Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 7 марта 2013 г. по делу N 03-03/41-12
Решение изготовлено в полном объеме 22 марта 2013 года
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя Ярославского УФАС России Завьялов М.Ф.; члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Антонова М.В., рассмотрев дело N 03-03/41-12 по признакам нарушения ОАО "Рыбинскгазсервис" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Ярославское УФАС России поступило заявление ООО "Росстройгаз" о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Рыбинскгазсервис", выразившемся в обязательном требовании согласования проекта газоснабжения на предмет соответствия выданным техническим условиям и взимании платы за такое согласование.
ОАО "Рыбинскгазсервис" наличия нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества не признало.
Принимая решение по делу, Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий; в соответствии со статьей 3 указанного закона "субъект естественной монополии" - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
ОАО "Рыбинскгазсервис" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел "II. Транспортировка газа по трубопроводам" приказом N 121/1 от 14.11.1997 года.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, положение ОАО "Рыбинскгазсервис" на рынке транспортировки газа по трубопроводам является доминирующим.
Также ОАО "Рыбинскгазсервис" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр) по позиции "Услуги по транспортировке газа по газораспределительным газопроводам" с долей более 65 % в географических границах г. Рыбинска, Рыбинского, Пошехонского районов Ярославской области.
ОАО "Рыбинскгазсервис" заказчику Нечаеву С.В. выданы технические условия на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом N 68 от 20.02.2012 года, согласно пункту 6 которых до начала строительно-монтажных работ проектно-сметная документация на строительство системы газоснабжения должна пройти согласование в ОАО "Рыбинскгазсервис". Приложением к указанным Техническим условиям являются Технические условия N 68-1 раздел "Электрохимическая защита от коррозии", согласно пункту 4 которых заказчик должен согласовать проект газоснабжения со службой ЭХЗ и метрологии ОАО "Рыбинскгазсервис". Аналогичные пункты содержатся в технических условиях N 92-1 от 21.02.2012 года, выданных заказчику Желтикову В.В.
Согласование проектов газоснабжения ОАО "Рыбинскгазсервис" проводит за плату. Так, в материалы дела представлены:
- справка о стоимости оказанных услуг ПТО ОАО "Рыбинскгазсервис", выданная заказчику Желтикову В.В. о согласовании проекта газораспределительной системы жилого дома индивидуальной застройки на сумму 1515,30 рублей с НДС;
- справка о стоимости согласования проекта устройств электрохимической защиты", выданная заказчику Желтикову В.В. о согласовании проекта устройств электрохимической защиты на сумму 480,97 рублей с НДС;
- справка о стоимости оказанных услуг ПТО ОАО "Рыбинскгазсервис", выданная заказчику Нечаеву С.В. о согласовании проекта газораспределительной системы жилого дома индивидуальной застройки на сумму 1515,30 рублей с НДС;
- справка о стоимости согласования проекта устройств электрохимической защиты", выданная заказчику Нечаеву С.В. о согласовании проекта устройств электрохимической защиты на сумму 480,97 рублей с НДС.
Специальные требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, монтажу, реконструкции и эксплуатации систем газораспределения и газопотребления природными газами, используемыми в качестве топлива, а также к применяемому в этих системах оборудованию (техническим устройствам) установлены Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления (далее - Правила N 9), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 года N 9. Указанные Правила N 9 в соответствии с пунктом 1.1.4 распространяются, в том числе на наружные газопроводы поселений, включая межпоселковые; средства защиты стальных газопроводов от электрохимической коррозии. Правила N 9 в соответствии с пунктом 1.1.5 не распространяются на внутренние газопроводы и газовое оборудование производственных, административных, общественных и бытовых зданий, где газ используется для пищеприготовления или лабораторных целей; системы автономного отопления и горячего водоснабжения административных, общественных и бытовых зданий с котлами и теплогенераторами, без выработки тепловой энергии для производственных целей и (или) предоставления услуг при суммарной тепловой мощности установленного оборудования менее 100 кВт.
В соответствии с пунктом 2.1.10 Правил N 9 проектная документация систем газораспределения и газопотребления до утверждения должна быть согласована заказчиком с газораспределительной организацией на соответствие ее выданным техническим условиям и подлежит повторному согласованию, если в течение 24 месяцев не было начато строительство.
Отношения в сфере присоединения к газораспределительным сетям регулируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила определения и предоставления технических условий N 83) и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства от 13.02.2006 года N 83.
В соответствии с пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий N 83 выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
В соответствии с пунктом 17 Правил определения и предоставления технических условий N 83 плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.
В материалы дела представлено письмо Федеральной службы по тарифам от 09.11.2012 года N ДС-8780/9. Указанным письмом ФСТ разъясняет, что затраты на согласование проектной документации систем газораспределения и газопотребления являются составной частью затрат на услуги по выдаче технических условий на присоединение, согласование проектов газификации, а также работ по присоединению частного домовладения к газораспределительной сети. Источником финансирования вышеуказанных затрат является плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, которая в соответствии с пунктом 17 постановления Правительства РФ от 13.02.2006 года N 83, определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации, в том числе газоснабжающей организации.
ОАО "Рыбинскгазсервис" тариф для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры органом местного самоуправления не установлен.
В отсутствие тарифа на технологическое присоединение, утвержденного уполномоченным органом ОАО "Рыбинскгазсервис" не имеет законных оснований для взимания платы за согласование проектной документации систем газораспределения и газопотребления.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 года N N 11912/07, которым установлено, что законодательством Российской Федерации собственникам сетей инженерно-технического обеспечения газораспределительных сетей не предоставлено права самостоятельно устанавливать плату (тариф) за подключение. Не основано на законе принятие в одностороннем порядке решения о взимании платы при подключении потребителей к газопроводу как компенсации понесенных при его строительстве затрат.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия ОАО "Рыбинскгазсервис" по взиманию платы за согласование проектной документации систем газораспределения и газопотребления на соответствие выданным техническим условиям на присоединение к газораспределительной сети, ущемляющие интересы физических и юридических лиц, осуществляющих присоединение принадлежащих им объектов к газовым сетям, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ
В соответствии с письмом ОАО "Рыбинскгазсервис" от 05.03.2013 года N 460/1 за согласование проектов газоснабжения в 2011 - 2012 года получены от физических и юридических лиц денежные средства в размере 1 004 103,39 рублей без НДС. Указанный доход получен ОАО "Рыбинскгазсервис" вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ОАО "Рыбинскгазсервис" нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
2. Выдать ОАО "Рыбинскагзсервис" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства
3. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
Председатель Комиссии |
М.Ф. Завьялов |
Члены Комиссии
|
М.В. Гаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 7 марта 2013 г. по делу N 03-03/41-12
Текст решения официально опубликован не был