения рожденных в послевоенные годы. Доля лиц, достигших пенсионного возраста, составляет 25,4%, трудоспособного возраста -60,3%. Все это приведет к росту демографической нагрузки.
Труд и занятость
В условиях улучшения экономической ситуации в городе основными тенденциями на рынке труда в текущем году являются: сокращение количества безработных и лиц, обратившихся за содействием в поиске работы, увеличение числа предлагаемых работодателями вакансий, сохранение числа занятого в экономике населения на уровне 330,0 тыс. чел.
В течение 2012 - 2015 годов будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения населения в трудоспособном возрасте - ежегодно на 0,9 - 1,0%. При этом уровень миграции, который в прогнозируемом периоде будет составлять 2,6 - 2,7 тыс. чел. ежегодно, не восполнит предполагаемого сокращения. Это приведет к уменьшению численности экономически активного населения и, как следствие, отрицательной динамике занятости - к 2015 году число занятых в экономике сократится до 328,7 тыс. чел. Кроме того, на рынке труда, несмотря на восстановление производственного сектора в экономике, сохранится тенденция "перехода" части работающего населения из крупных предприятий в малый бизнес.
В условиях дефицита трудовых ресурсов важное значение будет иметь проведение эффективной политики занятости, включающей мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей, а также стимулирование экономической активности молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, и пенсионеров.
Уровень безработицы в течение 2012 - 2015 годов продолжит снижаться и к концу 2012 года составит 1,0%, а к 2015 году по прогнозным значениям не превысит 0,7%.
Финансы населения
Достижение определенной стабилизации в экономике города, рост производства, снижение безработицы способствуют росту заработной платы, оценочно за 2012 год реальная заработная плата составит 105,0%, что на 2,4 процентных пункта выше 2011 года, в 2013 - 2015 годах темпы роста реальной заработной платы составят 103,9%, 104,6% и 104,6% соответственно.
В целом по итогам 2012 года прогнозируется рост номинальной среднемесячной заработной платы на 11,6%, по оценочным значениям ее размер достигнет 25421,6 руб., а к концу 2015 года увеличится до 34720,8 руб. Главным фактором роста заработной платы является повышение производительности труда за счет модернизации экономики, внедрения новых технологий, более эффективного использования трудовых ресурсов.
Цены и тарифы
В 2012 году индекс потребительских цен ожидается на уровне 106,3% против 109,6% в 2011 году. Наибольший рост цен приходится на непродовольственные товары -108,3%, наименьший - на продовольственные - 104,8%.
В прогнозируемом периоде предполагается, что уровень инфляционной динамики будет постепенно снижаться с 6,3% в 2012 году до 5,9% в 2015 году. В 2015 году наименьший рост цен будет отмечен на продовольственные товары -104,0%, наибольший - на платные услуги - 106,8%. В составе цен на платные услуги наибольшие темпы роста прогнозируются на услуги дошкольного воспитания, услуги по физическому развитию населения и спортивной направленности и бытовые услуги.
Тарифная политика в городе будет направлена на уменьшение негативного влияния роста цен и тарифов в регулируемых отраслях на состояние и развитие экономики, а также уровень жизни населения.
В 2015 году относительно 2012 года изменение тарифов составит:
- тариф на электрическую энергию для населения, проживающего в жилых домах, без электроплит увеличится на 1,17 руб. или на 46,3%, с электроплитами -на 0,82 руб. или на 46,3%;
- средневзвешенный тариф на тепловую энергию увеличится на 406,87 руб. или на 36,2%;
- средневзвешенный тариф на горячую воду увеличится на 30,6 руб. или на 36,1%;
- тариф на холодную питьевую воду увеличится на 3,62 руб. или на 22,3%;
- тариф на водоотведение и очистку сточных вод увеличится на 2,5 руб. или 22,3%;
- регулируемые цены на газ природный для населения вырастут на 2,4 руб. или на 51,8%;
- тариф на утилизацию (захоронение) ТБО увеличится на 23,37 руб. или на 18,4%;
- тариф на захоронение КГО и ТБО увеличится на 11,48 руб. или на 18,4%.
В прогнозный период индексация регулируемых на федеральном уровне цен (тарифов): на газ, в электроэнергетике, на тепловую энергию и другие виды коммунальных услуг, будет осуществляться один раз в год с 1 июля.
Муниципальные финансы
Основными налоговыми доходами городского бюджета являются: налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельный налог, налог на имущество физических лиц.
По итогам 2012 года ожидается снижение налоговых доходов относительно 2011 года на 0,6% (в связи с уменьшением с 01.01.2012 норматива отчислений в бюджет города от налога на доходы физических лиц с 50% до 40%), объем налоговых поступлений составит 5404,9 млн. руб., в том числе:
- налог на доходы физических лиц -3739,8 млн. руб.,
- единый налог на вмененный доход - 400,0 млн. руб.,
- земельный налог - 1030,0 млн. руб.,
- налог на имущество физических лиц - 175,0 млн. руб.
Прогноз поступлений налоговых доходов на 2013 - 2015 годы рассчитан:
- по налогу на доходы физических лиц с учетом темпов роста фонда заработной платы (2013 год -110,5%, 2014 год - 110,9%, 2015 год -110,7%) и нормативу отчислений по налогу на доходы физических лиц в бюджет города 40%;
- по единому налогу на вмененный доход с учетом индекса потребительских цен по Российской Федерации (2013 год - 105,2%, 2014 год - 107,1%, 2015 год - 105,4%) и увеличения коэффициентов, применяемых для расчета корректирующего коэффициента базовой доходности К2 в 1,1 - 6 раз;
- по налогу, взимаемому в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с применением индекса потребительских цен по прогнозу социально-экономического развития города Ярославля (2013 год -106,7%, 2014 год -106,3%, 2015 год -105,9%);
Ожидаемое поступление налоговых доходов в 2013 году составит 6006,2 млн. руб. По прогнозу в 2014 году доходы возрастут на 9,4%, в 2015 году -на 8,4%.
Промышленное производство
В промышленном производстве в 2011 году практически по всем видам экономической деятельности достигнуты докризисные показатели. В текущем году наметившиеся положительные тенденции были усилены, по итогам года индекс промышленного производства оценочно составит 106,0%.
По виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" в 2012 году отмечен значительный рост объема отгруженной продукции, увеличилось количество организаций, занимающихся данным видом деятельности, что связано с активными работами по строительству и реконструкции улично-дорожной сети.
Наибольшую долю в промышленном производстве занимают обрабатывающие производства - 85,7% общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, предоставляемых услуг. Основной выпуск товаров приходится на производство транспортных средств и оборудования (19,5%), пищевых продуктов (17,2%), нефтепродуктов и кокса (14,7%), химическое производство (13,9%) и производство резины и пластмассовых изделий (9,0%).
В 2012 году согласно прогнозной оценке увеличение объемов выпуска продукции обрабатывающими производствами относительно предыдущего года в сопоставимых ценах составит 106,8% или 121,1 млрд. руб. Среди отраслей наибольший рост прогнозируется:
- в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева - индекс производства к концу 2012 года составит 183,1%, в основном за счет увеличения объемов выпуска продукции в ООО "Сангира плюс" и ООО "Технофлекс". По итогам 1 полугодия 2012 года темпы роста относительно аналогичного периода прошлого года в данных организациях составили 190,8% и 136,7% соответственно;
- в сфере металлургического производства и производства металлических изделий. По оценочным данным индекс производства к концу 2012 года составит 138,6%, в основном за счет увеличения объемов выпуска продукции в ООО "Линдаб Билдингс" на 159,7% и ФЛ ОАО Мостостройиндустрия Завод N 50 на 151,0%;
- в сфере производства электрооборудования электронного и оптического оборудования. К концу 2012 года рост прогнозируется в размере 118,1%. В основном за счет ОАО "Ярославский радиозавод" - в 1 полугодии 2012 года объемы выпуска продукции выросли на 142,5%;
- в химическом производстве. Индекс производства по оценке 2012 года составит 114,3%, рост будет достигнут за счет ЗАО "НПК ЯрЛИ" и ООО "ДЮПОН -Русские краски", в 1 полугодии 2012 года темпы роста по данным организациям составили 126,8% и 119,6% соответственно;
- в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов. Индекс производства по итогам текущего года составит 112,6%, наибольшие показатели темпов роста по 1 полугодию 2012 года отмечены у ООО "Сиян" - 194,5%, ОАО "Ярославский завод силикатного кирпича" - 187,6%, ОАО "Керамзит" - 172,9%.
Несколько снизится в 2012 году объем отгрузки резиновых и пластмассовых изделий, на конец 2012 года спад составит 9,9%, что связано со снижением объема производства на ЗАО "Ярославль-Резинотехника" на 20,1%.
В целом по обрабатывающим производствам в среднесрочной перспективе ожидается сохранение тенденции роста объема выпускаемой продукции, индекс производства составит в среднем 105,1%.
В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды по итогам 2012 года прогнозируется сохранение объемов производства на уровне 2011 года.
В 2013 - 2015 годах в промышленном производстве города продолжится модернизация действующих производств, направленная на повышение их конкурентоспособности, рост производительности труда. Основной акцент по-прежнему будет сделан на внедрении новых технологий.
Инвестиции
По итогам 2012 года объем инвестиций оценивается в 37,1 млрд. руб. в номинальном выражении, что ниже уровня 2011 года на 4,8%. В прогнозном периоде отмечается положительная динамика притока инвестиций в основной капитал. В 2013 году темп роста инвестиционных вложений составит 104,1% (в действующих ценах) к уровню 2012 года, и к концу 2015 года инвестиции достигнут 47,5 млрд. руб. или 128,1% к оценке 2012 года. Такой рост связан с муниципальной и региональной поддержкой инвестиционной деятельности, направленной на создание режима наибольшего благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности, повышение заинтересованности организаций города в увеличении объемов производства товаров, работ, услуг, улучшении их качества, создании новых рабочих мест.
Вложения инвестиций в основной капитал будут осуществляться как за счет собственных средств, так и за счет привлеченных источников.
Основные фонды
В результате проводимой модернизации экономики, создания новых производств учетная стоимость основных фондов по оценке на конец 2012 года составит 223,7 млрд. руб. и к концу 2015 года вырастет до 276,6 млрд. руб., темп роста стоимости основных фондов за период 2012 - 2015 годов составит 132,1%. Степень износа основных фондов постепенно снижается, в 2012 году по оценке составит 43,4%, в период 2013 - 2015 годов данный показатель сохранится в пределах 42 - 43%, что связано с увеличением объема инвестиций в основной капитал.
Строительство
Ситуация в строительной отрасли в целом положительная, прослеживается ежегодный рост объема выполненных работ строительными организациями, увеличивается ввод в эксплуатацию жилых домов.
Объем работ и услуг по виду деятельности "Строительство" в 2012 году, по оценочным данным, составит 8,2 млрд. руб. или 103,6% к 2011 году.
В 2013 году прирост объемов строительных работ прогнозируется на уровне 2,9%, в среднесрочной перспективе положительная динамика сохранится, и в 2015 году объем составит 8,9 млрд. руб.
За 2012 год, по оценочным данным, будет введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью 250,0 тыс. кв. м, в 2015 году этот показатель планируется увеличить до 270 тыс. кв. м. За счет таких темпов роста строительства будет расти средняя обеспеченность жильем населения города. По оценке 2012 года показатель будет составлять 22,5 кв. м на человека, а по прогнозу в 2015 году - 23,1 кв. м.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство - важнейшая сфера деятельности города, включающая в себя обслуживание и ремонт жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства.
Общая площадь жилищного фонда города Ярославля составляет 13,4 млн. кв. м, в том числе в многоквартирных домах - 12,4 млн. кв. м. В связи с передачей в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда (принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и субъектам Российской Федерации) и приемки жилья от нового строительства прогнозируется увеличение жилищного фонда к 2015 году на 7,1% относительно 2011 года.
Объем жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, по оценочным данным в текущем году составит 10,0 млрд. руб., в среднесрочной перспективе прогнозируется дальнейшее увеличение объема оказываемых услуг, которое в 2015 году составит 13,6 млрд. руб.
На капитальный ремонт жилищного фонда в 2012 году планируется направить 175,5 млн. руб. бюджетных средств.
Отпуск коммунальных ресурсов в целом по городу в 2012 году составит:
- тепловая энергия - 8,7 млн. Гкал;
- электроэнергия - 1009,6 млн. кВт. ч;
- холодное водоснабжение - 77,9 млн. куб. м;
- отвод сточных вод - 61,8 млн. куб. м;
- газ - 1950,0 млн. куб. м.
Отпуск тепловой энергии населению в прогнозируемом периоде (к текущему году) увеличится на 3,0%, электроэнергии вырастет на 1,2%, холодного водоснабжения снизится на 7,8%.
На 2012 год постановлением правления департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28.10.2011 N 61-пин (в редакции от 15.11.2011 N 69-ви) в городе Ярославле установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 112%. Изменение тарифов на коммунальные услуги на территории города Ярославля происходило в два этапа: с 1 июля 2012 года и с 1 сентября 2012 года. Размер платы за содержание и ремонт определяется на общем собрании собственников многоквартирного дома. Для нанимателей и собственников жилых помещений, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом или установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, плата установлена мэрией города Ярославля. Субсидированию из городского бюджета подлежат: ветхое и аварийное жилье, коммунальные квартиры, жилые помещения в многоквартирных домах, использовавшихся в качестве общежитий, неканализованный жилищный фонд.
Охрана окружающей среды
На территории города уделяется особое внимание и осуществляется постоянный контроль за состоянием окружающей среды, реализуется долгосрочная целевая программа "Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду города Ярославля на 2012 - 2014 годы".
За счет реализации промышленными предприятиями мероприятий по снижению загрязнения водных объектов до нормативных значений наблюдается уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод, за период 2012 - 2015 годов снижение составит 2,24%. В целях стабилизации и улучшения экологической обстановки проведена реконструкция блока оборотного водоснабжения на ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", продолжено строительство 2 очереди ливневой канализации с очистными сооружениями предприятий узла Ярославль-Московский Ярославским отделением СЖД - филиал ОАО "РЖД", на ОАО "ELDIN" внедрена локальная очистка стоков гальванического производства от ионов тяжелых металлов, на ОАО "Ярославский шинный завод" построена установка по утилизации взвешенных частиц от промывных вод станции фильтрации оборотного водоснабжения, проведена модернизация существующих промбытовых очистных сооружений на ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", на ОАО "Автодизель" произведена реконструкция реагентного хозяйства на очистных сооружениях промышленных ливневых стоков. За счет средств бюджета города проведены мероприятия по биологической и механической очистке прудов на территории Ярославля.
Кроме того, прослеживается устойчивая тенденция снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения, что связано с реализацией мероприятий, включенных в долгосрочную целевую программу "Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду города Ярославля на 2012 - 2014 годы", а также с разработкой и утверждением проекта единой санитарно-защитной зоны предприятий Северного промышленного узла города, выполнением работ по благоустройству и озеленению территории санитарно-защитной зоны Южного промышленного узла и ряда предприятий.
В связи с ростом количества автотранспорта на территории города в 2015 году по сравнению с 2012 годом ожидается увеличение выбросов в атмосферу от передвижных источников на 13,3%.
За счет внедрения ресурсосберегающих технологий ожидается увеличение оборотного и повторно-последовательного использования воды на 1,3% в 2015 году относительно 2012 года.
Транспорт и связь
В 2012 году деятельность транспортного комплекса характеризуется ростом объема перевозимых грузов автомобильным транспортом (темп роста - 108,4% по отношению к предыдущему году) и железнодорожным транспортом (темп роста - 102,5% по отношению к предыдущему году). В среднесрочной перспективе ожидается продолжение увеличения данных показателей - за 2013 - 2015 годы вырастут на 12,8% и 4,2% соответственно.
Основными факторами стабилизации спроса на транспортные услуги стали рост производства в основных грузообразующих секторах промышленности, улучшение показателей внешнеэкономической деятельности, а также рост реальных располагаемых доходов населения города.
В сфере пассажирского обслуживания по оценке 2012 года планируется перевезти транспортом общего пользования 153,5 млн. чел., что ниже 2011 года на 6,4%, из них частными организациями -67,8 млн. чел.; железнодорожным транспортом -6,2 млн. чел.
В период с 2013 по 2015 годы количество транспортных средств будет продолжать расти в среднем на 3,3% в год и к концу 2015 года составит 172,5 тыс. ед. В структуре транспортных средств в среднесрочной перспективе число легковых автомобилей будет увеличиваться на 1,9%, грузовых - на 3,7%, число автобусов, трамваев, троллейбусов останется на уровне 2012 года.
В прогнозный период ожидается устойчивое развитие отрасли связи. Количество основных телефонов сети общего пользования по оценке 2012 года составит 251,8 тыс. ед., абонентская база операторов подвижной связи -2,1 млн. ед. В 2012 году количество абонентов сети проводного радиовещания уменьшится до 35,0 тыс. ед., что связано с переходом к более совершенным технологиям и к 2015 году составит лишь 29,0 тыс. ед. В текущем году увеличится число абонентов сети кабельного телевещания до 270,0 тыс. ед., информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - до 1,1 млн. ед.
Операторы связи продолжат совершенствовать услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной связи, передачи данных, телематических услуг, доступа в "Интернет" на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, Wi-Fi и сети третьего поколения, услуги кабельного, эфирного и спутникового телевещания.
Потребительский рынок
Современный потребительский рынок города имеет устойчивое состояние, и его можно охарактеризовать как стабильный с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли и сферы обслуживания населения, способный удовлетворить спрос населения на основные продовольственные, непродовольственные товары и услуги.
В структуре потребительского рынка города наибольшую долю занимает сектор розничной торговли, в котором удельный вес продовольственных товаров составляет 41,3%, непродовольственных товаров - 58,7%. На фоне замедления инфляционных процессов и увеличения реально располагаемых денежных доходов населения, как основных факторов формирования потребительского спроса, в городе наблюдается положительная динамика оборота розничной торговли, общественного питания и объема платных услуг населения. В 2012 году оборот розничной торговли достигнет 39,7 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 31,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По итогам 2013 года оборот ожидается в размере 46,4 млрд. руб., в 2015 году - 61,8 млрд. руб. В среднесрочной перспективе прогнозируется ежегодный прирост в среднем на 8,7 - 9,6%.
Оборот общественного питания организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2012 году увеличится в сопоставимой оценке на 33,5% к предыдущему году и составит 1,3 млрд. руб. Темп роста в 2013 - 2015 годах в среднем прогнозируется в пределах 104,6 - 106,7%.
В 2012 году населению города будет оказано платных услуг организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, на сумму 22,3 млрд. руб. В структуре объема платных услуг наибольший удельный вес приходится на услуги связи и коммунальные услуги. Значительную часть объема бытовых услуг составляют четыре вида услуг: техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; услуги бань и душевых; ритуальные услуги и услуги предприятий по прокату. К 2015 году объем платных услуг составит 30,2 млрд. руб.
В целях выравнивания уровня обеспеченности населения в торговом обслуживании и оказании платных услуг проводится работа по совершенствованию инфраструктуры потребительского рынка. Для улучшения потребительского обслуживания населения с различным уровнем доходов осуществляется последовательное внедрение современных форм торговли с эффективной технологией продаж, динамичное развитие сетевых структур розничной торговли, торговля в кредит.
Малое и среднее предпринимательство
Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства оказывает влияние на повышение уровня социально-экономического развития города. Субъекты малого и среднего бизнеса создают и модернизируют объекты производственного и бытового назначения, насыщают рынок товарами и услугами, формируют и расширяют конкурентную среду, обеспечивают занятость и улучшение качества жизни населения, пополняют доходную часть бюджета.
В 2012 году ожидается, что количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства возрастет на 8,8% по сравнению с 2011 годом и составит 40,7 тыс. ед. Подобный рост числа субъектов предпринимательской деятельности запланирован и на период 2013 - 2015 годов. Численность работников малого и среднего бизнеса увеличится на 0,8% и по оценке составит 101,5 тыс. чел. До 2015 года ежегодный прирост средней численности работников ожидается в размере 1,4 - 1,5%.
В 2012 году субъектами малого и среднего предпринимательства оценочно будет отгружено товаров собственного производства на сумму 55,0 млрд. руб., темп роста к уровню 2011 года составит 104,0%. В период 2013 - 2015 годов прогнозируется ежегодное увеличение объемов выпускаемой продукции в среднем на 8,4%.
Малый бизнес Ярославля вносит значительный вклад в развитие экономики города, обеспечивая достаточно высокую занятость, стабильность доходов населения.
Внешнеэкономическая деятельность
Ожидается, что в 2012 году будет экспортировано товаров на сумму 350,0 млрд. долл., в то время как в 2011 году товарный экспорт составил 298,4 млрд. долл. Внешнеторговый оборот оценочно составит 700 млн. долл., что на 11,7% выше, чем в 2011 году, при этом объем экспорта товаров увеличится на 17,3%, импорта -на 6,6%.
Финансовое состояние предприятий города
Прогноз финансового состояния предприятий города отражает процессы развития экономики, включая ее структурные изменения. По итогам текущего года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) составит 10,7 млрд. руб. или 118,1% к 2011 году. Общая сумма убытков составит в размере 4,3 млрд. руб. или 94,3% к сумме убытков за 2011 год. Значительная сумма убытков в основном связана с превышением расходов над доходами на начальном этапе развития вновь созданных предприятий.
Сумма прибыли в 2012 году составит порядка 15,0 млрд. руб. или 110,1% к сумме прибыли 2011 года. В плановом периоде прогнозируется увеличение числа прибыльных организаций - их доля в 2015 году составит 76,1%, а размер прибыли возрастет до 19,4 млрд. руб.
Сальдированный финансовый результат также сохранит положительную тенденцию и к 2015 году увеличится относительно 2012 года в 1,43 раза.
Образование
Основные направления развития муниципальной системы образования города Ярославля на ближайшую перспективу обусловлены тенденциями развития общества, необходимостью повышения открытости и эффективности системы образования.
В городе реализуется ведомственная целевая Программа развития муниципальной системы образования города Ярославля на 2012 - 2014 годы. Программа является организационной основой муниципальной политики в сфере образования и определяет перспективы ее развития:
- обеспечение доступности качественного образования;
- повышение профессионализма педагогических и руководящих кадров;
- обеспечение условий для развития инновационной деятельности в муниципальной системе образования;
- развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей;
- совершенствование деятельности муниципальных образовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.
В связи с ростом рождаемости прогнозируется увеличение числа детей как посещающих дошкольные учреждения, так и учащихся в образовательных учреждениях. В 2012 году прирост данных показателей составит 1,9% и 0,7% соответственно.
В среднесрочной перспективе в связи с открытием новых групп в имеющихся учреждениях дошкольного образования и строительством в 2013 и 2014 годах 2 новых детских садов сохранится положительная динамика численности воспитанников, увеличится обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями.
С 1 марта 2012 года МОУ ДОД специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 8 передано в ведение управления по физической культуре и спорту мэрии города Ярославля. В связи с этим ожидается, что численность детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, подведомственных департаменту образования мэрии города Ярославля, по итогам 2012 года снизится до 28,4 тыс. чел., а к концу 2015 года возрастет до 29,0 тыс. чел.
Здравоохранение
В рамках модернизации здравоохранения и формирования системы единого государственного медицинского обеспечения в 2012 году муниципальные учреждения здравоохранения были переданы в компетенцию Ярославской области. В результате реорганизации появилась возможность не только расширить спектр оказываемых населению услуг, но и значительно повысить их качество.
На сегодняшний день основными направлениями деятельности органов городского самоуправления в сфере охраны здоровья являются:
- организация санаторно-оздоровительной помощи в муниципальном учреждении "Санаторий "Ясные зори". Создание необходимых условий для оказания санаторно-оздоровительной помощи и устойчивому функционированию учреждения;
- реализация на территории города Ярославля мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, по санитарно-гигиеническому просвещению населения и формированию здорового образа жизни, пропаганда донорства крови.
Социальная поддержка населения
Реализация мероприятий социальной политики по поддержке наименее обеспеченных категорий населения позволит не допускать увеличения численности нуждающихся граждан. Одной из важнейших задач при этом является развитие системы социальной защиты и поддержка малообеспеченных, не защищенных слоев населения путем оказания материальной, психологической, правовой и медицинской помощи.
В Ярославле социальное обслуживание граждан осуществляется 6 муниципальными учреждениями "Комплексный центр социального обслуживания населения города Ярославля".
Сумма средств, израсходованных на различные пособия, социальные выплаты и другие виды социальной помощи, предоставляемой населению, в 2012 году увеличится на 13,8% и составит 2,2 млрд. руб. против 1,9 млрд. руб. в 2011 году. К 2015 году рост данного показателя составит 23,2%.
Оценочно в 2012 году в центрах социального обслуживания населения будет обслужено 19 тыс. чел., что на 1,7% больше, чем в 2011 году, существенных изменений численности по 2015 год не планируется.
Физическая культура и спорт
Основными целями отрасли "Физическая культура и спорт" является создание условий и стимулирование здорового образа жизни горожан, повышение эффективности профилактики наркомании, алкоголизма и правонарушений среди молодежи. Осуществляется это, прежде всего, через реализацию целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Ярославле", приоритетными направлениями которой являются:
- развитие на территории города сети учреждений, организаций физической культуры и массового спорта;
- физкультурно-спортивная работа с населением города;
- организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий на территории города;
- повышение эффективности использования физкультурно-оздоровительных комплексов.
В период 2013 - 2015 годов прогнозируется увеличение числа спортивных сооружений на 1,9% или на 16 единиц. Для укрепления материальной базы, повышения доступности спортивных сооружений города для занятий физической культурой и спортом прорабатывается вопрос включения в областную целевую программу "Развитие материально-технической базы физической культуры и спорта Ярославской области на 2011 - 2014 годы" мероприятий по строительству 28 комплексных плоскостных спортивных площадок и реконструкции ряда существующих спортивных объектов.
Реализация данных мероприятий повлечет за собой увеличение доли населения города, систематически занимающегося физической культурой и спортом к 2015 году, до 29,9%.
Культура
Основной целью отрасли "Культура" является сохранение и развитие культурного потенциала города и дальнейшее позиционирование города как центра туризма, образования, культуры и науки.
При этом главными направлениями развития отрасли останутся:
- повышение качества и разнообразия предоставляемых муниципальных услуг;
- развитие библиотек путем пополнения и оптимизации библиотечных фондов, продолжения работы по внедрению инновационных форм и методов работы;
- создание условий для организации досуга, сохранение всех клубных формирований в муниципальных домах и дворцах культуры.
Число учащихся на бюджетных местах в муниципальных детских школах искусств в 2012 - 2015 годы планируется сохранить на уровне 4,5 тыс. чел.
Молодежная политика
Молодежная политика является составной частью социально-экономической политики города и направлена на раскрытие творческого потенциала молодежи путем стимулирования и поддержки социальной адаптации и интеграции молодежи в культурную, экономическую и политическую общественную жизнь. Молодое поколение рассматривается не только и не столько как объект, но и как активный социально ответственный субъект молодежной политики.
В целях реализации поставленных задач в городе реализуются пять долгосрочных целевых программ: "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Ярославля", "Обеспечение жильем молодых семей в Ярославле", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Молодежь", "Семья и дети".
Численность детей и молодежи, занимающихся в кружках и секциях, по оценке 2012 года достигнет 1,1 тыс. чел., что по сравнению с 2011 годом меньше на 2,7%, это связано с уменьшением финансирования на организацию кружковой и клубной работы.
В рамках содействия трудоустройству молодежи в 2012 году помощь в предоставлении работы получат 3,5 тыс. чел., в 2011 году данный показатель составлял 2,3 тыс. чел. В прогнозируемом периоде вопросам трудоустройства молодежи также будет уделяться большое внимание.
Правоохранительная деятельность
Анализ общего состояния и динамики преступности, а также социально-экономических, общественно-политических, социально-демографических и иных криминологически значимых факторов позволяют охарактеризовать криминогенную обстановку в городе как стабильную.
Наиболее характерным для периода 2012 - 2015 годов станет продолжающееся сокращение общей преступности, а также тяжких и особо тяжких преступлений, уличной преступности и числа правонарушений в общественных местах. В период 2012 - 2015 годов уровень зарегистрированных преступлений снизится на 4,1%.
Положительно на результатах работы по укреплению правопорядка на территории города отразится функционирование единой системы профилактики преступлений и правонарушений.
Количество преступлений среди несовершеннолетних будет уменьшаться за счет стабилизации социально-экономических условий в городе, организации дополнительной занятости детей и подростков, улучшения работы всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по защите их прав. Также улучшению ситуации будет способствовать раннее выявление детского и семейного неблагополучия, создание условий для полноценной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Повышение правосознания несовершеннолетних будет достигаться посредством проведения мероприятий профилактического характера и внедрения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэрии г. Ярославля от 15 ноября 2012 г. N 2535 "О внесении проекта решения муниципалитета "О бюджете города Ярославля на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов" в муниципалитет города Ярославля и об одобрении прогноза социально-экономического развития города Ярославля"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления официально опубликован не был