Постановление Ярославского областного суда
от 7 ноября 2012 г. N 44-г-74/12
Президиум Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Ананьева В.Н.,
членов президиума Бредининой Г.К., Волковой В.Г., Горохова С.Ю., Федоренко Г.В., Юрина М.В.
рассмотрел по кассационной жалобе Матвеева А.Ю. дело по заявлению Матвеева А.Ю. об оспаривании решения призывной комиссии отдела военного комиссариата Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому районам г. Ярославля.
Заслушав доклад судьи Ярославского областного суда Шульги Г.У., президиум установил:
Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 29 декабря 2011 г. признано незаконным решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому районам г. Ярославля от 10 октября 2011 г. о признании Матвеева А.Ю. годным к прохождению службы в Вооруженных силах Российской Федерации (категория годности - "...") и призыве для прохождения службы в Вооруженных силах Российской Федерации.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось, решение суда вступило в законную силу 11 января 2012 г.
Матвеев А.Ю. обратился в суд с заявлением о взыскании с Военного комиссариата Ярославской области судебных расходов на оплату судебно-медицинской экспертизы в размере "..." руб., понесенных им в связи с рассмотрением дела.
Определением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 8 февраля 2012 г. заявление Матвеева А.Ю. удовлетворено, с Военного комиссариата Ярославской области в пользу Матвеева А.Ю. взыскано "..." руб. в возмещение расходов по оплате судебно-медицинской экспертизы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 апреля 2012 г. определение суда отменено, вопрос разрешен по существу, в удовлетворении заявления Матвеева А.Ю. отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения, указывается на существенное нарушение судом апелляционной инстанции норм действующего законодательства, что привело к невозможности восстановления нарушенных прав заявителя.
Дело истребовано в Ярославский областной суд.
Определением судьи Ярославского областного суда Шульги Г.У. от 23 октября 2012 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Ярославского областного суда в связи с существенным нарушением судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Президиум находит апелляционное определение незаконным и подлежащим отмене ввиду следующего.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, установив, что заявителем понесены расходы на оплату судебно-медицинской экспертизы в сумме "..." руб., руководствуясь ст.ст. 88, 94 ГПК РФ, взыскал указанные расходы с Военного комиссариата Ярославской области.
Отменяя определение суда и отказывая в удовлетворении заявления Матвеева А.Ю., суд апелляционной инстанции со ссылкой на ст.ст. 5.1, 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также с учетом разъяснений, содержащихся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходил из того, что призывная комиссия формируется на определенный срок и не является юридическим лицом, обязанность по возмещению судебных расходов в случае признания решения призывной комиссии незаконным должна возлагаться на орган государственной власти или орган местного самоуправления, на основании решения которого была создана призывная комиссия. Поскольку такой орган судом к участию в деле не привлекался, разрешить вопрос о взыскании судебных расходов при данном субъектном составе лиц, привлеченных к участию в деле, не представляется возможным.
Судебной коллегией не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Военный комиссариат Ярославской области. В рамках настоящего дела на основании определения суда проведена судебно-медицинская экспертиза, расходы по производству которой возложены на Матвеева А.Ю. Понесенные заявителем расходы на оплату услуг экспертов в сумме "..." руб. подтверждены документально. Судом принято решение в пользу заявителя.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В соответствии с положениями ст.ст. 88, 94 ГПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами при рассмотрении дел в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, разрешается судом в соответствии с общими правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ. С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного: структурным подразделением этого органа, не являющимся юридическим лицом; не являющимся юридическим лицом органом, имеющим властные полномочия и созданным на основании решения этого органа государственной власти или органа местного самоуправления; должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в данном органе.
Вместе с тем данное разъяснение не исключает взыскания судебных расходов с привлеченного к участию в деле Военного комиссариата Ярославской области.
Из содержания ст.ст. 26 - 29 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663, следует, что призыв на военную службу призывников организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Призывная комиссия является публичным формированием, созданным для осуществления государственных полномочий по призыву на военную службу, данная комиссия не имеет статуса юридического лица.
Военный комиссариат осуществляет проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при призыве на военную службу, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу (п. 1 ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" .
Согласно п.п. 2, 3 названного Постановления Правительства РФ и п.п. 2, 3, 5 указанных Правил, а также Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132, финансирование мероприятий по организации и проведению призыва на военную службу производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны РФ; территориальным органом Министерства обороны РФ, получающим эти средства федерального бюджета, является военный комиссариат субъекта Российской Федерации, имеющий статус юридического лица и лицевой счет в территориальном органе федерального казначейства.
С учетом приведенных норм действующего законодательства взыскание судебных расходов с привлеченного к участию в деле Военного комиссариата Ярославской области нельзя признать противоречащим закону.
Допущенное судом апелляционной инстанции нарушение норм материального и процессуального права является существенным, поскольку повлияло на исход дела. Поэтому апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе определения суда первой инстанции.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум постановил:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 апреля 2012 г. отменить, оставить в силе определение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 8 февраля 2012 г.
Председательствующий |
В.Н. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Ярославского областного суда от 7 ноября 2012 г. N 44-г-74/12
Текст постановления официально опубликован не был