В целях формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышения доступности и качества государственных услуг в области реабилитации инвалидов и их интеграции в полноценные общественные отношения, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", постановления Правительства Ярославской области от 03.05.2011 года N 342-п "Концепция областной целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы" и в соответствии с постановлением Мэра г. Переславля-Залесского от 11.08.2006 N 1002 "Об утверждении порядка разработки, принятия и реализации целевых программ"(в редакции от 01.12.2008 N 1367;от 01.04.2010 N 357, от 16.06.2010 N 785, 23.04.2012 N 499) Администрация города Переславля-Залесского постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию городской целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы.
2. Управлению социальной поддержки населения и труда г. Переславля-Залесского совместно со структурными подразделениями Администрации г. Переславля-Залесского, государственными, муниципальными учреждениями, общественными организациями инвалидов и иными юридическими лицами обеспечить разработку проекта Программы.
3. Разместить постановление на официальном сайте органов местного самоуправления г. Переславля-Залесского в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации г. Переславля-Залесского Кочеву В.Н.
Исполняющий обязанности Мэра города Переславля-Залесского |
А.С. Туманов |
Концепция
городской целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы
(утв. постановлением Администрации г. Переславля-Залесского
от 20 марта 2012 г. N 263)
Раздел 1. Описание проблемы
Концепция городской целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" и постановлением Правительства Ярославской области от 03.05.2011 года N 342-п "Концепция областной целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы".
Программа будет направлена на достижение повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, формирования к 2015 году условий для устойчивого развития доступной среды для граждан с ограниченными возможностями, проживающих на территории городского округа г. Переславль-Залесский и реализацию одного из стратегических (приоритетных) направлений развития города, в соответствии со стратегией социально-экономического развития городского округа город Переславль-Залесский на 2009 - 2020 годы.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества граждан с ограниченными возможностями.
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов", что фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
В положениях указанной ООН Конвенции отражена необходимость принятия надлежащих мер по обеспечению инвалидов наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
- на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
- на социальные программы и услуги, включая реабилитацию;
- на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Основными критериями доступности среды для инвалидов являются, с одной стороны, - снижение уровня ограничения жизнедеятельности, выражающейся способностью к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю своего поведения, обучению и трудовой деятельности, путем проведения реабилитационных мероприятий, с другой, -способность среды адаптироваться к возможностям и потребностям жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.
Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения. При этом наиболее характерными по особенностям взаимодействия с окружающей средой являются четыре основные группы (категории) инвалидов:
с поражением опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (кресла - коляски, костыли, ходунки и т.д.);
с дефектами органов зрения, использующие при ориентации в пространстве трости и собак-проводников слепого;
с дефектами органов слуха и речи;
люди со сниженными ментальными возможностями, в том числе дети-инвалиды.
Также в эту группу, кроме инвалидов, можно отнести престарелых немощных людей, маленьких детей, людей с грудными детьми в колясках, граждан с временным расстройством здоровья и т.д.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Вместе с тем формирование доступной среды для инвалидов, несмотря на существующую правовую основу, находится в Российской Федерации на низком уровне.
В г. Переславле-Залесском проживают около 4000 лиц, в установленном порядке признанных инвалидами, из которых 99 дети-инвалиды (23 ребенка находятся на учете по поводу психических заболеваний, 23 ребенка с диагнозом детский церебральный паралич); около 200 инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих при передвижении вспомогательные средства (кресла - коляски, костыли, ходунки и т.д.); около120 инвалидов с дефектами органов зрения; около 55 инвалидов по слуху и речи.
Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. В среднем инвалиды составляют около 9,3 процентов населения города.
Численность лиц старше трудоспособного возраста составляет 10958 человек, или 26,5 процентов от населения города.
Несмотря на предпринимаемые меры, остается нерешенной важнейшая социальная задача -создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Социальная среда в большинстве своем остается не приспособленной для инвалидов.
Также активность данной категории граждан ограничивают психологические барьеры, обусловленные неуверенностью в себе; информационные барьеры, обусловленные отсутствием необходимой информации в различных областях знаний; социальные барьеры, связанные с непониманием проблем инвалидов окружающими их людьми.
Нерешенность данной проблемы порождает серьезные социально-экономические последствия, решение которых возможно только путем реализации комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи, информации и т.д.
По итогам мониторинга, проведенного в 2010 году на территории г. Переславля-Залесского выявлены основные проблемы, связанные с формированием доступной среды для инвалидов: более 50 зданий жилого фонда, в которых проживают инвалиды-колясочники, требуют оснащения специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими свободное перемещение инвалидов; около 75 объектов социальной инфраструктуры, не отвечающих требованиям безбарьерной среды для жизнедеятельности; около 20 инвалидов трудоспособного возраста нуждаются в трудоустройстве; недостаточный уровень доступности гарантированных государством услуг в сфере образования и занятости, здравоохранения, социального обслуживания, физической культуры и спорта, транспорта, информации и связи; низкий уровень охвата социально-реабилитационными мероприятиями, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.
Актуальной является проблема постоянного мониторинга уровня доступности объектов социальной сферы и транспортной инфраструктуры. Должны быть созданы и систематически действовать межведомственная муниципальная комиссия по обследованию инфраструктуры города.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
SWOT - анализ ситуации, связанной с созданием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, проживающих на территории городского округа Переславль-Залесский указан в приложение 1 к Концепции.
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программным методом определяется следующими причинами:
- масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности;
- комплексность проблемы. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников; реализация соответствующего комплекса мероприятий;
- межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий органов исполнительной власти Ярославской области, органов местного самоуправления, общественных объединений, некоммерческих организаций;
- длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления работ и комплекса мероприятий, взаимосвязанных по целям и задачам.
Решению этих проблем и будет способствовать городская целевая программа "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы.
Раздел 2. Цели и задачи Программы
Программа имеет следующие цели:
- цель 1 - повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
паспортизация приоритетных объектов в соответствии с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (проектирование планируемых изменений объектов) и разработка проектно-сметной документации;
формирование карты доступности объектов и услуг на территории городского округа г. Переславль-Залесский (графическое отображение состояния доступности объектов и услуг на карте города с возможностью предоставления информации о маршрутах передвижения и местах получения справочной информации об особенностях предоставления услуг);
реализация изменений приоритетных объектов в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией;
внедрение современных технологий в процесс предоставления услуг с целью повышения их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
- цель 2 - совершенствование системы реабилитации инвалидов и повышение эффективности реабилитационных услуг;
Для достижения указанной цели необходимо решение следующей задачи:
создание условий для эффективной реабилитации инвалидов и повышение качества реабилитационных услуг.
- цель 3 - устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующей задачи:
проведение общественно- просветительских кампаний по формированию общественного мнения по проблемам инвалидности и распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Раздел 3. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2012 - 2015 годы.
Реализация Программы проводится в два этапа:
2012 год - подготовительный этап: сбор и анализ статистической информации, формирование нормативной правовой базы реализации Программы, паспортизация объектов, формирование карт доступности; организационно-подготовительная работа по реализации мероприятий по обеспечению доступности в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;
2013 - 2015 годы - технологический этап: проведение работ по реализации мероприятий Программы.
Раздел 4. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на территории городского округа г. Переславль-Залесский в соответствии с перечнем мероприятий Программы.
Перечень программных мероприятий состоит из разделов, каждый из которых сформирован соответственно исполнителем Программы по сферам деятельности.
Общее руководство реализацией ГЦП осуществляет заказчик ГЦП - Администрация г. Переславля-Залесского.
Контроль за реализацией ГЦП осуществляет заместитель Главы Администрации г. Переславля-Залесского - Кочева В.Н.
Реализация ГЦП осуществляется: исполнителями ГЦП (по подведомственным направлениям) -управлением социальной защиты населения и труда Администрации г. Переславля-Залесского, управлением культуры молодежи и спорта Администрации г. Переславля-Залесского, управлением образования Администрации г. Переславля-Залесского, управлением поддержки предпринимательства и туризма Администрации г. Переславля-Залесского, муниципальным бюджетным учреждением "Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского", муниципальным учреждением "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Переславля-Залесского "Надежда", государственным казенным учреждением Ярославской области центром занятости населения г. Переславля-Залесского, некоммерческими общественными организациями социальной направленности и иными юридическими лицами.
Разработчик ГЦП:
- несет ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию ГЦП;
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов по реализации ГЦП в случае отсутствия правовой базы в части мероприятий, по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств;
- участвует в организации финансирования мероприятий ГЦП, по которым наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств;
- в соответствии с установленным порядком разрабатывает предложения по внесению изменений в ГЦП, в том числе в части содержания мероприятий, назначения исполнителей, объемов и источников финансирования ГЦП;
- осуществляет организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач ГЦП;
- обобщает и анализирует ход реализации мероприятий ГЦП, использование бюджетных средств на основе соответствующих сводных отчетов исполнителей ГЦП в целом по городу;
- представляет отчеты о реализации ГЦП в департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области и в Администрацию г. Переславля-Залесского.
Исполнители ГЦП:
- представляют предложения по внесению изменений в ГЦП;
- осуществляют координацию деятельности участников ГЦП по контролируемым ими направлениям;
- в соответствии с компетенцией главного распорядителя бюджетных средств участвуют в организации финансирования мероприятий ГЦП по контролируемым ими направлениям;
- несут ответственность за эффективное использование средств, выделяемых на реализацию ГЦП по контролируемым ими направлениям;
- осуществляют организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач разработанных ими программ;
- обобщают и анализируют ход реализации мероприятий, разработанных ими программ, использование бюджетных средств на основе соответствующих сводных отчетов;
- представляют отчеты о реализации мероприятий разработанных ими программ в управление социальной защиты населения и труда Администрации г. Переславля-Залесского.
Участники ГЦП несут ответственность за своевременную и качественную реализацию порученных им мероприятий ГЦП.
Государственная поддержка за счет средств областного бюджета будет осуществляться в течение 2013 - 2015 годов на основании закона Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Контроль целевого использования выделяемых бюджетных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Раздел 5. Объемы и источники финансирования Программы
Объем финансирования Программы за период 2012 - 2015 годы составит 15469,16 тыс. рублей, в том числе:
Таблица N 1
Источники финансирования |
Единица измерения |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
||||
всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Областной бюджет |
тыс. руб |
13647,88 |
0 |
418,60 |
1505,75 |
11723,53 |
Местный бюджет |
тыс. руб |
1821,28 |
85,0 |
585,20 |
489,25 |
661,83 |
ВСЕГО |
тыс. руб |
15469,16 |
85,0 |
1003,80 |
1995,0 |
12385,36 |
Раздел 6. Ожидаемые конечные результаты Программы
Основными ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются:
- обеспечение для инвалидов и других маломобильных групп населения равных с другими гражданами возможностей полного и эффективного участия в жизни общества путем повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг социальной и транспортной инфраструктуры;
- изменение общественного мнения населения по отношению к проблемам инвалидов и инвалидности.
Реализация Программы позволит достичь целевых показателей, указанных в приложении 2 к Концепции.
Приложение 1
к Концепции
SWOT-анализ
ситуации, связанной с созданием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, проживающих на территории городского округа г. Переславль-Залесский
Факторы успеха (сильные стороны) |
Проблемы (слабые стороны) |
- наличие политической воли для необходимости решения проблемы по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышению доступности и качества государственных услуг для инвалидов и их интеграции в полноценные общественные отношения; |
- несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов; - несоответствие условий комфортности окружающей среды основным положениям Конвенции ООН "О правах инвалидов"; - социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; - отсутствие комплексного подхода и межведомственная разобщенность в решении задач по созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизнедеятельности; - прогнозный объем средств, необходимых для финансирования мероприятий Программы, не позволит достичь в полном объеме доступность объектов и услуг для инвалидов в приоритетных сферах жизнедеятельности |
Возможности |
Угрозы |
- заинтересованность и готовность структур города к участию в совместной работе по решению имеющихся проблем; - установленные действующим законодательством требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовых форм по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований; - правовая и методическая поддержка со стороны Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области; - возможность получения софинансирования из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы |
- ухудшение социально-экономической ситуации в стране; - уменьшение объемов финансирования; - отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения; |
Приложение 2
к Концепции
Целевые показатели
городской целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы
N |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Исходный уровень (ед.) |
Плановый уровень (ед.) |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Увеличение количества объектов жилищного фонда, в которых обеспечена физическая доступность для инвалидов, с учетом их особых потребностей |
Кол-во объектов |
5 |
5 |
5 |
8 |
8 |
2 |
Увеличение количества приоритетных объектов социальной инфраструктуры, в которых обеспечена физическая доступность для инвалидов, с учетом их особых потребностей (в том числе в сфере: |
Кол-во объектов |
5 |
8 |
22 |
32 |
39 |
|
- социальной защиты (в 2013 г. предусмотрено дооборудование уже частично адаптированных объектов) |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
- образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
|
|
- молодежной политики |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
|
|
- культуры |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
|
|
- транспортной инфраструктуры |
3 |
5 |
18 |
28 |
29 |
|
3 |
Увеличение количества общественного транспорта, оборудованного для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения |
Ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
Увеличение количества общеобразовательных школ, в которых создана универсальная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития |
Ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
5 |
Увеличение численности инвалидов и других маломобильных групп населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
Чел. |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
6 |
Увеличение численности инвалидов с ограниченными возможностями передвижения, обеспеченных специальными средствами и приспособлениями для оборудования и оснащения жилых помещений, занимаемых инвалидами, с целью формирования доступной среды жизнедеятельности |
Чел. |
10 |
10 |
20 |
20 |
25 |
7 |
Увеличение численности трудоустроенных инвалидов |
Кол-во чел. |
28 |
30 |
34 |
36 |
40 |
8 |
Увеличение количества организованных и проведенных мероприятий при совместном участии инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами |
Кол-во мероприятий |
4 |
10 |
20 |
30 |
35 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 20 марта 2012 г. N 263 "О Концепции городской целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы"
Текст постановления официально опубликован не был